Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Рѣчь предъ панихидою въ день годичнаго поминовенія въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича
[1].

Вотъ истекъ уже, братіе и сестры во Господѣ, цѣлый годъ со дня мученической кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича. Истекъ цѣлый годъ искренней скорби, горькаго сѣтованія всѣхъ истинныхъ сыновъ Россіи о безвременной утратѣ лучшаго изъ царей, такъ звѣрски умерщвленнаго отверженцами русскаго народа. Сегодня оканчивается годичное молитвенное поминовеніе почившаго Монарха св. церковію Христовою... Но первый годъ сѣтованія и молитвъ русскаго народа и русской церкви о почившемъ Царѣ, несомнѣнно, будетъ не послѣднимъ годомъ сѣтованія и молитвы о Немъ. Императоръ Александръ II — не такая личность, чтобы, съ послѣдними звуками «вѣчной памяти» годичнаго поминовенія, Онъ могъ изчезнуть изъ памяти людей, какъ это бываетъ со многими, вопреки пожеланію имъ вѣчной памяти. Нѣтъ; русскій народъ никогда не забудетъ ни благотворной жизни и славныхъ дѣлъ Царя-Освободителя, ни мученической кончины Его. Никогда не перестанетъ онъ молиться Господу объ упокоеніи души Царя-Человѣка. Народъ будетъ молиться о Немъ непрестанно, всякій день благословлять Его (Псал. 71, 15).

Освободительная и просвѣтительная дѣятельность почившаго Царя-Преобразователя преисполняла сердца истинныхъ сыновъ Россіи живѣйшею благодарностью, любовью, благоговѣніемъ къ Великому Царю. Съ глубокою благодарностью встрѣчала эту дѣятельность меньшая братія, во благо которой по преимуществу она совершалась. Съ искреннимъ сочувствіемъ и уваженіемъ встрѣчали ее лучшіе люди и изъ той среды, которой дѣятельность эта причиняла ущербъ, иногда великій. Величіе цѣли, которую преслѣдовалъ Царь-Освободитель, живая любовь къ народу, руководившая освободительною дѣятельностью Его, побуждали преклоняться предъ великимъ дѣломъ Его царствованія и помогать осуществленію его всѣхъ друзей блага и счастья русскаго народа, — всѣхъ, способныхъ съ самоотверженіемъ жертвовать своими личными, частными выгодами благу общему. При всемъ томъ преобразовательную дѣятелыюсть почившаго Царя постигла общая участь всѣхъ преобразованій въ самый моментъ совершенія ихъ. Наряду съ лучшими сынами Россіи, горячо сочувствовавшими дѣлу Царя, явились и люди несочувствовавшіе ему, даже враждебно встрѣчавшіе преобразованія, — одни по своекорыстію, другіе по недоразумѣнію; явились также люди своекорыстные, преступною дѣятельностію своею искажавшіе дѣло Царя и препятствовавшіе преобразованіямъ Его приносить всю ту пользу, которую они должны были приносить народу по намѣренію Царя. Великое дѣло его, въ моментъ преобразованій, сдѣлалось предметомъ пререканій: — предметомъ благодарности, превозношенія, благоговѣнія однихъ, и порицанія, ропота, непріязни другихъ... Но и въ это время борьбы только горсть людей встрѣчала преобразованія Царя непріязненно; весь же народъ преклонялся предъ величіемъ ихъ. И въ моментъ преобразовательной дѣятельности Своей, почившій Царь былъ предметомъ пламенной любви Своего народа. Но вотъ жизнь отодвинется отъ нашихъ дней въ даль вѣковъ; немногочисленныя сравнительно жертвы преобразованій, съ ихъ ропотомъ и враждою, исчезнутъ съ лица земли; искаженіе великаго дѣла Царева людьми недостойными, недобросовѣстное злоупотребленіе имъ со стороны людей своекорыстныхъ устранятся жизнію; преобразованія получатъ свой истинный смыслъ, достигнутъ цѣли, предуказанной имъ Великимъ Царемъ; русскій народъ, подъ вліяніемъ ихъ, заживетъ новою, правильно-свободною, облагороженною, счастливою жизнію: и — тогда, какимъ ореоломъ славы будетъ покрыто тогда священное имя Монарха-Мученика! Съ какою благодарностью, любовью, благоговѣніемъ будетъ вспоминать русскій народъ Александра II! Какъ горячо будетъ молить народъ Бога духовъ и всякія плоти объ упокоеніи въ своихъ вѣчныхъ обителяхъ Царя-Благодѣтеля своего народа! Съ благоговѣніемъ вспоминаетъ Россія св. Владиміра равноапостольнаго, просвѣтителя русскаго народа свѣтомъ христіанства; съ глубокимь уваженіемъ вспоминаетъ она Іоанна III, великаго собирателя Россіи, и Петра I, великаго преобразователя Россіи. Съ благоговѣніемъ и любовью будетъ воспоминать русскій народъ и Александра II, Царя-Освободителя Россіи. Народъ будетъ молиться о Немъ пепрестапно, всякій день благословлять Его (Псал. 71, 15).

Не забудетъ никогда русскій народъ и мученической кончины любвеобильнаго Царя. Никогда, никогда не забудетъ онъ, какъ лучшій, благостнѣйшій изъ Царей, другъ и благодѣтель своего народа, звѣрски умерщвленъ врагами благоденствія, величія, счастія Россіи... И не долженъ онъ забывать никогда о мученической смерти своего любимаго Царя; долженъ постоянно памятовать о ней для собственнаго блага... Тайна беззаконія, жертвою котораго палъ великій Монархъ, доселѣ дѣется (2 Сол. 2, 7), — тайна антихристіанскаго направленія и дѣйствованія людей погибельныхъ. И невидно конца ей. Враги Бога, враги всякаго порядка и власти, изъ среды которыхъ вышли цареубійцы, — не уничтожены. Они продолжаютъ дерзко проповѣдывать свое преступное, гибельное ученіе объ уничтоженіи религіи, власти, порядка. Они дерзко строятъ ковы, злобные замысли противъ помазанниковъ Божіихъ; то тамъ, то здѣсь посягаютъ на жизнь Царей, главъ народовъ и лучшихъ людей въ народахъ, — грозятъ гибелью всему строю жизни народной. Цареубійство 1-го марта, умерщвленіе лучшаго изъ царей показало намъ, что для злобныхъ убійцъ ничто — величайшее сокровище, величайшая святыня народная, что они не остановятся ни предъ какимъ преступленіемъ... Нужна упорная борьба съ этимъ беззаконіемъ... Пусть же послужитъ смерть Царя-Мученика предостереженіемъ власти, обществу, семьѣ, школѣ, урокомъ имъ, что поблажка, потворство мнѣніямъ и ученіямъ безбожнымъ, анархическимъ къ добру не приведетъ, что напротивъ оно повлечетъ за собою одичаніе людей, заражающихся этимъ ученіемъ, извращеніе въ нихъ природы человѣческой, превращепіе ихъ въ дикихъ звѣрей, съ звѣрскими инстинктами, съ звѣрскою жестокостью... Мученическая смерть Царя да будетъ для насъ грозною проповѣдью о томъ, что только вѣра въ Бога — Владыку всѣхъ и Мздовоздаятеля, и уваженіе къ святому закону Его могугъ сдѣлать людей истинными, полезными сынами своего народа, вѣрными, преданными слугами своего Царя; безъ Бога и Богомъ установленной власти царства существовать не могутъ, неизбѣжно подвергнутся разложенію, запустѣнію, гибели отъ гибельной дѣятельности людей съ звѣрскими стремленіями. Да будетъ для всѣхъ, — и старыхъ, и малыхъ, — память о страшномъ посѣщеніи Россіи гнѣвомъ Божіимъ, — объ отнятіи у нея Царя рукою убійцъ, — урокомъ страха Божія, благочестія и побужденіемъ молиться Богу о томъ, чтобы Онъ не прогнѣвался на насъ до конца, а, преложивъ свой гнѣвъ на милость, сокрушилъ среди насъ неистовыя крамолы людей безбожныхъ! Помолимся отъ всего сердца Господу Богу, да упокоитъ Онъ душу почившаго Государя Императора Александра Николаевича въ своихъ небесныхъ обителяхъ; да даруеть Августѣйшему Сыну Его многолѣтнее, благоплодное и славное царствованіе, а насъ всѣхъ да помилуетъ и спасетъ, яко благъ и человѣколюбецъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 1 Марта 1882 года въ Кишиневскомъ Каѳедральномъ Соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи, Синодальнаго Члена, Павла Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго. — Казань: Типографія Г. М. Вечеслава, 1889. — С. 634-638.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0