Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Прот. Петръ Делицынъ († 1863 г.)
Слово на день Благовѣщенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи.

Рече Маріамь, се раба Господня: буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38).

Явленіе Ангела и первыя слова его благовѣстія, какъ видимъ въ чтенномъ нынѣ Евангеліи, привели въ смущеніе пренепорочную Дѣву. Ясно было внутреннее око ея и раскрыто къ тайнозрѣнію ангельскаго міра, однакоже неожиданное приближеніе духовнаго существа, притомъ подъ чувственнымъ покровомъ, а особливо необычайное привѣтствіе: Благословенною, устрашили и цѣломудріе и высокое смиреніе Праматери нашего спасенія. Посему благовѣстникъ объясняетъ, какимъ образомъ содѣлается она источникомъ благословеній для человѣческаго рода; потому что Сынъ Благословеннаго, Богъ надъ всѣмъ благословенный во вѣки, отъ пречистыхъ кровей ея воспріявъ плоть человѣческую, родится отъ нея, какъ истинный человѣкъ. Но все еще не безъ недоумѣнія внимаетъ Благодатная ангельскому благовѣстію, и слыша слова: зачнешь во чревѣ, родишь сына, останавливается на понятіи о законахъ и условіяхъ естественнаго рожденія. Человѣческій разумъ, на какую бы высоту духовнаго созерцанія возведенъ ни былъ, находясь въ тѣсной связи съ видимымъ міромъ посредствомъ внѣшней природы человѣка, и пріобыкнувъ къ ежедневному порядку этого міра, невольно вноситъ тотъ же самый порядокъ въ невидимое, даже съ трудомъ объясняетъ себѣ и представляетъ возможнымъ невидимое внѣ привычнаго для насъ теченія вещей. И Приснодѣва Марія, какъ бы не постигая возможности стать Матерью Сына Божія, спрашиваетъ: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? И вотъ Ангелъ, сколько могъ высказать на языкѣ человѣческомъ, явленную ему во свѣтѣ Божіемъ, тайну вочеловѣченія Господня, возвѣщаетъ Присноблаженной, что какъ раждаемое ею свято, то и рожденіе должно быть преестественное, независимое отъ плотскихъ условій естественнаго рожденія; какъ раждаемый есть Сынъ Божій, то и зачатіе будетъ безмужное, чрезъ наитіе Духа Святаго, чрезъ осѣненіе силою Всевышняго. Поелику же тайны Божіи пріемлются не умомъ, а вѣрою; то, примѣромъ Елисаветы внушивъ Маріи, что нѣтъ ничего невозможнаго для Бога, совершенно отверзаетъ въ ней свѣтлую дверь вѣры. И тогда-то богодвижная цѣвница издаетъ сей священный гласъ: се раба Господня: буди мнѣ по глаголу твоему.

Торжественна была эта минута для Дѣвы Маріи! Архангельское благовѣстіе, какъ скоро принято вѣрою, неукоснило исполненіемъ; и благовѣстникъ предстоялъ уже не просто избраннѣйшей изъ дщерей Еввиныхъ, но престолу Царя славы. Осѣненная силою Всевышняго, Приснодѣва удостоена премірнаго величія, поставлена выше всякой власти и господства, не только на землѣ, но и на небесахъ. И конечно въ такую торжественную минуту, столько возвеличенная и превознесенная Матерь Божія, не безъ особенной причины, всѣмъ титламъ величія предпочитаетъ скромное именованіе рабы Господней!

Глубокое значеніе этого наименованія: рабъ Господень, объясняетъ намъ единородный Сынъ Божій, когда Самъ Себя называеть у Пророка рабомъ. Имѣя произойдти по плоти отъ Израиля ветхаго, чтобы стать Отцемъ будущаго вѣка (Ис. 9, 6), родоначальникомъ Израиля новаго, духовнаго, Онъ, какъ истинный Израиль, говоритъ о Себѣ у Исаіи: отъ чрева Матере Моея нарече имя Мое Господь. И рече Ми: рабъ Мой еси Ты Израилю, и въ Тебѣ прославлюся (Ис. 49, 13). Потомъ показывая, чтó значитъ быть рабомъ Божіимъ, присовокупляетъ: и рече Ми: веліе Ти есть, еже назватися Тебѣ рабомъ Моимъ: еже возставити племена Іаковля, и разсѣяніе Израилево обратити: се дахъ Тя въ завѣтъ рода, во свѣтъ языкомъ, еже быти Тебѣ во спасеніе, даже до послѣднихъ земли (Ис. 49, 6). Отсюда ясно видно, что Іисусъ Христосъ именуется рабомъ Бога Отца, потому что Онъ есть исполнитель и совершитель превѣчныхъ о насъ совѣтовъ Божіихъ, Мессія, Ходатай и Искупитель человѣческаго рода. Посему, какъ вѣрный рабъ, и говоритъ о Себѣ: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дѣло Его (Іоан. 4, 34). И поелику рабское Его служеніе окончилось смертію Его на крестѣ, поелику, какъ говоритъ Апостолъ, чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ во всей силѣ открылся Онъ Сыномъ Божіимъ (Рим. 1, 4), разумѣя чрезъ сіе, что до воскресенія былъ Онъ Сыномъ Божіимъ прикровенно, носилъ на Себѣ образъ раба; то Іисусъ Христосъ, предъ крестною смертію, готовясь сложить съ Себя званіе раба и снова открыться въ славѣ и величіи Сына, взываетъ къ Отцу: Отче, пріиде часъ: прослави Сына Твоего. Азъ прославихъ Тя на земли, дѣло совершихъ, еже далъ еси Мнѣ да сотворю: и нынѣ прослави Мя Ты Отче, у Тебе Самаго славою, юже имѣхъ у Тебе, прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 1. 4. 5).

Но если искупленіе человѣка и примиреніе его съ Богомъ такъ важно, что превѣчный Сынъ Божій, для совершенія онаго, уничижилъ Себя до рабскаго состоянія, и самое это уничиженіе вмѣнилъ Себѣ въ славу, по сказанному у Пророка: веліе Ти есть, еже назватися Тебѣ рабомъ Моимъ; то, безъ сомнѣнія, и для Богоматери не могло быть ни на землѣ, ни на небѣ другаго титла славнѣе наименованія рабы Господней. И въ эту самую минуту, когда Приснодѣва Марія чрезъ наитіе Святаго Духа безсѣменно зачинаетъ во чревѣ своемъ Богочеловѣка, по дѣйствію тогоже Духа прозирая очами вѣры въ домостроительство благодати, весьма прилично и богомудро возвеличиваетъ себя, назвавъ рабою Господнею. Ибо Симъ самымъ ясно выражаетъ о себѣ, что содѣлалась непосредственнымъ орудіемъ воплощенія, а чрезъ воплощеніе въ ней Сына Божія, преискреннею служебницею всего дѣла искупленія.

Подобно Богоматери, какъ высокое нѣкое достоинство, присвояютъ себѣ названіе рабовъ Христовыхъ возлюбленный ученикъ Христовъ Іоаннъ, святый Павелъ и другіе Апостолы. Хотя Господь, во время послѣдней бесѣды Своей съ учениками предъ вольнымъ страданіемъ Своимъ, сказалъ имъ: не ктому васъ глоголю рабы: васъ же рекохъ други (Іоан. 15, 15-16); однакоже они, какъ ревностно трудящіеся въ дѣлѣ Христовомъ, поставляютъ себѣ въ славу именоваться не друзьями, но рабами Того, Кто Самъ ради нихъ содѣлался рабомъ. И конечно Апостолы вполнѣ были рабами Христовыми; потому что чрезъ ихъ проповѣдь Христосъ возставилъ Богу племя Іаковле, обратилъ разсѣяніе Израилево, содѣлался свѣтомъ для язычниковъ, спасеніемъ человѣковъ даже до послѣднихъ земли.

Нетрудно понять, что послѣ Апостоловъ достославное имя рабовъ Господнихъ преимущественно принадлежитъ ихъ преемникамъ, пастырямъ и учителямъ Церкви. Они имѣютъ полное право говорить о себѣ: веліе намъ есть, еже назватися рабами Твоими, Господи! Они трудятся на нивѣ Христовой, сѣютъ слово благочестія, чтобы въ небесную житницу собрать души, оплодотворенныя вѣрою и благими дѣлами христіанской любви. Они, какъ домостроители таинъ Божіихъ, на всѣ страны и времена разливаютъ жизнь и свѣтъ, источенныя для насъ на Голгоѳѣ.

Но ктоже изъ вѣрующихъ во Іисуса Христа не пожелаетъ украситься Его именемъ, именемъ раба Господня? И прилично ли носить имя, не исполняя обязанностей званія, означаемаго именемъ? Итакъ, если хочешь именоваться рабомъ Господнимъ, то вступи и въ подвигъ раба; дѣлай тоже, для чего Христосъ приходилъ на землю; душу, и жизнь, и всего себя отдай на великое дѣло спасенія ближнихъ твоихъ. Господу угодно и тебя наименовать рабомъ Своимъ и тебя нищаго содѣлать приставникомъ при неоскудѣвающей сокровищницѣ безконечной любви Своей, и тебя немощнаго призвать и извести на служеніе дѣлу, которое Онъ единъ силенъ былъ подъять и понести на раменахъ Своихъ. И подивись Его любвеобилію и щедротамъ къ Тебѣ. Ибо что говоритъ Онъ: аминь аминь, глаголю вамъ, вѣруяй въ Мя, дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ,и больша сихъ сотворитъ (Іоан. 14, 12). Въ томъ и состоитъ величіе заслугъ Христовыхъ, неизслѣдимое богатство благодати, что всякій, приходящій ко Христу съ вѣрою, не только самъ дѣлается живъ, но получаетъ даръ и другимъ сообщать жизнь. Ибо такъ говоритъ Господь о вѣрующемъ въ Него: рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38). Христосъ за всѣхъ умеръ, но оправдывается и освящается смертію Его только тотъ, кто увѣровалъ во Христа, кто запечатлѣлъ и питаетъ вѣру свою чрезъ таинственное общеніе со Христомъ, кто свидѣтельствуетъ своею жизнію, что онъ истинный послѣдователь Христовъ. Чрезъ кого же угодно Христу все сіе совершить въ спасаемыхъ? Чрезъ тебя, вѣрующій. Тебѣ предоставилъ Онъ своею вѣрою насаждать и въ другихъ вѣру, явленіемъ въ себѣ духовныхъ плодовъ привлекать ихъ къ источнику благодатной жизни, и словомъ и дѣломъ назидать и утвержать въ христіанскомъ любомудріи. Хотя у Господа къ совершенію дѣла Его во всякое время и на всякомъ мѣстѣ много орудій, можетъ быть, и достойнѣйшихъ тебя; однакоже Онъ хощетъ, чтобы и въ немощи твоей прославилась сила Его, чтобы и ты послужилъ спасенію тѣхъ, которые дотолѣ не были Христовыми, или колеблются на пути жизни христіанской.

Такъ велика къ намъ милость Господня, призывающая насъ къ тому, чтобы мы были тщаніемъ не лѣниви, духомъ горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11). И что, если при всемъ богатствѣ благодатныхъ даровъ окажемся рабами непотребными къ дѣлу Божію?

Какъ въ естественномъ тѣлѣ мертвъ, или близокъ къ омертвѣнію такой членъ, который соприкосновеннымъ съ нимъ членамъ не передаетъ питающихъ его влагъ, получаемыхъ имъ изъ исходищъ жизни, или передаетъ ихъ въ испорченномъ уже состояніи; такъ и въ таинственномъ тѣлѣ Христовомъ мертвъ, или близокъ къ смерти, кто духовной жизни, ліющейся на него отъ главы всего тѣла — Христа, не сообщаетъ сочленамъ своимъ по вѣрѣ, или хотя и передаеть отчасти, но къ водѣ живой присоединяя собственную гнилость свою. И какъ главнѣйшее жизненное отправленіе, безъ котораго не можетъ продолжаться жизнь въ естественномъ тѣлѣ, состоитъ въ томъ, чтобы оно уподобляло себѣ пріемлемое имъ внутрь себя; такъ и коренный законъ жизни по Христѣ требуетъ, чтобы вѣрующій, при содѣйствіи Господа, употреблялъ всѣ свои силы содѣлывать съ Апостоломъ и другихъ подражателями себѣ, какъ самъ подражаетъ Христу.

А поэтому смотри, поступай, какъ можно, вѣрно, не какъ неразумный, но какъ мудрый рабъ. Помни, что, если можешь и долженъ ты быть орудіемъ для спасенія другихъ; то не далека также и опасность для тебя стать виною погибели многихъ. Остерегайся, чтобы, по твоему нерадѣнію и невнимательности, не погибъ кто для Господа. Вся въ славу Божію творите (1 Кор. 10, 13), говоритъ Апостолъ. И поелику въ томъ слава Божія, чтобы всѣ изобильно пріобщались неизреченныхъ щедротъ Божіихъ, чтобы никому не былъ прегражденъ путь къ милосердію Божію; то святый Павелъ, поясняя себя, продолжаетъ: безпреткновенни бывайте Іудеемъ и Еллинонъ, и Церкви Божіей (1 Кор. 10, 32). Не одни вѣрные, но и самые невѣрные, — на твоей, христіанинъ, отвѣтственности. Любовь Божія хощетъ всѣмъ человѣкомъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4). Ежели Она прежде другихъ призвала тебя къ разумному служенію; то для того единственно, чтобы ты привелъ прочихъ къ Богу. Сынъ Божій всѣмъ завѣщаваетъ: будите убо совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Если Господь умудряетъ тебя и утверждаетъ стопы твои на пути спасенія; то спѣши къ изнемогающему и страждущему грѣхами брату, перевяжи его раны, возлей на нихъ масло любви и вино утѣшенія, возставь и укрѣпи его духомъ кротости и терпѣнія. Ибо если пройдешь мимо, не подавъ ему помощи, или даже укоришь его, и, раздраживъ тѣмъ, ввергнешь въ глубину золъ; то съ тебя взыщется его погибель. Не извиняй себя тѣмъ, что самъ ты немощенъ духомъ и требуешь врачеванія отъ другихъ. Помни слово Премудраго: братъ отъ брата помогаемъ, яко градъ твердъ и высокъ (Прит. 18, 19).

Для нашей же собственной пользы Господь хощетъ, чтобы мы были рабами и служителями Его въ дѣлѣ спасенія ближнихъ нашихъ. Чрезъ это облегчаетъ Онъ способы къ собственному нашему преспѣянію, и подаетъ намъ средство стяжать безсмертный вѣнецъ. А потому и повелѣваетъ, чтобы тотъ, кто хочетъ быть бóльшимъ, былъ всѣмъ слуга, а кто хочетъ быть первымъ, былъ всѣмъ рабъ.

Итакъ будемъ поступать достойно званія, на которое мы призваны: призваны же мы къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія; въ созиданіе тѣла Христова (Ефес. 4, 2). Будемъ работать Господу со страхомъ и трепетомъ, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). А для сего, отвергнувъ ложь, будемъ говорить истину предъ ближнимъ своимъ. Никакое гнилое слово да не исходитъ изъ устъ нашихъ, а только полезное для назиданія въ вѣрѣ. Всяка горесть, и гнѣвъ и ярость, и кличь и хула да возмется отъ насъ, со всякою злобою: но будемъ другъ ко другу блази, милосерди, прощающе другъ другу, якоже и Богъ во Христѣ простилъ есть намъ (Ефес. 4, 32). Аминь.

Источникъ: Слово на день Благовѣщенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ» за 1860 годъ. — М.: Въ Типографiи В. Готье, 1860. — Часть XIX. — С. 74-82.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0