Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.)
Слово въ день Преображенія Господня
[1]

Божественнымъ свѣтомъ просіяло лице Христово, и дивною нѣкоею славою облеклось все его тѣло въ то самое время, когда Онъ молитвы Свои приносилъ Богу и Отцу, и не индѣ гдѣ, какъ на горѣ, то-есть на мѣстѣ, которое возвышеніемъ своимъ приближалось къ небесамъ, и потому самому отъ народной молвы было удалено, какъ точно о семъ говоритъ Евангеліе: взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Мы теперь обще всѣ также молитвы свои приносимъ Живущему на небесахъ, и предстоимъ въ томъ мѣстѣ, которое святостію своею подобно горнимъ селеніямъ, и хотя воздвижеію на земли, но руководствуетъ насъ къ небесамъ.

Такъ можемъ ли и мы, яко члены преобразившейся днесь Главы нашея, — можемъ ли и мы смѣть надѣяться, да подобная нѣкая слава осіяетъ помраченный образъ души нашея, и чрезъ то быть участниками онаго великаго преображенія? Утверждаетъ насъ въ семъ надѣяніи божественный Павелъ, который говоритъ, что съ тѣмъ и призвалъ насъ Господь въ вѣру сію, да сотворитъ сообразныхъ сыну быти образу Сына Своего (Рим. 8, 29). Только для сего надобно, что бы мы, подражая Господу своему, дѣйствіемъ молитвы достигали до сей славы, восходя на священную гору святаго храма Его. Чему да будетъ руководствомъ слѣдующее наше разсужденіе о томъ.

Молитва есть возвышеніе мысли нашей къ Богу; молитва есть бесѣда наша съ Богомъ; молитва есть мысленное куреніе, восходящее къ небесамъ въ воню благоуханія духовнаго. Молитва есть изліяніе сердецъ нашихъ предъ Господемъ; молитва есть жертва души нашея, возносимая въ пренебесный жертвенникъ; молитва есть посредство, соединяющее человѣка съ Богомъ и Бога съ человѣкомъ. Молитва есть ходатаица спасительныхъ для насъ благъ; молитва есть разрѣшеніе грѣховъ, прогнаніе нечистыхъ духовъ, утоленіе печали, утѣшеніе въ напастяхъ, подкрѣпленіе малодушія, радость совѣсти.

Когда Богъ во гнѣвѣ Своемъ поражалъ Израиля, Моисей простеръ къ небу молитвенныя руки, и преста сѣчь. Даніилъ, вверженный въ ровъ, молитвою заградилъ уста львовъ. Во чревѣ китовѣ молился Іона, и изъ сея глубины услышанъ былъ молитвенный вопль его. Ниневитяне молитвою, соединенною съ постомъ, удалили отъ себя дѣйствіе грозныя, надъ главами уже ихъ висящей, судьбы. Молитвою три отрока погасили, до небесъ возженный, пламень и въ немъ, яко во цвѣтницѣ, составили ликъ пѣнія и хвалы Богу отецъ своихъ. Илія молитвою, яко нѣкоторымъ ключемъ чудотворнымъ, отверзалъ и заключалъ небо. Корнилій, бывъ въ молитвѣ, удостоился сего возвѣщенія отъ Ангела: Корниліе, молитвы твои взыдоша на память передъ Богомъ, — и симъ путемъ взошелъ онъ во врата вѣры. Петръ въ моленіи удостоился видѣнія, чтобы знаменіемъ плащаницы, съ небесъ сшедшей и всякаго рода гады въ себѣ содержащей, ничего сквернымъ не почитать. Павелъ, узами и заклепами связанный, нощною молитвою все то разрѣшилъ и силою ея поколебалъ самое основаніе темницы. Всѣ Апостолы, съ ними же и Преблагословенная Дѣва, удостоились принять Духа Святаго въ видѣ огненныхъ языкъ, не въ иное время, развѣ когда пребывали всѣ вкупѣ въ единодушіи и молитвѣ.

Когда таково дѣйствіе молитвы, такова сила, таково могущество: то удивительно ли, если она преображаетъ человѣка?

Молитва преображаетъ грѣшника въ праведника, когда онъ, помысливъ, коликая есть тягость его грѣховъ и коликое, притомъ, богатство благоутробія Божія, — воздохнетъ отъ глубины сердечныя и воззоветъ къ Богу съ Давидомъ: Яко беззаконіе мое азъ знаю, и грѣхъ мой предо мною есть выну (Псал. 50, 5). Пріемлетъ онъ тогда разрѣшеніе, по увѣренію того же Пророка: азъ рѣхъ: исповѣмъ на мя беззаконіе мое, и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего (Псал. 31, 5). Сіе преображеніе испыталъ на себѣ мытарь, который, пришелъ во храмъ помолиться и предъ праведнымъ Судіею самъ на себя изрекши осужденіе, изыде оправданъ въ домъ свой.

Преображаетъ молитва невѣрующаго въ правовѣрнаго, и изъ сына тьмы творитъ сыномъ свѣта. Отъ чего иного происходитъ мракъ невѣрія, какъ не отъ того, когда человѣкъ погрузилъ себя въ пороки и, отъ нихъ душею разслабнувъ, не помышляетъ ни о благости, ни о правосудіи Божіемъ; и потому находится въ состояніи, свойственномъ животнымъ безсловеснымъ? Но когда придетъ въ чувствіе своихъ слабостей и, признавъ всемогущую Его руку, призоветъ Вышняго всею вѣрою души своей, получаетъ въ мысли новый свѣтъ, узнаетъ милостивыя опредѣленія Божіи о спасеніи грѣшниковъ и черезъ то пріемлетъ печать дара Духа Святаго, и право быть въ числѣ избранныхъ святыхъ. И для того проповѣдь и Христова и Апостольская требовала покаянія отъ желающихъ обратиться къ вѣрѣ истинной. Покайтеся и вѣруйте во Евангеліе (Марк. 1, 15). Всѣ грѣшники, кои удостоились быть оправданныыи, дверію покаянія взошли во храмъ вѣры; а къ ней руководствуетъ спасительная сила молитвы, по оному изреченію слова, Божія: всякъ, призвавый имя Господне, спасется (Рим. 10, 13).

Молитва преображаетъ раба въ свободнаго. Рабъ есть, который творитъ не то, что хощетъ просвѣщенная воля, но то, къ чему влечетъ похотѣніе страсти; и свободный — не тотъ, который дѣлаетъ, что хо-четъ: ибо сіе есть своевольство, а не истинная свободность, но который самъ себя связываетъ священными узами закона Божія и честной совѣсти. Изъ сего рабства мы восходимъ къ сей свободности по лѣствицѣ богомыслія и молитвы. И для того Давидъ, почувствовавъ сіе несносное иго рабства, призывалъ Бога и, нашедъ себя облегченнымъ призываніемъ имени Его, въ восторгѣ радостномъ возопилъ: О, Господи! азъ рабъ Твой, азъ рабъ Твой: растерзалъ еси узы моя (Псал. 115, 7). И мы можемъ сказать, что онъ праздновалъ тогда славный праздникъ преображенія своего: ибо тотъ день былъ для него днемъ обновленія и принятія новаго образа свободника Господня.

Молитва преображаетъ человѣка плотскаго и творитъ его мужемъ духовнымъ: ибо плоть пригвождена къ чувствамъ и землѣ, симъ однимъ управляетъ себя, симъ однимъ питается; къ небесамъ ока своего возводить не знаетъ, а что есть угодно чувствамъ, къ тому токмо прилѣпляется. Духъ восходитъ горѣ и мудрствуетъ небесная; не инымъ же образомъ пріуготовляетъ сіе возшествіе, какъ помощію молитвы. Она придаетъ ему крылѣ, и, когда оными возлетитъ въ горнія селенія и вперитъ очи въ сладчайшее зрѣлище величества Божія, тогда онъ бываетъ внѣ себя и, съ восхищеннымъ на третіе небо Апостоломъ, можетъ сказать: аще въ тѣлѣ, аще внѣ тѣла, не вѣмъ, Богъ вѣсть (2 Кор. 12, 2).

Молитва преображаетъ человѣка печальнаго и скорбящаго, и творитъ его веселымъ и радостнымъ. Упражненный въ молитвѣ съ Богомъ, человѣкъ, отъ чего бы печаль ни случилась, находнтъ средства къ разогнанію ея. Отъ грѣха ли? — но онъ бесѣдуетъ съ Имѣющимъ власть оставлять грѣхи, истребляющимъ беззаконіе и отъемлющимъ нечестіе. Отъ гоненія ли другихъ? — но онъ предстоитъ предъ лицемъ Всемощнаго Покровителя, Его же рука сильна истребить всѣ козни лукаваго. Отъ скудости ли? — но онъ пребываетъ при Источникѣ всякаго богатства, Ему же отверзающу руку, всяческая исполняются благости. Отъ клеветы ли? — но онъ соприсутствуетъ Тому, Который потребляетъ всякаго, глаголющаго лжу. Почему и находится онъ въ пристанищѣ тихомъ, отъ всякаго обуреванія удаленномъ, и, въ сладости сей утопая, не можетъ чувствовать никакихъ горестей міра сего.

Сему свидѣтель — Давидъ, который, самъ на себѣ испытавъ сіе, радостно вопіетъ: Внегда скорбѣти ми, ко Господу воззвахъ, и услыша мя отъ горы святыя Своея (Псал. 119, 1); покры мя въ тайнѣ селенія Своего (Псал. 26, 5). О, сколько было и есть людей, которые на мѣстѣ семъ, дѣйствіемъ молитвы, получили утѣшеніе и возвратились въ домъ свой, возвѣщая радость спасенія!

Разсуждая таковое дѣйствіе нелицемѣрной и отъ чиста сердца происходящей молитвы, да не пренебрегаемъ средствомъ симъ искать соединенія съ Богомъ, и тѣмъ начать преображаться въ жизни сей, дабы совершенно прообразиться въ жизни будущей, егда тлѣнное сіе облечется въ нетлѣніе, и мертвонное сіе облечется въ безсмертіе. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Говорено въ Ново-Спасскомъ монастырѣ, 1780 года, августа 6 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 538-541.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0