Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова на святую Пасху.

Слово 6-е. О томъ, что воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ предъизображаетъ то состояніе, въ какомъ мы воскреснемъ по душѣ.

Радуйтеся всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся (Флп. 4, 4)!

Христосъ воскресе!

Бесѣдуя съ вами, братія, въ прошедшій день, мы сказали, что христіане должны радоваться воскресенію Іисуса Христа, между прочимъ, потому, что оно предъизображаетъ то состояніе, въ какомъ мы сами воскреснемъ, — и тогда же мы объяснили вамъ, каковы будутъ тѣла наши по воскресеніи, судя по тому тѣлу, въ какомъ воскресъ Іисусъ Христосъ — Первенецъ изъ мертвыхъ (Апок. 1, 5). Теперь мы размыслимъ о томъ, каковы будутъ наши души по воскресеніи, — сохранятся ли въ нихъ нынѣшнія ихъ способности, понятія и чувствованія, или они измѣнятся, уничтожатся. Поэтому опять обратимъ вниманіе на воскресшаго Спасителя, и посмотримъ: какова была Его душа по воскресеніи? Чтó увидимъ въ ней, тó можемъ приложить къ себѣ: ибо яковъ небесный, т. е. воскресшій Спаситель, говоритъ Апостолъ, тацы же будутъ, по воскресеніи, и небесніи, т. е. вѣрующіе въ Спасителя — уди тѣла Его (1 Кор. 15, 48; Ефес. 5, 30).

Съ какою же душою воскресъ Іисусъ Христосъ? Съ тою самою, какую имѣлъ во время земной жизни. По воскресеніи изъ мертвыхъ, Онъ сохранилъ всѣ свои душевныя способности, понятія и чувствованія. Онъ сохранилъ разумъ: это видно изъ того, что Онъ разсуждалъ съ учениками своими о разныхъ предметахъ, обличалъ ихъ невѣріе и жестокосердіе, яко видѣвшимъ Его воставша не яша вѣры, объяснялъ имъ Писанія, открывалъ тайны царствія Божія (Лук. 24, 13-47; Матѳ. 28, 18-20; Дѣян. 1, 3). Онъ сохранилъ свободную волю: это видно изъ того, что Онъ являлся ученикамъ и скрывался отъ нихъ, когда хотѣлъ, призывалъ ихъ къ Себѣ въ Галилею, приказалъ имъ не отлучаться отъ Іерусалима, доколѣ не облекутся силою свыше, и далъ имъ разныя заповѣди касательно будущаго ихъ служенія (Лук. 24, 15. 31-36; Матѳ. 28, 10. 16-20; Іоан. 20, 21-23; Дѣян. 1, 3-8). Онъ сохранилъ память: ибо вполнѣ сознавалъ Себя, — видите руцѣ Мои и нозѣ Мои, говорилъ Онъ, яко самъ Азъ есмь; зналъ учениковъ своихъ и называлъ ихъ по имени; помнилъ то, чему училъ ихъ во время земной жизни, и не забылъ ничего такого, чтó Ему извѣстно было прежде, какъ это видно изъ того, напримѣръ, что троекратнымъ вопрошеніемъ Апостола Петра о любви напомнилъ ему о троекратномь отреченіи его (Лук. 24, 36-39. 44; Іоан. 20, 16; 21, 15-18). Онъ сохранилъ въ Себѣ любовь и всѣ благія качества души Его: доказательствомъ сего служитъ то, что Онъ утѣшалъ Марію, плакавшую при гробѣ Его; успокоивалъ учениковъ своихъ, когда они заперлись, страха ради іудейска; разрѣшалъ ихъ недоумѣнія на пути въ Эммаусъ; дозволялъ имъ осязать Его руцѣ и нозѣ, для бóльшаго удостовѣренія въ истинѣ Его воскресенія, и даже помогалъ имъ въ ловитвѣ рыбы на морѣ Тиверіадскомъ (Іоан. 20, 15-16. 19-29; 21, 6. 13; Лук. 24, 15-31). Короче, Іисусъ Христосъ, скажу — словами писателя апостольскихъ Дѣяній, — постави Себе жива по страданіи своемъ (Дѣян. 1, 3), т. е. воскресъ такимъ же человѣкомъ, какимъ жилъ на землѣ, и, слѣдовательно, имѣлъ по воскресеніи такую же душу, со всѣми ея понятіями и чувствованіями, какая обитала въ Немъ до смерти Его.

Изъ сего должно заключить, что и мы, братія, воскреснемъ съ настоящими душами нашими, и что въ нихъ сохранятся, по воскресеніи, всѣ ихъ способности, понятія и чувствованія. Это необходимо допустить не только потому, что мы должны быть сообразны Первенцу изъ смертныхъ (1 Кор. 15, 49; Апок. 1, 5), но и по другимъ причинамъ. Если Христосъ — Сынъ Божій, пріявшій на Себя человѣческую природу «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія», не оставилъ души своей, совершивъ дѣло искупленія нашего, но воскресъ съ нею по смерти: то тѣмъ паче мы, сотворенные отъ Бога человѣками, не можемъ воскреснуть безъ душъ, составляющихъ главную часть существа нашего. И наши души необходимо должны имѣть, по воскресеніи, всѣ тѣ качества, какія нынѣ свойственны имъ; въ противномъ случаѣ, мы будемъ не человѣки, а какія-то иныя существа. Притомъ Апостолъ говоритъ, что, по воскресеніи изъ мертвыхъ, явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Но какъ Правосудный могъ бы подвергнуть насъ суду своему, и наказать или наградить за земныя дѣла наши, если бы у насъ, по воскресеніи, были не такія души, съ какими мы жили на землѣ и творили добро или зло? И какъ мы могли бы признать тогда справедливость суда Божія надъ нами, если бы не имѣли сознанія о себѣ и дѣлахъ нашихъ, не помнили земной жизни нашей и не чувствовали того, каковы были наши поступки въ ней?

Итакъ мы воскреснемъ съ душами нашими, — съ тѣми самыми душами, которыя имѣемъ теперь. Но думаемъ, что онѣ много измѣнятся по воскресеніи — не въ существѣ своемъ, а въ силахъ, въ степени совершенства ихъ; — думаемъ такъ потому, что самыя тѣла наши тогда очень измѣнятся. Сѣется, полагается въ землю, тѣло душевное, говоритъ Апостолъ, а востаетъ тѣло духовное… подобаетъ бо тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53). Изъ этихъ словъ Апостола мы должны заключить, что если наше тѣло, называющееся нынѣ душевнымъ, потому что въ немъ обитаетъ душа, сдѣлается, по воскресеніи, духовнымъ, нетлѣннымъ и безсмертнымъ; то, значитъ, душа наша, имѣющая тогда обитать въ немъ, сдѣлается духомъ, получитъ высшее духовное развитіе и болѣе нынѣшняго приблизится къ чистымъ духамъ по силамъ и совершенствамъ. Къ такому заключенію ведутъ и другія мѣста св. Писанія: возлюбленніи, говоритъ Апостолъ Іоаннъ, нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, что будемъ впослѣдствіи: вѣмы же, яко егда явимся, по воскресеніи нашемъ, подобни Ему будемъ, т. е. Богу: ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2); а въ настоящемъ состояніи нашемъ, говоритъ другой Апостолъ, Бога никтоже видѣлъ есть отъ человѣкъ, ниже видѣти можетъ (1 Тим. 6, 16). Поэтому, какъ совершенны будутъ, по воскресеніи, души наши, — души вѣрующихъ во Христа, если мы уподобимся въ нихъ Богу, — Существу всесовершеннѣйшему! Какую онѣ получатъ тогда необычайную силу зрѣнія или разумѣнія, если мы узримъ ими Невидимаго, якоже Онъ есть! По словамъ Спасителя, праведницы просвѣтятся, по воскресеніи, яко солнце (Матѳ. 13, 43): значитъ, какъ чисты, какъ свѣтлы и прекрасны будутъ души ихъ! Сколько въ нихъ будетъ тогда животворной силы, огня божественной любви, благодатнаго озаренія и блеска разныхъ совершенствъ! Нѣкто вопрошаетъ въ Пѣсни пѣсней: кто сія проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце (Пѣсн. 6, 9)? — Это, скажемъ мы, праведная душа, восходящая на небо по воскресеніи мертвыхъ; по крайней мѣрѣ, такова она должна быть тогда.

Радуйтеся же, братія, представляя такое состояніе праведныхъ душъ по воскресеніи, и приготовляйте себя къ оному, чтобъ быть его достойными. Для этого очищайте себя нынѣ отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), Украшайтеся христіанскими добродѣтелями и всемѣрно удаляйтеся грѣховъ. Грѣхи и блаженство праведныхъ на небѣ несовмѣстны между собою: кое бо причастіе правдѣ къ беззаконію, или кое общеніе свѣту ко тмѣ, говоритъ Апостолъ (2 Кор. 6, 14)? Если мы нынѣ будемъ предаваться грѣхамъ, и не очистимъ ихъ искреннимъ покаяніемъ; то они останутся въ насъ и по воскресеніи изъ мертвыхъ: ибо наши тѣла и души, какъ вы слышали, сохранятъ въ себѣ по воскресеніи то, чтó нынѣ имѣютъ. Что же тогда произведутъ грѣхи наши? Они, какъ гнусныя язвы и струпья, обезобразятъ наши души и тѣла, и лишатъ ихъ небесной красоты; какъ мгла и мракъ, потемнятъ наши духовныя очи, и навѣки сокроютъ отъ нихъ блаженное лицезрѣніе Господа; какъ тяжкія узы, не позволятъ намъ подняться на небо и увлекутъ насъ въ преисподнюю; какъ гибельный ядъ, отравятъ насъ духовно, и подвергнутъ, по воскресеніи, второй — вѣчной смерти и лютымъ мученіямъ (Апок. 21, 8).

Но удалимъ отъ себя эту страшную картину и будемъ лучше радоваться. Нынѣ всѣ, и самые грѣшники, призываются къ радости: ибо нынѣ воскресшій Спаситель для всѣхъ отверзъ райскія двери, и всѣ могутъ войти въ оныя. «Да празднуетъ убо вся тварь востаніе Христово! — Людіе, веселитеся!» Аминь.

Источникъ: Платонъ, архіепископъ Рижскій и Митавскій. Радуйтеся! Христосъ воскресе. Слова на святую Пасху. I-VI. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1864. — Томъ II. — С. 50-54.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0