Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова, сказанныя во время управленія Херсонскою епархіею (съ 1877 г. по май 1880 г.).

3. Слово въ день Срѣтенія Господня (1878 г.).
О томъ, что христіане должны въ точности исполнять законъ Божій.

Нынѣ мы празднуемъ, братія, Срѣтеніе Господа нашего Іисуса Христа въ храмѣ Іерусалимскомъ. Обстоятельства сего празднества вамъ извѣстны, — вы слышали о нихъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи. Поэтому я не буду разсказывать ихъ вамъ, а только напомню тѣ слова Евангелиста, которыми начинается и оканчивается его повѣствованіе о нихъ, дабы вы тверже помнили, для чего Іисусъ Христосъ приносимъ былъ нынѣ въ храмъ Господень. Когда исполнились говоритъ Евангелистъ, дни очищенія земныхъ родителей Христовыхъ по закону Моисеву, т.-е. когда прошло сорокъ дней по рожденіи Спасителя, то праведный Іосифъ и Дѣва Марія принесли Іисуса Христа въ Іерусалимъ, чтобы представить Господу, такъ какъ въ законѣ предписано чтобы всякій младенецъ мужескаго пола, разверзаюшій ложесна своей матери, т.-е. первородный, былъ посвящаемъ Господу, и чтобы принесть за него въ жертву, по реченному въ законѣ Господнемъ, двѣ горлицы, или двухъ птенцовъ голубиныхъ. Когда же они совершили все по закону Господню то возвратились въ Галллею, въ городъ свой Назаретъ (Лук. 2, 22-39). Изъ этого видно, что Матерь Божія и праведный Ея Обручникъ приносили нынѣ Іисуса Христа въ Іерусалимскій храмъ потому, что такъ надлежало сдѣлать по закону Господню что они желали, а Господу Іисусу угодно было допустить, чтобы надъ Нимъ совершилось все, предписанное въ семъ законѣ.

Какое же назиданіе изъ этого мы извлечемъ для себя, братія? Очень важное. Если родители Господа нашего Іисуса Христа и самъ Спаситель нашъ такъ строго исполняли обрядовый законъ Моисеевъ, который былъ тѣнь новозавѣтныхъ благъ и пѣстунъ или дѣтоводитель ко Христу (Евр. 10, 1; Гал. 8, 24); то тѣмъ паче мы — христіане должны исполнять такъ нравственный — совершеннѣйшій законъ Христовъ. Къ этому побуждаютъ насъ достоподражаемый примѣръ, не только Матери Божіей и праведнаго Обручника Ея, но и самого Господа нашего Іисуса Христа, а также величіе божественнаго Законодателя и то благо, которое происходитъ для насъ отъ исполненія закона Божія.

Іисусъ Христосъ, говоритъ Апостолъ оставилъ намъ въ земной жизни своей образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21). Поэтому всѣ дѣла его, которыя Онъ совершалъ на землѣ, яко человѣкъ, должны быть примѣромъ для нашего подражанія. Не будучи обязанъ хранить законъ Моисеевъ, потому что не подлежалъ ему, яко Богъ, Іисусъ Христосъ соблюдалъ его, въ поученіе намъ, во всей точности. Это видно изъ того, что Онъ, подобно іудеямъ, приходилъ въ синагоги и Іерусалимскій храмъ въ установленныя времена (Лук. 4, 16; Іоан. 2, 13; 5, 1) и исполнялъ другія тягостнѣйшія предписанія закона, напримѣръ — подвергался обрѣзанію плоти своей и платилъ церковныя подати (Лук. 2, 21; Матѳ. 17, 24-27), хотя былъ такъ бѣденъ, что не имѣлъ гдѣ главу приклонить (Матѳ. 8, 20). Вообще, Онъ такъ строго и точно исполнялъ ветхозавѣтный Моисеевъ законъ, что даже злѣйшіе враги Его не могли обличить Его ни въ одномъ грѣхѣ (Іоан. 8, 46; Матѳ. 26, 59-60), а самъ Онъ торжественно свидѣтельствовалъ, что пришелъ не разорить, но исполнить сей законъ (Матѳ. 5, 17). Если же Господь и Учитель нашъ такъ строго исполнялъ временный и несовершенный законъ (Евр. 7, 18-19), который съ явленіемъ новозавѣтныхъ благъ прошелъ, какъ тѣнь ихъ; то тѣмъ паче мы должны свято исполнять вѣчный и лучшій законъ (Евр. 8, 6), данный намъ Сыномъ Божіимъ, приходившимъ на землю ради нашего спасенія. Въ противномъ случаѣ мы будемъ недостойны называться послѣдователями Іисуса Христа и не будемъ имѣть части съ Нимъ въ наслѣдіи небесномъ: ибо кое общеніе свѣту ко тмѣ и правдѣ къ беззаконію? — говоритъ Апостолъ (2 Кор. 6, 14). Тогда то самое, что мы называемся Его учениками и знаемъ святый законъ Его, послужитъ не къ оправданію, а къ осужденію нашему: ибо рабъ вѣдѣвый волю Господа своего и не сотворивый по воли Его, біенъ будетъ много вѣщаетъ Спаситель (Лук. 12, 47). Когда же мы обратимся къ милосердію Божественнаго Искупителя и, желая войти въ небесный чертогъ Его, будемъ взывать къ Нему, подобно юродивымъ дѣвамъ: Господи! Господи! отверзи намъ то Онъ скажетъ намъ въ отвѣтъ: не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 1-12), потому что не вижу въ васъ признака учениковъ Моихъ. Ученики Мои должны были, по любви ко Мнѣ, свято исполнять Мои заповѣди и творить правду по моему примѣру (Іоан. 13, 15. 14, 15, 21); а вы, скажетъ Онъ, нарушали мой законъ и жили неправедно: по этому вы не ученики Мои — не вѣмъ васъ!..

Дабы не услышать отъ Господа такого грознаго отвѣта, за коимъ послѣдуетъ отверженіе отъ лица Божія и вѣчное мученіе тѣхъ, кои нерадятъ нынѣ объ исполненіи заповѣдей Божіихъ, постараемся, братія, ревностно исполнять сіи заповѣди, потому болѣе, что сего требуетъ неизреченное величіе Законодателя нашего. Вспомните, кто далъ законъ для руководства въ жизни нашей? Самъ Богъ, — нашъ Творецъ, Промыслитель, Искупитель и Судія! Можно-ли нарушать повелѣнія такого Существа, — можно-ли нерадѣть объ исполненіи воли Того, Которому всѣмъ мы обязаны, отъ Коего зависитъ наша временная и вѣчная участь?.. Если не чувство долга и обязанности въ отношеніи къ Творцу своему, если не чувство любви и признательности къ величайшему Благодѣтелю нашему; то опасеніе навлечь на себя гнѣвъ будущаго Судіи должно побуждать насъ къ точному исполненію закона Божія. Если бы ваши дѣти, или слуги не слушали вашихъ приказаній, то вы, конечно, прогнѣвались бы на нихъ; но еще болѣе долженъ гнѣваться на насъ Богъ, когда мы, рабы и тварь Его, дерзаемъ не покоряться Его повелѣніямъ. Если бы какой нибудь облагодѣтельствованный вами человѣкъ, не только не старался угождать вамъ, но еще сталъ бы поступать вопреки вашимъ распоряженіямъ: то вы, безъ сомнѣнія, вознегодовали бы на него; но тѣмъ паче долженъ негодовать на насъ Богъ, когда мы, осыпанные дарами Его благости, дѣйствуемъ несогласно съ Его волею, нарушаемъ св. законъ Его. Если бы вы увидѣли, что какой нибудь подчиненный или подсудимый въ очахъ своего начальника и судіи поступаетъ худо — противозаконно, и чрезъ это явно показываетъ безстрашіе и ожесточеніе сердца: то вы, конечно, почли бы его достойнымъ тяжкаго наказанія; но еще бóльшаго наказанія достойны мы, когда нарушаемъ законъ Божій, грѣшимъ въ виду верховнаго Владыки и Судіи нашего: ибо Господь видитъ каждый грѣхъ нашъ, знаетъ всякое преступленіе наше.

Но хотя бы Онъ и не видѣлъ грѣховъ нашихъ, хотя бы Онъ не угрожалъ за нихъ наказаніемъ и даже не требовалъ отъ насъ, чтобы мы исполняли законъ Его, и въ этомъ случаѣ мы должны тщательно исполнять всѣ Его заповѣди, потому что это доставитъ намъ величайшее благо. Вспомните, братія, для чего данъ намъ законъ Божій? Для нравственнаго совершенства нашего, а вмѣстѣ для временнаго счастія на землѣ и вѣчнаго блаженства на небѣ. Къ этой высокой и благодѣтельнѣйшей для насъ цѣли направлены всѣ заповѣди Божіи. Поэтому, если мы не желаемъ уподобляться глупымъ — безсловеснымъ животнымъ, которыя высшимъ благомъ своимъ считаютъ удовлетвореніе плотскимъ потребностямъ, но желаемъ быть существами разумными и нравственно-совершенными, каковыми должны быть всѣ люди, созданные по образу и подобію Божію (Быт. 1, 27); то будемъ поступать по заповѣдямъ Божіимъ, потому что при ихъ руководствѣ мы можемъ достигнуть равноангельскаго — богоподобнаго совершенства, можемъ быть такъ же совершенны, какъ Отецъ нашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Если мы желаемъ насладиться на землѣ счастіемъ, не мнимымъ только, которое иные люди, подобно животнымъ, поставляютъ въ наслажденіи чувственными благами, но истиннымъ — духовнымъ, которое одно можетъ удовлетворить душѣ нашей: то опять будемъ поступать по заповѣдямъ Божіимъ: ибо тогда въ душѣ нашей, вмѣстѣ съ правдою, водворится такой миръ и такая радость въ Святомъ Духѣ (Рим. 14, 17), что мы ничего лучшаго не пожелаемъ на землѣ и станемъ, подобно Апостолу, радоваться даже въ страданіяхъ своихъ (Кол. 1, 24). Если, наконецъ, мы желаемъ спасти души свои и вѣчно блаженствовать на небѣ; то непремѣнно будемъ исполнять заповѣди Божіи: ибо, по словамъ Спасителя, не всякій говорящій Ему: Господи! Господи! т. е. не всякій христіанинъ, именующій Его своимъ Господомъ, внидетъ въ царствіе небесное, по только исполняющій волю Отца Его небеснаго (Матѳ. 7, 21). И тайновидецъ Іоаннъ, прозиравшій духомъ въ царство небесное, говоритъ: блаженны тѣ, которые соблюдаютъ заповѣди Божіи; они будутъ имѣть право на древо жизни, стоящее посреди рая, и войти въ небесный градъ Іерусалимъ, гдѣ будутъ царствовать со Христомъ во вѣки вѣковъ (Апок. 22, 2. 5. 14).

Какъ щедръ и милостивъ Господь! За то, что Онъ можетъ требовать отъ насъ по долгу, какъ Творецъ и Владыка нашъ, и что мы обязаны дѣлать безмездно, изъ одного повиновенія Ему, — за это Онъ обѣщаетъ намъ награду, да еще великую, — за кратковременное исполненіе заповѣдей Его въ семъ мірѣ готовитъ намъ вѣчное блаженство въ нескончаемой будущей жизни. Ужели мы, братія, не воспользуемся такою милостію Его и вознерадимъ о вѣчномъ благѣ нашемъ? О, нѣтъ! Между нами, я думаю, нѣтъ такихъ безразсудныхъ, которые бы хотѣли лучше страдать, нежели блаженствовать, притомъ вѣчно. Будемъ же всѣ усердно исполнять нынѣ святыя заповѣди Божіи, дабы Господь нѣкогда сказалъ каждому изъ насъ: рабе благій и вѣрный, въ маломъ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Помните, братія, и никогда не забывайте той истины, что Господь нѣкогда каждому воздастъ по дѣламъ его (Рим. 2, 6); поэтому будемъ нынѣ какъ можно болѣе дѣлать добра по заповѣдямъ Божіимъ, дабы получить отъ Господа и бóльшую награду въ день судный. Аминь.

Источникъ: Вѣнокъ на могилу Члена Святѣйшаго Синода высокопреосвященнѣйшаго Платона, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. — Составилъ крестьянинъ-самоучка М. В. Карасевъ. По поводу столѣтія со дня рожденія въ Бозѣ почившаго знаменитаго іерарха 2-е мая 1803 – 2-е мая 1903 года, съ цѣлію напомнить о высокихъ личныхъ качествахъ великаго Архипастыря и о славныхъ патріотическихъ его заслугахъ для св. церкви и отечества. — Съ портретомъ святителя. — СПб.: Типографія А. В. Орлова, 1903. — С. 285-289.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0