Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова на святую Пасху.

Слово 4-е. О томъ, что воскресеніе Іисуса Христа предзнаменуетъ наше безсмертіе и будущее воскресеніе изъ мертвыхъ.

Радуйтеся всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся (Флп. 4, 4)!

Христосъ воскресе!

Не разъ мы бесѣдовали съ вами, братія, о воскресеніи Іисуса Христа изъ мертвыхъ, и немало уже открыли причинъ, по которымъ христіане должны радоваться оному; но какъ общая радость о семъ дивномъ событіи, такъ и наше слово о причинахъ ея еще не изсякли. Въ прежнихъ бесѣдахъ нашихъ въ настоящіе дни свѣтлаго праздника мы сказали, что христіане должны вѣчно радоваться воскресенію Іисуса Христа потому, что оно служитъ очевиднымъ доказательствомъ Божественности нашего Спасителя, знаменіемъ избавленія нашего отъ грѣховъ и вѣчныхъ мученій, и вѣрнымъ залогомъ промышленія Божія о насъ; а теперь покажемъ, что оно, сверхъ того, предзнаменуетъ наше безсмертіе и будущее воскресеніе изъ мертвыхъ. Это не догадка наша, это несомнѣнная истина, выраженная Апостоломъ въ слѣдующихъ словахъ его: Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть. — Аще бо вѣруемъ, яко Іисусъ умре и воскресе, тако и Богъ умершыя во Іисусѣ приведетъ съ Нимъ. Сіе бо вамъ глаголемъ словомъ Господнимъ, яко мы живущіи, оставшіися въ пришествіе Господне, не имамы предварити умершихъ: яко самъ Господь, по предвѣщеніи гласомъ Архангела и трубою Божіею, снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе (1 Кор. 15, 20; 1 Сол. 4, 14-16).

До воскресенія Іисуса Христа изъ мертвыхъ, никто и ничѣмъ не могъ увѣрить людей въ ихъ безсмертіи. Языческіе философы, сколько ни напрягали своего взора въ загробную область, ничего ясно не видали въ ней; одни только гадали, что тамъ есть другая жизнь, другіе сомнѣвались въ ней, иные отвергали ее, а всѣ ничего не говорили о ней вѣрнаго, Самъ законъ Моисеевъ, многократно угрожавшій смертію, никогда не обѣщалъ явно безсмертія. Пророки воскрешали мертвыхъ (3 Цар. 17, 21-22; 4 Цар. 4, 35); но чрезъ это они доказывали не столько безсмертіе, сколько смертность человѣка: ибо воскрешенные ими снова умирали. Энохъ и Илія воспарили въ горнюю область, не вкусивши смерти; но, по сему самому, они были нѣкимъ исключеніемъ изъ смертнаго рода человѣческаго, и дивное восхищеніе ихъ на небо при жизни не могло служить ручательствомъ за общее воскресеніе людей по смерти. Поэтому, во время Іисуса Христа, не только многіе изъ мудрецовъ языческихъ, но даже великая часть іудеевъ вовсе не вѣрили, что послѣ земной жизни будетъ другая — безсмертная, и открыто говорили, что нѣтъ ни воскресенія, ни Ангела, ни духа (Дѣян. 23, 6-8). Но когда воскресъ Іисусъ Христосъ, то безсмертіе души нашей и будущее воскресеніе наше съ тѣломъ сдѣлались столь очевидною и несомнѣнною истиною, что Апостолъ удивляется, какъ могутъ нѣкоторые говорить, яко воскресенія мертвыхъ нѣсть, когда Христосъ проповѣдуется воскресшимъ изъ мертвыхъ? Аще воскресенія мертвыхъ нѣсть, разсуждаетъ онъ то ни Христосъ воста (1 Кор. 15, 12-13). Поелику же Христосъ подлинно воста отъ мертвыхъ, и ктому не умираетъ, смерть Имъ ктому не обладаетъ; то Онъ начатокъ умершимъ бысть, — то и вси умершіе о Христѣ оживутъ, и нѣкогда пожерта будетъ смерть побѣдою, одержанною надъ ней Искупителемъ нашимъ (Рим. 6, 9; 1 Кор. 15, 20. 22).

И подлинно, если воскресъ Іисусъ Христосъ; то почему бы нельзя было воскреснуть нѣкогда и всѣмъ людямъ? Онъ былъ такой же истинный человѣкъ, какъ и всѣ мы (Флп. 2, 7; Евр. 2, 14). Правда, будучи истиннымъ человѣкомъ, Онъ былъ вмѣстѣ и Богъ; правда и то, что Онъ воскресъ силою Божества своего, а не человѣчества. Но развѣ мы, люди, не имѣемъ въ тѣлесномъ составѣ своемъ души, которая справедливо называется искрою Божества? Эта искра, какъ отблескъ присносущаго Свѣта, никогда не можетъ угаснуть. Что же? ужели она, по смерти нашей, вѣчно будетъ таиться подъ пепломъ истлѣвшей плоти, или станетъ блуждать подобно огнямъ, носящимся иногда надъ могильными холмами, и никогда не вспыхнетъ въ новомъ тѣлѣ, для новой жизни?.. Согласны, что сія Божественная искра не то, что полнота Божества, тѣлеснѣ обитавшая въ Іисусѣ Христѣ (Кол. 2, 9); согласны, что она не имѣетъ въ себѣ столько теплотворной — жизненной силы, чтобы могла согрѣть и оживить хладное, мертвое тѣло; согласны, что для возсозданія истлѣвшаго человѣческаго тѣла къ новой жизни нужна та же творческая сила, которая вдохнула нѣкогда бытіе человѣку, создавъ его изъ праха. Но почему сія сила не можетъ такъ же животворно воздѣйствовать въ насъ по смерти, какъ она дѣйствовала въ Христѣ, когда Онъ, умерщвленъ бывъ плотію, ожилъ духомъ (1 Петр. 5, 18)? Почему не можетъ оживотворить мертвенныя тѣлеса наша Тотъ, Кто воздвигъ Христа изъ мертвыхъ (Рим. 8, 11)? Почему не можетъ сего сдѣлать самъ Іисусъ Христосъ, который, по собственнымъ словамъ Его, есть воскрешеніе и животъ нашъ (Іоан. 11, 25)?

Всемогущій Богъ и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, имѣющій у Себя ключи ада и смерти (Апок. 1, 15), не только можетъ сіе сдѣлать, но и непремѣнно сдѣлаетъ: въ этомъ удостовѣряетъ насъ Его воскресеніе. Онъ называется, и дѣйствительно есть глава тѣлу Церкви (Кол. 1, 18), т. е. вѣрующихъ въ Него; но если воскресла глава, то могутъ ли остаться навсегда мертвыми прочіе члены тѣла? Онъ именуется, и дѣйствительно есть Царь человѣковъ (Апок. 17, 14): но надъ кѣмъ же Онъ будетъ царствовать, если подданные Его навѣки останутся въ гробахъ? Онъ сказалъ: грядетъ часъ, въ оньже вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25. 28); а что сказалъ Іисусъ Христосъ, Свидѣтель вѣрный и истинный (Апок. 3, 14), то непремѣнно сбудется. По воскресеніи Его, мы нимало не можемъ сомнѣваться въ исполненіи сего обѣщанія Его: ибо если Онъ самъ могъ воскреснуть, якоже рече; то тѣмъ легче можетъ воскресить другихъ. Онъ показалъ уже и опытъ воскрешенія мертвыхъ: ибо по смерти Его, говоритъ евангелистъ, гроби отверзошася, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, а по воскресеніи Его изшедше изъ гробъ, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). Для чего? — Для того, конечно, дабы возвѣстить ту истину, что смерть Іисуса Христа попрала нашу смерть, а воскресеніе Его есть залогъ нашего воскресенія. Безъ словъ, однимъ явленіемъ своимъ, они могли внушать разумѣвающимъ, что воздвигій Господа Іисуса Христа изъ мертвыхъ, и насъ со Іисусомъ воздвигнетъ для жизни вѣчной (2 Кор. 4, 14).

Воздадимъ же благодареніе Господу Іисусу, что Онъ воскресеніемъ своимъ изъ мертвыхъ увѣрилъ насъ въ нашемъ безсмертіи за гробомъ и будущемъ воскресеніи. Не имѣя увѣренности въ сихъ важныхъ для насъ истинахъ, мы не имѣли бы ни вѣрнаго понятія о цѣли настоящей жизни нашей, ни побужденія подвизаться добрымъ подвигомъ во благо свое и другихъ, ни утѣшенія въ скорбяхъ и несчастіяхъ, такъ часто постигающихъ насъ въ семъ мірѣ, ни отрады и успокоенія при смерти, и, можетъ быть, дошли бы до той безумной мысли, будто съ земною жизнію оканчивается бытіе наше, а посему каждый долженъ думать только объ удовлетвореніи страстей своихъ, о наслажденіи чувственными благами (такъ думалъ богачъ, говорившій душѣ своей: почивай, яждь, пій, веселися, — утрѣ бо умремъ (Лук. 12, 19; 1 Кор. 15, 32), и навѣки погубилъ ее, несчастный!..). Когда же намъ извѣстно, что мы будемъ жить по смерти нашей и нѣкогда воскреснемъ: то у насъ должны родиться другія — лучшія мысли, долженъ произойти другой — вѣрнѣйшій взглядъ на жизнь и наше назначеніе. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ; то я понимаю цѣль настоящей жизни: она есть преддверіе, въ которомъ мы должны приготовить себя къ другой — вѣчной жизни. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ; то мы не напрасно здѣсь трудимся въ добрыхъ подвигахъ, — дѣла наши послѣдуютъ за нами въ вѣчность и получатъ тамъ должную награду (Апок. 14, 13; 2 Кор. 5, 10). Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ; то мы не должны роптать на скорби и несчастія, постигающія насъ въ сей жизни: ибо мы знаемъ, что настанетъ время, когда плачущіи нынѣ утѣшатся, и претерпѣвый до конца спасенъ будетъ (Матѳ. 5, 4; 10, 22). Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ; то не будемъ сѣтовать на краткость сей жизни, и безъ ужаса станемъ взирать на свою кончину: ибо за гробомъ блеститъ заря воскресенія и отврывается безпредѣльная область жизни безконечной.

Такія-то утѣшительныя мысли, такія отрадныя надежды возбуждаетъ въ насъ увѣренность въ нашемъ безсмертіи и будущемъ воскресеніи! Благословимъ же Господа, даровавшаго намъ такую увѣренность своимъ воскресеніемъ изъ мертвыхъ, и будемъ пріискреннѣ радоваться Его возстанію изъ гроба. Радуйтеся, братія, всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся! Аминь.

Источникъ: Платонъ, архіепископъ Рижскій и Митавскій. Радуйтеся! Христосъ воскресе. Слова на святую Пасху. I-VI. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1864. — Томъ II. — С. 37-41.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0