Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ (Городецкій) († 1891 г.)
Истинная вѣра.
(Поученіе, сказанное въ день празднованія 900-лѣтняго юбилея Крещенія Руси, 15 іюля 1888 года.)

Возлюбленные братье, православные россіяне!

Дабы всѣ мы, братіе, лучше сознавали, какое великое благо даровалъ намъ Богъ въ исповѣдуемой нами вѣрѣ Христовой, а поэтому усерднѣе благодарили Его за сей даръ и тверже хранили вѣру нашу, для этого я считаю приличнымъ и полезнымъ нынѣ объяснить, хотя вкратцѣ, что исповѣдуемая нашею Церковью вѣра, есть истинная, благодатная и спасительная Христова вѣра. Прошу обратить вниманіе на слова мои и принять ихъ не слухомъ только, но и сердцемъ.

Исповѣдуемая нами вѣра, есть истинная Христова вѣра. Это видно изъ того, что всѣ догматы ея основаны на божественномъ ученіи Самого Господа Іисуса Христа; ее проповѣдывали ближайшіе ученики Христовы — Апостолы; ее утвердили на соборахъ и въ писаніяхъ своихъ святые Отцы и учители древней Христовой Церкви; ее исповѣдывали пострадавшіе за нее мученики и сонмъ другихъ праведниковъ, пребывающихъ нынѣ на небѣ. Въ нашемъ отечествѣ ее насадили и возрастили, при помощи Божіей, православные греческіе пастыри, изъ которыхъ многіе отличались великимъ благочестіемъ и святостью жизни. Главнымъ изъ нихъ былъ св. Михаилъ, первый митрополитъ Кіевскій, нетлѣнно почивающій въ здѣшней Лаврѣ. Такіе вѣрные служители Божіи, очевидно, не могли учить нашихъ предковъ неправой вѣрѣ и, конечно, никому не дозволяли вносить въ ихъ чистое ученіе какія-нибудь суемудрія; они «право правили слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Пусть такъ, скажутъ иные; но въ теченіе минувшихъ девяти вѣковъ были въ Россіи другіе церковные дѣятели, менѣе ревностные и благочестивые, которые по нерадѣнію могли допустить въ ней порчу православной вѣры. Были въ ней разные еретики и раціоналисты, сѣявшіе въ ней плевелы своего ученія, и нынѣ есть раскольники и сектанты, распространяющіе въ русскомъ народѣ свои суемудрія. Поэтому спрашивается: не повредили-ли они въ чемъ-нибудь православной вѣры въ Россіи? Такова-ли она теперь, какою преподана была первоучителями ея — Господомъ Іисусомъ Христомъ и Апостолами Его и принята Россіей при св. князѣ Владимірѣ? Совершенно такова. Господь разорилъ совѣты умышлявшихъ растлить ее, и она доселѣ остается въ нашей Церкви такой же святой, чистой и неповрежденной, какой была всегда со времени принятія ея нашимъ отечествомъ. Кто сомнѣвается въ этомъ, пусть сравнитъ догматы ея съ ученіемъ Господа Іисуса Христа и Апостоловъ Его, содержащемся въ св. Писаніи и въ апостольскихъ преданіяхъ (2 Сол. 2, 25). Пусть послушаетъ, чему учатъ въ нашихъ церквахъ и учебныхъ заведеніяхъ относительно вѣры; пусть посмотритъ по какимъ книгамъ совершаемъ мы свои богослуженія; пусть обратитъ вниманіе и на то, какихъ святыхъ людей мы чтимъ, какія священныя событія празднуемъ и почему прославляемъ нынѣ св. князя Владиміра. Пусть онъ сдѣлаетъ все это безпристрастно, тогда увидитъ, что всѣ догматы нашей вѣры совершенно согласны съ Христовымъ и съ апостольскимъ ученіемъ; что въ нашихъ церквахъ и учебныхъ заведеніяхъ настоятельно внушается въ точности и неизмѣнно соблюдать все, что Господь Іисусъ Христосъ заповѣдалъ ученикамъ Своимъ (Матѳ. 28, 19); что мы совершаемъ богослуженія по такимъ книгамъ, которыя составлены вь древности богомудрыми мужами и переведены на церковный языкъ нашъ просвѣтителями славянъ свв. Кирилломъ и Меѳодіемъ; что мы глубоко чтимъ не только новоявленныхъ, но и древнихъ святыхъ, тѣмъ болѣе тѣхъ, которые отличались особенною ревностью о православной вѣрѣ и подвизались за нее «подвигомъ добрымъ» (1 Тим. 4, 7); что мы радостно празднуемъ тѣ дни, въ которые совершились благопріятныя для Православія событія, и поэтому славимъ и благодаримъ нынѣ равноапостольнаго князя Владиміра за то, что онъ истребилъ въ нашемъ отечествѣ идолопоклонство и ввелъ православную Христову вѣру. А все это что показываетъ? Очевидно, доказываетъ то, что мы исповѣдуемъ древнюю православную вѣру и свято хранимъ ее такой, какой она принята была при князѣ Владимірѣ. Въ противномъ случаѣ, если бы мы въ чемъ-нибудь измѣнили ея догматы или прибавили къ нимъ какое-либо несогласное съ нимъ новое ученіе, то мы, конечно, не праздновали бы введенія ея въ Россіи при семъ князѣ, какъ не празднуютъ его нынѣ наши раскольники и сектанты, отступившіе отъ Православія въ извѣстныхъ пунктахъ ихъ суемудрій. Будучи истинной вѣрой Христовой, исповѣдываемая нами вѣра благодатна и душеспасительна. Она благодатна не только потому, что по вѣрѣ нашей въ священныхъ таинствахъ нашей св. Церкви подается намъ благодать, или сила Божія, необходимая въ духовной и тѣлесной нашей жизни по естественной нашей немощи (Дѣян. 2, 38; 2 Кор. 12, 7), но и потому, что милосердный Богъ по усерднымъ молитвамъ нашимъ, возносимымъ къ Нему съ искренней вѣрой, подаетъ намъ все потребное въ нашихъ нуждахъ (Матѳ. 21, 22; Марк. 9, 23). Это, я думаю, испыталъ на себѣ каждый истинно-православный христіанинъ; это показываютъ разныя благодѣянія, оказанныя Богомъ Россіи въ трудныхъ ея обстоятельствахъ по молитвамъ нашей Церкви и вѣрныхъ чадъ ея; это подтверждаютъ чудеса, многократно бывшія и доселѣ совершающіяся въ нашемъ отечествѣ надъ больными по молитвамъ вѣрующихъ. Я могу смѣло говорить это, потому что самъ не разъ былъ свидѣтелемъ дивныхъ исцѣленій. А что вѣра наша душеспасительна, въ этомъ никто не долженъ сомнѣваться, потому что не только догматы ея, но и все къ ней относящееся — священные обряды, молитвословія и пѣснопѣнія — все напоминаетъ о спасеніи душъ нашихъ, располагаетъ къ нему и содѣйствуетъ ему. Поэтому въ нашей Церкви хотя есть, къ сожалѣнію, грѣшники, не пекущіеся о своемъ спасеніи, но много и такихъ праведниковъ, которые достигли въ ней спасенія. Посмотрите, сколько ихъ въ одномъ нашемъ городѣ: въ семъ храмѣ нетлѣнно почиваетъ священномученикъ Макарій, въ Михайловской обители покоится великомученица Варвара, а въ нашей Лаврѣ цѣлый сонмъ преподобныхъ угодниковъ Божіихъ. Сколько же ихъ во всей Россіи? И въ недавнее время явились въ ней два новые, Богомъ прославленные, святые — Митрофанъ и Тихонъ, епископы Воронежскіе, а другіе праведники, мѣстно чтимые, но еще не открытые для всенароднаго почитанія, проявляютъ святость свою чудотвореніями, совершающимися при ихъ мощахъ силою Божіею, ибо «единъ Богъ творитъ чудеса» (Псал. 71, 18).

Сообразивъ все сказанное мною, я думаю, всякій согласится, что исповѣдуемая нами вѣра, дѣйствительно есть истинная Христова вѣра, притомъ, благодатная и душеспасительная. Что же мы, братіе, должны дѣлать, воспоминая нынѣ принятіе ея нашимъ отечествомъ при св. князѣ Владимірѣ? Очевидно, должны вседушно благодарить Господа, что Онъ сподобилъ насъ исповѣдывать такую вѣру и свято хранить ее, какъ великій даръ Божій и священное наслѣдіе нашихъ предковъ, безъ всякаго измѣненія ея и уклоненія отъ нея, притомъ, жить такъ, какъ она требуетъ, ибо «не всякій, именующій Меня Господомъ, — говоритъ Спаситель, — внидетъ въ Царствіе Небесное, а только исполняющій волю Отца Моего» (Матѳ. 7, 21), то-есть благочестивый и добродѣтельный христіанинъ. Братіе! Св. равноапостольный князь Владиміръ при крещеніи предковъ нашихъ въ Кіевѣ молилъ Господа призрѣть на сихъ новопросвѣщенныхъ людей и «утвердить вѣру ихъ праву и несовратну». Эта молитва его исполнена Богомъ, — вѣра Христова утвердилась не только въ Кіевѣ, но и во всей Россіи, и доселѣ остается въ Церкви нашей «правой и несовратной» — православной и неизмѣнной. Изъ сего видно, что не только св. Владиміръ желалъ, но и Самому Господу угодно, чтобы наше отечество всегда было православнымъ. Поэтому и мы, братіе, будемъ пищись о сохраненіи и укрѣпленіи въ немъ православной вѣры. Вы, родители, «воспитывайте чадъ вашихъ въ ученіи и наставленіи Господнемъ» (Ефес. 6, 4); съ юныхъ лѣтъ ихъ внушайте имъ любовь къ св. вѣрѣ и благочестію. Вы, пастыри Христовой Церкви, усердно поучайте пасомыхъ вами догматамъ нашей вѣры и христіанскимъ добродѣтелямъ, неусыпно пекитесь о спасеніи душъ ихъ (2 Тим. 4, 2). Вы, наставники учебныхъ заведеній, «во всемъ показывайте въ себѣ» ученикамъ вашимъ «образецъ добрыхъ дѣлъ, въ учительствѣ чистоту, степенность, неповрежденность, и никакое гнилое слово, да не исходитъ изъ устъ вашихъ, а только доброе для назиданія въ вѣрѣ» (Тит. 2, 7; Ефес. 4, 29). Вы, начальствующіе, бдительно надзирайте за подчиненными вашими не только въ служебномъ, но и въ религіозно-нравственномъ отношеніи, и, подавая имъ въ себѣ примѣръ христіанской жизни, удерживайте ихъ отъ нечестія и пороковъ, и побуждайте жить «во всякомъ благочестіи и чистотѣ» (1 Тим. гл. 2), ибо каждый «начальникъ есть Божій слуга» (Рим. 13, 4), а поэтому долженъ содѣйствовать тому, что полезно для Церкви Божіей, и устранять то, что вредно для нея. Короче, всѣ мы, братіе, какъ члены одного Тѣла Христова — Церкви Его, должны по мѣрѣ нашихъ силъ, дарованій и служеній споспѣшествовать развитію и укрѣпленію въ ней св. вѣры и благочестія, «возращая все въ Того, Который есть глава ея — Христосъ» (Рим. 12, 8; Ефес, 4, 11-15).

А Ты, Христе Боже, Спасителю нашъ, храни насъ подъ Твоимъ покровомъ въ мирѣ и единомысліи, и помогай намъ свято и неуклонно блюсти св. вѣру Твою ради нашего спасенія. Обитая на землѣ во плоти нашей, Ты желалъ и молилъ Отца Небеснаго, да всѣ вѣрующіе въ Тебя «будутъ едино» и составятъ «одно стадо Твое» (Іоан. 10, 16; 17, 21). Прекрати же, Всемогущій, существующія между нами распри и разновѣрія, для насъ постыдныя, а для Церкви Твоей вредныя, и содѣлай Твоимъ Промысломъ, чтобы всѣ они пришли въ желаемое Тобою «единство вѣры» (Ефес. 4, 11-13) и купно съ нами, едиными устами и единымъ сердцемъ, славили и воспѣвали пречестное и великолѣпое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, какъ молитъ наша Церковь. Аминь.

Источникъ: Истинная вѣра. (Поученіе, сказанное митрополитомъ Платономъ, Кіевскимъ, въ день празднованія 900-лѣтняго юбилея Крещенія Руси, 15 іюля 1888 года.) // «Православная жизнь» (Orthodox Life). (Приложеніе къ «Православной Руси»). — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1988. — № 3 (459). — С. 6-10.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0