Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Прот. Родіонъ Путятинъ († 1869 г.)

Путятинъ, Родіонъ Тимофѣевичъ, протоіерей, извѣстный духовный проповѣдникъ; родился въ 1807 г. въ селѣ Путятинѣ, Сапожковскаго уѣзда Рязанской губ., въ семьѣ священника; въ 1830 году окончилъ курсъ Рязанской Духовной Семинаріи, а въ 1834 г. — Московской Духовной Академіи (со степенью магистра богословскихъ наукъ) и былъ назначенъ профессоромъ словесности въ Ярославскую Духовную Семинарію; 25-го января 1835 г. рукоположенъ во священника къ Тихоновской церкви, въ 1837 г. занялъ мѣсто помощника инспектора Семинаріи, въ 1840 г. переведенъ въ Ярославскій Каѳедральный соборъ, а въ 1844 г. — къ церкви Сошествія Святаго Духа. Въ 1845 г. (22-го Февраля), по прошенію, о. Родіонъ былъ уволенъ отъ службы въ Семинаріи и въ томъ же году (12-го марта) опредѣленъ увѣщателемъ по всѣхъ Ярославскихъ присутственныхъ мѣстахъ, а 8-го сентября перемѣщенъ въ Рыбинскій Спасо-Преображенскій соборъ протоіереемъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, благочиннымъ всѣхъ церквей г. Рыбинска. Въ 1866 г. (28-го ноября), согласно прошенію, о. Родіонъ по слабости здоровья былъ уволенъ отъ должности благочиннаго, а 4-го ноября 1869 г. скончался въ г. Рыбинскѣ, 62 лѣтъ отъ роду. — (См. также: Прот. Родіонъ какъ проповѣдникъ>>)

Слова и рѣчи

Прот. Родіонъ Путятинъ († 1869 г.)
Отдѣленіе первое. Поученія на праздники Господни.

Поученіе 34. Въ день Пасхи.

Итакъ, сподобилъ насъ Господь Богъ дождаться свѣтлаго Христова Воскресенія. Возрадуемся и возвеселимся въ сей день, слушатели благочестивые!

И какъ не радоваться, какъ не веселится въ нынѣшній праздникъ! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться, — онъ нынѣ разрушенъ. Мы трепещемъ смерти; теперь нечего ея трепетать, — жало ея уничтожено. Мы боимся діавола; нечего и его бояться, — онъ низложенъ. Мы желаемъ рая, — отверсты райскія двери. Все готово, чего только наша душа желаетъ; все доставило намъ Воскресеніе Спасителя.

Впрочемъ, слушатели, не смотря на то, что рѣки радости текутъ вездѣ, двери отверсты всѣмъ, не смотря, говорю, на то, и нынѣ есть много печальныхъ между нами, христіанами, унылыхъ среди общаго веселія, мрачныхъ при полномъ сіяніи радости.

Кто же эти унылые и печальные? Унылы и печальны нынѣ бѣдные, впрочемъ, не тѣ только бѣдные, которые стоятъ у дверей храма, ходятъ по домамъ, кланяются на переулкахъ. Эти бѣдные имѣютъ голосъ: добрые люди не дадутъ имъ долго плакать. Нынѣ особенно унылы и печальны тѣ бѣдные, которые не имѣютъ чѣмъ жить, но не умѣютъ просить: которые бѣдствуютъ, но скрываютъ свою бѣдность; льютъ слезы горести, но таятъ ихъ отъ другихъ. Это — люди, имѣющіе свое — бѣдное состояніе, несоотвѣтствующее ихъ званію, возрасту, достоинству. Это — бѣдныя вдовы съ малыми дѣтьми; небогатые отцы съ большими долгами, домы, нѣкогда знатные, теперь пришедшіе въ крайнее разореніе. Эти-то бѣдные нынѣ унылы и печальны. Горе и въ простые дни не сладко, но какъ оно мучительно въ Свѣтлый праздникъ! Нужды и всегда не легки, но какъ онѣ тягостны среди общаго довольства!

Конечно, при сердечномъ веселіи и лицу весело; при внутренней красотѣ можно обойтись и безъ внѣшняго украшенія; въ мирномъ семействѣ и черствый кусокъ хлѣба вкусенъ, но... не въ праздникъ, слушатели.

Унылы и печальны нынѣ грѣшники: впрочемъ, не тѣ только грѣшники, которые грѣшатъ противъ Бога; одна слеза раскаянія, одинъ вздохъ моленія, — и Богъ проститъ имъ грѣхи и они веселы. Но нынѣ унылы и печальны особенно тѣ грѣшники, которые грѣшатъ противъ насъ, и грѣшатъ часто потому только, что живутъ съ нами или зависятъ отъ насъ. Это — люди, прогнѣвавшіе насъ, съ которыми мы еще не помирились; это — подчиненные наши, нами унижаемые и принебрегаемые; это — родные и близкіе, нами оставляемые безъ всякаго вниманія, это — рабы и служители, работающіе и служащіе намъ изъ-за куска хлѣба. Это вообще, всѣ тѣ люди, которые, имѣя отношеніе къ намъ или находясь при насъ, или завися отъ насъ, не видятъ себѣ и нынѣ ласковаго взгляда, не слышатъ привѣтливаго слова. Видно, навсегда прошли тѣ времена, когда для Свѣтлаго праздника ссоры были забываемы, тягостныя приличія оставляемы, различіе званія и состоянія было покидаемо. Прошли и, видно, никогда не воротятся тѣ времена, когда въ нынѣшній день подчиненный покойно веселился со своимъ начальникомъ, рабъ безпечно радовался со своимъ господиномъ, небогатая родня радостно ликовала съ роднею богатою, когда общій для всѣхъ праздникъ праздновали всѣ вмѣстѣ.

Впрочемъ, никому такъ не горько нынѣ, какъ бѣднымъ заключеннымъ. Для нихъ и колокольный нынѣшній звонъ заглушается громомъ ихъ собственныхъ цѣпей; они и въ сей свѣтлый праздникъ едва видятъ солнечный свѣтъ, тускло свѣтящій имъ сквозь каменныя ограды и желѣзныя рѣшетки. Горько нынѣ и тѣмъ страждущимъ, которыми наполнены больницы и богадѣльни, которые и нынѣ съ нетерпѣніемъ ожидаютъ себѣ куска хлѣба изъ рукъ корыстолюбиваго попечителя, которыхъ вопли и нынѣ отъ излишней радости не слышатъ тѣ, которые обязаны слушать ихъ всегда.

Горько нынѣ безпріютнымъ сиротамъ, коими наполнены домы призрѣнія; брошенныя отцами и матерями, онѣ и нынѣ забыты тѣми, которые обязались за ними смотрѣть.

Итакъ, вотъ кто нынѣ унылъ и печаленъ: унылы и печальны тѣ, которыхъ Іисусъ Христосъ называетъ меньшею Своею братіею, съ которыми Онъ дѣлитъ печаль и уныніе какъ всегда, такъ особенно и нынѣ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе поученій протоіерея Родіона Путятина, съ портретомъ его. — Издание двадцать пятое. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1901. — С. 69-71.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0