Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слова на святую Пасху.

Слово 1-е. О томъ, что воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ служитъ доказательствомъ Его Божественности.

Радуйтеся всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся (Флп. 4, 4)!

Христосъ воскресе!

Сколько вѣковъ прошло уже, братія, какъ Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, и сколько разъ мы слышали о славномъ Его воскресеніи; а между тѣмъ, при каждомъ воспоминаніи о семъ дивномъ событіи, сердца вѣрующихъ невольно трепещутъ отъ радости. Вотъ и нынѣ, лишь только мы воскликнули: Христосъ воскресе! — вы тотчасъ съ восторгомъ отвѣтствовали: воистину воскресе! Отчего восторгъ сей, братія, отчего такая радость?..

Оттого, что воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ есть очевидное доказательство важнѣйшихъ истинъ нашего вѣрованія, и вмѣстѣ залогъ величайшихъ благодѣяній, оказанныхъ Спасителемъ роду человѣческому. Сіи истины и благодѣянія такъ важны для христіанина, такъ тѣсно связаны съ его судьбою и назначеніемъ, такъ необходимы для его земнаго счастія и вѣчнаго блаженства, что если онъ имѣетъ о нихъ хотя слабое понятіе, то не можетъ представить ихъ безъ восторга; а посему воскресеніе Христово, въ которомъ они проявляются, какъ въ зерцалѣ, должно служить для него неизсякаемымъ источникомъ духовной радости.

Дабы лучше объяснить это вамъ, и сдѣлать для всѣхъ радостнѣйшимъ настоящее празднество наше, для этого мы, братія, желали бы теперь представить вамъ всѣ тѣ истины, которыя проявляются въ воскресеніи Христовомъ. Но какъ сихъ истинъ такъ много, что нельзя объяснить ихъ въ одномъ словѣ, не утрудивъ вниманія вашего обширностію онаго, а важность ихъ такъ велика, что на каждую изъ нихъ необходимо обратить особое и полное вниманіе: поэтому мы объяснимъ теперь только одну — важнѣйшую изъ сихъ истинъ, а раскрытіе другихъ предоставимъ другимъ бесѣдамъ нашимъ въ наступающіе дни свѣтлаго праздника.

Первая и важнѣйшая истина, проявляемая воскресеніемъ Іисуса Христа изъ мертвыхъ, а вмѣстѣ и главная причина, по которой мы должны всегда радоваться воскресенію Христову, заключается въ томъ, что Іисусъ Христосъ, скажемъ словами Апостола, — чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ, во всей силѣ открылся Сыномъ Божіимъ (Рим. 1, 4). И подлинно, — изъ всѣхъ доказательствъ, приводимыхъ богословами въ подтвержденіе Божественности Іисуса Христа, нѣтъ ни одного такого, которое бы доказывало ее такъ очевидно и сильно, какъ воскресеніе Его изъ мертвыхъ.

Іисусъ Христосъ, если судить о Немъ, какъ о человѣкѣ, былъ самый добродѣтельный и святой Мужъ. По свидѣтельству Апостола, бывшаго неотлучнымъ и приближеннымъ ученикомъ Его, Онъ грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (1 Петр. 2, 22). Невинность Его во всемъ была столь велика, что Онъ смѣло могъ вопрошать враговъ своихъ: кто отъ васъ обличаетъ Мя о грѣсѣ (Іоан. 8, 46)? А враги Его, при всемъ желаніи обвинить Его, не могли найти въ Немъ ничего худаго. Искалъ въ Немъ грѣха Пилатъ, игемонъ римскій, и торжественно сознался, что не обрѣтаетъ въ Немъ ни единыя вины (Іоан. 18, 38); искалъ въ Немъ грѣха жидовскій князь Иродъ, и не нашелъ, за что бы можно было осудить Его (Лук. 23, 11); искалъ въ Немъ грѣха весь сонмъ іудейскій, и, не находя онаго, принужденъ былъ прибѣгнуть къ лжесвидѣтельству (Матѳ. 26, 59-60). Такая дивная святость Іисуса Христа, какой не имѣлъ и не можетъ имѣть ни одинъ другой человѣкъ, ясно показываетъ, что Онъ былъ существо высшее человѣка, — богоподобное; но она еще не доказываетъ неоспоримо, что Онъ былъ истинный Богъ; ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между обыкновенными людьми было много великихъ праведниковъ, которые хотя не равняются въ святости съ Іисусомъ Христомъ, но, по крайней мѣрѣ, уподобляются Ему въ оной.

Іисусъ Христосъ былъ величайшій Учитель истины, какого никогда не было и не будетъ на землѣ. Его ученіе, по своей высотѣ, чистотѣ и благотворности, безмѣрно превосходитъ все, что когда либо сказали хорошаго земные мудрецы; а изъ сего можно заключить, что оно произошло не отъ человѣческаго ума, но внушено премудростію Божіею. Это утверждалъ самъ Іисусъ Христосъ, не обинуясь говоря предъ всѣми: яже слышахъ отъ Бога, сія глаголю въ мірѣ (Іоан. 8, 26. 38. 40); это засвидѣтельствовали даже враги Его, удивлявшіеся премудрости Его ученія (Матѳ. 7, 28; 13, 54), и невольно сознававшіеся, что николиже тако глаголалъ человѣкъ, яко сей человѣкъ (Іоан. 7, 46). Впрочемъ, дивное и спасительное ученіе Іисуса Христа, ясно показывающее, что Его устами говорилъ Богъ, не доказываетъ еще несомнѣнно, что Онъ самъ былъ истинный Богъ: ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между обыкновенными людьми были многіе, каковы пророки и Апостолы, которые возвѣщали премудрость Божію, въ тайнѣ сокровенную, и говорили не въ наученныхъ отъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но отъ Святаго Духа просвѣщаеми (1 Кор. 2, 7. 13; 2 Петр. 1, 21).

Іисусъ Христосъ былъ величайшій Чудотворецъ. Онъ совершилъ множество дивныхъ дѣлъ, очевидно превышающихъ силу природы и человѣческое искусство: единымъ словомъ давалъ Онъ прозрѣніе слѣпымъ отъ рожденія, отверзалъ уста нѣмымъ и слухъ глухимъ, исцѣлялъ хромыхъ и кровоточивыхъ, утишалъ бури, изгонялъ бѣсовъ и даже воскрешалъ мертвыхъ. Такія чудеса, на которыя самъ Спаситель торжественно указывалъ въ доказательство своего Божественнаго посольства, и, указывая на нихъ, смѣло говорилъ іудеямъ: аще Мнѣ не вѣруете, дѣломъ Моимъ вѣруйте (Іоан. 10, 38; 5, 36); такія чудеса, которыхъ злѣйшіе враги Его не могли ни отвергнуть, ни объяснить какими либо естественными причинами, а посему принуждены были клеветать, будто Господь творитъ ихъ силою Веельзевула, князя бѣсовскаго (Матѳ. 12, 24); такія чудеса, говоримъ, ясно показываютъ, что въ Іисусѣ Христѣ и чрезъ Него дѣйствовала сила Божія, побѣждающая естества уставы. Однако, изъ сего нельзя еще рѣшительно заключить, чтобы Онъ самъ былъ истинный Богъ: ибо невѣрующіе могутъ возразить намъ, что и между людьми были чудотворцы, которые, силою дарованной имъ благодати Божіей, совершали также дивныя дѣла: напримѣръ, Моисей превращалъ жезлы въ зміевъ, провелъ израильтянъ по морю, яко по суху, извелъ воду изъ камени, а иные воскрешали и мертвыхъ.

Но вотъ Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, — и мы смѣло можемъ утверждать предъ цѣлымъ свѣтомъ, что Онъ есть истинный Богъ, единородный Сынъ Божій. Что могутъ возразить намъ теперь невѣрующіе? Укажутъ ли на какого нибудь другаго человѣка, который бы воскресъ изъ мертвыхъ, подобно Іисусу Христу? Правда, были такіе, которые воскресали по смерти своей, — напримѣръ сынъ сарептской вдовицы, Тавиѳа, Лазарь; но какъ отлично ихъ воскресеніе отъ воскресенія Христова! Всѣ они воскресали не сами собою, а силою молитвъ и дѣйствіемъ другихъ святыхъ мужей: сына сарептской вдовицы воскресилъ пророкъ Илія (3 Цар. 17, 20-22), Тавиѳу — Апостолъ Петръ (Дѣян. 9, 36-41), Лазаря — Іисусъ Христосъ (Іоан. 11, 43-44). Но какой праведникъ, какой Илія или Петръ, молился о воскресеніи Христовомъ? Какой другой Іисусъ вызывалъ Его изъ гроба, какъ Лазаря? Всѣ, всѣ оставили Распятаго при смерти! Даже преданнѣйшіе ученики Его отреклись и бѣжали отъ Него (Матѳ. 26, 56. 69-74). А изъ сего видно, что Онъ воскресъ безъ всякаго человѣческаго содѣйствія, одною силою Божества, въ Немъ обитавшаго (Кол. 2, 9), или, — скажемъ словами Апостола, — ожилъ Духомъ своимъ (1 Петр. 3, 18). Помянутые воскрешенные люди вовсе не знали о томъ, что они воскреснутъ по смерти, а посему и не предсказывали объ этомъ; напротивъ, Іисусъ Христосъ ясно и многократно говорилъ, что онъ воскреснетъ въ третій день по смерти своей (Матѳ. 16, 21; 17, 23), и дѣйствительно воскресъ, какъ предсказывалъ. Тѣ, по воскресеніи своемъ, опять вскорѣ умерли; а Сей вознесся на небо, и ктому уже не умираетъ (Рим. 6, 9). Видите, какое великое различіе между воскресеніемъ первыхъ и послѣдняго! Тамъ во всемъ видна немощь воскрешенныхъ, свойственная человѣческой природѣ; а здѣсь, напротивъ, во всемъ видно такое могущество Воскресшаго, какое можетъ имѣть одинъ только Богъ.

Скажемъ болѣе: если бы Іисусъ Христосъ былъ просто человѣкъ, то самъ Онъ никакъ не могъ бы воскресить Себя, а Богъ, даже за молитвы всѣхъ праведниковъ въ мірѣ, никогда бы не воскресилъ Его. Не могъ бы Онъ самъ Себя воскресить: ибо обыкновенному человѣку такъ же невозможно возвратить себѣ жизнь по смерти, какъ и дать ее до рожденія; а былъ ли въ мірѣ хотя одинъ человѣкъ; который бы родился самъ собою? Никогда бы не воскресилъ Его Богъ: ибо это было бы противно совершенствамъ Божіимъ. Какъ? Господь воскресилъ бы того, кто, будучи сыномъ тектона, выдавалъ себя за Сына Божія? Господь воскресилъ бы того, кто, будучи простымъ человѣкомъ, называлъ себя равнымъ Богу, и требовалъ себѣ Божескаго поклоненія (Іоан. 5, 23; 10, 30)? За такую дерзость, за такое богохульство, и по человѣческому правосудію надлежало бы лишить жизни человѣка, а не возвращать ему ее, когда онъ уже умеръ. Воскресить такого человѣка, притомъ тогда, какъ Онъ обѣщалъ воскреснуть въ доказательство своей Божественности (Іоан. 2, 16-21), — значило бы поддерживать гнусный обманъ и вводить людей въ пагубное заблужденіе. Гдѣ же тогда была бы правда и святость Божія? Гдѣ благость Его къ людямъ?.. Итакъ, если Богъ допустилъ Іисуса Христа воскреснуть, и даже самъ воскресилъ Его, какъ говоритъ Апостолъ (Дѣян. 2, 24): то изъ сего необходимо заключить, что Онъ подлинно Тотъ, за кого выдавалъ Себя при жизни, что Онъ истинно Сынъ Божій, равный Божествомъ Отцу небесному.

Пріидите же вси вѣрніи, поклонимся святому Христову воскресенію, чрезъ которое мы познали, что Начальникъ и Совершитель нашей вѣры есть истинный Богъ. Пусть теперь іудеи, по ослѣпленію своему, считаютъ нашу вѣру въ Распятаго соблазномъ, а эллины — безуміемъ, теперь каждый изъ насъ смѣло можетъ сказать имъ съ Апостоломъ: вѣмъ, Емуже вѣровахъ (2 Тим. 1, 12), — знаю, въ Кого я вѣрую, — знаю, что Онъ, будучи распятъ какъ человѣкъ, воскресъ яко Богъ! Смѣло будемъ, братія, говорить это всѣмъ врагамъ креста Христова, и вмѣстѣ радоваться воскресенію распявшагося за насъ Господа. Ахъ, что было бы съ нами, если бы Господу неугодно было воскреснуть! Тогда мы не убѣдились бы въ Его Божественности, — и поэтому одни, подобно іудеямъ, доселѣ, томились бы ожиданіемъ Мессіи, и, можетъ быть, вмѣсто Христа, поклонились бы антихристу, а другіе, какъ язычники, доселѣ служили бы не живому Богу, но бездушнымъ истуканамъ. Вотъ отъ какого соблазна и безумія сохранилъ насъ Господь своимъ воскресеніемъ! Итакъ благословимъ Его за это, и будемъ вѣчно радоваться Его воскресенію. Радуйтеся, братія, всегда о Господѣ: и паки реку, радуйтеся! Аминь.

Источникъ: Платонъ, архіепископъ Рижскій и Митавскій. Радуйтеся! Христосъ воскресе. Слова на святую Пасху. I-VI. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1864. — Томъ II. — С. 23-28.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0