Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова, сказанныя во время управленія Херсонскою епархіею (съ 1877 г. по май 1880 г.).

12. Слово въ день св. Великомученика Димитрія Солунскаго. (1877 г.)
О любви къ отечеству.

Нынѣ мы празднуемъ, братія, память св. великомученика Димитрія Солунскаго, имени коего посвященъ храмъ, въ которомъ стоимъ теперь [1]. Сей великомученикъ именуется «Солунскимъ» потому, что онъ родился и воспитался въ греческомъ градѣ Солунѣ, или Ѳессалоникахъ, былъ въ этомъ городѣ главнымъ начальникомъ, а за тѣмъ пострадалъ въ немъ за Христа отъ языческаго царя Максиміана и тамъ же погребенъ былъ вѣрными. Изъ житія сего угодника Божія видно, что онъ очень любилъ отечественный свой городъ Солунь и ревностно охранялъ его отъ бѣдствій, не только при жизни, но и по смерти своей. Такъ, когда сему городу угрожалъ большой голодъ, отъ котораго жители его начали уже умирать, то св. Димитрій, обитавшій уже въ то время въ горнемъ мірѣ, видимо обходилъ морскія пристани и приказывалъ купцамъ, имѣвшимъ въ корабляхъ своихъ пшеницу, везти ее въ Солунь, и такимъ образомъ избавилъ сей городъ отъ голода; а послѣ того многократно избавлялъ его отъ нашествія варваровъ. Въ особенности замѣчателенъ одинъ случай такого избавленія, бывшій во время греческаго царя Маврикія, когда Аравитяне, т.-е. Сарацины или Турки, обложили Солунь и сильно нападали на него. Тогда, говоритъ писателъ великомученикова житія, нѣкій богобоязненный и добродѣтельный мужъ, по имени Иллустрій, пришедшій ночью въ притворъ церкви св. Димитрія и усердно молившійся въ немъ Богу и страстотерпцу Христову о защищеніи своего города, видѣлъ слѣдующее дивное явленіе. Ему представилось наяву, что два ангела, въ видѣ двухъ свѣтлыхъ юношей, вошедши во храмъ святаго чрезъ растворившіяся предъ ними церковныя двери, громко сказали: «гдѣ живущій здѣсь господинъ?» На сей зовъ ихъ сначала явился юноша, какъ бы слуга, который, спросивъ ихъ, зачѣмъ они требуютъ господина его, и, указавъ имъ на гробъ великомученика, сказалъ, что здѣсь почиваетъ господинъ его, а затѣмъ отнялъ завѣсу, бывшую предъ гробомъ. Тогда вышелъ св. Димитрій въ великомъ сіяніи и, поцѣловавшись съ ангелами, спросилъ ихъ, зачѣмъ они пришли къ нему? На это ангелы отвѣтили: «Владыка послалъ насъ къ твоей святости, повелѣвая тебѣ оставить градъ Солунь и пойти къ Нему, потому что Онъ хочетъ предать сей городъ врагамъ». Услышавъ это, великомученикъ, со слезами преклонивъ голову, молчалъ; а потомъ отверзъ уста свои и сказалъ: «Ужели такъ угодно Господу моему? Ужели Онъ хочетъ, чтобы городъ, искупленный честною кровію Его, преданъ былъ врагамъ не вѣдущимъ Его, не вѣрующимъ въ Него и не чтущимъ святаго имени Его?» Когда же ангелы отвѣтили, что если бы Владыка не изволилъ этого, то не послалъ бы ихъ къ нему; тогда св. великомученикъ сказалъ имъ: «идите же, братія, и скажите Владыкѣ моему: такъ говоритъ Димитрій, рабъ Твой: я знаю, человѣколюбче Господи, что щедроты Твои превосходятъ грѣхи наши, такъ что и беззаконія всего міра не преодолѣютъ милосердія Твоего. Ты ради грѣшныхъ пролилъ кровь свою и положилъ за насъ душу свою: яви же милость Твою и на семъ городѣ и не вели мнѣ оставлять его. Ты поставилъ меня стражемъ сему городу: поэтому я уподоблюсь Тебѣ — Владыкѣ моему, положу душу мою за гражданъ его, и если они погибнутъ, то пусть и я съ ними погибну». Выслушавъ это, ангелы спросили великомученика, такъ ли дѣйствительно должны они отвѣчать Господу отъ лица его? А св. Димитрій рекъ имъ: «истинно такъ и скажите, братія; ибо я знаю, что Богъ не до конца прогнѣвается, ниже въ вѣкъ враждуетъ (Псал. 102, 9)». Сказавъ это, онъ вошелъ въ гробницу свою, и священный ковчегъ затворился, а бесѣдовавшіе съ нимъ ангелы сдѣлались невидимы. О такомъ явленіи помянутый Иллустрій возвѣстилъ солунскимъ гражданамъ, а они, выслушавъ его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь св. Димитрія, который и оказалъ имъ ее: ибо враги, окружавшіе Солунь, вскорѣ отступили отъ стѣнъ его со стыдомъ, не могши взять сего города, хранимаго великимъ угодникомъ Божіимъ. Такъ св. Димитрій Солунскій любилъ и защищалъ отечественный свой городъ!

Впрочемъ, не одинъ этотъ страстотерпецъ, но и всѣ святые искренно любили свое отечество и усердно содѣйствовали благосостоянію его въ томъ или другомъ отношеніи, по мѣрѣ ихъ средствъ. Одни ревностно старались о гражданскомъ благоустройствѣ и духовномъ просвѣщеніи его, какъ св. цари и пастыри Христовой Церкви; другіе храбро защищали его отъ враговъ и въ браняхъ за него полагали свои души, какъ многіе благовѣрные князи и христолюбивые воины; иные содѣйствовали его благу своими познаніями, достояніемъ и трудами, какъ св. философы, пѣснопѣвцы, купцы и художники; а всѣ — искреннею преданностію ему и горячими молитвами о благоденствіи его и спасеніи отъ бѣдствій. Примѣрами такой любви къ отечеству наполнены житія святыхъ; поэтому я не буду теперь перечислять ихъ для краткости нашей бесѣды, а скажу только словами Премудраго, что любовь святыхъ къ отечеству была крѣпка, какъ смерть (Пѣсн. 8, 6), и часто доходила до самоотверженія. Такъ, апостолъ Павелъ говоритъ, что онъ желалъ бы отлученъ быть отъ Христа — лишиться блаженнаго общенія съ Нимъ, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получилп спасеніе во Христѣ (Рим. 9, 1-4; 10, 1). Самъ Іисусъ Христосъ, приближаясь къ Іерусалиму, главному городу земнаго отечества Его — Іудеи, и предвидя тѣ страшныя бѣдствія, какимъ подвергнется сей городъ, горько заплакалъ о немъ (Лук. 19, 41-44). Такъ Онъ любилъ земное свое отечество, хотя принадлежалъ ему только въ половину — одною человѣческою своею природою!

Да и какъ не любить намъ отечества? Въ немъ мы въ первый разъ увидѣли свѣтъ Божій, получили бытіе и духовное возрожденіе. Въ немъ мы впервые испытали родительскія ласки и дѣтскія невинныя игры. Въ немъ мы получили образованіе, необходимыя для насъ познанія и все, что имѣемъ теперь. Оно съ самаго рожденія нашего питало и призрѣвало насъ чрезъ нашихъ родителей; въ юности нашей учило насъ чрезъ наставниковъ всему доброму, старалось сдѣлать насъ людьми умными и честными; затѣмъ открыло намъ поприще для дѣятельности, съ любовію взираетъ на труды наши и поощряетъ къ нимъ разнымъ образомъ. Вмѣстѣ съ симъ оно печется о томъ, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняетъ насъ отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ нашей безопасности, доставляетъ намъ способы удовлетворять житейскимъ нашимъ потребностямъ и дѣлаетъ все, что можетъ служить къ общему благу нашему. Какъ же намъ не любить отечества своего, когда оно отъ пеленъ нашихъ до гроба окружаетъ насъ такимъ попеченіемъ, такъ благотворитъ намъ? Долгъ благодарности и христіанская обязанность требуютъ (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братія, за любовь и благотворенія, оказываемыя намъ отечествомъ, сами любили его искренно, какъ подобаетъ дѣтямъ его, и по мѣрѣ силъ нашихъ содѣйствовали его благосостоянію, а поэтому дѣлали то, чего оно требуетъ отъ насъ и что можетъ служить къ его благу.

Такъ мы должны поступать всегда, а въ особенности это необходимо въ настоящее время. Нынѣ наше отечество ведетъ священную брань съ невѣрными Турками не за свои интересы, а для пользы христіанства и преимущественно ко благу соплеменныхъ и единовѣрныхъ намъ восточныхъ христіанъ, которые около пяти вѣковъ страдаютъ подъ тяжкимъ мусульманскимъ игомъ. Эта брань трудна и требуетъ отъ Россіи большихъ усилій; поэтому всѣ вѣрные сыны отечества должны принять и дѣйствительно принимаютъ въ ней живое участіе. Самъ Царь нашъ давно оставилъ дворецъ свой и живетъ теперь среди Русскаго воинства въ утлой хижинѣ, терпя разныя невзгоды и житейскія лишенія. Почти всѣ Августѣйшіе Дѣти и Братья Его Величества находятся нынѣ на полѣ брани и на ряду съ простыми воинами исполняютъ трудныя воинскія обязанности; а одинъ доблестный Племянникъ Его положилъ недавно и животъ свой за вѣру и отечество... да и тѣ царскія Особы, которыя по своему положенію и полу не могутъ лично участвовать въ ратныхъ подвигахъ, — и тѣ, начиная съ Государыни Императрицы до послѣдней Великой Княжны, раздѣляютъ ихъ сердцемъ, живо сочувстуютъ нашимъ воинамъ, съ любовію пекутся уврачевать ихъ раны, облегчить страданія. А воины наши? Они геройски сражаются на полѣ брани, охотно проливаютъ кровь свою въ борьбѣ съ супостатомъ, и, получивъ облегченіе отъ ранъ и недуговъ, опять бросаются въ бой съ нимъ. А православный народъ нашъ? Онъ чутко прислушивается къ вѣстямъ о войнѣ и за успѣхъ ея готовъ отдать не только послѣднюю копѣйку, но и душу свою!..

Что же мы, братія, сдѣлаемъ при такихъ обстоятельствахъ? Ужели мы будемъ равнодушны къ нынѣшнему положенію нашего отечества и не пожелаемъ принять участія въ священной брани его съ невѣрными? Нѣтъ, это было бы постыдно и грѣшно для насъ; нѣтъ, каждый изъ насъ пусть сдѣлаетъ нынѣ то, что можетъ служить ко благу отечества и успѣшному окончанію войны его съ врагами христіанства. Кто умѣетъ владѣть оружіемъ и чувствуетъ въ себѣ воинскій духъ, тотъ пусть идетъ на поле брани сражаться съ сими врагами; кто имѣетъ достояніе, тотъ пусть жертвуетъ имъ отечеству на военныя потребности; а кто не можетъ сдѣлать ни того, ни другаго, тотъ пусть усердно молится Богу и празднуемому нынѣ великомученику Димитрію, мощному заступнику христіанъ, да помогутъ они Благочестивѣйшему Государю нашему сокрушить супостатовъ къ славѣ Божіей, ко благу христіанства и къ чести нашего отечества. Вотъ что долженъ дѣлать теперь каждый изъ насъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово это сказано въ г. Херсонѣ, въ домовой церкви Викаріатскаго дома.

Источникъ: Вѣнокъ на могилу Члена Святѣйшаго Синода высокопреосвященнѣйшаго Платона, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. — Составилъ крестьянинъ-самоучка М. В. Карасевъ. По поводу столѣтія со дня рожденія въ Бозѣ почившаго знаменитаго іерарха 2-е мая 1803 – 2-е мая 1903 года, съ цѣлію напомнить о высокихъ личныхъ качествахъ великаго Архипастыря и о славныхъ патріотическихъ его заслугахъ для св. церкви и отечества. — Съ портретомъ святителя. — СПб.: Типографія А. В. Орлова, 1903. — С. 334-338.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0