Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово въ день святаго Іоанна Златоустаго
[1]

Хотя свойственно истинный Пастырь есть единъ, оный великій совѣта Божія Посланникъ, Который съ тѣмъ преклонилъ небеса и облекся въ нашу бренную плоть, но и положилъ самую Свою душу, да заблуждшее овча на рамо воспріимъ принесетъ Богу и Отцу, почему и могъ Онъ одинъ предъ лицемъ неба и земли свободно сказать: Азъ есмь пастырь добрый (Іоан. 10, 11), и притомъ Онъ одинъ могъ возбранить всякой бренной твари присвоять себѣ имя учителя. Вы же не нарицайтеся учителіе: единъ бо есть вашъ учитель, Христосъ (Матѳ. 23, 8).

Хотя, говорю, единъ Онъ свойственно есть истинный Пастырь; но если Онъ Самъ, по причинѣ принятія Имъ нашей плоти, не стыдится братію нарицати насъ, глаголя: Возвѣщу имя Твое, Боже, посредѣ братіи моей (Псал. 21, 23), то по тому же Своему крайнему снисхожденію и служителямъ Церкви Своей имя пастырей носить благоволитъ, по оному Апостольскому слову: Внимайте себѣ, и всему стаду, въ немъ же васъ Духъ Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровію Своею (Дѣян. 20, 28).

Такъ если всѣхъ насъ грѣшныхъ, благодатію Духа Святаго въ служеніе Церкви рукоположенныхъ, благость Божія благоволила почтить именемъ пастырей: то кольми паче заслуживаютъ сіе, честь ли, должность ли ихъ означающее наименованіе, тѣ служители Церкви, которые всѣ силы свои истощаваютъ въ пользу стада Христова и добродѣтелію свѣтятъ, яко градъ на горѣ поставленный.

Таковый пастырь былъ празднуемый нами днесь, священный іерархъ Іоаннъ Златоустъ.

Общая древнихъ великихъ мужей была рѣчь: «дабы Златоуста похвалить, надобно, чтобы былъ другой Златоустъ»; и когда сей великій мужъ преставился отъ земли насильственною смертію, тогда вся подсолнечная возрыдавъ возопила: «Лучше бы солнце угасло, нежели чтобы Іоанновы уста замолкли».

Къ тому морю похвалъ, которыя ему приписываетъ вся, по всему кругу земному сущая, Христова Церковь, — къ сему морю похвалъ приложимъ мы хотя едину каплю, — не для того, чтобы тѣмъ возвеличить его заслуги: онѣ безчисленны и выше всякихъ похвалъ; но чтобы великій примѣръ жизни его представить и пастырямъ и пасомымъ къ возможному подражанію.

Когда бо праведниковъ мы похваляемъ, а не подражаемъ святому житію ихъ, — что тогда пользуютъ намъ таковыя похвалы? не пользуютъ онѣ тогда, но вящшему подвергаютъ насъ осужденію, что, и зная и видя добродѣтель прославляемую, мы тѣмъ ни мало не исправляемся, а чрезъ то поступаемъ противъ совѣсти своей, слѣдовательно, и памяти святыхъ должной чести не воздаемъ, да и похвалы ихъ помрачаемъ.

Возведемъ же очи наши, благословенные христіане, на празднуемаго нами святителя, и внимательною мыслію разсмотримъ житіе праведнаго сего.

Онъ съ самаго младенчества все свое прилежаніе обратилъ къ снисканію наукъ и, странствуя по разнымъ мѣстамъ въ разныхъ училищахъ, столько успѣлъ, что славный того времени философъ, Ливаній, не почелъ, чтобы могъ кто кромѣ его достойнѣе быть преемникомъ ему.

Но что намъ — до его философіи, что — до его наукъ? вся философія вѣка сего, всѣ мірскія науки обыкли только надымать мысль, когда она непросвѣщена закономъ Божіимъ и страхомъ Его святымъ не утверждена. Точно понималъ сіе святый Іоаннъ: онъ собиралъ всѣ мірскія науки для того только, чтобы внести ихъ въ храмъ училища Христова, освятить ихъ и такъ расположить ихъ, чтобы онѣ пользою своею служили великой наукѣ закона Господня.

И для того первое его и величайшее тщаніе было, чтобы попытать тайны Божіи, въ законѣ Его святомъ сокровенныя, и освѣтить мысль свою и сердце лучемъ свѣта несозданнаго. Сколько въ томъ споспѣшествовала ему благодать Божія, видимъ мы то изъ его писаній, исполненныхъ премудрости духовной.

Что мы должны чувствовать въ себѣ, слыша сіе? Не покроется ли стыдомъ лице наше, когда подумаемъ о тщаніи, какое имѣемъ мы къ снисканію просвѣщенія отъ закона Божія? Ахъ! всякъ думаетъ о житейскомъ, но не равно о пользѣ душевной. Многихъ мысль занята страстьми, какъ бы изобрѣсти новые, праведные ли, неправедные ли, способы умножить корысть, какъ бы расширить и украсить свой домъ, какъ бы излишними брашнами отяготить трапезу и чрево, какъ бы роскошною одеждою привести бѣдныхъ въ стыдъ, какъ бы, не думая о заслугахъ, достать высокій чинъ и научиться презирать другихъ, какъ бы обнести другаго хитрымъ образомъ и удовольствовать свою зависть или мщеніе, какъ бы судъ продать на мздѣ и тѣмъ смѣшать небо съ землею. Въ понятіи таковыхъ развратовъ мы излишне просвѣщены.

Но каковы мы въ понятіи таинствъ царствія Божія и правды его? Должно ли о томъ вопрошать? не лучше ли покрыть то молчаніемъ, да не раскроется сія рана наша? Иные погружены въ невѣжествѣ, другіе по тому же пшеницу благочестія мѣшаютъ съ плевелами суевѣрія, а иные заражены и невѣріемъ. Да и какъ сему не быть? — отъ младенчества обучаются съ прилежаніемъ тѣлодвиженіямъ, разнымъ произношеніямъ одной вещи на разныхъ языкахъ, всѣмъ возможнымъ изобрѣтеніямъ корысти своей, а обученіе закону Божію что? — есть дѣло не нужное: есть дѣло поповское, а потому и уваженія не стоящее; можно и безъ онаго честь и счастіе себѣ достать. Такъ, де, нынѣ всѣ въ свѣтѣ думаютъ: намъ не дѣлать собою для всѣхъ примѣръ. О, несчастіе временъ!

И потому не рѣдко торжища бываютъ многонародны, а храмы Божіи пусты, зрѣлища смѣхотворныя преисполнены, а святилища Господни почитаются мѣстомъ скучнымъ и потому непріятнымъ. Что? еслибы въ нынѣшнее время возсталъ Златоустъ, не возгремѣлъ ли бы онъ тѣмъ языкомъ, которымъ развратниковъ своего времени приводилъ въ страхъ и раскаяніе?

Но обратимся паки на зрѣлище святой жизни Златоуста. Онъ, получивъ талантъ просвѣщенія и скадкоглаголиваго языка, не скрылъ ихъ въ землѣ нерадѣнія, но несказаннымъ трудомъ себя отягощалъ, проповѣдуя почти ежедневно слово Божіе, что свидѣтельствуютъ премногія писанія трудовъ его, и до нашихъ временъ, благостію Промысла Божія, соблюденныя. И потому Іоаннъ почитаемъ былъ, яко богодухновенный органъ всей, а особливо Антіохійскій, а потомъ и Константинопольской Церкви.

Сей великій трудъ истиннаго пастыря, намъ всѣмъ грѣшнымъ пастырямъ приводитъ на память неотрицаемый долгъ нашъ. Горе намъ, аще не благовѣствуемъ (1 Кор. 9, 16)! горе намъ, если, взявъ ключъ разумѣнія, ни сами не входимъ, ни другимъ отверзаемъ врата царствія Христова! Горе намъ, если востребуется отъ праведнаго Судіи отвѣтъ не о душѣ нашей токмо, но и о всѣхъ душахъ врученныхъ попеченію нашему! О! страшно есть впасти въ руки Бога живаго!

Но какъ ученіе имѣетъ свое дѣйствіе и успѣхъ тогда, когда тому соотвѣтствуетъ учителева жизнь, то симъ-то наипаче учительство и пастырство свое прославилъ святый Златоустъ.

Кто исповѣсть добродѣтели его? Между многими дарами, которыми исполненъ былъ сосудъ души его, сіи были особливо свойственны ему, что онъ былъ свободенъ и нелицепріятенъ въ обличеніи развращающихъ законъ Божій и обижающихъ другихъ: былъ зѣло воздерженъ, былъ нищелюбивъ, зѣло былъ снисходителенъ къ грѣшникамъ кающимся.

Нелицепріятная его свободность въ обличеніяхъ особливо видна въ сильныхъ выраженіяхъ противъ Евдоксіи, которая употребляла власть свою больше въ грабительствѣ, нежели въ благодѣтельствѣ. Ревностный мужъ не могъ терпѣть развращенія сего, и почиталъ за долгъ свой быть покровителемъ неповинности, не престалъ изобличать оную и исправлять, доколѣ за то не претерпѣлъ и самаго изгнанія. Но слово Божіе не вяжется (2 Тим. 2, 9). Оный обличающій языкъ не умолкъ и доселѣ въ писаніяхъ его чрезъ толико вѣковъ.

Въ пищѣ и питіи Златоустый былъ столь воздерженъ, что тѣмъ себя изнурялъ до изнеможенія, дабы чрезъ то смирить играющую плоть и дать болѣе силы дѣйствовать духу и разуму.

Онъ былъ столь нищелюбивъ, что наиболѣе нравоучительныя свои слова склонялъ къ тому, дабы богатство не истощавать на лучшее употребленіе, какъ токмо на призрѣніе бѣдныхъ и неимущихъ. И какъ часто, держась сего рода нравоученія, онъ, долженъ былъ опорочивать немилосердныхъ богачей, а защищать бѣдныхъ и нуждающихся, то обыкновенно говаривалъ: «скáжете вы, богачи: паки ты — на богатыхъ», а я вамъ скажу: «паки вы — на нищихъ»! И таковыми поученіями своими онъ привелъ градъ Антіохію до того, что могъ уже въ одномъ словѣ своемъ сказать: «другіе грады пусть хвалятся высокими зданіями и мраморными столпами, хитро выработанными купелями, а нашъ градъ красенъ тѣмъ, что нищихъ нѣтъ».

Былъ, притомъ, снисходителенъ къ грѣшникамъ кающимся, изъясняя и возвеличивая Божіе милосердіе, чтобы, кто сколько ни былъ отягощенъ тьмами пороковъ и беззаконій, но если въ томъ истинно покается, — отъ милосердія Божія отверженъ быть не можетъ. И потому вообще отъ всѣхъ Златоустъ прозванъ «проповѣдникомъ покаянія».

Се, возлюбленные, священная икона житія празднуемаго нами праведника, Духомъ Святымъ начертанная! Се — великій примѣръ просвѣщенія и добродѣтели! Отверзите нѣдра вниманія вашего къ слышанію его полезныхъ наставленій, не молчитъ бо и доселѣ его богоглаголивый языкъ. Составьте ему истинный праздникъ подражаніемъ его добродѣтелямъ: сія есть благовонная жертва прославившему его Богу.

Ты же, святителю Божій, предстояй престолу Владычню! испроси намъ, странствующимъ въ пути жизни сей, руководство всесильной благодати Его, да духъ, проповѣданной тобою, истины наставитъ насъ на всякую истину. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано, въ присутствіи Ея Императорскаго Величества, въ Златоустовѣ монастырѣ, 1775 года, ноября 13 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 428-432.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0