Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Рѣчь по освященіи часовни, сооруженной на Монастырскомъ урочищѣ, близь Старочеркаска, въ память погребенныхъ на немъ донскихъ воиновъ, сказанная 20 августа 1867 года.

Милостивые государи!

Священный бытописатель говоритъ, что когда Моисей пришелъ на то мѣсто въ пустынѣ Хоривъ, гдѣ горѣла несгаравшая купина, то Господь сказалъ ему: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 1-5).

Подобное можно сказать и о томъ мѣстѣ, на которомъ мы стоимъ теперь, братія. Эта земля свята есть. Она свята не только потому, что вы создали, а мы освятили на ней такое зданіе, въ которомъ служители Христовы будутъ совершать по временамъ священнодѣйствія и при оныхъ читать слово Божіе и молитвы, которыми, по ученію Апостола, освящается всякое созданіе Божіе (1 Тим. 4, 4-5); но и потому, что на семъ мѣстѣ, какъ показываетъ самое названіе его — «Монастырское урочище», стояла нѣкогда иноческая обитель и въ ней находился святый храмъ Божій. Эта земля можетъ назваться святою и потому, что здѣсь покоятся достославные ваши предки, коихъ память и прахъ, какъ героевъ, мужественно подвизавшихся за вѣру и отечество, должны быть священны для русскихъ, а особенно для васъ — ихъ потомковъ.

Стоя на этой землѣ, при подножіи зданія, воздвигнутаго въ честь и память вашихъ предковъ, донцы, я невольно переношусь мыслію въ то время, въ которое они жили, и желалъ бы подробно изобразить ихъ славные подвиги въ ваше поученіе; но на это не достанетъ мнѣ ни времени, ни силъ. Поэтому, желая почтить память ихъ и возбудить въ васъ соревнованіе имъ, скажу вамъ коротко, что они были не только храбрые витязи, но и благочестивые христіане, вѣрно служили Царямъ земному и небесному, и, подвизаясь на пользу отечества, ревновали и о вѣрѣ православной. По свидѣтельству исторіи [1], они зорко и мужественно охраняли Россію отъ турокъ, татаръ и другихъ враговъ ея; не разъ поражали ихъ на морѣ и сушѣ; громили ихъ улусы и приводили въ трепетъ самую столицу ихъ — Стамбулъ; взяли приступомъ Азовъ, сильно тогда укрѣпленный, и геройски защищали его противъ полчищъ турецкихъ; а такимъ образомъ упрочили и отчасти завоевали для Россіи здѣшній край. — Съ такимъ геройствомъ они соединяли великое благочестіе и горячую любовь къ вѣрѣ православной. Отправляясь на брань со врагами, они подкрѣпляли себя молитвою и пріобщеніемъ св. таинъ Христовыхъ; предъ сраженіями давали благочестивые обѣты, просили помянуть ихъ души, завѣщали не оставлять тѣлъ ихъ въ землѣ бусурманской, но вывезть изъ ней и погребсти на бывшемъ здѣсь кладбищѣ; изъ военной добычи дѣлали щедрые дары иноческимъ обителямъ и строили храмы Божіи; самую брань съ невѣрными вели не только для защиты своей и ослабленія враговъ Россіи, но и для того, чтобы распространить и утвердить въ ихъ странѣ вѣру православную. Поэтому, какъ скоро взяли они Азовъ, бывшій тогда въ турецкомъ владѣніи, тотчасъ возобновили въ немъ древнюю церковь и построили новую во имя св. Николая чудотворца. Когда же они по старости и увѣчьямъ дѣлались неспособными къ военной службѣ; то удалялись въ обитель, находившуюся въ семъ мѣстѣ, и проводили въ ней остатокъ дней своихъ въ молитвахъ.

Таковы были предки ваши, здѣсь погребенные! Современный Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ, зная великія заслуги ихъ отечеству и желая выразить признательность за оныя, щедро наградилъ тѣхъ изъ нихъ, которые послѣ взятія и геройской защиты Азова остались живыми, а тѣхъ, кои умерли въ это время въ борьбѣ со врагами, приказалъ вѣчно поминать. Вотъ что сказано въ его граматѣ [2], по сему предмету: «Донскихъ казаковъ, которые въ 145 году въ Азовское взятье, да въ 149 и въ нынѣшнемъ 150 годѣхъ [3], отъ турскихъ и отъ крымскихъ людей въ Азовѣ въ осадѣ, за православную христіанскую вѣру побиты, за ихъ къ Государю Царю и Великому Князю Михаилу Ѳеодоровичу всея Россіи службу, за кровь и за многое осадное нужное терпѣніе, на Москвѣ и городѣхъ въ соборныхъ церквахъ и въ монастыряхъ поминать во всю четыредесятницу, пѣть панихиды, и обѣдни служить, и на просвиромисаніи и во октеньяхъ поминать, а послѣ четыредесятницы имяна ихъ въ сенадики написать, въ соборѣхъ и въ монастырехъ въ вѣчное поминаніе».

Такъ благочестивый и признательный Царь желалъ увѣковѣчить память героевъ, почивающихъ въ семъ мѣстѣ! Не забудемъ же ихъ, братія, и всегда, а тѣмъ паче нынѣ, стоя на прахѣ ихъ, будемъ усердно молить Господа, да упокоитъ души ихъ въ своихъ горнихъ обителяхъ и сподобитъ ихъ за добрые подвиги вѣнцовъ небесныхъ.

Донцы! Вы воздвигли прекрасный памятникъ надъ гробами вашихъ предковъ, мужественно подвизавшихся за вѣру и отечество: это дѣлаетъ почетъ имъ и честь вамъ. Но мы желали бы, чтобы память ихъ сохранилась въ родъ и родъ не только въ семъ зданіи, но и въ васъ — ихъ потомкахъ. Докажите міру, что вы достойны вашихъ предковъ, поддерживайте наслѣдованную вами отъ нихъ славу. Сохраняйте, по ихъ примѣру, неизмѣнную вѣрность Государю, горячую любовь къ отечеству и преданность вѣрѣ православной; соединяйте съ обычною вамъ храбростію христіанское благочестіе; будьте добрыми воинами не только земнаго Царя, но и небеснаго: тогда ваше имя, и теперь славное, озарится новымъ немерцающимъ блескомъ, — вы снищете себѣ славу не только на землѣ, но и на небѣ, и память ваша будетъ вѣчно съ похвалами.

Примѣчанія:
[1] См. въ Донскихъ войсковыхъ вѣдомостяхъ 1860 года статью: «Монастырское урочище», и указанныя въ ней историческія сказанія о донскихъ казакахъ.
[2] См. акты, собранные археографич. экспедиціею, Т. III. № 308.
[3] Т. е. отъ сотворенія міра (съ прибавкою опущенныхъ 7 тысячъ лѣтъ), или въ 1637, 1641 и 1642 годахъ по Р. X.

Источникъ: Рѣчь по освященіи часовни, сооруженной на Монастырскомъ урочищѣ, близь Старочеркаска, въ память погребенныхъ на немъ донскихъ воиновъ, сказанная высокопреосвященнымъ Платономъ, архіепископомъ Донскимъ и Новочеркасскимъ, 20 августа 1867 года. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — Томъ III. — С. 131-133. [ос. паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0