Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова, сказанныя во время управленія Херсонскою епархіею (съ 1877 г. по май 1880 г.).

4. Слово въ недѣлю Ваій (1878 г.).
О томъ, какъ можемъ мы срѣтать и принимать къ себѣ Іисуса Христа по примѣру іудеевъ, срѣтившихъ Его при торжественномъ входѣ Его въ Іерусалимъ.

Въ настоящій день, братія, Іисусъ Христосъ имѣлъ послѣдній — славный входъ въ Іерусалимъ. Входъ сей былъ весьма торжественъ. Лишь только пронеслась молва, что Мессія — Христосъ идетъ въ Іерусалимъ, тотчасъ многіе изъ народа, говорятъ Евангелисты, вышли къ Нему на встрѣчу съ пальмовыми вѣтвями, и одни постилали свои ризы предъ Нимъ, другіе рѣзали вѣтви съ деревъ и бросали ихъ по пути Его, а всѣ сопровождали Его съ радостію и громко восклицали: Осанна! благословенъ грядый во имя Господне! Царь Израилевъ, Благословенно грядущее царство! Осанна въ вышнихъ! (Марк. 11, 8-10; Іоан. 12, 12-15).

Воспоминая нынѣ такой входъ, св. Церковь внушаетъ намъ, братія, чтобы и мы срѣтали Іисуса Христа по примѣру сыновъ древняго Израиля. Для этого она вручаетъ намъ ваія и влагаетъ въ уста наши тѣ радостныя восклицанія, съ какими Іудейскій народъ срѣтилъ Спасителя; а одинъ изъ древнихъ пастырей ея говоритъ намъ: взявъ пальмовыя вѣтви, изыдемъ и мы въ срѣтеніе Господа нашего (Слово въ недѣлю Ваій св. Прокла, архіеп. Цареградскаго).

Но какъ, скажутъ иные, можемъ мы выдти во срѣтеніе Іисуса Христа, когда Онъ давно уже вознесся на небо и не живетъ между нами? — Нѣтъ, Онъ живетъ среди насъ; потому что обѣщалъ пребывать съ нами во всѣ дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 10), и теперь находится близъ насъ какъ вы слышали въ нынѣ чтенномъ Апостольскомъ посланіи (Флп. 4, 5). Се стою при дверехъ и толку, вѣщаетъ Онъ Самъ въ откровеніи Тайновидца: аще кто услышитъ гласъ Мой и отверзетъ двери, вниду къ нему и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20). Значитъ, и нынѣ можемъ мы срѣтить и принять Его къ себѣ по примѣру Іудеевъ, только чувственныя дѣйствія ихъ нужно замѣнить духовными, потому что Господь посѣщаетъ насъ теперь не чувственно, а духовно — благодатнымъ своимъ наитіемъ.

Іудеи, срѣтившіе Іисуса Христа при входѣ Его въ Іерусалимъ, какъ скоро услышали, что Онъ идетъ въ сей городъ, тотчасъ вышли на встрѣчу Ему. — Поэтому и мы, братія, не должны оставаться въ бездѣйствіи и равнодушно ожидать, когда Онъ придетъ къ намъ; но должны сами исходить во срѣтеніе Ему, — должны стремиться къ Нему мыслями, желаніями и всѣмъ существомъ нашимъ. Сынъ Божій очень желаетъ имѣть духовное общеніе съ нами и поэтому, какъ мы сказали, стои́тъ при дверехъ сердецъ нашихъ и толцетъ въ нихъ своимъ словомъ, благодатію и разными обстоятельствами нашей жизни, но Онъ не можетъ войти въ нихъ, если мы не отверземъ ихъ для Него, потому что, какъ благій и свободолюбивый (2 Кор. 3, 17), ни въ чемъ не поступаетъ съ нами насильно, но всего ожидаетъ отъ нашей доброй воли, отъ нашего сердечнаго расположенія. Поэтому Апостолъ говоритъ: приблизьтесь къ Богу, и приблизится къ вамъ (Іак. 4, 8). Значитъ, теперь отъ насъ, отъ нашего приближенія къ Господу Іисусу зависитъ общеніе съ Нимъ. Не будемъ же медлить, братія, и пойдемъ мысленно во срѣтеніе Ему, стремясь желаніемъ принять Его въ себя; а дабы Онъ не отринулъ насъ, какъ недостойныхъ общенія съ Нимъ, для этого приступимъ къ Нему съ вѣрою и любовію, въ которыхъ заключается и высшее совершенство христіанъ (Гал. 5, 6), и единственное средство къ благодатному общенію со Христомъ: кто любитъ Мя, говоритъ Спаситель, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23); а св. Апостолъ учитъ, что Христосъ вселяется въ сердца наши вѣрою (Ефес. 3, 17).

Іудеи, срѣтившіе Іисуса Христа, вышли къ Нему съ пальмовыми вѣтвями. — Гдѣ же намъ взять такихъ вѣтвей? У насъ нѣтъ ихъ, — онѣ не растутъ въ нашей странѣ; но за то у насъ есть такое древо, которое лучше всякихъ растеній. Это древо въ началѣ насаждено было въ земномъ раю самимъ Богомъ, потомъ перенесено было на Голгоѳу, а теперь растетъ во всемъ христіанскомъ мірѣ. Въ раю оно называлось древомъ жизни, потому что могло предохранять отъ смерти вкушавшихъ плоды его; а теперь именуется животворящимъ, потому что получило отъ Спасителя чудодѣйственную силу воскрешать мертвыхъ прегрѣшеніями (Ефес. 2, 5). Мы разумѣемъ крестное древо, или яснѣе, тотъ великій крестъ, тѣ спасительныя страданія, которыя подъялъ за насъ Сынъ Божій. Съ сего-то древа должны мы брать себѣ вѣтви, т. е. меньшіе кресты, и срѣтать съ ними Іисуса Христа, а потомъ и слѣдовать за Нимъ. Это Самъ Онъ ясно заповѣдалъ намъ, говоря: кто хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24). Безъ креста, — безъ самоотверженія и неразлучныхъ съ нимъ скорбей и лишеній ради Господа, мы не можемъ назваться учениками великаго Крестоносца — Христа, не можемъ и приступить къ Нему: ибо, не видя въ насъ креста, отличительнаго знаменія истинныхъ учениковъ Его, Онъ отвергнетъ насъ, какъ чуждыхъ Ему и скажетъ намъ: не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12)! — Итакъ, кто желаетъ имѣть блаженное общеніе со Христомъ, тотъ безропотно неси тѣ скорби и лишенія, которыя Господь посылаетъ ему въ семъ мірѣ, неослабно подвизайся въ трудныхъ подвигахъ добродѣтели и охотно жертвуй для Господа всѣмъ, даже самою жизнію. Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22).

Желая сильнѣе выразить радость о пришествіи Іисуса Христа въ Іерусалимъ, Іудеи срѣтили Его не только съ ваіями, но еще снимали съ себя одежды и постилали ихъ по пути Христову. — Это и мы должны сдѣлать, братія: ибо у насъ есть такая одежда, которую необходимо совлечь съ себя и повергнуть предъ Господомъ на попраніе. Я разумѣю то рубище, которое называется въ Св. Писаніи ветхимъ человѣкомъ, тлѣющимъ въ похотяхъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22) и соткано изъ разныхъ грѣховъ нашихъ. Явиться ко Господу въ такомъ рубищѣ не только стыдно для насъ, но и страшно; потому что Господь, въ праведномъ гнѣвѣ своемъ, поступитъ съ нами такъ же, какъ поступилъ Онъ съ тѣмъ несчастнымъ, который дерзнулъ придти на бракъ Его, не имѣя на себѣ брачнаго — хорошаго одѣянія, и за это изгнанъ былъ во тьму кромѣшную (Матѳ. 22, 11-13). Поэтому, если мы хотимъ достойно срѣтить Господа и заслужить не гнѣвъ, а благоволеніе Его, то должны сбросить съ себя ветхое — грѣховное рубище и облещися въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ праведности и святости истины (Ефес. 4, 24), т. е. должны перестать грѣшить и остальное во плоти время жить уже не по человѣческимъ похотямъ, но по волѣ Божіей, преуспѣвая во всякой добродѣтели (1 Петр. 4, 1-11).

Постилая одежды свои предъ Спасителемъ, срѣтившіе Его Іудеи рѣзали еще вѣтви съ деревъ, росшихъ при дорогѣ, и бросали ихъ на пути Его. А мы, братія, исходя въ срѣтеніе Спасителя и намѣреваясь принять Его въ себя, посѣчемъ мысленно тѣ соблазны, которые, какъ нѣкія тернія, растутъ на широкомъ пути міра, и отринимъ ихъ отъ себя долу, дабы они не препятствовали намъ идти ко Христу и слѣдовать за Нимъ (Марк. 4, 17-19). Въ особенности же постараемся истребить, или, по крайней мѣрѣ, какъ можно болѣе урѣзать въ себѣ три главныя похоти, господствующія въ мірѣ, — похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейскую (1 Іоан. 2, 16), отъ которыхъ, какъ отъ корня, происходятъ всѣ наши грѣхи, препятствующіе имѣть благодатное общеніе съ Господомъ (Ис. 59, 2). Не будемъ щадить и того, что питаетъ и усиливаетъ въ насъ сіи похоти, — не будемъ дорожить богатствомъ, славою и другими земными благами, а поэтому не станемъ много заботиться о стяжаніи и храненіи ихъ; но, подобно Апостолу, будемъ считать ихъ такимъ соромъ, который безъ сожалѣнія можно бросить, чтобы пріобрѣсть величайшее сокровище наше Христа и благоугодить Ему (Флп. 3, 8-9). Никто не можетъ, говоритъ Спаситель, служить двумъ господамъ, но одного будетъ любить, а другого ненавидѣть, или одному станетъ усердствовать, о другомъ же нерадѣть; поэтому и вы не можете служить Богу и мамонѣ (Матѳ. 6, 24). — Это истина несомнѣнная: ее доказываетъ примѣръ того юноши, который, ради богатства, не захотѣлъ послѣдовать Христу (Матѳ. 19, 16-23); ее подтверждаютъ тѣ званные на вечерю Господню, которые подъ разными житейскими предлогами отреклись придти на оную (Лук. 14, 16-20); о ней свидѣтельствуютъ и всѣ міролюбцы, которые въ суетѣ своей забываютъ Бога и враждуютъ на Него: ибо дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога говоритъ Апостолъ (Іак. 4, 4).

Срѣтивъ Іисуса Христа и сопровождая Его въ Іерусалимъ, Іудеи радостно взывали: Осанна! Благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! Благословенно грядущее царство! Осанна въ вышнихъ! Но если такъ радовались пришествію Спасителя и такъ желали успѣха Ему Іудеи, еще ожидавшіе только царства Мессіи и не знавшіе хорошо тѣхъ благодатныхъ даровъ, которое оно принесетъ людямъ; то тѣмъ паче должны радоваться и желать успѣха царству Христову мы — христіане, потому что мы наслаждаемся плодами пришествія Христова на землю и достовѣрно знаемъ, отъ какихъ золъ избавилъ насъ Сынъ Божій и какія блага даруетъ Онъ намъ въ сей и будущей жизни. Въ чувствѣ искренней благодарности за эти величайшія блага, мы должны не только благословлять церство Христово и усердно желать, да распространится оно всюду; но и содѣйствовать ему по мѣрѣ силъ и средствъ нашихъ. Въ особенности же мы должны пещись о томъ, чтобы оно водворилось и утвердилось въ насъ самихъ. Для этого мы должны усердно молить Господа, да пріидетъ и вселится Онъ въ сердца наши, и вмѣстѣ приготовлять себя въ обитель Его — очищать себя отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1); а дабы Ему пріятно было обитать въ насъ, для этого мы должны украшаться христіанскими добродѣтелями, наипаче же облещись въ святую любовь, потому что пребывающій въ любви въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ (1 Іоан. 4, 16), притомъ должны совершенно предать себя Его волѣ и предоставить Ему производить въ насъ и хотѣніе и дѣйствіе, по своему благоволенію (Флп. 2, 13). Тогда мы будемъ жить для Бога, а въ насъ будетъ жить Христосъ (Іоан. 2, 19-20), и такимъ образомъ совершится наше общеніе съ Нимъ.

Итакъ, воспоминая нынѣ торжественный входъ Іисуса Христа въ Іерусалимъ, и замѣняя чувственныя дѣйствія срѣтавшихъ Его Іудеевъ духовными, какъ подобаетъ христіанамъ, пойдемъ мысленно къ Спасителю съ вѣрою и любовію, взявши вмѣсто пальмовыхъ вѣтвей крестъ самоотверженія; совлечемся ветхаго человѣка съ порочными дѣяніями его, и повергнемъ это рубище къ стопамъ Іисуса Христа, а вмѣсто него облечемся въ новаго человѣка и свойственныя ему добродѣтели (Кол. 3, 9-10); не будемъ увлекаться мірскими соблазнами и земными благами, растлѣвающими наши сердца, но станемъ охотно отвергать ихъ ради Христа и умерщвлять въ себѣ влекущія къ нимъ похоти; притомъ будемъ вседушно благословлять Господа, пришедшаго ради нашего спасенія, а вмѣстѣ молить Его и содѣйствовать тому, да царствуетъ Онъ въ насъ и во всемъ мірѣ. Вотъ что мы должны дѣлать нынѣ! Это не легко, братія, но и не такъ трудно, какъ можетъ инымъ казаться: ибо невозможное человѣкамъ возможно Богу, — сила Его въ нашей немощи совершается (Лук. 18, 27; 2 Кор. 12, 9). Поэтому, уповая на помощь Божію въ святомъ дѣлѣ, съ терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, и взирая на Спасителя нашего духовными очами, будемъ радостно взывать Ему: Осанна! Бгагословенъ грядый во имя Господне! Хвала Тебѣ — Посѣтителю душъ нашихъ (1 Петр. 2, 25)! Осанна въ вышнихъ! Аминь.

Источникъ: Вѣнокъ на могилу Члена Святѣйшаго Синода высокопреосвященнѣйшаго Платона, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. — Составилъ крестьянинъ-самоучка М. В. Карасевъ. По поводу столѣтія со дня рожденія въ Бозѣ почившаго знаменитаго іерарха 2-е мая 1803 – 2-е мая 1903 года, съ цѣлію напомнить о высокихъ личныхъ качествахъ великаго Архипастыря и о славныхъ патріотическихъ его заслугахъ для св. церкви и отечества. — Съ портретомъ святителя. — СПб.: Типографія А. В. Орлова, 1903. — С. 290-295.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0