Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова на святую Пасху.

Слово 3-е. О томъ, что воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ служитъ залогомъ Его божественнаго промышленія о насъ.

Радуйтеся всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся (Флп. 4, 4)!

Христосъ воскресе!

Вы знаете, братія, почему мы радостно возвѣщаемъ вамъ о воскресеніи Іисуса Христа, — вы знаете, что мы радуемся, и вѣчно должны радоваться воскресенію Христову потому, что оно служитъ очевиднымъ доказательствомъ важнѣйшихъ истинъ нашего вѣрованія, и вмѣстѣ залогомъ величайшихъ благодѣяній, оказанныхъ Спасителемъ роду человѣческому. Нѣкоторыя изъ этихъ истинъ мы показали уже, бесѣдуя съ вами въ прошедшіе дни настоящаго праздника нашего; именно, мы объяснили вамъ, что воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ служитъ яснымъ доказательствомъ Его Божественности и знаменіемъ примиренія нашего съ Богомъ, а вмѣстѣ избавленія насъ отъ грѣховъ и вѣчнаго наказанія за нихъ. Теперь, послѣдуя принятому нами порядку, раскроемъ другія истины, и побесѣдуемъ нынѣ о томъ, что воскресеніе Іисуса Христа служитъ залогомъ Его Божественнаго промышленія о насъ — вѣрующихъ въ Него. Это видно изъ слѣдующихъ словъ Апостола: Христосъ для того и умеръ (и воскресъ) и ожилъ, чтобъ владычествовать надъ умершими и надъ живущими. — Кто можетъ обвинять избранныхъ Божіихъ? Богъ оправдываетъ ихъ. Кто дерзнетъ осуждатъ ихъ? Христосъ Іисусъ умеръ, но и воскресъ; Онъ одесную Бога, и ходатайствуетъ за насъ (Рим. 14, 9; 8, 33-34).

Мы вѣруемъ и должны вѣровать, что Іисусъ Христосъ, яко Богъ, отъ вѣчности былъ и до скончанія вѣка будетъ нашимъ Господомъ и промыслителемъ. Но если бы Онъ, умерши по человѣчеству, ради нашего спасенія, не воскресъ потомъ силою Божества своего: то суетна была бы вѣра наша въ Него, — говоритъ Апостолъ (1 Кор. 15, 17). И подлинно, чтó мы тогда могли бы отвѣтить невѣрующимъ, если бы они вопросили насъ: «гдѣ вашъ Богъ Спаситель?» — «Во гробѣ, въ землѣ», сказали бы мы. — «Но если Онъ самого Себя не могъ спасти отъ смерти», возразятъ намъ совопросники; «то можетъ ли другихъ спасать отъ ней и промышлять о васъ?...» Да и мы сами, братія, чтó могли бы подумать о Томъ, Кто обѣщавши воскреснуть въ третій день по смерти своей, доселѣ остается въ землѣ? Вѣрно Онъ обольщалъ насъ, подумали бы мы, и, выдавая себя за Бога, былъ просто человѣкъ. Суетна убо вѣра наша въ Него!

Но когда мы знаемъ, что Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ: то всякое сомнѣніе о Его Божественности и спасительномъ промышленіи о насъ должно исчезнуть. Онъ воскресъ по своему обѣщанію: значитъ, справедливо говорилъ, что имѣетъ власть положити душу свою, и паки пріяти ю, по своей волѣ (Іоан. 10, 18); значитъ, Онъ имѣетъ животъ въ Себѣ самомъ (Іоан. 5, 26), — есть Богъ всемогущій. Онъ воскресъ, силою Божества своего, истиннымъ человѣкомъ, — вышелъ изъ гроба съ нашею душою и плотію: значитъ, будучи Господомъ вселенныя, Онъ по преимуществу можетъ назваться человѣческимъ Богомъ. Если бы Онъ и могъ забыть теперь людей: то пречистая плоть Его, которую Онъ носитъ на Себѣ, какъ нѣкую багряницу, должна напоминать Ему о нихъ. А когда Онъ прогнѣвается на насъ грѣшныхъ: то сія же плоть должна возбуждать въ Немъ состраданіе къ намъ — бѣднымъ братіямъ Его по человѣчеству. Кто самъ искушенъ былъ во плоти, говоритъ Апостолъ, тотъ можетъ и искушаемымъ помощи и спострадати немощемъ нашимъ (Евр. 2, 18; 4, 15). Нашимъ, говоритъ Апостолъ, — т. е. немощамъ всѣхъ людей, а въ особенности христіанъ. Для христіанъ преимущественно Іисусъ Христосъ страдалъ, умеръ и воскресъ (Іоан. 17, 9. 19. 20; Евр. 2, 13); они составляютъ Его родъ избранъ (1 Петр. 2, 9); они одни именуютъ Его своимъ Господомъ и Спасителемъ: о комъ же Ему наипаче и пещись, какъ не о нихъ?

И подлинно, какую трогательную заботливость, какую дивную промыслительность о вѣрующихъ показалъ Іисусъ Христосъ по воскресеніи! Лишь только Онъ воскресъ изъ гроба, — и первая мысль Его была объ ученикахъ. Зная, что они скорбятъ о Его смерти, Онъ тотчасъ посылаетъ къ нимъ Ангела — обрадовать ихъ вѣстію о своемъ воскресеніи и пригласить ихъ въ Галилею, для свиданія (Матѳ. 28, 7). Но для любви Его казалось утомительнымъ ожидать прихода любимыхъ: поэтому Онъ самъ спѣшитъ къ нимъ въ срѣтеніе, самъ является имъ (сн. Іоан. 20, 11-14). И какъ знаменательны, какъ утѣшительны Его явленія! Господь благоволилъ являться ученикамъ своимъ и порознь и всѣмъ въ совокупности (Лук. 24, 15; 34, 36): это показываетъ,что Онъ печется не только о всей своей Церкви вообще, но и о каждомъ вѣрующемъ, — о каждомъ изъ насъ, братія. — Господь являлся ученикамъ своимъ не разъ, не два, но многократно и въ разныхъ мѣстахъ (Іоан. 20, 11. 17. 19. 26; 21, 1): это показываетъ, что никогда, гдѣ бы мы ни были и въ какомъ бы состояніи ни находились, — никогда Онъ не теряетъ насъ изъ Божественныхъ своихъ взоровъ, но всегда надзираетъ за нами и всюду присущь намъ. — Господь являлся ученикамъ своимъ въ то время, когда они имѣли въ чемъ либо нужду: это показываетъ, что Онъ готовъ всегда и благовременно подать намъ свою помощь. Вотъ Марія стоитъ у гроба Его и плачетъ: озрѣлась, — а Онъ за нею, чтобъ утѣшить скорбящую (Іоан. 20, 15-16). Вотъ два ученика идутъ въ Эммаусъ, въ большомъ недоумѣніи объ Іисусѣ Христѣ: смотрятъ, — а Онъ съ ними, чтобы вразумить ихъ (Лук. 24, 13-35). Апостолы боятся іудеевъ, и отъ страха заперлись: взглянули, — а Христосъ стоитъ среди ихъ, чтобъ успокоить ихъ (Іоан. 20, 19). У Апостоловъ нѣтъ пищи, — они цѣлую ночь ловили рыбу, и не поймали ничего: вдругъ является Спаситель, показываетъ гдѣ закинуть мрежу, — и отъ множества рыбы едва могутъ ее вытащить (Іоан. 21, 6). Ѳома не вѣритъ воскресенію Христову: и вотъ, для убѣжденія его, является самъ Воскресшій, и не только является, но еще дозволяетъ ему осязать свои язвы, вложить руку въ свои ребра (Іоан. 20, 26-28). Какую трогательную заботливость, какую дивную промыслительность объ ученикахъ своихъ показалъ Господь по воскресеніи!

Но ту же заботливость и ту же промыслительность Господь имѣетъ и о всѣхъ вѣрующихъ, во всѣ времена: ибо ІисусъХристосъ, — говоритъ Апостолъ, — вчера и днесь, тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Онъ той же и для насъ, братія, какимъ былъ для первыхъ учениковъ своихъ, — т. е. бдительный попечитель, щедрый благодѣтель, скорый и сильный помощникъ во всѣхъ нуждахъ. Разность только въ томъ, что въ первые дни по воскресеніи Онъ являлся ученикамъ Его по временамъ и видимо, а теперь, какбы для того, чтобы еще скорѣе подавать намъ свою помощь, всегда и невидимо пребываетъ съ нами своимъ Духомъ. Это несомнѣнно: ибо Онъ самъ, при вознесеніи на небо, сказалъ вѣрующимъ въ Него, въ лицѣ Апостоловъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни, до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20).

О божественный, о любезный, о сладчайшій гласъ! Христосъ обѣщалъ вѣчно быть съ нами: чего же опасаться намъ, когда съ нами Богъ — Спаситель нашъ? Какихъ бѣдствій Онъ не избавитъ насъ, какихъ несчастій не поможетъ перенесть? И вѣрно всякое зло обратитъ во благо намъ, по своей премудрости. Правда, чтобъ испытать нашу вѣру или наказать насъ за невѣріе, Онъ, можетъ быть, оставитъ насъ иногда долго бороться съ искушеніями, какъ заставилъ Апостоловъ трудиться въ ловитвѣ рыбы цѣлую ночь; но никогда не допуститъ, чтобъ искушенія превзошли наши силы, и всегда пошлетъ намъ благодать свою во благовременну помощь (Евр. 4, 16). Въ этомъ мы увѣрены, и никто не долженъ сомнѣваться: «съ нами бо неложно обѣщался Онъ быти до скончанія вѣка».

Да будетъ же благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Иже, по мнозѣй своей милости, возродилъ насъ въ сіе упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ отъ мертвыхъ (1 Петр. 1, 3)! Да будетъ благословенно и воскресеніе Христово, въ которомъ вѣрніи имѣютъ утвержденіе надежды своей на Божественное о нихъ промышленіе! Памятуя о семъ утѣшительномъ для насъ промышленіи, радуйтеся, братія, всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся! Аминь.

Источникъ: Платонъ, архіепископъ Рижскій и Митавскій. Радуйтеся! Христосъ воскресе. Слова на святую Пасху. I-VI. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1864. — Томъ II. — С. 32-36.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0