Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Петръ Екатериновскій († 1889 г.)
Слово въ день памяти святителя Иннокентія, Епископа Иркутскаго, Чудотворца.

Въ память вѣчную будеть праведникъ (Псал. 111, 6).

Святый Псалмопѣвецъ, по внушенію Духа Божія изображая блаженную участь праведника, между прочими принадлежностями блаженства поставляетъ и то, что праведникъ будетъ въ память вѣчную. И по словамъ премудраго (Прит. 10, 7), память праведнаго всегда будетъ съ похвалами. Въ самомъ дѣлѣ, сколько было на свѣтѣ людей славныхъ, могущественныхъ, которые потрясли цѣлыя царства, часто были грозою для многихъ народовъ! Сколько было богатыхъ, которымъ рѣкою лились дары счастія! Сколько было ученыхъ, мудрыхъ, которые возвышеннымъ полетомъ ума и разнообразными познаніями удивляли многихъ! Но съ погашеніемъ пламенника ихъ жизни померкла вмѣстѣ и слава ихъ, никто не празднуеть въ честь ихъ, даже имя многихъ изъ нихъ изглажено временемъ, и теперь для многихъ они остаются неизвѣстными. А праведникъ всякій, по всесильному слову Духа Божія будетъ въ память вѣчную у всѣхъ, любящихъ правду, и всегда будетъ превозносимъ похвалами, не смотря на то, что многіе изъ праведниковъ въ земной жизни казались малыми въ глазахъ людей, водящихся духомъ міра, были незнаемы, даже уничижаемы, презираемы сынами вѣка сего, имя ихъ переходитъ изъ рода въ родъ, изъ вѣка въ вѣкь, и память ихъ превозносится похвалами. Такъ и мы, внимая гласу Духа Божія, вѣщающаго устами Псалмопѣвца, собрались нынѣ почтить память угодника Божія, святителя Иннокентія. Что же побуждаетъ насъ къ совершенію памяти святыхъ, и прославленію ихъ имени, и какую имѣетъ важность для насъ празднество въ честь угодниковъ Божіихъ? Раскроемъ это для собственнаго назиданія.

Святость угодниковъ Божіихъ и сама по себѣ — по своему свойству и высокому достоинству, съ которымъ не можетъ равняться никакое земное величіе, невольно заставляетъ благоговѣть предъ собою. Праведники, во время земной жизни какъ бы малыми ни казались, но по смерти, сдѣлавшись великими предъ Богомъ, какъ звѣзды на горизонтѣ духовнаго міра, на церковномъ небѣ просіяваютъ благодатною славою, которая никогда не меркнетъ, и изъ горняго міра изливаясь въ нашъ дольный, и видимо для всѣхъ, ходящихъ въ свѣтѣ Божіемъ, отражаясь въ нетлѣніи ихъ мощей, невольно возбуждаетъ удивленіе, благоговѣніе, заставляетъ почитать и прославлять угодниковъ Божіихъ, просіявшихъ славою святости. Только можетъ быть, для душъ, омраченныхъ грѣховною тьмою и ожесточенныхъ, не видима и не ощутима эта слава, подобно тому, какъ для страждущихъ глазною болѣзнію — темною водою бываетъ невидимъ свѣтъ солнца при всемъ своемъ блескѣ. Праведники суть други Божіи (Псал. 138, 17). А кто любитъ Бога, тотъ не можетъ не любить и друзей Его, и по любви къ нимъ не можетъ не почитать и не прославлять ихъ. Самъ Богъ на небѣ увѣнчиваетъ ихъ славою, и на землѣ въ нетлѣнныхъ останкахъ ихъ видимо являетъ слѣды своей славы, и тѣмъ самымъ обязываетъ насъ воздавать имъ благоговѣйное почтеніе и прославленіе. Поступать вопреки сему значило бы уничижать самаго Бога, который поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7). А чествуя угодниковъ Божіихъ и ихъ останки, мы чествуемъ самаго Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ.

Къ совершенію памяти угодниковъ Божіихъ и прославленію ихъ обязываетъ насъ и долгъ благодарности къ ихъ благодѣяніямъ, которыя они оказывали и оказываютъ всѣмъ, обращающимся къ нимъ съ вѣрою и призывающимъ ихъ на помощь. Многіе святые при исходѣ изъ этой жизни говорили: «аще тѣломъ и отхожду отъ васъ, но духомъ всегда пребуду съ вами», и въ то же время обѣщались ходатайствовать предъ Богомъ особенно о жителяхъ того мѣста, гдѣ сами святые протекали поприще земной жизни. Тоже, конечно, говорилъ и святитель Иннокентій если не словами, то своимъ расположеніемъ, которое онъ оправдалъ многими опытами благотвореній. Въ самомъ дѣлѣ, всѣ святые могутъ и желаютъ являть намъ всякую помошь. Сдѣлавшись друзьями Божіими, они имѣютъ полное дерзновеніе предъ Богомъ ходатайствовать о насъ. Пребывая во свѣтѣ лица Божія, они при этомъ свѣтѣ видятъ все наше внѣшнее и внутреннее состояніе, лучше насъ знаютъ всѣ наши нужды. По разрѣшеніи отъ узъ бренной плоти, находясь въ ближайшемъ общеніи съ всемогущимъ Богомъ, они имѣютъ полную возможность помогать намъ въ нашихъ нуждахъ, и вмѣстѣ исполнены сердечнымъ желаніемъ этого. Если сердце святыхъ и въ этой жизни пламенѣло живою любовію къ ближнимъ; если они одного желали — умноженія избранныхъ Божіихъ, одного просили у Господа, — чтобы всѣ, искупленные драгоцѣнною кровію пречистаго Агнца Іисуса Христа (1 Петр. 1, 19), вмѣстѣ съ ними сдѣлались участниками одной славы и блаженства: то, безъ сомнѣнія, тѣ же чувства исполняютъ ихъ и на небѣ. Сѣмя благихъ желаній, посѣянное ими на землѣ, развивается, цвѣтетъ и на небѣ, какъ въ природномъ своемъ климатѣ. И теперь у нихъ единственное занятіе — молиться о насъ Богу; и только ихъ молитвами Господь продолжаетъ миловать и хранить насъ.

По этому какъ не почитать память ихъ похвалами и не прославлять ихъ? Если и всегда должно прославлять святыхъ, то особенно это прилично въ день преставленія ихъ и въ день обрѣтенія мощей. Эти дни — и для нихъ и для насъ имѣютъ особенную важность, первый, какъ конецъ подвиговъ и время совершенной побѣды надъ врагами спасенія, которая рѣшила судьбу ихъ на цѣлую вѣчность, — привела въ безмятежное пристанище блаженной жизни, увѣнчала ихъ небесною славою въ церкви торжествующей; а день обрѣтенія мощей важенъ, какъ начало прославленія ихъ въ церкви воинствующей на землѣ. Въ эти дни, можетъ быть, и святые исполняются высшею радостію и любовію къ намъ, и отъ того въ это время, вѣроятно, съ большею благосклонностію принимаютъ наше славословіе и молитвы, съ большимъ усердіемъ готовы ходатайствовать о насъ предъ Богомъ, и подавать намъ благодатную помощь во всѣхъ нашихъ нуждахъ; и мы, съ благоговѣніемъ прославляя ихъ, и съ вѣрою притекая къ ихъ св. мощамъ, въ эти дни входимъ въ ближайшее духовное общеніе съ ними, и становимся способнѣе воспринимать отъ нихъ даруемую благодать. Правда, что наше прославленіе святыхъ не увеличиваетъ ихъ блаженства. Ибо что значитъ земная, человѣческая слава для тѣхъ, которые увѣнчаны небесною славою? Единственное приращеніе, какое только мы можемъ доставить блаженству угодниковъ Божіихъ, есть то, чтобы любви ихъ къ намъ доставить радость нашего спасенія подражаніемъ подвигамъ вѣры и благочестія ихъ. Даже прославленіе мощей ихъ нетлѣніемъ не умножаетъ ихъ блаженства; потому что они вполнѣ облаженствованы на небѣ. Но Богъ прославляетъ мощи ихъ нетлѣніемъ для нашей же пользы, именно — для увѣренія въ безсмертіи и воздаяніи высокой награды за добродѣтели, для возбужденія въ насъ ревности къ подражанію тѣмъ подвигамъ вѣры и благочестія, за которые прославлены святые, и для того, чтобы нетлѣнныя мощи угодниковъ Божіихъ сильнѣе возбуждали и утверждали нашу вѣру въ невидимую благодать, даруемую намъ, и служили живыми источниками, такъ сказать, непосредственными, доступными для всякаго органами сообщенія Божественной благодати для исцѣленія душевныхъ и тѣлесныхъ недуговъ. Это — неизсякаемый источникъ, изъ котораго животворящая сила благодати изливается на всякаго, кто только не преграждаетъ теченія ея своими смертными грѣхами, кто раскрываетъ въ себѣ пріемлемость вѣрою, смиреннымъ чувствомъ потребности и прошеніемъ ея, вообще кто подражаніемъ добродѣтелямъ угодниковъ Божіихъ уготовляетъ себя въ сосудъ чистый, достойный благодати, не злоупотребляетъ дарами ея, а пользуется во спасеніе свое и другихъ. Если мы, совершая память угодника Божія святителя Иннокентія, будемъ соблюдать сіи условія, то это для него будетъ пріятнѣе нашего устнаго прославленія, больше всего возвыситъ и его радость, подвигнетъ его къ болѣе усердному ходатайству о насъ предъ Богомъ, и по его ходатайству щедродательный Господь ниспошлетъ намъ благодать, просвѣщающую нашъ умъ, очищающую сердце, укрѣпляющую наши немощи, и врачующую наши недуги душевные и тѣлесные.

Прославимъ же честную предъ Господомъ память молитвенника и хранителя нашего святителя Иннокентія благолѣпными похвалами его добродѣтелей, и особенно подражаніемъ имъ, да сподобимся, его молитвами, вмѣстѣ съ нимъ быть наслѣдниками и блаженной жизни для вѣчнаго прославленія Бога, дивнаго во святыхъ своихъ. Аминь.

Источникъ: Поученія говоренныя въ Новоархангельскомъ соборѣ, на островѣ Ситхѣ, Епископомъ Петромъ. — М.: Типографія В. Готье, 1865. — С. 43-48.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0