Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.)
Слово въ недѣлю Ваій, на освященіе храма св. Николая Чудотворца, что въ Старой Кузнецкой
[1]

Не бойся дщи Сіоня, се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ и спасаяй (Іоан. 12, 15).

О, Боже, снисходяй на моленія рабовъ Твоихъ! пріиди и, невидимымъ Твоимъ присутствіемъ, посѣти насъ. Се, отверстъ Тебѣ новый Іерусалимъ; се, уготовася храмъ въ жилище Твое и въ мѣсто упокоенія Твоего. Призри на вѣру людей и на мѣсто, идѣже призвано благословенное имя Твое. Нѣтъ приношенія, которое достойно было бы величества Твоего, но пріими милостиво Твоя отъ Твоихъ Тебѣ приносящихъ.

Подлинно, возлюбленніи, храмы, посвященные имени Господню, — святѣйшее предъ очами Его на землѣ зданіе. Въ нихъ собираемся мы на службу Его, въ нихъ совершаемъ священныя таинства, въ нихъ приносимъ молитвы свои; они намъ суть духовное училище ко всякому благому дѣлу, въ нихъ снисходитъ на насъ Духъ Утѣшитель, укрѣпляетъ въ немощахъ, утѣшаетъ въ печаляхъ, успокоиваетъ боязни и смущенія совѣсти. Однако, со всѣмъ тѣмъ, дабы сіи вещественные храмы были достойны присутствія Божія, надлежитъ прежде и паче всего, да душевый нашъ храмъ будетъ освященъ. Вы бо есте, по Апостольскимъ словамъ, храмъ Бога живаго, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16).

Въ настоящій день дѣти еврейскія съ непорочнымъ сердцемъ срѣтали Спасителя, въ Іерусалимъ входящаго; мы всегда видимъ сей торжественный входъ Іисуса Христа, когда къ священной трапезѣ приступаемъ и чрезъ святое причащеніе Его пріемлемъ внутрь самихъ себя. О семъ великомъ таинствѣ христіанскаго служенія въ сей часъ, хотя краткимъ словомъ, побесѣдуемъ: ибо и сіи храмы наипаче для совершенія тайны сей освящаются, и причащеніе сей святыни творитъ нашу душу храмомъ Божества, да и наступающіе святые дни должны предуготовить насъ къ сей духовной таинственной трапезѣ.

Сколь важна есть сама по себѣ тайна причастія, мы видимъ то изъ словъ Божественнаго ея Уставителя. Онъ въ самое то время, въ самую ту священную ночь, въ которую предуготовлялъ Себя къ страданію и къ принесенію въ жертву за спасеніе наше, сказалъ святымъ Своимъ ученикамъ и апостоламъ: Желаніемъ возжелѣхъ пасху сію ясти съ вами, прежде даже не пріиму мукъ (Лук. 22, 15), то-есть, съ нетерпѣливостію ожидалъ Я сего часа, чтобы послѣ всѣхъ Моихъ благодѣяній предложить вамъ сію послѣднюю трапезу, и потомъ уже съ радостію пойду на смерть. Когда же напиталъ ихъ сею безсмертною пищею, сказалъ: Отселѣ не имамъ ясти отъ нея, дондеже скончаются во царствіи Божіи (Лук. 22, 16); то-есть, совершилъ Я послѣднее, вожделѣнное для Меня, пированіе съ вами, и сіе есть начало будущаго на небесѣхъ блаженства, которое иду Я уготовать вамъ, дѣти.

Когда же Самъ Божественный Спаситель съ великимъ и горячимъ желаніемъ ожидалъ того времени, въ которое бы оставить сію тайну Церкви Своей, яко дражайшій залогъ любви Его, то и должно сіе заставить насъ внимательно испытать, какое, присемъ, было намѣреніе Его, и съ какимъ пріуготовленіемъ къ ней надлежитъ приступать намъ, христіанамъ.

Уставлена сія святая тайна, по словамъ Самого же Іисуса Христа, во-первыхъ, съ тѣмъ, чтобы мы, совершая оную, воспоминали страданія Его и смерть. Вотъ — самыя Его слова: Сіе творите въ Мое воспоминаніе (Лук. 22, 19). Любезные ученики! когда вы, яко дѣти единаго Отца, будете всѣ собираться вкупѣ, не забудьте Моихъ благодѣяній; вспомните, до чего Я снизшолъ для спасенія вашего. Оставилъ блаженныя Отеческія нѣдра: славу, юже имѣхъ, прежде даже міръ не бысть (Іоан. 17, 5), скрылъ подъ видомъ бренной, Мною принятой, плоти, — облекся въ рабій зракъ, алкалъ, жаждалъ, странствовалъ, не имѣя, гдѣ главы приклонити. Когда же болѣзни немощныхъ исцѣлялъ, когда чудесами открывалъ дѣйствіе обитающаго во Мнѣ Божества, когда изъяснялъ истину спасенія и волю Пославшаго Мя, — вмѣсто благодарности, былъ поношеніемъ и хулою для ожесточенныхъ и завистливыхъ душъ, а потомъ осужденъ и на крестную смерть. Вы, Мои ученики, всему тому — свидѣтели: вы, пребывшіе со Мною въ напастяхъ Моихъ, не забудьте сихъ благодѣяній, оказанныхъ вамъ и, въ лицѣ вашемъ, всему человѣческому роду. Се, уставляю вамъ и всѣмъ, которые чрезъ васъ будутъ составлять одно общество Церкви, сіе таинство тѣла и крови Моей, — уставляю въ Мое воспоминаніе. Когда вы, по исполненіи служенія Богу-Отцу, будете раздроблять сей хлѣбъ, вспомните, что подобнымъ образомъ всѣ члены тѣла Моего были раздробляемы жесточайшими мученіями. Когда вы будете взирать на сіе вино, вспомните, что подобнымъ образомъ Моя кровь проливалась на крестѣ, какъ теперь она изливается къ напоенію вашему. Сіе творите въ Мое воспоминаніе (Марк. 8, 38) всегда, до того времени, какъ пріиду во славѣ Отца Моего. Вотъ, съ какимъ великимъ намѣреніемъ уставлена тайна сія!

Мы, аще и недостойны, но — Его ученики. Мы благодатію Божіею призваны въ вѣру Его. Оное завѣщаніе, въ лицѣ учениковъ Его, простирается и до насъ, и мы чрезъ крещеніе обязались исполнять его, когда сочетавались Христу. Такъ съ такимъ ли расположеніемъ приступаемъ мы къ сей духовной трапезѣ? чувствуемъ ли величество благодѣяній Божіихъ и тяжесть нашихъ грѣховъ, которые обременяли Его паче креста? Есть ли въ насъ раскаяніе? есть ли оная любовь кающейся грѣшницы, которой для того отпущаются грѣси ея мнози, яко возлюби много (Лук. 7, 47)? есть ли сія духовная жажда, чтобы истощенныя пороками силы подкрѣпить усерднымъ яденіемъ Тѣла и Крови Спасителевой? Ахъ, христіане! хотя страшно, но истина не повелѣваетъ молчать. Да хотя бы мы и умолчали, но Павелъ вопіетъ: Колико, — говоритъ, — горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 29)? На кого бы, мои слушатели, клонилось сіе страшное опредѣленіе? — на тѣхъ которые причащаются не съ благоговѣніемъ и безъ раскаянія въ своихъ грѣхахъ. Презритель вѣры попираетъ Сына Божія, грабитель и хищникъ паки пригвождаетъ руки, на крестѣ простертыя; прелюбодѣй и похотьми плотскими оскверняющій себя отъемлетъ всю силу освященія отъ крови Новаго Завѣта, которою онъ освятился; кающійся, но паки обращающійся на тѣ же пороки, ругается Духу благодати, аки бы она была тщетна и суетна.

Такое ли расположеніе потребно, когда мы приступаемъ къ святынѣ причащенія? такъ ли мы почитаемъ безцѣнныя заслуги Христовы? такъ ли мы сраспинаемся Христу? О! всякъ таковый нераскаянный грѣшникъ — Тѣло и Кровь Господню въ судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 29). Не превращай намѣренія Спасителева: ибо оно прямо относится къ тебѣ; но посмотри и на другое намѣреніе, которое также тебя касается, но уже въ лицѣ всей Церкви, которой ты — членъ.

Второе намѣреніе состоитъ въ томъ, дабы намъ всегда давать вѣрное свидѣтельство о себѣ предъ Богомъ и людьми, что мы — истинные сыны Церкви, и неразлучны пребываемъ въ соединеніи съ нею. Сіе изъясняетъ святый Павелъ, говоря: Единъ хлѣбъ, едино тѣло есмы мнози: вси бо отъ единаго хлѣба причащаемся (1 Кор. 10, 17). То-есть, всѣ христіане особенно другъ другу — члены; но въ обществѣ по единой вѣрѣ, по единому союзу любви, суть едино тѣло, такъ какъ — единъ хлѣбъ. И когда они отъ единаго сего хлѣба и чаши причащаются, то тѣмъ самымъ свидѣтельствуютъ единеніе со всѣмъ обществомъ.

Первенствующіе христіане, когда въ нихъ вѣра дѣйствовала всею силою своею, причащались всякій воскресный день, а чрезъ то и вѣру свою укрѣпляли и тѣснѣйшимъ союзомъ соединялись между собою, — почему и доселѣ, при совершеніи Божественной литургіи, діаконъ приглашаетъ всѣхъ христіанъ къ причащенію, дабы со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступали. Такъ поступали христіане первенствующей Церкви. Мы — ихъ преемники, мы обязаны подражать примѣру ихъ. Но не должны ли покрыться стыдомъ и остаться безотвѣтными многіе изъ насъ, которые или неохотно и болѣе по привычкѣ, нежели по внутреннему усердію, или зѣло рѣдко, а иные и едва ли когда приступаютъ къ причащенію? Какъ! мы тебя со всею Церковію почитаемъ своимъ членомъ, своимъ братомъ: почто же ты не подаешь увѣренія никакого о твоемъ союзѣ съ нами? почто удаляешься духовнаго пированія съ нами? почто раздираешь единство тѣла Христова? почто презираешь гласъ общаго нашего Небеснаго Отца? Онъ завѣщалъ намъ быть всегда вкупѣ, особливо же, когда мы открываемъ общій пиръ духовный. Почто ты, овца, удаляешься отъ стада? Всѣ таковые знаки суть худое предзнаменованіе для тебя. Или ты — лицемѣръ: по наружности христіанинъ, по внутренности отступникъ; или — заблужденіемъ раскола помраченный; или имѣешь совѣсть, столь отягощенную пороками, что уже и нерадишь объ исправленіи и успокоеніи ея. Ты — грѣшникъ, но, удаляясь отъ сей врачебницы духовной, рана твоя становится неисцѣльнѣе. Больной членъ, доколѣ еще — въ составѣ живаго тѣла, подаетъ надежду исцѣленія, но, отсѣченный отъ тѣла, подлежитъ только одному согнитію и истлѣнію. Потщимся, возлюбленніи, святымъ причащеніемъ подавать вѣрное свидѣтельство о христіанствѣ своемъ: оно есть наибольшее утѣшеніе для Церкви Христовой; а для насъ самихъ есть твердѣйшее основаніе взаимной любви и согласія.

Взаимной, говорю, любви и согласія. Сіе есть третіе намѣреніе, съ коимъ уставлена тайна причащенія. Дражайшій Спаситель, яко чадолюбивый Отецъ, разлучаясь съ Своими любезными учениками, уставленіемъ духовной сей трапезы, далъ имъ знать, какъ бы говоря: «Азъ изыдохъ отъ Отца, и иду ко Отцу (Іоан. 16, 28); вы остаетесь въ мірѣ семъ, въ мірѣ исполненномъ соблазнами и превратностями: общій искуситель не оставитъ вооружиться противъ васъ: страсть будетъ полагать претыканія на пути вашей добродѣтели, несогласіями и раздорами будетъ стараться помутить вашу любовь и покой. Блюдитесь, да не разорвано будетъ соединеніе ваше: когда вы будете совокупны и любовны можду собою, ничто же успѣетъ врагъ. Предостерегая васъ отъ сего, Я уставлю, чтобы вы имѣли общую трапезу: единъ хлѣбъ, едино питіе. Сіе совокупное ваше при единой трапезѣ пированіе утвердитъ васъ въ любви: оно докажетъ, что вы — единомудренны, согласны, единаго Отца дѣти, единаго тѣла члены, едина благоуправляемая семья».

Сіе наставленіе небеснаго Учителя было дѣйствительно въ Его ученикахъ: они были до смерти неразлучны и любовь свою запечатали мученическою кровію. Вонмите сему, христіане! Къ жертвеннику, на коемъ приносится жертва мира, возбраняется приступать со злобою и ненавистію ближняго. Сколько кратъ вы слышите на литургіи подаемый вамъ отъ алтаря миръ, столько же бываетъ напоминаній для васъ о согласномъ житіи. Сія святыня не можетъ освятить уста клеветника сердце раздвоенное для благодати не вмѣстительно. Утопающій въ пьянствѣ и невоздержаніи да страшится приступать къ безсмертной чашѣ сей. Не можете, — вопіетъ Апостолъ, — не можете чашу Господню пити и чашу бѣсовскую (1 Кор. 10, 21). Да приступаемъ убо къ принятію Тѣла и Крови Господней съ благоговѣйнымъ воспоминаніемъ благодѣяній Божіихъ, съ усерднымъ желаніемъ увѣренія о нашемъ христіанствѣ, со взаимною любовію и согласіемъ между собою.

Когда такимъ образомъ расположимъ себя, въ души наши будетъ столь же славное вшествіе Іисуса Христа, какъ и то, которое Онъ имѣлъ днесь въ Іерусалимъ. Таковое расположенін будетъ наипріятнѣйшее для Него срѣтеніе. Чрезъ сіе мы уподобимся нелестнымъ еврейскимъ отрокамъ, съ непорочною душею на пришествіе Его исшедшимъ, и удостоимся вмѣстить въ сердцахъ нашихъ сего вожделѣннѣйшаго Гостя.

Ты же, грядый во имя Господне, буди во вѣки благословенъ! Осанна Сыну Давидову (Матѳ. 21, 9)! Посѣти насъ во смиреніи нашемъ, Господи! Освяти насъ во имя Твое: сотвори, да благоговѣйнымъ нашимъ совершеніемъ службы Твоей всегда священны пребудутъ храмы сіи. Любящимъ же благолѣпіе оныхъ, рачителямъ ниспосли Твое благословеніе, и насъ покажи подражателями ихъ усердія къ Тебѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ Москвѣ, въ церкви св. Николая Чудотворца, что въ Старой Кузнецкой, 1777 года, апрѣля 9-го дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 526-531.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0