Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Прот. Петръ Полидоровъ.
Говѣніе, или приготовленіе ко св. Причащенію Таинъ Христовыхъ.
Бесѣды къ прихожанамъ въ 1-ю седмицу св. поста.

2. Въ понедѣльникъ 1-й седмицы святаго Великаго Поста, на часахъ.
О постѣ.

Въ прошедшей бесѣдѣ мы предлагали вашему благочестивому вниманію, что наступившее время составляетъ для насъ самое удобное для духовнаго дѣланія. Въ настоящей и слѣдующихъ бесѣдахъ будемъ говорить о томъ, чтó мы должны дѣлать въ сіи дни.

Чтó же мы должны дѣлать въ сіи св. дни поста? Говѣть! Что же значитъ говѣть? — Говѣть, или благоговѣть, значитъ жить такъ, чтобы постоянно имѣть въ умѣ и сердцѣ своемъ Бога, бояться оскорбить Его малѣйшимъ уклоненіемъ отъ св. Его закона, а съ другой стороны, сколько возможно, стараться благоугождать Ему исполненіемъ святѣйшей Его воли. Такъ благоговѣлъ предъ Богомъ св. пророкъ Давидъ. Онъ говоритъ о себѣ: всегда видѣлъ я предъ собою Господа, ибо Онъ одесную меня (Псал. 15, 8). Такъ и мы должны себя вести и всегда, а тѣмъ болѣе въ сіи св. дни; т. е., всегда помнить, что Богъ всегда присутствуетъ при насъ: потому все видитъ, чтó мы дѣлаемъ, слышитъ, чтó говоримъ, и даже созерцаетъ ясно, чтó мы мыслимъ, чувствуемъ, желаемъ, и — имѣя это въ виду, всячески должны стараться, чтобы не прогнѣвать Господа нашего въ словѣ, дѣлѣ или помышленіи.

Въ тѣснѣйшемъ значеніи слова: говѣть, какъ принято у насъ, значитъ приготовляться къ достойному причащенію Божественнаго тѣла и пречистыя крови Господа нашего Іисуса Христа. Въ этомъ смыслѣ и мы станемъ разсматривать: въ чемъ должно состоять наше говѣніе.

Въ говѣніи первое мѣсто занимаетъ у насъ постъ. Должны ли мы поститься? Безъ всякаго сомнѣнія. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ своимъ примѣромъ показалъ необходимость поста, когда провелъ сорокъ дней и сорокъ нощей въ постѣ, и такимъ образомъ славно отразилъ нападавшаго на Него искусителя (Матѳ. 4, 1-12). А затѣмъ засвидѣтельствовалъ и словомъ своимъ, что постъ и молитва составляютъ необходимое оружіе въ борьбѣ нашей съ діаволомъ и его служителями. Сей родъ, говорить Онъ, ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ (Марк. 9, 29).

Необходимость поста засвидѣтельствовали своимъ примѣромъ Пророки, Апостолы и св. отцы. Такъ великій Моисей, постяся сорокъ дней, удостоился бесѣдовать лицемъ къ лицу съ самимъ Богомъ и принять отъ Него богописанный законъ. Такъ апостолъ Петръ, послѣ поста, видѣлъ знаменательную плащаницу, сходящую съ небесъ; такъ св. апостолъ Павелъ, постяся, получилъ призваніе къ проповѣди слова Божія и напутствованъ къ сему великому дѣлу вѣрующими молитвою и постомъ. А св. Василій Великій говоритъ: «сколько ни было святыхъ, найдешь, что всѣ они чрезъ постъ къ богоподобному житію руководимы были» [1].

Какъ всѣ установленія Божія благотворны не только для духовной нашей природы, но и для внѣшняго нашего благосостоянія, то и св. постъ доставляетъ существенную пользу и для души и для тѣла. Сластолюбцы силятся доказывать, что поститься вредно для тѣлеснаго здоровья. Не входя съ таковыми въ словопренія, довольно относительно безвредности разумнаго поста для здоровья нашего указать на подвижниковъ — отцевъ Церкви: они ли не постились? И притомъ еще какъ постились? Употребляли пищу не только одинъ разъ въ день, но и постились болѣе того, вкушая одинъ разъ въ недѣлю, а нѣкоторые изъ нихъ постились, ничего не вкушая по 40 дней, и притомъ, если и принимали пищу для поддержанія своей жизни, то въ самой малой мѣрѣ, да и то хлѣбъ и воду, или даже зеліе и коренья. Послѣ подобнаго воздержанія, они не только не теряли и не разстроивали своего здоровья, но и достигали до глубокой старости. Нѣтъ, не постъ разстроиваетъ наше здоровье и сокращаетъ нашу жизнь, а развѣ сластолюбіе и невоздержаніе. «Ничто столько не противно и не вредно тѣлу», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, «какъ пресыщеніе; ничто столько не разрушаетъ, не обременяетъ и не повреждаетъ его, какъ неумѣренное употребленіе пищи»... «Пресыщеніе», говоритъ тотъ же святитель, «преждевременно приближаетъ къ старости, притупляетъ чувства, омрачаетъ мысль, ослѣпляетъ проницательный умъ; наполняетъ тѣло влагами, скопляетъ гной, причиняетъ множество болѣзней, и возлагаетъ большую тяжесть и несносное бремя. Слѣдствіемъ того бываютъ частыя паденія, а иногда и погибель» [2]. Такъ невоздержаніе въ пищѣ и питіи вредно для нашего тѣла и напротивъ благодѣтельны для него постъ и воздержаніе. Но сколь постъ важенъ для души, этого нельзя достойно и оцѣнить.

Опытъ, для наблюдателей мудрый учитель, свидѣтельствуетъ, что чѣмъ питательнѣе, сочнѣе и въ большей мѣрѣ пріемлется пища, тѣмъ движенія нашего тѣла сильнѣе, страсти возмутительнѣе, свирѣпѣе, отправленія же нашей души медленнѣе, тупѣе. Постараемся объяснить сіе нѣкоторыми подобіями, взятыми изъ природы видимой. Чтó для огня дрова, то для страстей пресыщенія: чѣмъ больше дается огню горючаго вещества, тѣмъ пламени больше. Чѣмъ для тѣла обильнѣе пища, тѣмъ огнь страстей въ насъ ощутительнѣе. Корабль многогрузный ближе къ потопленію, нежели легкая ладія; птица тучная высоко не поднимается, а легкая паритъ высоко подъ облаками; съ легкою ношею путникъ безъ затрудненія достигнетъ цѣли своего путешествія, а съ тяжелою — скоро почувствуетъ усталость и потребуетъ себѣ отдыха. Такъ и пресыщенное наше тѣло легко погружаетъ нашу душу, какъ корабль въ морѣ, въ волны страстей, увлекаетъ ее къ землѣ, какъ тучную птицу; подавляетъ ее, какъ путника тяжелая ноша. Напротивъ благодѣтельный постъ, снимая съ души нашей оковы, налагаемыя невоздержаніемъ, увлекаетъ ее къ небесамъ, и врагъ спасенія мало будетъ имѣть успѣха въ козняхъ своихъ противъ насъ, а присоединивъ къ тому еще молитву, мы, по словамъ Господа, далеко отгонимъ его отъ себя.

«Постъ», разсуждаетъ св. Василій Великій, «Пророковъ раждаетъ, сильныхъ укрѣпляетъ; постъ законодавцевъ умудряетъ, души надежное охраненіе, тѣлу сожитель безопасный, оружіе воюющимъ, подвижникамъ обученіе; сей искушенія прогоняетъ, сей помазуетъ на благочестіе, трезвости сообитатель, цѣломудрія дѣлатель, на бранехъ бодрствуетъ, во время жь мирное покою обучаетъ».

Такъ благодѣтеленъ для насъ постъ и всегда, особенно же для настоящаго времени, въ которое вы, по благочестивому обычаю, готовитесь сложить съ себя бремя тяжкое-грѣховное покаяніемъ.

Да, для дѣйствительнаго покаянія постъ подлинно великій пособникъ. Объ этомъ свидѣтельствуютъ многіе примѣры, кои св. Писаніе представляетъ намъ къ подражанію. Такъ пророкъ Давидъ послѣ своего великаго грѣхопаденія постился постомъ, и — отъято отъ него согрѣшеніе. Такъ грѣшные ниневитяне отвратили отъ себя грозный судъ Божій всеобщимъ постомъ. Наконецъ самъ Богъ чрезъ пророка своего Іоиля указываетъ на постъ, какъ на одно изъ средствъ къ умилостивленію Бога, когда говоритъ: Обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ, и въ плачи и рыданіи, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостивъ и щедръ есть, и долготерпѣливъ и многомилостивъ, и раскаяваяйся о злобахъ (Іоил. 2, 12-13).

Да укрѣпитъ васъ, братія, въ постѣ не наше немощное слово, а всемощное слово Божіе и примѣры святыхъ, и да помогутъ вамъ, въ сіи дни покаянные, принести истинное покаяніе для достойнаго причащенія св. таинъ! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Св. Василій Великій. Слово о постѣ.
[2] Бесѣда 54-я на Ев. Матѳея.

Источникъ: Протоіерей Петръ Полидоровъ. Говѣніе, или приготовленіе ко св. Причащенію Таинъ Христовыхъ. Бесѣды къ прихожанамъ въ 1-ю седмицу св. поста. 2. Въ понедѣльникъ 1-й седмицы святаго Великаго Поста, на часахъ. О постѣ. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый Протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — Томъ I. — С. 264-268.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0