Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово на основаніе знаменитаго соборнаго Исаакіевскаго храма въ С.-Петербургѣ. Какими причинами была побуждена Императрица Екатерина II къ сооруженію сего храма?
[1]

Господи! возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея (Псал. 25, 8).

Когда царствующій Давидъ пришелъ въ размышленіе о всѣхъ тѣхъ благодѣяніяхъ, коими благословила его щедрота Божія, когда онъ вообразилъ состояніе, въ которомъ прежде былъ, и способъ, коимъ восшелъ на славу царствія и сѣлъ на престолѣ величества, когда онъ представилъ себѣ, что враги его пали подъ ноги его, что предѣлы его царства расширились и стали внѣ опасности, что домъ его утвержденъ и все владѣніе увѣнчано миромъ и благоденствіемъ, когда все сіе, говорю, принялъ благочестивый Царь въ мысль свою: тотчасъ призываетъ къ себѣ толкователя таинъ и воли Божіей, пророка Наѳана, открываетъ ему мысль свою и говоритъ: «множество благодѣяніи Господнихъ чувствуетъ сердце мое, и сіе чувство возбуждаетъ меня, принесть Ему видимый знакъ благодарности моей. Я хочу создать храмъ Невмѣстимому, и домъ опочивающему на херувимѣхъ, ибо мнѣ стыдно, святый Пророкъ, что я, по благости Божіей, живу въ дому великолѣпномъ, а кивотъ Господень странствуя стоитъ въ скиніи». И рече Царь къ Наѳану пророку: Се, нынѣ азъ живу въ дому кедровѣмъ, кивотъ же Божій стоитъ посредѣ скиніи. Похвалилъ Пророкъ сіе Царево намѣреніе и сказалъ ему: вся елика суть въ сердцы твоемъ, иди и твори, яко Господь съ тобою (2 Цар. 7, 2-3).

Таковымъ же дѣйствіемъ и осѣненіемъ духа возбужденную зримъ днесь Благочестивѣйшую и Августѣйшую Императрицу всея Россіи. Она, принявъ въ мысль свою, или паче всегда содержа въ мысли своей благодѣянія, коими она отъ Бога благословенна, коими отъ Бога благословенна и держава ея, и чувствуя въ сердцѣ все то, что можетъ произвести въ немъ сильное воображеніе благодѣяній Божіихъ, воспріяла святое намѣреніе, создать храмъ Вездѣсущему, и славу Его съ небеси привлечь на мѣсто, воздвиженное имени Его. Почему предъ величествомъ Его и можетъ она съ Давидомъ изъясниться сими словами: «Господи мой, Господи! Я, раба Твоя, принявшая отъ Тебя скипетръ и царство, и на высочайшій жребій смертныхъ вознесенная, благодарность мою симъ свидѣтельствуя, восхотѣла создать храмъ славѣ Твоей и домъ имени Твоему. Сіе малое приношу Тебѣ въ жертву, вмѣсто всесожженій тучныхъ и вмѣсто всѣхъ закалаемыхъ. Обрадуй духъ мой, чтобы Тебѣ угодно было сіе мое приношеніе, и пріими приносящую Твоя отъ Твоихъ. Сіе же приношу Тебѣ отъ всего моего царства, да знаютъ всѣ, яко руководствую ихъ къ почтенію Твоему. Подлинно, я вѣдаю, что слава Твоя невмѣстима, и Ты обитаеши во храмахъ пышныхъ нерукотворенныхъ, но Ты, въ дѣвической утробѣ вмѣстивыйся, — Ты вездѣ сый, вселися и на мѣстѣ семъ благоволеніемъ Своимъ, и тѣмъ утверди слово Пророка Твоего, яко ты на земли являешися, и съ человѣки обитаеши». Таковымъ образомъ Благочестивѣйшая Императрица наша можетъ предъ Богомъ изъясниться съ Давидомъ.

Но, вотъ, здѣсь усматриваемъ мы особенныя судьбы Божія, что Монархиня Всероссійская преимуществуетъ предъ Царемъ Израилевымъ въ дѣлѣ семъ. Ибо хотя Давидъ и взялъ намѣреніе, создать святилище Вышнему; однако, не удостоился онъ чести сей, чтобы ему положить основаніе храма, но именно сказано ему: не ты созиждеши Мнѣ домъ, для чего? — зане человѣкъ воинъ еси ты и крови проліялъ еси. Не ты созиждеши Мнѣ домъ: но Соломонъ созиждетъ домъ Мой (1 Пар. 28, 3. 6), — изрекъ ему Вышній. Достойно и прилично изслѣдовать здѣсь, для чего Богъ присвояетъ сію честь Соломону? Причина тому изображена въ святомъ же Писаніи, что Соломонъ былъ «миролюбецъ», и все царство его славно было спокойствіемъ и тишиною: ибо и самое имя Соломонъ означаетъ: «мирный»; и для того Богъ, яко Богъ мира и любви, благоволилъ воспріять жертву сію отъ миролюбивой души.

Можемъ ли мы здѣсь не признать, сколь живо изобразуется сіе свойство Соломоново въ великой нашей Монархинѣ, и сколь справедливо потому она заслуживаетъ благоволеніе Господне о намѣреніи своемъ? Соломонъ былъ миролюбивъ и царство его было мирно. Признаемъ: ибо о томъ свидѣтельствуетъ слово Божіе. Но не свидѣльствуютъ ли самыя дѣла и не гласятъ ли, паче всякій трубы тебѣ, Россія, сколь миролюбивою Государынею благословило тебя небо. Ея состраданіемъ утѣшаются злосчастные, ея человѣколюбіе чувствуютъ согрѣшившіе, ея нѣжность сердца, хотя нѣмотствующими языками, но очень ясно, провозглашаетъ младенческій возрастъ, отъ нея призрѣнный и благаго жребія удостоенный. Сколь же духъ ея удаленъ отъ кровопролитія и всякой жестокости, то видно изъ всегдашняго теченія дѣлъ, изъ повседневныхъ резолюцій, изъ многихъ манифестовъ и указовъ; а особливо сей духъ человѣколюбія, во всей своей полнотѣ разліянный, видимъ въ данномъ наказѣ къ сочиненію законовъ.

Здѣсь вопрошаю я васъ, участники глубочайшаго знанія Бога нашего: по всѣмъ основаніямъ премудрости духовной, не то же ли дѣйствіе признаете вы въ Монархинѣ нашей, восхотѣвшей создать храмъ Богу, какое было въ Соломонѣ? И не потому ли Богъ благоволилъ принять отъ нея жертву сію, что она приноситъ ее руками, держащими маслину мира, или паче усердіемъ души сострадательной и человѣколюбивой? Ибо извѣстно, что Богъ нашъ есть Богъ любви и мира. Онъ любитъ человѣчество и ищетъ согласія; Онъ желаетъ быть прославляемъ соединеніемъ сердецъ, и не велитъ приносить жертвы къ алтарю своему прежде, нежели примиримся съ братомъ, опечалившимъ насъ. Онъ обѣщается тамъ быть, гдѣ будутъ два или три собрани во имя Его. Почему и храмъ, воздвиженный Ему, есть мѣсто мира и взаимнаго согласія, мѣсто Божія милостиваго снисхожденія къ человѣческимъ требованіямъ, — мѣсто, гдѣ собираются дѣти единаго Отца, и гдѣ едиными усты и единымъ сердцемъ прославляютъ Его. Такъ, кто пристойнѣе можетъ, или справедливѣе, сказать, кто паче достоинъ создать храмъ Господу Саваоѳу? кто? — развѣ особа, прославленная миролюбіемъ и человѣколюбіемъ управляемая.

Но какъ Давидъ и Соломонъ восхотѣли не просто создать храмъ, храмъ великолѣпный, храмъ славою своею достойный царя Израилева и имени Господа силъ, то и въ семъ дѣлѣ великая Императрица всея Россіи есть благороднѣйшая подражательница. Ибо ея держава предпріяла на мѣстѣ семъ воздвигнуть храмъ съ таковымъ благолѣпіемъ, чтобы онъ провозвѣщалъ вкупѣ и величество поклоняемаго нами Бога, и славу Россіи.

Хотя, подлинно, благолѣпіе храма состоитъ во внутренней красотѣ тѣхъ душъ, кои собираются на славословіе Божіе во храмъ, но и внѣшнее благолѣпіе уважаемо быть должно, и притомъ тѣмъ паче, что оно не токмо есть знакъ внутренней душевной красоты, но и къ ней же сильно возбуждаетъ и дѣйствительно приводитъ. Знакъ есть: ибо, кто тщится возвеличить славу Вышняго, тотъ уже любитъ Вышняго; кто усердствуетъ украшать Его храмъ, тотъ уже украшенъ добродѣтелію благочестія; кто поставляетъ Ему жертвенникъ, того душа готова есть къ приношенію жертвою; кто веселится духомъ часто посѣщать домъ Божій, тотъ сердцемъ своимъ привязанъ къ Живущему въ немъ. И потому великая Монархиня наша, полагая основаніе сего храма, напередъ положила крѣпкое въ сердцѣ своемъ основаніе благочестія; созидая сей храмъ, сама себя предуготовила храмъ Святому Духу, почему и благолѣпіе храма сего будетъ нѣкоторое всегдашнее изображеніе красоты внутренняго ея сердечнаго храма.

А сіе самое и есть уже нѣкоторое довольное къ внутреннему благолѣпію руководство для другихъ. Пусть кто, какъ хочетъ, но человѣкъ не — ангелъ: мысль наша не можетъ быть поражена, ежели чувства напередъ не тронуты ни мало. Духъ нашъ съ тѣломъ соединенъ столь тѣснымъ союзомъ, что, чѣмъ большее есть удареніе чувствъ, тѣмъ сильнѣйшее воображеніе мыслей. На семъ основаніи всѣ въ свѣтѣ законы были окружены извѣстными обрядами, коими привлекаемы были человѣческія чувства; а чрезъ то мысль была восхищаема къ бóльшему святыни почтенію. То же видимъ и въ Іудейскомъ храмѣ, о которомъ Святое Писаніе говоритъ, что онъ не токмо былъ великолѣпенъ, но что, притомъ, все оное было устроено по особенному Божію повелѣнію. Въ семъ былъ кивотъ, златомъ украшенный, и херувимы златые, осѣняющіе его, жертвенники, кадильницы и свѣщники златые, елей чистый и огнь неугасимый, и завѣса, покрывающая таинственное мѣсто; такъ же столпы, купѣли, крыльца, переходы искусствомъ различныхъ художествъ возвеличенные. Къ чему бы все сіе Богъ повелѣлъ устроить, если бы оно не приводило къ оному почтенію, котораго требуетъ святыня?

Да и самый сей міръ, который по справедливости долженъ назваться храмомъ великимъ Бога, — самый сей міръ не для того ли столь совершенъ, украшенъ, возвеличенъ, чтобы чувства, бывъ удивлены и поражены таковою красотою, возбудили духъ нашъ пасть предъ Живущимъ во свѣтѣ непреступнѣмъ, и возлюбить безконечную Его красоту?

Но что я говорю, что внѣшнее благолѣпіе возбуждаетъ къ внутреннему? Не возбуждаетъ токмо, а и въ стыдъ приводитъ насъ, если бы неодушевленныя вещи были столь благолѣпны предъ лицомъ Творца естества, а мы не сохранили бы красоту, взятую съ образа и подобія Божія? Внѣшнее благолѣпіе храма увѣщаваетъ тебя, христіанинъ, чтобы ты благочиніемъ духа и тѣла твоего служилъ Господеви. Жертва, приносимая на украшенномъ жертвенникѣ внушаетъ тебѣ, что сердце твое должно быть жертвенникомъ, украшеннымъ чистотою совѣсти. Кадильница златая, испущающая благовоніе, напоминаетъ, чтобы молитвы твои были благовонны добродѣтелію. Завѣса, закрывающая святыню отъ тѣлесныхъ очесъ, остерегаетъ тебя, чтобы имѣть внутреннія очи, всегда чисто Бога зрящія. Твердое основаніе храма учитъ насъ, чтобы полагать добрыя дѣла на основаніи истинной вѣры, и тогда бы думать, что мы — тверды, когда истина укрѣплена исполненіемъ закона. Самъ храмъ со святымъ Петромъ вопіетъ намъ такъ: ко Господу приходяще, яко камени живу, отъ человѣкъ убо уничижену, отъ Бога же избрану, честну, и сами яко каменіе живо зиждется въ храмъ духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовны, благопріятны Богови Іисусъ Христомъ (1 Петр. 2, 4-5). Нѣтъ убо сомнѣнія, что человѣколюбивый Богъ внѣшнею красотою привлекаетъ насъ къ внутреннему благолѣпію; а изъ сего сами можете видѣть, сколь пріятную жертву Богу приноситъ тотъ, кто сооружаетъ Ему великолѣпный храмъ, и притомъ, сколь великое дѣлаетъ онъ украшеніе вѣрѣ и пользу рачителямъ благочестія.

Богъ по многимъ дѣламъ возвеличивый имя Твое, Августѣйшая Монархиня, не оставилъ, чтобы и въ семъ дѣлѣ не употребить Твою десницу благодѣтельнымъ для насъ орудіемъ благости Своей. Сей храмъ будетъ вѣчнымъ монументомъ благочестія Твоего, и, слѣдовательно, Церковь обязана Тебѣ вѣчною благодарностію. Благоволи вообразить, великая Государыня, что въ позднѣйшіе вѣка, когда въ храмѣ семъ будутъ священныя собранія при изліяніи сердецъ своихъ предъ Богомъ, Ты первая, яко основательница, въ соборѣ ихъ духомъ почитаема будеши и отъ всѣхъ будущихъ родовъ имаши благословитися. Церковь, когда на все сіе взираетъ, когда разсуждаетъ и благочестіе Твое, и будущую пользу чадъ своихъ, и славу свою; — что тогда чувствуетъ она? — она возноситъ свои руки къ Основателю своему, и призываетъ на главу Твою всѣ благословенія, должныя добродѣтели Твоей; она возлагаетъ на насъ долгъ, чтобы мы, ея служители, именемъ всѣхъ христіанъ и именемъ самой ея, принесли Тебѣ благодарность, состоящую въ проповѣданіи Твоей вѣры къ Богу, и въ прошеніи, да Церковь, якоже начала еси, всегда подъ покровительствомъ Своимъ сохраняеши и все да устрояеши въ лучшее.

Боже великій, Его же престолъ небо и земля подножіе! благословивый сіе, Монархини нашей, намѣреніе, благопоспѣши и совершити оное, дабы тогда въ восторгѣ радостномъ предъ Тобою мы воспѣли пѣснь сію: Востани, Господи, въ покой Твой, Ты и кивотъ святыни Твоея (Псал. 131, 8). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ присутствіи Ея Императорскаго Величества и Его Императорскаго Высочества, Святѣйшаго Сѵнода, и всего синклита, 1768 года, августа 8 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 260-265.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0