Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Прот. Петръ Полидоровъ.
Говѣніе, или приготовленіе ко св. Причащенію Таинъ Христовыхъ.
Бесѣды къ прихожанамъ въ 1-ю седмицу св. поста.

1. Бесѣда вступительная.
Въ понѣдельникъ 1-й седмицы Великаго Поста, на утрени.

Нощь прейде, а день приближися: отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта (Рим. 13, 12).

Если мы, братія мои, возьмемъ во вниманіе предшествующіе дни, въ которые едва ли не всѣ ходили, куда влекли насъ суетные обычаи міра, куда влекло насъ испорченное наше сердце и слабая наша воля, и сравнимъ это время съ наступившимъ св. и великимъ постомъ: то какъ намъ не воскликнуть словами св. Апостола: Нощь убо прейде, а день приближися!

Въ самомъ дѣлѣ, какъ назвать тѣ дни, какъ не нощію, — въ которые мы блуждали въ духовной тьмѣ, ходя въ воляхъ сердецъ нашихъ, оставивъ прямой путь евангельскій, указанный намъ самимъ Спасителемъ? Чѣмъ назвать тѣ дни, какъ не нощію, — въ которые мы такъ были безпечны въ разсужденіи собственнаго спасенія, какъ безпечны бываютъ спящіе въ нощи? Итакъ нощію были дни истекшіе сырныя седмицы — нощію темною, опасною для душъ нашихъ...

Но слава Тебѣ, Господи, показавшему намъ свѣтъ, въ наступившемъ времени св. поста! Нощь убо прейде, а день приближися.

Богодухновенный царь и пророкъ Давидъ, созерцая видимую природу, говоритъ: восходитъ солнце, и звѣріе дубравные и скимны рцкающіе скрываются и ложатся въ свои логовища, и тогда выходитъ человѣкъ на дѣло свое и на дѣланіе свое до вечера (Псал. 103, 21-22).

Сіи пророческія слова прилично примѣнить къ настоящему времени: лишь только возсіялъ для насъ свѣтлый день поста, какъ мысленные звѣри — это душетлѣнныя страсти, міръ съ своими соблазнами, и діаволъ — утихли и какбы улеглись. Посмотрите теперь на стогны града, которыя до сего времени полны были шума и мірскаго веселія, оглашались криками неистовой радости, ругательствами пьяныхъ и срамными пѣснями: теперь — съ наступленіемъ поста, какъ все тамъ тихо, какъ покойно! Каждый молча занимается своимъ дѣломъ, каждый идетъ своею дорогою, — опустѣли теперь мѣста народныхъ увеселеній, праздны корчемницы, напротивъ храмы Божіи наполняются народомъ... «Постъ», говоритъ св. Василій Великій, «весь совокупно городъ и весь народъ къ спокойствію приводитъ, — утолилъ вопли, изгналъ раздоры, ругательства утишилъ, — нѣжные смѣхи, блудничьи пѣсни, неистовыя пляски внезапно изъ города вышли, гонимыя постомъ, какбы грознымъ какимъ судіею» [1]. Однимъ словомъ, возсіяло лучезарное солнце поста, и — при одномъ появленіи его, звѣри, ищущіе похитить души наши, отбѣжали, и вотъ человѣкъ выходитъ на дѣло свое и на дѣланіе.

Съ зарею наступившаго дня св. Церковь уже видитъ чадъ своихъ въ духовномъ вертоградѣ — храмѣ Божіемъ для дѣланія духовнаго; звукъ священнаго колокола пробудилъ ихъ не только отъ естественной дремоты, но и отъ глубокаго сна духовнаго. Протекшіе дни усыпили насъ до того, что мать наша св. Церковь, хотя и призывала насъ принять участіе въ духовномъ дѣланіи, хотя и молила насъ: идите въ виноградъ мой, и еже будетъ праведно, пріимете; что стоите праздни (Матѳ. 20, 7)? — но обольстительный гласъ міра, но суетные обычаи свѣта, но гибельные примѣры сыновъ вѣка сего, заглушали голосъ св. Церкви, — мы оставались праздны, бездѣйственны для дѣла Божія. Нынѣ же, съ наступленіемъ св. поста, съ разсвѣтомъ дня уже мы въ храмѣ, уже мы на молитвѣ, уже въ духовномъ бодрствованіи, находимся въ духовномъ дѣланіи, въ заботливомъ попеченіи о душѣ своей. Такъ спасительны дни сіи, что мы не обинуясь, безъ преувеличенія можемъ сказать: нощь прейде, а день приближися!

Если же для насъ настало время благопріятное для дѣланія духовнаго; и пришелъ день спасенія, то, какъ сыны свѣта и дне, яко во дни благообразно да ходимъ, не ктому человѣческимъ похотемъ, но воли Божіей прочее во плоти живемъ время; довлѣетъ бо намъ мимошедшее время житія, волю языческую творившимъ, хождшимъ въ нечистотахъ, въ похотехъ, въ піянствѣ, излишествахъ въ пищи и питіи (1 Петр. 4, 2-3). Нынѣ же оставимъ дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта. Что такое дѣла темныя? Дѣла темныя суть дѣла грѣховныя. Почему они называются темными? Потому что, лишая насъ свѣта благодати, они помрачаютъ души наши; потому что творящіе таковыя дѣла, по слову Господа Іисуса, ненавидятъ свѣта, и не приходятъ къ свѣту, да не обличатся дѣла ихъ, яко лукава суть (Іоан. 3, 20); потому что грѣховныя дѣла суть плоды помраченнаго ума и непросвѣщенной свѣтильникомъ закона Божія воли. Потому наконецъ дѣла грѣховныя называются темными, что приводятъ насъ къ вѣчной тьмѣ кромѣшной. А что такое оружіе свѣта? Оружіе свѣта то, что способствуетъ къ прогнанію тьмы грѣховной; и что доставляетъ намъ средства дѣлать добро и чрезъ него достигать намъ немерцающаго свѣта въ вѣчной жизни. Что же такое способствуетъ намъ избѣгать грѣховной тьмы и приходить къ свѣту, просвѣщающему всякаго человѣка? Это 1) постъ, 2) молитва, 3) милостыня, 4) трудъ, 5) слово Божіе, 6) покаяніе, и наконецъ 7) достойное причащеніе св. Христовыхъ таинъ.

Одинъ изъ ветхозавѣтныхъ пророковъ, приготовляя израильтянъ къ принятію посѣщенія Божія, вопіялъ во уши ихъ: уготовися срѣсти Бога твоего, Израилю (Амос. 4, 12)!

Вы, братія мои, предположили не встрѣтить только Господа Іисуса Христа, но и принять Его въ пречистыхъ тайнахъ тѣла и крови въ храмину души своей: какъ же не уготовиться къ сему столь великому дѣлу? Вѣдь и для принятія какого либо важнаго гостя у насъ бываютъ приготовленія: то для принятія ли Господа, Царя небеси и земли, мы не потщимся приготовиться? Уготовися срѣсти Бога твоего, Израилю!

Чтобы по долгу своему способствовать сему уготовленію, мы и предположили съ помощію Божіею указать вамъ, братія, въ нѣсколькихъ бесѣдахъ, въ продолженіи наступившей седмицы, на тѣ предметы, кои могутъ вамъ послужить къ достойному принятію небеснаго Гостя — Іисуса Христа. На эти предметы мы и указали выше, но они требуютъ обстоятельнаго объясненія; поэтому мы и просимъ вашего вниманія къ имѣющшиъ быть бесѣдамъ нашимъ. Это и составитъ часть говѣнія вашего. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Твор. св. Василія Великаго. т. IV. Слово 2-е о постѣ.

Источникъ: Протоіерей Петръ Полидоровъ. Говѣніе, или приготовленіе ко св. Причащенію Таинъ Христовыхъ. Бесѣды къ прихожанамъ въ 1-ю седмицу св. поста. 1. Бесѣда вступительная. Въ понѣдельникъ 1-й седмицы Великаго Поста, на утрени. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый Протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — Томъ I. — С. 261-264.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0