Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово въ день Преображенія Господня
[1].

И преобразися Іисусъ предъ ученики Своими, и просвѣтися лице Его, яко солнце; ризы же Его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 17, 2).

Торжествуетъ и радуется христіанинъ, празднуя преславное преображеніе Господа нашего Іисуса Христа. И какъ много основаній для торжества и радости, и побужденій къ нимъ въ преображеніи Господнемъ! Тверда, непоколебима, успокоительна становится и наша вѣра во Христа, и наша надежда во Христѣ на блаженство вѣчное, когда мы переносимся духомъ на Ѳаворъ, и дѣлаемся свидѣтелями преображенія Христова. Здѣсь о божествѣ Христовомъ свидѣтельствуютъ и преображеніе Его (2 Петр. 1, 17), и Моѵсей и Илія, своимъ присутствіемъ на Ѳаворѣ, напоминающіе и какъ бы представляющіе ветхозавѣтныхъ пророковъ и ихъ вѣрныя и ясныя пророчества о божествѣ Христовомъ (2 Петр. 1, 19), и гласъ, пришедшій къ Іисусу Христу отъ велелѣпныя славы: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоизволихъ (2 Петр. 1, 17): какія незыблемыя основанія для нашей вѣры въ Господа Іисуса Христа! Преобразившійся на горѣ не преобразитъ ли нѣкогда и «уничиженное тѣло наше такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его, силою, которою Онъ дѣйствуетъ и покоряетъ себѣ все» (Флп. 3, 21)? — Какимъ же незыблемымъ основаніемъ для нашей надежды на блаженство и славу вѣчную служитъ преображеніе Господне! Торжествуя при воспоминаніи сего радостнаго событія, христіанинъ не предвкушаетъ ли радостно свое славное преображеніе въ вѣчности, и потому можетъ ли не предаваться живѣйшей радости?

Съ радостію и предвкушаетъ христіанинъ надеждою будущее славное преображеніе свое. Но какая радость, какое торжество — самымъ дѣломъ сподобиться славнаго преображенія, и вмѣстѣ съ нимъ блаженства нескончаемаго! Радость, которую чувствуетъ человѣкъ, переходя изъ темницы въ свѣтлые чергоги, изъ состоянія заключенія и уничиженія въ состояніе свободы и высшей земной славы, — какъ ни велика эта радость, — можетъ дать только смутное понятіе о той радости, которую вкуситъ человѣкъ, когда изъ здѣшняго уничиженнаго, рабскаго состоянія перейдетъ въ свободу славы чадъ Божіихъ. Какъ же вождѣленно для человѣка славное преображеніе его и какъ оно стоитъ того, чтобы человѣкъ чаще о немъ думалъ и употреблялъ всѣ свои усилія къ тому, чтобы сподобиться его!

Въ существѣ, соединяющемъ въ себѣ двѣ стороны — духовную и тѣлесную, — преображеніе внѣшнее происходитъ не иначе, какъ въ связи съ преображеніемъ внутреннимъ. Только тогда, когда вслѣдствіе собственныхъ усилій человѣка, или вмѣстѣ въ слѣдствіе и посторонняго вліянія, происходитъ важная перемѣна въ состояніи души его, — когда онъ успокоительно разрѣшилъ для себя какіе либо важные вопросы, долго занимавшіе его умъ, и сосредоточивавшіе на себѣ все его вниманіе, когда онъ побѣдоносно окончилъ борьбу съ своими страстями и твердою стопою сталъ на стезю самоотверженія и нравственнаго преуспѣянія, когда преобразовалъ къ лучшему господствующую настроенность своего сердца, — только тогда, когда совершаются подобные важные перевороты, или какія бы то ни было измѣненія въ душѣ, происходятъ болѣе или менѣе важныя перемѣны и во-внѣ, во взорѣ, лицѣ и во всемъ человѣкѣ. Постоянный опытъ свидѣтельствуетъ, что именно по этому закону совершается естественное преображеніе человѣка. Именно за преображеніемъ внутреннимъ слѣдуетъ обыкновенно преображеніе внѣшнее. Вялъ и тусклъ и взоръ человѣка, и весь человѣкъ, когда поражены слѣпотою, или смѣжены очи ума его, когда онъ вовсе не понимаетъ тварей, окружающихъ его, и не знаетъ Творца своего. Мраченъ и взоръ человѣка, и весь человѣкъ, когда мрачно настроеніе ума его, когда вездѣ и все для него — мракъ, зло. Но просвѣтляется умственный взоръ человѣка, начинаетъ онъ понимать и познавать Творца и тварь, и пріобрѣтать убѣжденія ясныя, успокоительныя; — вмѣстѣ съ преображеніемъ ума преображается и весь человѣкъ: свѣтлѣетъ сначала его взоръ, свѣтлѣетъ вмѣстѣ съ нимъ и весь человѣкъ. Мраченъ, какъ туча, взоръ человѣка въ состояніи гнѣва, ненависти, зависти; мраченъ, какъ ночь, взоръ человѣка, овладѣваемаго отчаяніемъ, проводящаго жизнь свою въ злодѣяніяхъ, преданнаго пороку. Но сдѣлается на душѣ у него ясно, — постарается человѣкъ стяжать кротость, благодушіе, миръ, любовь, радость; оставитъ порочную жизнь, и начнетъ вести жизнь добродѣтельную; — сдѣлается яснымъ и взоръ человѣка, преобразится вмѣстѣ съ нимъ и весь человѣкъ. Такъ всегда внѣшнее преображеніе человѣка естественное находится въ связи и соотвѣтствіи съ внутреннимъ его преображеніемъ. По тому же, въ извѣстныхъ отношеніяхъ, закону совершилось и преображеніе Христово; по тому же закону происходитъ благодатное преображеніе, и предуготовляется послѣднее славное преображеніе и каждаго христіанина. Если христіанинъ желаетъ себѣ преображенія внѣшняго, то онъ долженъ сначала преобразиться внутренно. Если онъ желаетъ сподобиться преображенія, подобнаго преображенію Господа нашего Іисуса Христа; то долженъ поставить себя внутренно въ состояніе, подобное, по возможности, состоянію Господа предъ славнымъ преображеніемъ. Обстоятельства, при которыхъ совершилось преображеніе Богочеловѣка, покажутъ христіанину, въ какомъ состояніи находился Іисусъ Христосъ предъ Своимъ преображеніемъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ укажутъ, при какихъ условіяхъ можетъ совершиться преображеніе и самаго христіанина, подобное преображенію Господа нашего Іисуса Христа.

Славное преображеніе Господа нашего Іисуса Христа совершилось въ періодъ времени, когда душа Его особенно была занята мыслію о страданіяхъ и крестной смерти Его. Такъ заставляетъ думать Евангеліе. Евангелисты единодушно и потому, очевидно, съ намѣреніемъ поставляютъ преображеніе Іисуса Христа въ связь съ бесѣдою Его о крестѣ, который, по примѣру Христову, долженъ взять на себя каждый послѣдователь Христовъ (Матѳ. 16, 24-28; сн. 17, 1; Марк. 8, 34-38; сн. 9, 2; Лук. 9, 23-28). Св. Лука, сверхъ того, говоритъ, что во время самаго преображенія Христова, Моѵсей и Илія явлшася во славѣ, глаголаста исходъ Его, его же хотяше скончати во Іерусалимѣ (Лук. 9, 30-31). Очевидно, мысль о крестѣ была господствующею мыслію Богочеловѣка предъ временемъ и во время самаго преображенія Его на Ѳаворѣ, и имѣла весьма важное вліяніе на преображеніе Его. Что же общаго между крестомь и преображеніемъ, между крайнимъ предѣломъ уничиженія и величайшимъ прославленіемъ? Могла ли мысль о крестѣ содѣйствовать преображенію?.. Какъ изъ мрачной тучи исходитъ яркая молнія; какъ изъ-за темнаго облака появляется во всемъ блескѣ солнце: такъ за мыслію Господа о крестѣ, за рѣшимостію подъять его на рамена Свои, естественно было слѣдовать преображенію Христову. Когда человѣкъ рѣшается на трудное и опасное дѣло, когда онъ обрекаетъ самаго себя на смерть для какого-либо высокаго предпріятія: его ждетъ участь мрачная, а между тѣмъ взоръ его ясенъ, на лицѣ его — восторгъ отъ сознанія, что онъ совершаетъ высокое, благородное дѣло. Подобное сочетаніе свѣта и мрака, восторга и скорби нигдѣ такъ не естественно, какъ при крестѣ Христовомъ. Дивно ли было просвѣтиться лицу Іисуса Христа, какъ солнцу, когда Онъ, обрекши Себя на смерть крестную, помышлялъ о томъ, какой подвигъ послушанія Богу Отцу, самоотверженія и любви къ человѣчеству готовился совершить Онъ; какія неизчислимыя, благотворныя послѣдствія должна была повлечь за собою крестная смерть Его? Дивно ли было Божеству Іисуса Христа во всей славѣ открыться въ человѣчествѣ Іисусовомъ, просвѣтить и лице и ризы Его, когда Іисусъ Христосъ по Своему человѣчеству рѣшился подъять на рамена Свои дѣло вышечеловѣческое, и явилъ въ Себѣ любовь и силу Богочеловѣка? Такъ; близки между собою крестъ и преображеніе: «Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, хотя равенство съ Богомъ и не считалъ хищеніемъ, но уничижилъ Самаго Себя, принявъ образъ раба, содѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду ставъ, какъ человѣкъ, смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти и смерти крестной. Посему и Богъ Его превознесъ и далъ Ему имя выше всякаго имени» (Флп. 2, 6-9).

Въ такой же связи находится и наше преображеніе съ нашимъ крестомъ, въ какой находилось преображеніе Христово съ крестомъ Христовымъ. Только при постоянномъ памятованіи о крестѣ своемъ и постоянномъ безропотномъ несеніи его, совершается наше благодатное преображеніе здѣсь, и предуготовляется послѣднее славное преображеніе наше на небѣ. Плоть противится духу и господствуетъ надъ духомъ: — таково состояніе человѣка естественнаго. Это господство плоти надъ духомъ обнаруживается въ умѣ слѣпотою, въ волѣ и сердцѣ испорченностію и развращеніемъ. Душевенъ человѣкъ не пріемлетъ, яже Духа Божія: юродство бо ему есть и не можетъ разумѣти, зане духовнѣ возстязуется (1 Кор. 2, 14). Онъ не разумѣваетъ и не ищетъ Бога (Псал. 13, 2); въ отношеніи къ Боговѣденію онъ — ложь (Рим. 3, 4). Такъ обнаруживается господство плоти въ умѣ человѣка, — обнаруживается непониманіемъ Божественной истины, невѣріемъ, противленіемъ ей, отверженіемъ, тьмою заблужденій и лжи. Отъ сердца человѣка душевнаго исходятъ помышленія злая, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы (Матѳ. 15, 19; сн. Гал. 5, 19-21), и приводятся въ исполненіе волею, при посредствѣ тѣла. Такъ обнаруживается господство плоти въ сердцѣ, волѣ и тѣлѣ человѣка, — обнаруживается дѣлами нечистоты, злобы, вражды, убійствами, безчинствами (Гал. 5, 19-21). Какъ же можетъ совершаться и совершается преображеніе человѣка душевнаго въ человѣка духовнаго? При посредствѣ креста, слагающагося изъ тяжкихъ трудовъ самоисправленія и самоусовершенія. Какъ совершается «обновленіе человѣка духомъ ума своего, и облеченіе въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины» (Ефес. 4, 22-24)? Болѣзненнымъ отложеніемъ ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22). Это отложеніе состоитъ въ томъ, что человѣкъ принуждаетъ себя видѣть въ словѣ крестномъ, доселѣ казавшемея ему юродствомъ, силу Божію (1 Кор. 1, 18), во Христѣ распятомъ — Божію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 24), познавать Бога истиннаго и все существующее во свѣтѣ и разумѣ, данномъ Іисусомъ Христомъ (1 Іоан. 5, 20), принуждаетъ себя, отложивши ложь, говорить только истину (Ефес. 4, 25). Какъ совершается преображеніе сердца и воли человѣка? Распятіемъ плоти со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Именно крестнымъ путемъ лишеній, самоотверженія и борьбы съ страстями и похотями плоти человѣкъ доходитъ до того, что сердце его изъ исходищъ зла дѣлается источникомъ добра, и начинаетъ помышлять только о томъ, и прилѣпляться только къ тому, «что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достохвально, что только составляетъ добродѣтель и похвалу» (Флп. 4, 8). Кровавымъ пóтомъ, слезами, неусыпнымъ трудомъ самоисправленія и самоусовершенія возращаются въ душѣ человѣка плоды духовные — любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23). Такъ благодушное и твердое несеніе человѣкомъ креста своего сопровождается благодатнымъ преображеніемъ человѣка, и предуготовляетъ послѣднее славное преображеніе его — въ то блаженное время, когда праведницы просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43).

Всякаго рода преображеніе человѣка совершается при посредствѣ его собственныхъ усилій; но не одними только его усиліями. Человѣкъ находится въ постоянной зависимости отъ высшей воли Божественной, по мановенію которой все въ мірѣ совершается, и въ постоянной, неразрывной связи со всѣмъ существующимъ, и въ особенности съ окружающею его разумною средою. По этой зависимости и связи, и Творецъ и твари имѣютъ то или другое вліяніе и на душевныя его перемѣны, и на слѣдующія за ними перемѣны тѣлесныя. Подобнаго рода вліяніе отразилось на самомъ преображеніи Господа Іисуса Христа; подъ подобнымъ же вліяніемъ совершаетса и наше благодатное преображеніе и предуготовляется преображеніе славное.

Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа совершилось во время молитвеннаго единенія Его съ небеснымъ Отцемъ Своимъ (Лук. 9, 29). Такъ и преображеніе Того, Кто Самъ — Свѣтъ истинный (Іоан. 1, 9), Кто Самъ — Сіяніе славы Отчей (Евр. 1, 3), — совершилось при участіи Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17). Пламень молитвы Господа Іисуса Христа и свѣтъ естества Бога Отца соединились въ душѣ Богочеловѣка, и облистали свѣтомъ и душу, и лице, и ризы Его. Преображеніе Господа Іисуса Христа совершилось при собесѣдованіи Его о крестѣ Своемъ съ Моисеемъ и Иліею (Лук. 9, 30-31), — ревностнѣйшими и пламеннѣйшими пророками ветхаго завѣта: если чья, то ихъ бесѣда о крестѣ была сильна и возбудить, и поддержать въ Господѣ Іисусѣ и пламень молитвы, и восторгъ души Его. Такъ, если не для Себя, то для насъ, — чтобы оставить намъ образъ, Господь Іисусъ допустилъ участіе въ Своемъ преображеніи великихъ мужей завѣта ветхаго, какъ предъ чашею страданій Онъ принялъ утѣшеніе и ободреніе отъ ангела.

Участіе въ нашемъ преображеніи не только Бога, но и людей совершенно необходимо. Какъ естественное, такъ и благодатное преображеніе наше необходимо происходитъ при помощи и содѣйствіи ближнихъ нашихъ. При помощи родителей и воспитателей раскрывается въ насъ самосознаніе, и мы вступаемъ въ дѣйствительное обладаніе безцѣннымъ сокровищемъ разумности. Общество, въ которомъ мы вращаемся, обогащаетъ насъ знаніями, воспитываетъ въ насъ извѣстныя убѣжденія и нравственныя правила, и содѣйствуетъ нашему постепенному развитію и усовершенствованію. Совершенно подобно естественному преображенію человѣка совершается, подъ вяіяніемъ же людей, и преображеніе его благодатное. Служители слова Божія словомъ благовѣстія призываютъ насъ къ новой благодатной жизни; строители таинъ Божіихъ раждаютъ насъ въ нее, и потомъ тѣ и другіе словомъ Божіимъ и таинствами постоянно поддерживаютъ и усовершаютъ насъ въ жизни по духу Христову. И не иначе, какъ подъ вліяніемъ другихъ людей, можетъ успѣшно совершаться благодатное преображеніе наше. Царство Христово устроено подобно тѣлу. Въ тѣлѣ извѣстный членъ, свойственнымъ ему образомъ служа во благо всего тѣла и другихъ членовъ въ отдѣльности, самъ нуждается въ служеніи другихъ членовъ — для жизни и благосостоянія своего. Ни одинъ членъ тѣла не можетъ существовать и жить полною жизнію одинъ, независимо отъ другихъ членовъ: въ отдѣльности отъ нихъ онъ умираетъ и гибнетъ. Тоже и съ членами царства Христова. Каждый членъ его въ своей духовной жизни и благосостояніи зависитъ отъ другихъ членовъ: ни одинъ членъ сего царства не получилъ во всей полнотѣ всѣхъ даровъ Духа, нужныхъ для полноты жизни духовной. Для образованія и сохраненія духа любви и единенія между членами — различные дары, различныя служенія и дѣйствія раздѣлялись и раздѣляются между всѣми: «одному дается Духомъ слово премудрости, другому слово знанія тѣмъ же Духомъ; иному вѣра тѣмъ же Духомъ; иному дары исцѣленій тѣмъ же Духомъ; иному чудотвореніе; иному пророчество; иному различеніе духовъ; иному разные языки, а иному истолкованіе языковъ» (1 Кор. 12, 4-31). Каждый восполняетъ въ другомъ то, чего не дано ему, и самъ получаетъ восполненіе отъ него; и — только подъ этимъ условіемъ все тѣло церкви живетъ полною, здоровою жизнію. При такомъ устройствѣ церковнаго общества, естественно, наше благодатное и послѣднее славное преображеніе можетъ совершаться только при помощи другихъ людей, — при ихъ вразумленіи, ободреніи и восполненіи недостающаго у насъ. Вразумленіе, ободреніе, примѣръ и содѣйствіе людей, опытныхъ въ духовной жизни, помогаютъ намъ твердо, мужественно и правильно нести крестъ свой, и путемъ крестнымъ достигать своего преображенія.

Но какъ ни важны для нашего преображенія наши собственныя усилія и помощь другихъ людей: онѣ ничтожны безъ участія въ семъ преображеніи Бога, безъ Его всесильной помощи. Къ чему привели бы человѣка усилія его обновиться духомъ ума своего, и облечься въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины, если бы Богъ не спасъ насъ по Своей милости банею возрожденія и обновленія Святымъ Духомъ (Тит. 3, 5), если бы Онъ не открылъ намъ сокровеннѣйшихъ тайнъ Своей премудрости (1 Кор. 2, 9-11)? Какъ возсозданіе, обновленіе нашего ума возможно только для Творца и невозможно для насъ самихъ; такъ и откровеніе таинъ Божіихъ возможно только для Духа Божія, — единаго знающаго Божіе (1 Кор. 2, 11). Какую пользу принесли бы человѣку усилія его исправить сердце и волю, и очиститься отъ грѣховъ, если бы Самъ Господь не очистилъ Себѣ люди избранны (Тит. 2, 14), очистивъ грѣхи людскія (Евр. 2, 17) банею водною (Ефес. 5, 26) и потомъ постоянно очищая кровію Христовою совѣсть нашу отъ мертвыхъ дѣлъ (Евр. 9, 14)? Какъ могъ бы человѣкъ торжествовать надъ своими страстями, и вести жизнь святую, благочестивую, — если бы Божественною силою не было ему даровано все, потребное къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3)? Такъ, Богъ — главный виновникъ нашего благодатнаго преображенія (Флп. 2, 13), — и кто вступаетъ въ живое общеніе въ Нимъ чрезъ вѣру и молитву, тотъ преобразуется и по душѣ, и по тѣлу. Лице Моисея, а еще прежде, конечно, лица, душа его, — такъ просвѣтились отъ собесѣдованія съ Богомъ, что израильтяне не могли взирать на лице его, и Моисей долженъ былъ полагать на немъ покрывало (2 Кор. 3, 13). Молитва просвѣтила лице Іисуса Христа, какъ солнце (Матѳ. 17, 2). Точно также совершится силою Божіею преображеніе и каждаго вѣрующаго, если онъ будетъ находиться въ постоянномъ молитвенномъ общеніи съ Отцемъ свѣтовъ, и будетъ просить у Него просвѣщенія.

Братія, всѣ мы понимаемъ высоту блаженства, ожидающаго человѣка послѣ славнаго преображенія его въ царствіи Отца небеснаго; всѣ мы, конечно, желаемъ себѣ этого блаженства. Путь къ нему и образъ достиженія его открытъ намъ преобразившимся Господомъ, и Его преображеніе служитъ ручательствомъ того, что преобразится и каждый изъ насъ, кто только будетъ искать себѣ преображенія, послѣдуя стопамъ Его. Будемъ только, при всесильной помощи Божіей и содѣйствіи ближнихъ нашихъ, своими усиліями предуготовлять преображеніе свое и Господь Іисусъ Христосъ «уничиженное тѣло наше преобразитъ такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его» (Флп. 3, 21). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 6 августа 1862 года въ Спасо-Преображенской церкви смоленскаго Спасо-Авраміева монастыря.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Епископа Ладожскаго. — СПб.: Печатано въ Типографіи Департамента Уделовъ, 1869. — С. 225-235.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0