Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Прот. Петръ Полидоровъ.
Бесѣда по случаю Новаго года.

Се третіе лѣто, отнелиже прихожду, ища плода на смоковницѣ сей, и не обрѣтаю: посѣцы ю убо, вскую и землю упражняетъ (Лук. 13, 7)?

Три только года не приносила плодовъ смоковница, о которой говорится въ этихъ словахъ евангельской притчи, и она уже обрекается господиномъ ея на посѣченіе; и только одно ходатайство о ней садовника могло отклонить это строгое опредѣленіе хозяина. А къ тебѣ, грѣшная душа, сколько лѣтъ приходитъ Господь твой, ища плодовъ и не обрѣтаетъ... Впрочемъ, нѣтъ! Онъ на смоковницѣ души твоей находитъ великое множество плодовъ. Но какихъ? — Плодовъ злыхъ дѣлъ… Ждахъ, говоритъ Господь объ Израилѣ, имѣвшемъ обиліе подобныхъ плодовъ, да сотворитъ гроздіе, а сотвори терніе (Ис. 5, 2)...

Что же тебя, безплодная для добра, и многоплодная для зла, смоковница — душа моя, спасало и спасаетъ, что ты доселѣ существуешь, и не посѣчена небеснымъ правосудіемъ и не предана вѣчному огню? Почему и для чего тебѣ даруется и сіе новое лѣто? Конечно не по чему другому, какъ по одному безприкладному милосердію, по коему Господь не хощетъ смерти тебя грѣшника, и не для чего другаго, какъ только для того, еже обратитися отъ пути лукаваго и живу быти (Іез. 33, 11).

Богъ даруетъ тебѣ новое лѣто, потому что не хощетъ смерти тебя — грѣшника.

Иначе, чѣмъ объяснить то, что мы, грѣшные, живемъ, и движемся и есмы, тогда какъ каждый грѣхъ, содѣянный нами, по словамъ непреложной Истины, подвергаетъ насъ и по душѣ и по тѣлу смерти. Оброцы бо, говоритъ Апостолъ, грѣхасмерть (Рим. 6, 23). Сказать ли, что грѣхи наши ничтожны по количеству ихъ? Но если у пророка Давида, который конечно былъ внимательнѣе насъ къ своему нравственному состоянію, грѣхи, какъ онъ въ глубокомъ смиреніи исповѣдаетъ предъ Богомъ, превысили голову, какъ бремя тяжелое отяготѣли на немъ (Псал. 37, 5): то мы ли, которые, выражаясь языкомъ Священнаго Писанія, беззаконіе піемъ, яко воду, похвалимся недостаткомъ у насъ грѣховъ? Сказать ли, что грѣхи наши малы по качеству: но какой грѣхъ можетъ почесться малымъ, когда каждымъ грѣхомъ приносится оскорбленіе Богу, — Существу безпредѣльному, высочайшему, — Творцу и Искупителю нашему любвеобильнѣйшему? Можетъ ли какой-либо грѣхъ почесться малымъ, когда онъ сквернитъ все наше существо, дѣлаетъ насъ недостойными благъ небеснаго царствія и низводитъ до самыхъ глубинъ адовыхъ? Не скажемъ ли мы, что у правосудія небеснаго нѣтъ средствъ къ потребленію беззаконныхъ? Но сіе столько же далеко отъ истины, какъ и небо отъ земли. Ахъ, братія, если бы Господу Богу угодно было карать насъ за грѣхи наши, тотчасъ по содѣянію ихъ, то для этого достаточно не дванадесять легіоновъ ангеловъ, сильныхъ крѣпостію, а единаго, чтобы превратить тѣло наше въ прахъ, а душу — низвести до ада... Даже Господу и нѣтъ нужды для сего прибѣгать къ чрезвычайнымъ средствамъ: премудрый Соломонъ говоритъ, что въ месть врагамъ Божіимъ готовы возстать всѣ стихіи природы (Прем. 5, 19). Да притомъ мы и всегда ходимъ среди тысячи смертей: насъ можетъ умертвить и каждая струя воздуха, и капля воды, и малѣйшая частица пищи, и искра огня, и малѣйшій безпорядокъ въ нашемъ тѣлѣ, если только не сохранитъ насъ Своимъ бдительнымъ промысломъ милосердый Господь. Оставь Онъ насъ безъ своего попеченія — мы погибли.

Итакъ чтó же насъ блюдетъ при всей заслуженности наказанія смертію и по душѣ и по тѣлу за многія и великія грѣхи наши? — Безпредѣльное милосердіе Божіе: не хощу, говоритъ Онъ, смерти грѣшника!

Да, возлюбленный, Господь не хощетъ смерти твоей, не хощетъ, чтобы ты погибъ для вѣчнаго блажества: ибо ты — дѣло пречистыхъ рукъ Его; въ душѣ твоей отпечатлѣнъ образъ Его; Ты вѣнецъ творческой Его заботливости и промыслительнаго попеченія Его въ видимомъ мірѣ; для тебя Онъ сошелъ на проклятую въ дѣлѣхъ твоихъ землю; ради Тебя облекся Онъ въ немощную человѣческую плоть; ради тебя и за тебя Онъ, святыхъ Святѣйшій, обитая среди беззаконныхъ, терпѣлъ всякаго рода лишенія и скорби, и наконецъ (о любовь безпредѣльная!) насъ ради человѣковъ и нашего ради спасенія, возшелъ на крестъ, и — въ страшныхъ мученіяхъ предалъ духъ Свой Богу Отцу...

И нынѣ таже любовь Божія, нехотящая смерти тебя — грѣшника, бдитъ надъ тобою во всѣхъ входахъ и исходахъ твоихъ, направляя нравственныя стопы твоя на путь спасенія. Тогда какъ ты въ неразуміи своемъ, презирая ее, бѣгаешь отъ грѣха ко грѣху, готовъ низринуться въ бездну адскую, — сія любовь, нѣжнѣйшая любви матерней, и гласомъ совѣсти, и многоразличными дѣйствіями благодати, и словомъ евангельскимъ, и глаголами видимой природы, и событіями міровыми, и примѣрами и внушеніями подобныхъ намъ, и силою, чудесами и молитвами всѣхъ отъ вѣка угодившихъ Богу, и страхомъ суда и наказанія вѣчнаго, и обѣтованіями вѣчныхъ благъ — будущаго вѣка; однимъ словомъ — всячески тщится сохранить тебя отъ вѣчной погибели. Этой же самой всеобъемлющей любви Божіей, ты обязанъ, что тебѣ отверзаются и еще врата новаго лѣта.

Однакожь любовь Божія даруетъ намъ продолженіе жизни не для того, чтобы дать намъ способъ продолжать наши беззаконія; не для того, дабы мы неправдами нашими умножали слезы и стенанія братіи нашей; не для того, чтобы допустить насъ еще и еще растлѣвать Божій храмъ — храмъ тѣлесный мерзостями грѣховными. — Нѣтъ, братія, Богъ нашъ есть Богъ не хотяй беззаконія; Онъ ненавидитъ вся лукавнущія (Псал. 5, 5); Онъ, если и попущаетъ тебѣ продолженіе жизни, то единственно съ тою цѣлію, дабы ты оставилъ грѣхъ, принесъ въ немъ покаяніе и началъ съ новымъ лѣтомъ — жизнь новую, сообразную съ волею Божіею, жизнь христіанскую, святую. Не хощу, говоритъ Онъ, смерти грѣшника, но еже обратитися ему и живу быти.

Напечатлѣемъ эти утѣшительныя слова Господа, братія, глубоко въ сердцѣ нашемъ, чтобы намъ, имѣя постоянно ихъ въ виду съ наступающаго лѣта, положить начало своему исправленію, и за тѣмъ вести жизнь сообразную съ святою волею Божіею.

Господь Богъ, положившій времена и лѣта во своей власти, да поможетъ намъ всѣмъ въ такомъ важномъ дѣлѣ своею благодатію! Аминь.

Источникъ: Протоіерей Петръ Полидоровъ. Бесѣда по случаю новаго года. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый свящ. С. В. Протопоповымъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1877. — Томъ I. — С. 34-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0