Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово въ недѣлю 28 по сошествіи Святаго Духа. Какимъ образомъ милосердный Богъ зоветъ человѣка ко спасенію?
[1]

Мнози суть звани, мало же избранныхъ". (Лук. 14, 24).

Созываетъ насъ днесь Евангеліе на преславный духовный пиръ, на которомъ предлагается безсмертная пища — Самъ Агнецъ Божій, закланный прежде сложенія міра со всѣми оными плодами, которые Онъ страданіемъ Своимъ и дражайшею смертію пріобрѣлъ. Сего преславнаго пира величество, богатство, и оживляющее и услаждающее наши души дѣйствіе нѣтъ нужды описывать. Ибо вы, благословенные христіане, спасительною благодатію не токмо на оный призваны, но, дѣйствительно, видите очами вѣры славу его, и устами души своей вкусили отъ его сладостей. Вы просвѣщены и причастились Духа Святаго; вы чувствовали сладчайшій вкусъ Божія глагола, и силы грядущаго вѣка. Васъ привѣтствуетъ святый Петръ, что вы родъ избранъ, царское священіе, языкъ святъ, люди обновленія, яко да добродѣтели возвѣстите изъ тьмы васъ призвавшаго въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9). А когда призваны и неизслѣдимаго богатства благости Божіей сподобились, то, вотъ, тотъ же Петръ увѣщаваетъ насъ сію великую благодать содержать въ чистой совѣсти: потщитеся, говоритъ, братіе, извѣстно ваше званіе и избраніе творити: сице бо обильно подастся вамъ входъ въ вѣчное царство (2 Петр. 1, 10).

Но какъ много и такихъ, которые не суть отъ двора сего, то есть, или званіе Божіе отвергаютъ или, получивъ даръ сей, но оный употребляютъ во зло; а какъ благость Божія никому не хощетъ погибнуть, то какимъ же образомъ она производитъ сіе спасительное дѣйствіе? Ты, милосердія неисчернаемая бездна, Боже, вразуми насъ, и даждь нашему сердцу слышать внутренній гласъ зовущей благодати Твоей!

Различными образы зоветъ милосердный Богъ человѣка ко спасенію, и неизслѣдимыми намъ судьбами предуготовляетъ всякому путь къ добродѣтели. Зоветъ Онъ насъ чрезъ добрыхъ родителей, чрезъ разумныхъ учителей, чрезъ пристойное воспитаніе, чрезъ постоянныхъ товарищей и вѣрныхъ друговъ, чрезъ похвальные примѣры, чрезъ чтеніе или слышаніе полезныхъ книгъ и ученія. Иного отводитъ отъ зла страхомъ, другаго приводитъ къ добру награжденіемъ; сего исправляетъ нищетою, того поощряетъ къ добродѣтели богатствомъ; одного смиряетъ несчастіями, другаго слабость и уныніе въ добрыхъ предпріятіяхъ ободряетъ честію. Но кто можетъ исчислить различные образы милосерднаго о насъ попеченія Божія? мы теперь, слушатели, за довольное почтемъ узнать хотя только важнѣйшіе пути званія Божія.

Зоветъ, во-первыхъ, насъ Богъ къ добродѣтели и къ истинному благополучію чрезъ законъ естественный. Извѣстно бо, думаю, всякому, что Богъ, созидая человѣка, вкупѣ вліялъ въ него вѣчный законъ Свой, то есть, способность къ различенію добра отъ зла, и посѣялъ въ сердцѣ его сѣмена добродѣтели. Всѣ народы, въ прочемъ дикіе и несогласные нравами, обыкновеніями, языкомъ, законами, но безъ учителя и безъ книгъ довольно согласны въ томъ, что иное есть само чрезъ себя честно и похвально; другое безчестно и срамно. Сіе разсужденіе засвидѣтельствуетъ намъ великій Павелъ: языцы, говоритъ, неимуще закона, естествомъ законная творятъ, сіи законное не имуще, сами себѣ суть законъ: иже являютъ дѣло закона написано въ сердцахъ своихъ, спослушествующей имъ совѣсти, и между собою помысломъ осуждающимъ или отвѣщающимъ (Рим. 2, 14-15).

А отсюда усматриваемъ спасительное намѣреніе Создателево, дабы симъ впечатлѣніемъ закона сдѣлать намъ добродѣтель любезною, а порокъ ненавистнымъ, котораго закона сила тѣмъ дѣйствительнѣе, что мы, сдѣлавъ какое добро, самое живое внутри себя чувствуемъ утѣшеніе; но, сдѣлавъ худое, хотя бы ни отъ кого никакого не опасались наказанія, жестокое внутри претерпѣваемъ отъ совѣсти обличеніе и самихъ себя стыдимся и срамляемся. А сіе, врожденное намъ, о добрѣ понятіе, сія, чувствуемая въ сердцѣ нашемъ по содѣланіи добра, радость, сіе совѣсти грызеніе, неразлучное наказаніе порока — не есть ли сильное къ добродѣтели ободреніе, и ясное званія Божія знаменіе? да и подлинно, какимъ бы страстямъ и злодѣяніямъ мы ни подвергали себя, ежели бы насъ не обуздывала ни совѣсть, ни стыдъ; когда и совѣстію обличаемы и поражаемы стыдомъ, не престаемъ худыми обременять себя дѣлами?..

Однако, сіе Божіе званіе, сколь само по себѣ ни дѣйствительно, не приводитъ человѣка въ надлежащее совершенство, но только предуготовляетъ къ благодати Христовой: ибо самымъ искусомъ дознаемъ, что мы не можемъ быть безпорочными исполнителями закона естественнаго. И по сей-то причинѣ законъ естественный, или, что то же есть, неповрежденная философія называется служительницею благодати Евангельской: законъ пѣстунъ намъ бысть во Христа, да отъ вѣры оправдимся (Гал. 3, 24), вопіетъ учитель языковъ. А чтобы врожденный законъ совершенно исполнить, въ томъ препятствуютъ намъ недостатки нашего естества и воюющія внутри насъ страсти, которыя единаго человѣка на двѣ противныя части раздираютъ такъ, что принуждены бываемъ съ Павломъ вопить: не еже хощу, сіе творю: но еже ненавижу, то содѣлываю: еже бо хотѣти прилежитъ ми, а еже содѣяти доброе, не обрѣтаю (Рим. 7, 18-19).

Сія война, подлино, препятствуетъ Божію званію, но и помогаетъ въ нѣкоторомъ разумѣ. Приводитъ бо насъ въ признаніе своей немощи и бѣдности, а черезъ то велитъ намъ искать цѣлителя и избавителя; не требуютъ бо здравіи врача, но болящіи. И для того-то святый Апостолъ написалъ, что идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20), то есть множестно грѣховъ приводитъ человѣка къ признанію своего окаянства, а признаніе сіе сподобляется великаго милосердія Божія отпущающаго множество грѣховъ. И сей есть первый путь званія Божія.

Второе, зоветъ насъ Богъ къ исправленію строгостію закона, который подвергаетъ нераскаяннаго грѣшника гнѣву Его и различнымъ наказаніямъ. Извѣстно бо, какимъ страшнымъ изреченіемъ запечатлѣлъ Богъ законъ Свой: Проклятъ всякъ, иже не пребудетъ во всемъ писанномъ въ книгѣ закона (Втор. 27, 26). Сіо проклятіе тѣмъ есть ужаснѣе, что оно удаляетъ насъ отъ Бога, въ которомъ состоитъ все наше блаженство, и ввергаетъ въ пропасть всякаго несчастія.

Но какъ сіе страшное Божіе опредѣленіе родъ человѣческій не весьма поразило, то посылалъ Богъ пророковъ, которые обличали бы нечестіе человѣческое, и устрашали бы наказаніями, какія они заслужили. «Вотъ, Я на тебя о, нераскаянный грѣшникъ! — говорилъ черезъ пророковъ Богъ: — проведу тя чрезъ огнь напастей, уморю тебя гладомъ, умучу жаждою, разорю твердыя грады твои, и потопчу вожделѣнныя нивы твои, предамъ тебя всякимъ болѣзнямъ, предамъ непріятелямъ, которые возьмутъ чадъ твоихъ, возьмутъ самое любимое отъ тебя». Аще не обратитеся, оружіе Свое очиститъ, лукъ Свой напряже и уготова его (Псал. 7, 13). Да и, дѣйствителыю, наказывалъ и наказываетъ болѣзнями, отнятіемъ любозныхъ дѣтей, несогласіями, войнами, пожарами, потопами, землетрясеніями, моромъ, гладомъ, скудостію, печалями; но сіе наказаніе мы принимать должны не иначе, развѣ какъ отеческое, которымъ благость Божія зоветъ насъ на покаяніе.

Однако, страшныя сіи Божіи угроженія и очевидные отмщенія Его примѣры не весьма возбуждаютъ насъ отъ глубокаго сна нашего. Пророки вопили: «гнѣвъ Божій, гнѣвъ Божій», но другіе, напротивъ, говорили: «миръ, миръ, и ничего не будетъ». Мы или угрозамъ тѣмъ не вѣримъ, или случайностямъ нѣкоторымъ все приписываемъ, или отдаемъ необходимостямъ. Корабль, въ которомъ плылъ Іона въ Фарсисъ, отъ страшнаго морского волненія сокрушался, но въ самое сіе время Іона спокойно опочивалъ: что ты храплеши, Іона! — сказалъ ему кормчій, — востани и моли Бога твоего, яко да спасетъ ны Богъ, да не погибнемъ (Іона. 1, 6). Что ты, человѣче, скажетъ же и намъ Богъ, глубокимъ сномъ нерадѣнія и безопасности спишь, когда корабль жизни твоей, по морю міра сего плавающій, всякій часъ близокъ есть къ сокрушенію? не видишь ли, что міръ волнуется, міръ во злѣ лежитъ (1 Іоан. 5, 19) и — бѣды вездѣ: бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ сродникъ, бѣды въ селахъ, бѣды во градѣхъ, бѣды и въ пустыняхъ, бѣды отъ лжебратій (2 Кор. 11, 26). Но, Господи, признаемся мы съ Твоимъ Іереміею, очи Твои зрятъ на вѣру нашу: билъ еси насъ, и не поболѣхомъ: сокрушилъ еси насъ, и не восхотѣхомъ пріяти наказанія (Іер. 5, 3). Такъ, ужели Богъ оставилъ насъ, ужели все истощилось богатство благости Его? нѣтъ, нѣтъ, благословенные христіане! какъ законъ естественный сталъ несиленъ удержать единственно при добродѣтели, какъ угроженія и наказанія не сдѣлали насъ лучшими, то премудрость Божія изобрѣтаетъ еще средство, но самое дѣйствительное, да и послѣднее; а оно есть благодать Евангельская.

Званіе благодати Евангельской потому сильнѣе, что оно уже не строгостію, но удивительною благостію и несказаннымъ снисхожденіемъ умягчаетъ наше ожесточеніе. Законъ проклинаетъ, а благодать благословляетъ; законъ говоритъ: око за око и зубъ за зубъ; но благодать сказываетъ: аще кто не имать грѣха, да вержетъ на грѣшника камень; тотъ говоритъ: отъидите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный; сія сказываетъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Законъ представляетъ намъ Бога во образѣ строжайшаго Судіи и Мздовоздаятеля, но Евангеліе — подъ видомъ самаго благоутробнѣйшаго Отца.

Сей небесный Отецъ, призывая насъ къ вѣчному счастію, объявляетъ, что Онъ не помянетъ всѣхъ грѣховъ нашихъ, милостивъ будетъ къ самымъ неправдамъ нашимъ; обѣщаетъ блага, которыя намъ на мысль никогда не могли придти, царство небесное, сладость райскую, увеселенія нескончаемыя, показываетъ внутреншоіо тишину, которою наслаждается любящій Его, представляетъ раны Сына Своего, проліянную Его кровь, страданія и поносную смерть, что все предпріято, единственно, дабы спасти погибшаго человѣка. Пріидите убо, пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).

Сіе призываніе столь сильно, что надобно быть твердѣйшу камня тому, который бы и симъ неподвиженъ былъ. Онъ говоритъ: пріидите ко Мнѣ; ты долженъ говорить: «готово сердце мое, Боже! готово. Я бы хотѣлъ, Христе мой, и прежде Твоего призванія, въ Тебѣ одномъ искать себѣ покоя, а теперь ли не послушаю, когда ты Самъ, сладчайшій Іисусе, Самъ къ рабу Твоему снисходишь»?.. Симъ гласомъ позваны разбойники, блудницы, мытари, сребролюбивые, радостно на подобіе жаждущаго еленя въ слѣдъ его бѣжали, и достигли тихаго въ небесномъ отечествѣ пристанища.

Почему вещь удивленія или паче сожалѣнія достойная, что иные величающіеся христіанскимъ именемъ, сей радостнѣйшій гласъ мимо ушей пускаютъ, и желаніемъ будущихъ благъ не восхищаются. Сему причиною есть, или что не имѣютъ совершеннаго понятія о высокихъ таинствахъ христіанскихъ, или и понимаютъ, но заботами мірскими, богатствомъ и сластями житейскими сія истина подавляема бываетъ. Въ нынѣшнемъ Евангеліи читано, что званные на вечерю Господню, то есть, въ животъ вѣчный, за покупками воловъ и селъ, или за поятіемъ жены, какъ бы согласившись, всѣ отказалнсь, и всякъ изъ нихъ особенно сказалъ: не могу придти. А эти краткія слова значатъ то, что, за пріятностями и за прибытками, я не хочу отпущенія грѣховъ, ненавижу христіанство, гнушаюсь Евангеліемъ, не любо мнѣ небесное царство, отрицаюсь Христа, сочетаваюсь діаволу. О, страшное слышаніе, которое да не падетъ на насъ, вѣрующихъ въ Тя, Господи! Ты евангельскимъ Своимъ благословеннымъ голосомъ сподобилъ насъ быть въ числѣ Твоихъ званныхъ; сподоби же намъ быть и въ числѣ избранныхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано 1763 года, мѣсяца декабря, 14 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 58-62.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0