Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово на день Крещенія Господня.
Чрезъ крещеніе намъ отверста дверь въ небеса
[1]

Празднуя воспоминаніе крещенія Господня, должно бы мнѣ склонить слово свое къ тѣмъ, кои благодати крещенія принять не удостоились. Вы, не отрожденные Духомъ, поспѣшите къ сему таинству; исправьте поврежденную природу свою. Бывъ удалены отъ Бога, потщитесь достигнуть сего великаго блаженства, чтобы вамъ быть приближенными къ Богу и домашними Его. Вы — наги, вы — безобразны. Се, царская пресвѣтлая одежда вамъ съ небесъ преподается! Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Почто вамъ ожидать исполненія онаго страшнаго приговора? Ибо, аще кто не родится водою и Духомъ, не можетъ внити во царствіе Божіе (Іоан. 3, 5).

Ежегодно, или паче, ежедневно Церковь Божія воспоминаетъ крещеніе Господне. Кто же изъ смертныхъ столь былъ бы или ожесточенъ или ослѣпленъ, чтобы не пожелалъ сего таинственнаго обновленія, когда оное освятилъ Своею особою Самъ Сынъ Божій? Но оставимъ мы сихъ, яко сущихъ еще внѣ двора Христова, о коихъ Самъ великій Начальникъ вѣры изрекъ, яко и тыя Мнѣ подобаетъ привести, да будетъ едино стадо и единъ пастырь (Іоан. 10, 16). Обратимъ же мы слово свое къ вамъ.

Но почто къ вамъ? Вы уже сего таинства участны, вы уже отреклися сатаны и всѣхъ дѣлъ его, вы уже сочеталися Христу, вы уже во Христа крестилися и во Христа облеклися. О, блаженъ ты, Израилю, яко угодная Богу тебѣ разумна суть (Вар. 4, 4)! Вы уже нѣсте чужди и пришельцы, но сожителе святымъ и присніи Богу (Ефес. 2, 19). И, чтобы въ похвалу и честь вашего благодатнаго состоянія ни сказалъ я, все то будетъ ниже, нежели, чтобы оно могло быть изображено словами.

Такъ что же, при таковомъ вашемъ положеніи, могу я предложить вамъ или къ утѣшенію, или къ наставленію?.. Во-первыхъ, будьте благодарны Богу за таковый неисповѣдимый къ вамъ даръ Его; будьте благодарны. Но какъ? Если бы кто даровалъ вамъ полезнѣйшую и драгоцѣннѣйшую вещь, а вы оную или не обращали бы въ свою пользу, или пренебрегали бы оную, яко вещь маловажную: что сіе было бы? — развѣ, что вы неблагодарны, или паче, что вы и не признаете благодѣянія, коего цѣны не разумѣете.

Но отъ чего бы сіе могло происходить, чтобы не разумѣть столь превосходнаго благодѣянія? Снесите, ежели я скажу что-нибудь, хотя справедливое, но для васъ оскорбительное. Вы получили здравіе, но вы не знали и не чувствовали своей болѣзни, — почему и здравіе для васъ не ощутительно. Вы обогатились, но вы не знали и не чувствовали, что вы бѣдны и нищи, — почему и богатство для васъ не ощутительно. Но откуда же — таковое ослѣпленіе? — оттуда, о бѣдные христіане, — оттуда, что вы, по принятіи крещенія, не почувствовали въ себѣ никакой особой перемѣны.

Несчастливая, однако правда! Вы таковы же, какъ, и всѣ въ свѣтѣ люди, кои крещеніемъ не перерождены, — такъ же живете, такъ же поступаете, какъ и всѣ они. Но почто не таковъ Павелъ? Онъ вопіетъ: быхомъ же тьма, нынѣ же свѣтъ о Господѣ (Ефес. 5, 8); мы нынѣ нова тварь о Христѣ (2 Кор. 5, 17) Почто не таковы всѣ Апостолы? Почто не таковы Поликарпы, Василіи, Григоріи, Іоанны, Кипріаны, Амвросіи, Аѳанасіи и другіе многочисленные? Почто не таковы тѣ, коимъ обѣщаны безчисленныя почести и богатства, или, напротивъ, коимъ угрожаемо было страшными мученіями и самою смертію, ежели только отрекутся Христа? Но они, съ Моисеемъ, всѣмъ Египетскимъ сокровищамъ предпочли поношеніе Христово (Евр. 11, 26), коихъ ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ниже иная тварь кая могли разлучить отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 38-39).

Почто же мы не таковы? Я скажу; но дайте мнѣ слово, яко обличай премудра, и возлюбитъ тя. Почто не повелѣно давать святая псомъ, и не повергать драгихъ камней предъ свиніями (Матѳ. 7, 6)? Ибо они въ грязи потопчатъ ихъ ногами своими: понеже они не разумѣютъ ни величія и пользы святыни, ни цѣны камней драгихъ. Многіе христіане приложишася скотомъ несмысленнымъ и уподобишася имъ: не знаютъ цѣны великихъ даровъ Божіихъ, не разумѣютъ сокровенной премудрости таинствъ Его, мало упражняются въ испытаніи закона Господня. Когда бы столько старанія и трудовъ, или хотя бы половину употребили на упражненіе въ законѣ Господни, сколько старанія и заботъ употребляютъ на снисканіе временныхъ прибытковъ и суетной мірской чести и славы: то, конечно, сдѣлались бы великими богословами и познали бы всю цѣну благодѣяній Божіихъ и таинствъ Его.

Но почему же, — скажетъ кто, — суть многіе ученые, различными науками просвѣщенные; но они столь же мало разумѣютъ таинства Божіи, какъ и послѣдніе простолюдины? — для того, что мудрствуютъ по стихіямъ міра, а не по Христѣ (Кол. 2, 8), — для того, что они разсуждаютъ по началамъ природы, по началамъ человѣческаго разсудка, а не по началамъ мудрости Божіей. О, несчастливые мудрецы! или не вѣдаете, что, якоже отстоитъ небо отъ земли, тако отстоятъ помышленія человѣческія отъ мыслей Божіихъ (Ис. 55, 9)? Все превратно и въ общей и въ человѣческой природѣ, все покрыто тьмою; узнавъ изъ сего нѣчто малое, человѣкъ дѣлается надменнымъ и почитаетъ себя знающимъ все, хотя ничего точнаго и спасительнаго не позналъ. Разумъ кичитъ, — вопіетъ Павелъ, — а любы созидаетъ (1 Кор., 8, 1). Любы, — говоритъ, — созидаетъ.

Сіе рѣшитъ то возраженіе, которое могутъ предложить мудрецы міра сего, что «когда мысли Божіи столько отстоятъ отъ мудрованій человѣческихъ, сколько отстоитъ небо отъ земли: то какимъ же образомъ могли ихъ знать тѣ, кои ни дальняго ученія, ни отличнаго просвѣщенія не имѣютъ»? Сіе рѣшится тѣмъ, что разумъ кичитъ, а любы созидаетъ; то есть, что, для познанія таинственныхъ мыслей Божіихъ, не столько потребны науки и мірское просвѣщеніе, сколько укрощеніе страстей, непорочность нравовъ и чистое сердце. Блажени, сказано, чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8).

А въ Богѣ, яко въ свѣтломъ зерцалѣ, откроются имъ и всѣ таинственныя истины. Одареннымъ сею-то чистотою сердца открыта и таинственная сила крещенія, — и они сей благословенный день празднуютъ съ восторгомъ, имъ единымъ да Богу извѣстнымъ.

Будьте и вы таковы, о христіане, — и вы узнаете, сколь велико есть отрожденіе ваше, колико есть величіе таинства крещенія вашего, коль драгоцѣненъ есть даръ Божія къ вамъ благодѣянія. Празднуя сей день, вы не будете почитать себя на земли, но на небеси, яко увѣритесь, что вы чрезъ крещеніе стали гражданами не мірскими, но небесными, — что вамъ отверста дверь въ небеса, и открытъ свободный входъ къ сіяющему вѣчною славою престолу Божію. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Говорено въ Чудовѣ монастырѣ, въ 1803 году.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 562-565.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0