Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.)
Слово о пользѣ благочестія
[1]

Тѣлесное обученіе вмалѣ есть полезно, а благочестіе на все полезно есть (1 Тим. 4, 8).

Разсуждающему о приходѣ Вашего Императорскаго Величества въ обитсль сію, не трудно найти движущую причину онаго, что, единымъ побуждаемы благочестіемъ и усердною къ Богу и угодникамъ Его воспаляемы вѣрою, сей трудъ принять благоволили, въ сокровенности души своей, поя оный Давидовъ стихъ: Мнѣ же зѣло честни быша друзи Твои, Боже (Псал. 138, 17). Признаемъ мы не малое въ предпріятіи семъ Твое снисхожденіе, но и исповѣдуемъ, что снисхожденіемъ симъ Величество Твое болѣе возносится и прославляется. Подражаешь Ты, Великая Монархиня, въ дѣлѣ семъ, какъ и во всемъ прочемъ, высочайшимъ и благочестивымъ предкамъ своимъ, которые по себѣ сумнѣніе оставили, благочестіемъ ли болѣе, или мужествомъ, мужествомъ ли болѣе внѣ отечества, или мудрымъ внутръ отечества правленіемъ, безсмертную себѣ пріобрѣли память. Ихъ въ полѣ мужество не мѣшало имъ дома мудрое и смотрительное имѣть правленіе, а и то и другое — не препятствовало имъ и благочестія дѣло отправлять со всякимъ благоговѣніемъ. Всѣ они сіе мѣсто своими священными стопами освятили. Да умолчу дальнѣйшихъ Вашего Величества предшественниковъ (сіе бо многаго требуетъ труда), довольно напомнить, что Великій, безсмертно жить достойный, Петръ, дражайшій Вашего Величества дѣдъ, особенный былъ мѣста сего покровитель. Преславныя монархини Анна и Елисавета, любезнѣйшія Вашего Величества тетки, рачительнѣйшія были обители сея украсительницы, которыя изобильно источникомъ щедротъ своихъ струю Радонежскую напояли. Которыхъ благочестію ревнуя и Ваше Императорское Величество, Монаршимъ своимъ посѣщеніемъ лавру сію, се уже второе, удостоить благоизволили: за что да посѣтитъ Тя Востокъ съ высоты.

А мы, слушатели, имѣя Монархиню намъ примѣръ благочестія, краткую бесѣду предложимъ: «сколько всякому человѣку приноситъ пользы, ежели онъ будетъ не лѣниво упражняться въ благочестивомъ дѣлѣ богопочитанія?» которое слово высочайшимъ своимъ, Благочестивѣйшая Государыня, дозволеніемъ подтвердить всесмиренно молю.

Благочестіе требуетъ, не токмо чтобы истинное о Богѣ имѣть познаніе, но чтобы и нелицемѣрное и боголѣпное воздавать Ему почтеніе, любя Его всѣмъ сердцемъ, какъ благоутробнѣйшаго Отца; боясь, какъ строгаго и пороками гнушающагося Судіи и, всю надежду во всемъ на Него возлагая, какъ на попечительнаго Промыслителя. Почему никакого нѣтъ сомнѣнія, что ни благодать Божію получить, ни помощи Его ожидать, ни царствія небеснаго надѣяться — безъ благочестія не возможно: нечестивіи бо не узрятъ славы Господни, — поетъ Пророкъ (Ис. 26, 10). Оставивши убо сіе, какъ само чрезъ себя очень ясное и всѣмъ извѣстное, болѣе къ тому рѣчь нашу склонимъ, что ниже до сея жизни надлежащія дѣла, безъ благочестія, могутъ люди проходить благополучно и съ успѣхомъ.

Всѣ, вообще, дѣла раздѣлены быть могутъ на «общенародныя, духовныя и гражданскія». Разсмотримъ же, во-первыхъ, общенародныя, Общенародныя дѣла суть слѣдующія: напримѣръ, землю орать, продать, купить, нанять, работать, помочь, одолжить и прочія. Для совершеннаго сихъ дѣлъ исправленія надобна охота безпринужденная, вѣрность нелицемѣрная, искренность открытая, трудъ и прилежаніе: надобно, чтобы не было праздности, пьянства, хитрости, обмана, нерадѣнія. Но не имѣющій въ сердцѣ страха Божія, человѣкъ оныя дѣла благополучно и совѣстно совершить, не можетъ. Онъ будетъ въ ораніи лѣнивъ, или излишне и язычески заботливъ, въ продажѣ лукавъ, въ куплѣ не осмотрителенъ, или безразсудно щедръ, въ наемѣ обидливъ, въ работѣ нерадивъ, въ вспомогательствѣ бѣдности другаго жестокъ и не сожалителенъ, въ одолженіи другаго скупъ, и къ нуждамъ его нечувствителенъ; и для сего мы тому, кто насъ обижаетъ, или помочь въ бѣдности нашей намъ отказывается, или работаетъ нерадиво, или поступаетъ лукаво, обыкли говорить: «что ты Бога не боишься». Чѣмъ даемъ знать, что ежели бы онъ боялся Бога, такимъ бы беззаконнымъ образомъ съ нами не поступалъ: понеже обманы, обиды, несогласія, праздность, пьянство, и прочія безчинія наипаче отъ неимѣнія страха Божія происходятъ. Благочестивый, напротивъ, и Бога боящійся человѣкъ, въ земледѣльчествѣ будетъ прилеженъ, но безъ заботливости языческой, то есть, болѣе на промыслъ Божій полагаясь, въ продажѣ справедливъ безъ хитрости, въ куплѣ разсмотрителенъ, не имѣя худаго расточительнаго нрава, въ наемѣ не обидливъ, къ бѣдности другаго сожалителенъ и щедръ, ко вспомогательству другому въ нуждахъ скоръ и милосердъ, благочестивый бо мужъ милуетъ и скоты своя, къ дѣлу охотенъ безъ принужденія, вѣренъ безъ лицемѣрія, искрененъ безъ закрытія, прилеженъ и снискателенъ своего добра безъ зависти. Почему удивительно ли, что усердный къ Богу человѣкъ будетъ благополученъ; а Бога не боящійся — несчастливъ; тотъ во всѣхъ своихъ предпріятіяхъ благопоспѣшенъ, сей ни въ чемъ неудачливъ; тотъ всѣмъ любезенъ и пріятенъ, сего всѣ отвращаются и гнушаются? Удивительно ли, что благочестивый человѣкъ всѣмъ изобилуетъ, всѣмъ доволенъ, да еще весь день милуетъ и въ заимъ даетъ; а не держащійся благочестія человѣкъ — во всемъ скуденъ, недостаточенъ, и принужденъ бываетъ часто просить насущнаго хлѣба? Клятва бо Господня въ домѣхъ нечестивыхъ, дворы же праведныхъ благословляются (Прит. 3, 33): имѣніе, поспѣшаемо съ беззаконіемъ, умалено бываетъ, собираяй же себѣ съ благочестіемъ изобильствовати будетъ; праведный щедритъ и даетъ, пишетъ мудростію славный Соломонъ. А святый Давидъ, сію истину самимъ собою дознавъ, вопіетъ: Юнѣйшій бѣхъ, ибо состарѣхся: но не видѣхъ праведника оставлена, ниже сѣмени его просяща хлѣбы, и далѣе припѣваетъ: богатіи обнищаша и взалкаша, взыскающіи же Господа не лишатся всякаго блага (Псал. 36, 25; 33, 11). Таковыхъ намъ богопочитателей Божіе слово представляетъ въ примѣръ Авраама, Исаака, Іакова, Іова, которыхъ столь благословилъ Богъ всякимъ богатствомъ, что они для множества скота своего принуждены были свои жилища съ однихъ мѣстъ переносить на другія. А чтобы мы сіе праведныхъ праведное обогащеніе какому не причли случаю, въ томъ насъ Священное Писаніе предостерегаетъ, которое, именно, и тѣлесное всякое довольство сказуетъ быть благословеніемъ Божіимъ, и награжденіемъ за соблюденіе святаго закона Его. Аще, глаголетъ Господь Богъ, въ повелѣніихъ Моихъ ходите, и заповѣди Моя сохраните, и сотворите я: и дамъ дождь вамъ во время свое, и земля дастъ плоды своя и древеса сельная отдадятъ плодъ свой: и постигнетъ вамъ млаченіе (житъ), обраніе вина, и обраніе вина постигнетъ сѣятву, и снѣсте хлѣбъ вашъ въ сытость (Лев. 26, 3-5).

Правда, что и нечестивые нѣкогда богатѣютъ, и воспріемлютъ благая въ животѣ своемъ; но лучше малое праведнику паче грѣшныхъ богатства многа. Не тотъ богатъ, кто много имѣетъ; но кто малымъ доволенъ: тотъ богатъ, что и съ нищетою дружно живетъ. Когда нищета соединена съ безопасностію и спокойствіемъ, то она должна быть почитаема выше богатства, смущаемаго безпокойствомъ и ежечаснымъ страхомъ. Неправедные иногда, нерѣдко, бываютъ и одарены богатствомъ, но безпокойнымъ, наичастѣе же скудость всякую претерпѣваютъ: напротивъ, благочестивые рѣдко скудостію страждутъ; а хотя иногда, по неизвѣстнымъ намъ Божіимъ судьбамъ, нищетою и искушаются, но между тѣмъ утѣшаются и довольствуются тишиною спокойнаго духа. И такъ видимъ, что благочестіе, полезное на все, полезно во всякихъ и общенародныхъ дѣлахъ. Разсмотримъ же и духовныя дѣла.

Духовныя дѣла суть: учить, проповѣдывать слово, заблуждающихъ обращать, немощныхъ подкрѣплять, утѣшать унывающихъ, быть житіемъ примѣромъ другимъ, со страхомъ и благоговѣніемъ божественную отправлять службу, и дѣло Божіе творить не съ небреженіемъ. Но какъ бы все сіе безъ благочестиваго и благобоязливаго духа благополучно возможно было совершить, то и понять не можно. Безъ благочестія ученіе будетъ недѣйствительно, проповѣдь безполезна, Божія дѣла служеніе соблазнительно, вмѣсто наставника бываетъ развратникъ, вмѣсто пастыря наемникъ, вмѣсто свѣтила церковнаго становится вождемъ слѣпымъ, Когда духовенство истиннымъ благочестіемъ украшаетъ себя; когда мы въ лучшемъ и церковь видимъ состояніи, тогда церковный пастырь водитъ овецъ, куда хочетъ, и овцы за нимъ съ охотою всюду слѣдуютъ; и такъ исполняютъ законъ Христовъ. Ежели сожалѣть можемъ, что нѣкоторые пастыри ученіемъ не довольно просвѣщены: кольми паче жалѣть надобно, ежели иные и къ Богу малоусердны, и ихъ жестокую душу страхъ Божій не весьма пронзаетъ. Благочестивый пастырь и безъ дальняго ученія примѣромъ воспользуетъ, а ученый, но безъ благочестія, ни мало, или что ученіемъ созиждетъ, то худымъ своимъ житіемъ разоритъ. Да еще Богъ и запрещаетъ таковымъ въ свои уста Свое пречистое слово принимать. Грѣшнику рече Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя, и воспріемлеши законъ Мой усты твоими нечестивыми? ты же возненавидѣлъ еси наказаніе, и прочая (Псал. 49, 16-17). Израильтяне, хотя имѣли въ Вавилонѣ гусли и органы, однако не дерзали на оныхъ играть для того только, что въ чужой были землѣ; кольми паче пастырю непристойно воспѣвать посреди церкви Божіе слово, когда органъ языка его не согласенъ съ гуслями добродѣтелей души его. Примѣры имѣемъ довольные. Многіе были, по мнѣнію міра сего, неученые, но просіяли великими церковными свѣтилами. Блаженный Августинъ, услышавши, что египетскій Антоній, будучи простой, но житіемъ столь прославился, что славы его вся Африка не вмѣщала, да еще отъ Бога сподобился и чудотворенія силы. Услышавъ сіе Августинъ и разсудивши самого себя, какъ человѣка преученаго, но житіемъ тогда еще недостаточнаго, возопилъ: «Востаютъ де неученые и небо похищаютъ, а мы съ своимъ ученіемъ до ада ниспадаемъ». А для чего? — для того, что хотя ученія много, да совѣсти мало. Почему также многіе были, по мнѣнію мірскому, а не Божьему, преученые; но жизнь свою скончали къ великому Церкви соблазну. Хотя, впрочемъ, то не сомнительно, что ничто не можетъ быть драгоцѣннѣе, ничто любезнѣе, ничто пристойнѣе, какъ пастырь, въ которомъ ученіе съ благочестіемъ соединено есть: иже бо сотворитъ и научитъ, той велій наречется въ царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19). Вотъ, видимъ и въ духовныхъ дѣлахъ благочестія превелію пользу! Но посмотримъ и на гражданскія дѣла.

Дѣла гражданскія суть: судить, защищать неповиннаго, повиннаго осуждать, править другими, разбирая всякія дѣла ко всякому удовольствію, и во всемъ крѣпко наблюдая правду, стараться о всякомъ благополучіи. Но не знаю, какъ можетъ все сіе, безъ обиды другаго, исполнить, который имѣетъ душу благочестіемъ и страхомъ Божіимъ необузданную. Его очи серебромъ скоро ослѣпятся, чтобы не видѣть правду; его сердце златомъ отягчится, чтобы нечувствительнымъ быть къ просьбѣ неповиннаго; его руки съ трудностію удержатся отъ похищенія чужаго добра. Напротивъ, сколько бы кто много къ неправдѣ ни склоненъ былъ: но когда на мысль приведетъ онаго нелицепріятнаго Судію Бога, Который строгій есть нарушенной правды отмститель, содрогнется, и въ нѣкоторое придетъ чувствіе. И для того Евангеліе онаго судію, который бѣдныя вдовицы прошеніе мало слушалъ, называетъ Бога не боящимся.

А наипаче благочестіе и страхъ Божій, превосходную силу и премногую пользу имѣетъ во многотрудномъ и великомъ государственномъ правленіи; гдѣ надобно сто очей къ усмотрѣнію всякаго дѣла обстоятельствъ, сто ушей къ выслушанію просьбы всякаго; гдѣ тысяча неудоборѣшимыхъ узловъ, тьмы едва преодолимыхъ трудностей. Какъ же все сіе рѣшить? Какъ всѣ оные труды, безъ отягченія, снести, безъ особенной Божіей помощи, и ежели Онъ Самъ невидимо не подкрѣпляетъ и не умудряетъ? — никакъ невозможно. Но сія милостивая Царя царствующихъ и верховнаго свѣта Правителя помощь благочестіемъ, страхомъ, любовію и особеннымъ къ Нему усердіемъ снискивается. А безъ того всѣ дѣла и правительство къ своему паденію клониться будутъ и цвѣтъ государства скоро увядаетъ. Соломонъ, когда съ благочестіемъ почиталъ Бога, всѣ дѣла его текли по его желанію, но какъ только совратился съ сего святаго пути, то тотчасъ царство его къ паденію клониться начало. Понеже, — сказалъ ему Богъ, — не сохранилъ еси заповѣдей Моихъ, яже заповѣдахъ тебѣ, раздирая раздеру царство твое изъ рукъ твоихъ (3 Цар. 11, 11). И для того нѣкоторый языческій философъ написалъ, что верховному начальнику должно быть богобоящемуся: понеже тогда его подданные боятся, когда видятъ его самого боящимся Бога.

Я сюда отношу и военныя дѣла, которыхъ окончаніе чѣмъ опаснѣе и безызвѣстнѣе, тѣмъ болѣе должно къ Богу прибѣгать, и никакого дѣйствія не начинать, не истребовавъ Его святой помощи. Ненадежно тамъ уповать на мечи, луки и стрѣлы, но на единаго Господа Саваоѳа, Бога ополченія Израилева. Не спасается Царь многою силою и исполинъ не спасется множествомъ крѣпости своея (Псал. 32, 16). Не въ силѣ констѣй восхощетъ, ниже въ лыстѣхъ мужескихъ Вышній благоволитъ: благоволитъ Господь въ боящихся Его, и во уповающихъ на милость Его (Псал. 146, 10-11). Есть страшенъ тотъ воинъ, котораго десницу вооружаетъ Господь. Почему и благопоспѣшество браней зависитъ отъ благочестія, которое Божію помощь на свою страну привлекаетъ.

Знать, что довольно силу благочестія знали и самые язычники; какъ-то: преславный Киръ, Великій Александръ, Сципіонъ, Юлій, Помпей и прочіе, которые, хотя знатнѣйшіе были въ свѣтѣ герои: однако, не вступали въ брань, не призвавъ на помощь мнимыхъ своихъ боговъ; и по побѣдѣ не начинали торжества, какъ токмо съ благодаренія тѣмъ же своимъ мнимымъ богамъ.

Но намъ, вмѣсто всѣхъ ихъ, довольно напомнить нынѣшняго вѣка преславнаго героя, Великаго Петра, отца нашего отечества, которому разные походы, жестокія брани, многотрудныя и неисчислимыя государственныя дѣла не токмо не воспрепятствовали благочестія дѣло отправлять со всякимъ благоговѣніемъ, такъ что иногда онъ самъ, своею Монаршею особою, не стыдился чтеніемъ и пѣніемъ церковь Божію увеселять; но и великое тщаніе прилагалъ завести ученія вездѣ, наиболѣе къ утвержденію и распространенію благочестія, которое его пресправедливое тщаніе Господь Богъ и успѣхомъ желаемымъ благословилъ.

Такой дивной по благочестію ревности живою подражательницею есть наша благочестивѣйшая Государыня Императрица Екатерина Алексѣевна, Самодержица Всероссійская, которая усердность свою къ Богу и ревность по истинной вѣрѣ всему свѣту преясно доказала своимъ преславнымъ восшествіемъ на всероссійскій престолъ. Не чести желаніе, ниже сокровища злата и сребра возбудили духъ ея на оное пречудное предпріятіе, какъ токмо, чтобы Церковь избавить отъ угрожаемыхъ ей золъ и любезному отечеству спокойство и благополучіе даровать.

А сему благочестію, отъ младыхъ ногтей, не токмо неусыпнымъ попеченіемъ матернимъ, но и своимъ высокимъ примѣромъ научаетъ любезнѣйшаго сына своего, Государя Наслѣдника, Павла Петровича, вожделѣннѣйшую всероссійскую надежду. Господь Вседержитель, сѣдяй на херувимѣхъ, неугасаемымъ къ Себѣ любви огнемъ возжегъ Твое благочестивѣйшая Монархиня, сердце, который огнь чтобы въ душѣ ея пылалъ, всеусердно молимъ мы со всею Церковію Тебе, Господи Боже духовъ и всякія плоти! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано при Высочайшемъ Ея Императорскаго Величества присутствіи, въ Святотроицкой Сергіевой лаврѣ, въ храмѣ Святыя Троицы, 1763 года. Мая 19 дня.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1913]. — С. 25-31.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0