Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово въ день Святыя Пасхи.
Что значитъ слово Пасха
[1]

Въ сіи святые дни часто въ пѣніяхъ церковныхъ повторяется сіе достопамятное слово — «Пасха»; но мню, что не всѣ разумѣютъ силу сего слова. А разумѣть оное полезно и нужно, дабы познали, сколь великій даръ отъ Господа получили мы; а потому болѣе почувствовали бы въ себѣ радости и бóльшую благодарность принесли бы Благодѣтелю своему.

«Пасха» значитъ по нашему «прехожденіе», или «переходъ». Наименованіе сіе произошло отъ сего случая. Изральтяне жили нѣкогда въ Египтѣ; они были пришельцы въ землѣ сей: перевелъ ихъ туда оный великій и святый мужъ Іосифъ, когда имѣлъ полную власть въ Египтѣ. По смерти его, Египтяне стали утѣснять ихъ, яко пришельцевъ, а, яко идолопоклонники, ненавидѣли ихъ, яко почитателей истиннаго Бога и гнушающихся Египетскихъ боговъ, яко ложныхъ, — мучили всякою работою безчеловѣчно дотолѣ, что Израильтяне, вышедъ изъ терпѣнія, стали просить Египетскаго царя, чтобы онъ изъ своей земли выпустилъ ихъ, яко вольныхъ, и далъ бы имъ свободу служить Господу Богу не въ горести души, но въ отрадѣ и спокойствіи. Царь Фараонъ на сіе не только не согласился, но еще болѣе сталъ мучить всякими работами и притѣсненіями; даже довелъ тираннію свою до того, что повелѣлъ каждаго младенца, кто вновь родится мужеска пола, умерщвлять, дабы ихъ родъ совсѣмъ искоренить. Сему жребію подпалъ было Моисей, но дивными судьбами Божіими сохраненъ, да еще воспитанъ въ домѣ царскомъ. Хотя Богъ, вступившись за притѣсняемую неповинность, различными казнями уже каралъ царя и все его царство, дабы смягчить ихъ жестокосердіе и склонить — дать свободу народу, Его почитающему, но мучимому; однако, ожесточилось сердце Фараоново и всѣхъ египтянъ такъ, что уже Фараонъ изрыгалъ и хулы, говоря: чтó за Богъ Израилевъ, чтобы я послушалъ Его (Исх. 5, 2)? Напослѣдокъ, Богъ, преклонившись милосердіемъ къ людямъ Своимъ и открывъ мстительную всемогущую силу Свою, одною рукою вывелъ Израильтянъ изъ Египта и, открывъ глубину морскую, провелъ ихъ чрезъ море, яко по суху; а другою поразилъ Фараона и всѣхъ слугъ его, потопивъ ихъ въ морѣ, яко олово въ водѣ зельнѣй. Видя таковое чудо, чувствуя таковое избавленіе, восхитившись таковымъ безпримѣрнымъ дѣйствіемъ Божія милосердія и правосудія, Израильтяне, возскакали отъ радости, восторжествовали, воспѣли всѣ единою душею и едиными устами: Поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). А Маріамъ, сестра Моисеева, собравъ ликъ дѣвъ, тоже пѣніе умножали, при радостномъ шумѣ тимпановъ, кимваловъ, органовъ и всѣхъ мусикійскихъ орудій. И сей славный день положили они, по повелѣнію Божію, праздновать каждый годъ и назвали его «Пасха» или перехожденіе, то есть прехожденіе изъ земли Египетской, изъ мѣста песносной работы, въ землю покоя, въ землю обѣтованную, да и прехожденіе, соединенное съ чудомъ: Огустѣ бо, яко стѣна море, и сынове Израилевы проидоша сушею посредѣ моря (Исх. 15, 8). Таковъ былъ праздникъ древній Іудейскій, и посему онъ наименованъ «Пасхою».

Егда прейде сѣнь законная, благодати пришедшей; егда явился на земли не Моисей, но и Самъ Моисеевъ Господь; егда открылось избавленіе гораздо бóльшее, нежели каково было оное Израильтянъ; егда явились чудеса Божія милосердія и правосудія несравненно превосходнѣе, нежели прехожденіе Израиля чрезъ море и избавленіе его изъ Египта: тогда, тогда-то, помазанные духомъ Христовымъ, христіане удивились, изумились, пришли въ восторгъ: ибо, просвѣтившись Духомъ Святымъ, узрѣли, что все то, что было въ Египтѣ, есть единъ только образъ, а не самая вещь; едина только тѣнь, а не сущее тѣло.

Какъ! начали они размышлять въ себѣ. Какъ! неужели Богъ промышлялъ объ однихъ только Израильтянахъ, а весь прочій человѣческій родъ, и бывшій и настоящій и будущій, пренебрегалъ? Ужели Онъ помышлялъ только объ Египтѣ и объ одномъ избавленіи отъ работы Египетской, да о землѣ только обѣтованной, гдѣ всякое плодовъ земныхъ изобиліе послужило бы къ насыщенію тѣла? Никакъ! Сіе не можно согласить ни съ высотою величества Божія, ни съ Его благостію, чтобы Онъ только пекся, дабы насъ освободить отъ работы тѣлесной и доставить удовольствіе одному тѣлу. Никакъ! работа тѣлесная укрѣпляетъ духъ: чѣмъ болѣе внѣшній человѣкъ, то есть тѣло, тлѣетъ, тѣмъ болѣе внутренній человѣкъ, то есть душа, обновляется. Чѣмъ болѣе пресыщается тѣло, тѣмъ болѣе ослабѣваетъ духъ: ибо и сами оные Израильтяне, когда взошли въ землю обѣтованную, утыли, отолстѣли и забыли Бога, спасшаго ихъ. Не пресыщеніемъ тѣла, но многими скорбми входятъ въ истинное блаженство; и путь, вводящій въ оное, есть не пространенъ, но тѣсенъ.

Такъ что же намъ нужды до Египта и до работы его? что намъ нужды до земли обѣтованной, — что все относится только къ тѣлу? Нѣтъ! Богъ предопредѣлилъ о насъ что-нибудь высшее и лучшее. Видимъ мы, — говорятъ христіане, просвѣщающу ихъ Духу Святому, — видимъ, что Египетъ есть міръ сей, прелюбодѣйный и грѣшный; Фараонъ и рабы его есть діаволъ съ своими служителями; работа Египетская есть грѣхъ: ибо всякъ творяй грѣхъ, есть рабъ грѣха (Іоан. 8, 34). Сія-то работа есть мучительская и страшная. Земля обѣтованная есть царство благодати на земли и царство славы на небеси. Прехожденіе чрезъ Чермное море есть таинство святаго крещенія, яко перерождающее насъ въ новую святую жизнь и подающее надежду вѣчной жизни. Ибо, сколько бы мы ни жили на землѣ въ изобиліи, однако, наконецъ, должны умереть и все оставить: чтó же пользы, если послѣ сей жизни ничего лучшаго не предвидимъ и не уповаемъ? Да и на землѣ живучи, если мы состоимъ подъ работою грѣха, совершеннаго удовольствія имѣть не можемъ. Страсти и пороки безпокоятъ совѣсть, смущаютъ духъ, отягощаютъ тѣло различными болѣзнями; а непрестанныя бѣды и напасти и всю сію жизнь обращаютъ въ едину горесть.

Нѣтъ, намъ потребна лучшая и совершеннѣйшая жизнь; Божіе милосердіе ведетъ насъ къ блаженнѣйшей участи. Пусть мы будемъ во Египтѣ, въ семъ мірѣ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ; но вѣра наша есть побѣда, побѣдившая міръ. Пусть различныя работы Египетскія изнуряютъ наше тѣло; но духъ непорочный радуется и въ страданіяхъ своихъ. Пусть неистовствуетъ адскій фараонъ — діаволъ; но онъ не смѣетъ прикоснуться къ помазанникамъ Божіимъ. Пусть не будетъ изобилія земли обѣтованной для тѣла; но духъ, въ Бозѣ опочивающій, хлѣбомъ небеснымъ укрѣпляется и напоявается потокомъ сладости райской. Отъ потока, — поетъ Пророкъ, — на пути піетъ, сего ради вознесетъ главу (Псал. 109, 7). Есть море Чермное; но есть еще пространнѣе его и страшнѣе, море житейское.

Когда сіе житейское море мы проходимъ безъ смущенія и всѣ его бури сносимъ великодушно, уповая съ радостію прейти огнь и воду и потомъ взойти въ покой вѣчный; таковое наше прехожденіе моря житейскаго, есть чудеснѣе, славнѣе и спасительнѣе, нежели прехожденіе Израильтянъ чрезъ море Чермное. И такъ сіе-то прехожденіе есть истинная «Пасха». Сію-то Пасху мы, христіане, всегда памятовать и торжественно оную праздновать обязаны.

Сіе-то избавленіе отъ работы діавольскія и изъ Египта адскаго днесь, братіе, празднуемъ мы. Сіе есть прехожденіе наше, сіе есть истинная Пасха и Пасха наша. Пасха Господня, Пасха: отъ смерти бо къ жизни и отъ земли къ небеси преведе насъ не Моисей жезломъ, но Христосъ Богъ крестомъ, истинный Моисей, прямый вождь Израиля Божія. О, день радостный! о, день не земли, но небесъ достойный! день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся въ онь. Поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). Поистинѣ, можемъ мы съ Павломъ апостоломъ проповѣдывать, яко не прославися прославленное въ части сей, то есть, въ части закона и Моисея, за превосходящую славу (2 Кор. 3, 10) благодати Евангельской, Христа Господня.

Но не оставимъ еще рѣшить единъ вопросъ: какъ избавленіе наше устроено всѣмъ снисхожденіемъ и домостроеніемъ Христовымъ, яко-то Его зачатіемъ, рожденіемъ, страданіемъ, смертію, вознесеніемъ и прочими Его дѣйствіями, то почему же не другіе праздники, а единъ сей праздникъ Христова воскресенія нарицается «Пасха»? — Для того, братія мои, что какъ воскресеніе Христа Господа есть окончаніе и совершеніе всѣхъ дѣлъ Его, такъ и наше здѣсь воскресеніе отъ грѣха благодатію и уповаемое воскресеніе души нашей и тѣла въ славу есть окончаніе и совершеніе всѣхъ дѣлъ нашихъ.

Радуйся убо и веселися днесь, вѣрная душа! Ты — невѣста Христова; и, яко же женихъ радуется о невѣстѣ, тако Господь радуется о тебѣ. Онъ столь нѣжно любитъ тебя, что, кто прикасается къ тебѣ, хотя озлобити тя, Онъ то почитаетъ такъ, какъ бы кто касался ока Его. Буди убо благодарна Ему, радуйся Господеви, но со страхомъ, боясь, да не оскорбиши чѣмъ толико возлюбившаго тя. Мняйся стояти, да блюдется, да де падетъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Говорено въ Троицкой лаврѣ, 1804 года, апрѣля 24 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 600-603.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0