Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово при освященіи Пицундскаго Успенскаго Собора въ Абхазіи
[1].

Великъ, благъ и многомилостивъ Господь Богъ! Великую радость даровалъ намъ Онъ, сподобивъ обновить и освятить стоявшій въ запустѣніи древній храмъ сей, посвященный святому имени Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, — храмъ и въ самомъ запустѣніи своемъ поражавшій своимъ величіемъ и красотою. Видимо, Покровительница св. храма сего Пресвятая Дѣва милостивымъ окомъ воззрѣла на святое мѣсто сіе и на обитателей его и умолила Сына своего и Бога явить Свою милость къ святому храму сему — изрѣчь Свою волю о благолѣпномъ обновленіи и освященіи его. Не мерзость запустѣнія нынѣ видимъ мы на мѣстѣ святѣ, — не мерзость запустѣнія, возбуждавшую скорбь въ сердцахъ добрыхъ христіанъ; нѣтъ, предъ нами стоитъ во всемъ величіи своемъ — этотъ дивный храмъ, обновленный, свѣтлый, какъ бы ожившій послѣ смерти, какъ бы радостный и насъ призывающій къ радости о немъ, сорадованію съ нимъ. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь!

И славенъ, и многострадаленъ этотъ храмъ, какъ бóльшая часть храмовъ нашей страны: по своимъ страданіямъ онъ, поистинѣ, великомученикъ. Первую тысячу лѣтъ онъ прожилъ въ славѣ и величіи, стоялъ въ полномъ благолѣпіи. Но сколько бѣдъ, потрясеній и опустошеній испыталъ онъ въ послѣдніе вѣка своего существованія!... Пицундскій храмъ основанъ въ шестомъ вѣкѣ нашей эры. Великій Юстиніанъ Императоръ Греческій, славянинъ по происхожденію, созданіемъ дивнаго храма св. Софіи въ Константинополѣ превзошедшій самого Соломона — мудраго строителя перваго храма Іерусалимскаго, — Великій Юстиніанъ призвалъ къ бытію и величественный храмъ Питіусскій-Пицундскій, посвятивъ его Божіей Матери. Воздвигнутъ храмъ Пицундскій для того, чтобы быть престольнымъ храмомъ первосвятителей Абхазіи — сначала автокефальныхъ архіепископовъ, а потомъ католикосовъ абхазскихъ и имеретинскихъ. Какъ памятникъ лучшихъ временъ Византійскаго зодчества, какъ памятникъ блестящаго царствованія Юстиніана I, создавшаго несравненный храмъ св. Софіи въ Константинополѣ, Пицундскій храмъ носилъ и носитъ на себѣ печать величія и красоты и вполнѣ отвѣчалъ своему назначенію быть престольнымъ храмомъ католикосовъ. И первую тысячу лѣтъ стоялъ онъ во всемъ своемъ величіи и красотѣ. Онъ былъ украшеніемъ Пицунды, — средоточія церковнаго управленія Западной Грузіи, былъ главнымъ мѣстомъ священно-дѣйствій первосвятителей Пицундскихъ, средоточіемъ православія въ Абхазіи, нѣкогда хорошо населенной, и во всей Западной Грузіи... Но вступаетъ онъ во второе тысячелѣтіе своего бытія, и — тяжкія времена наступаютъ для св. храма Пицундскаго... Година испытаній начинается для него со времени утвержденія и усиленія мусульманскаго могущества и мусульманской власти на берегахъ Чернаго моря. Съ XVII-го вѣка стопа мусульманская начинаетъ попирать это мѣсто и — мерзость запустѣнія начинаетъ появляться на св. мѣстѣ Пицундскаго храма. А въ минувшемъ столѣтіи и въ началѣ нынѣшняго вѣка онъ уже является въ полномъ запустѣніи. Въ нынѣшнемъ столѣтіи, уже подъ русскимъ владычествомъ, Пицундскій храмъ дважды подвергался опустошенію со стороны турокъ и абхазцевъ-мусульманъ и нынѣ уже во второй разъ обновляется и освящается. Враги имени Христова опустошеніемъ храма какъ будто мстятъ ему за прежнее христіански-благотворное значеніе его для абхазскаго края; опустошая его и оскверняя, какъ будто стараются отнять у него возможность и въ будущемъ имѣть благотворное вліяніе на этотъ край, нуждающійся въ свѣтѣ истины Христовой, въ наученіи жизни христіанской... Но Господь не до конца оставилъ это мѣсто святое. Разрушительная рука времени и враговъ не могла совершенно сокрушить величественный храмъ Пицундскій: она повредила его въ несущественномъ, а самый храмъ, его величавый остовъ остался цѣлымъ, невредимымъ. И вотъ въ короткое время храмъ благолѣпно обновленъ и благодатію Святаго Духа вновь освященъ въ жилище Божіе, въ мѣсто совершенія великаго и страшнаго таинства — Евхаристіи... О, еслибы Господь — Глава Церкви, въ своей неизрѣченной милости, по молитвамъ Своей Пречистой Матери, сохранившій св. храмъ сей отъ конечнаго разрушенія и въ годину его запустѣнія, — содѣлалъ его отнынѣ и до вѣка непоколебимымъ и во всей его красотѣ и величіи несокрушимымъ ни для всесокрушающей руки времени, ни для разрушительныхъ усилій вражескихъ!

И Господь всегда готовъ являть Свою милость и намъ, и святынямъ нашимъ и отвращать отъ насъ всѣ бѣдствія и напасти, только бы мы сами старались быть достойными Его милостей. Отъ насъ, отъ насъ самихъ много зависитъ и нашъ миръ, и благоденствіе, и несокрушимость святынь нашихъ. Наша правая вѣра, наше благочестіе, наша праведность служитъ залогомъ милостей Божіихъ къ намъ, и лучщею охраною, какъ для насъ, такъ и для святынь нашихъ, отъ бѣдъ и напастей: Господь съ любовію охраняетъ боящихся Его, благоугождающихъ Ему. Напротивъ, наши грѣхи, наше невѣріе, нечестіе — истинные виновники нашихъ бѣдъ и напастей. Судьба народа израильскаго и святынь его убѣдительно говоритъ намъ объ этомъ. Въ своемъ благоволеніи къ израильскому народу, Господь охраняетъ его отъ всѣхъ враговъ его, вѣнчая побѣдами брани Израиля съ враждебными сосѣдними племенами, и благоустрояетъ жизнь его въ землѣ, кипящей медомъ и млекомъ. Ради праведныхъ Авраама, Исаака и Іакова — отцевъ израильскаго народа, — ради Моисея и Іисуса Навина, вождей израильскихъ, ради благочестія многихъ сыновъ израилевыхъ, — Господь изливаетъ многообразныя милости свои на народъ израильскій и во святыняхъ его даетъ ему залогъ духовнаго преуспѣяиія, силы и славы. Скинія свидѣнія и храмъ іерусалимскій — служать жилищемъ Бога Израилева: обитающій въ нихъ Богъ охраняетъ и благочестіе и благополучіе Израиля. Кивотъ завѣта, дѣйствительнѣе всякаго оружія, поражаетъ враговъ Израиля, пока онъ благочестивъ и богоугоденъ: предъ лицемъ кивота разрушаются и падаютъ стѣны іерихонскія. Но какъ скоро Израиль начинаетъ нечествовать, Господь отвращается отъ него, и во гнѣвѣ Своемъ, не только предаетъ избранный народъ Свой въ руки враговъ его и поражаетъ его разнообразными бѣдствіями, но и простираетъ Свой гнѣвъ на самыя святыни Свои, сдѣлавшіяся святынями израильскими, караетъ грѣшный народъ въ самыхъ святыняхъ его. Кивотъ завѣта не только не сокрушаетъ филистимлянъ, но и дѣлается добычею враговъ, когда несутъ его на мѣсто брани нечестивые сыны первосвященника Илія и когда побѣды отъ святаго ковчега чаетъ народъ нечествующій. Величественные храмы іерусалимскіе — и первый и второй — осуждаются Богомъ на совершенное разрушеніе за нечестіе израильскаго народа, и, по разрушеніи втораго храма, самъ народъ израильскій теряетъ свою политическую самостоятельность и разсѣявается по всему міру за свои грѣхи, особенно за грѣхъ богоубійства. По тому же закону милости и правды, карающей нечестіе, — по тому же закону, по которому Господь изливалъ гнѣвъ Свой на народъ израильскій и на святыни его, — Онъ изливаетъ Свой гнѣвъ и проявляетъ Свою милость и на христіанскіе народы. Бѣдствія народныя, развалины святынь христіанскихъ — почти всегда явные провозвѣстники о грѣхахъ народныхъ, обличители неправдъ нашихъ. Какъ Господь предалъ въ руки филистимлянъ кивотъ завѣта и попустилъ разрушеніе храмовъ іерусалимскихъ за грѣхи народа израильскаго; такъ за грѣхи наши онъ предаетъ въ руки враговъ и храмы наши на поруганіе, опустошеніе и оскверненіе, а народъ обрекаетъ на страданія, бѣдствія и погибель. За грѣхи человѣческіе, думаемъ, подвергался и поруганію и опустошенію и св. храмъ Пицундскій, посвященный Божію одушевленному кивоту Богоматери. Кара Божія поражаетъ и окончательно поразитъ нечестивыхъ враговъ христіанства, подвергавшихъ и подвергающихъ поруганію святыни Божіи, какъ поразила кара Божія филистимлянъ, плѣнившихъ кивотъ-завѣта, и вавилонянъ и римлянъ, разрушившихъ храмы іерусалимскіе: враговъ своихъ святынь Господь, по наказаніи грѣшныхъ чадъ Своихъ, бросаетъ, какъ бичи, послужившіе для наказанія и уже не нужные, обрекаетъ на погибель. Но онъ пользуется ими, какъ бичами для наказанія; предаетъ нечестивцамъ на поруганіе святыни Свои за грѣхи наши, для наказанія нашего въ нихъ, для нашего обличенія, вразумленія... О, какъ ужасенъ грѣхъ!.. Онъ отвращаетъ Господа не только отъ насъ — грѣшниковъ, но и отъ святынь Божіихъ, данныхъ Господомъ во святыни намъ. Грѣхи наши какъ бы оскверняютъ святыни наши, дѣлаютъ насъ повинными въ оскверненіи святынь Божіихъ, врагами имени Христова. Какъ необходимо всемѣрно избѣгать грѣховъ, чтобы тяжко не пострадать отъ нихъ, не быть наказанными за нихъ, въ самыхъ святыняхъ нашихъ!

Благочестіе, праведность народа — вѣрный залогъ милостей Божіихъ къ людямъ, лучшая охрана ихъ отъ враговъ и бѣдствій. Да будутъ благочестіе, праведность достояніемъ нашимъ, и Господь не отвратитъ лица Своего ни отъ насъ, ни отъ святынь нашихъ... Какъ же намъ стяжать и сохранить благочестіе, это укажутъ намъ тѣ уроки, которые даетъ намъ настоящее торжество освященія св. храма, посвященнаго имени Богоматери, въ мѣстѣ, съ именемъ котораго связаны имена святыхъ апостоловъ Андрея Первозваннаго и Симона Кананита и великаго святителя Іоанна Златоуста.

Пресвятая Дѣва Марія — высочайшій, совершеннѣйшій образецъ благочестія, — для всѣхъ христіанъ назидательный, достоподражаемый. По сказанію св. Амвросія Медіоланскаго, основанному на словахъ святыхъ Діонисія Ареопагита и Игнатія Богоносца, — Пресвятая Богородица, живя на землѣ, «была Дѣва не только плотію, но и духомъ, въ сердцѣ смиренна, въ словахъ богомудренна, въ глаголаніи не скора, въ чтеніи писаній неутомима, въ трудахъ бодра, въ бесѣдахъ цѣломудренна, никого не обидѣла, всѣмъ желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмѣялась; видъ ея былъ образомъ ея внутренняго совершенства. Всѣ дни свои она обратила въ постъ; сну предавалась только по требованіямъ нужды, но и тогда, какъ тѣло ея покоилось, духомъ она бодрствовала, повторяя во снѣ читанное, или размышляя о приведеніи въ исполненіе предположенныхъ намѣреній, или предначертывая новыя. Изъ дому выходила только въ церковь, и то въ сопутствіи родныхъ. Впрочемъ, она хотя и являлась внѣ дома своего въ сопровожденіи другихъ, но лучшимъ стражемъ для себя она была сама; другіе охраняли только тѣло ея, а нравы свои она блюла сама». Таково было духовное совершенство Пресвятыя Дѣвы Маріи: она была всецѣло непорочна и свята, всегда во всѣ дни жизни своей; во всѣхъ помышленіяхъ и дѣлахъ своихъ. Потщимся, братіе святыя обители сея, и всѣ мы, мужи и жены, молящіеся здѣсь, по мѣрѣ силъ своихъ, уподобляться Пресвятой Дѣвѣ Маріи въ жизни своей, и — Господь возлюбитъ насъ, будетъ охранять и насъ, и святыни наши, и, если когда либо и ввергнетъ насъ въ горнило несчастій, — то ввергнетъ не по гнѣву Своему, а по любви къ намъ, для нашего очищенія и духовнаго возвышенія.

Святые апостолы Андрей Первозванный и Симонъ Кананитъ, подвизавшіеся въ здѣшнихъ странахъ въ благовѣстіи слова Христова, — обрекли себя на тяжкіе труды, лишенія и страданія для озаренія дикихъ обитателей сихъ странъ свѣтомъ истины Христовой и благочестія христіанскаго, и умерли мученическою смертію за славу имени Божія и за благо ближнихъ своихъ Св. Іоаннъ Златоустъ, осужденный на изгнаніе въ Питіусъ-Пицунду, — боролся, до готовности положить душу свою, съ неправдою и беззаконіемъ человѣческимъ, обличая пороки и сильныхъ міра, и призывая всѣхъ къ добродѣтели, претерпѣлъ жестокія гоненія и страданія за правду, и умеръ отъ изнеможенія, совершая трудное путешествіе въ мѣсто своего изгнанія — Пицунду. Да будутъ и для насъ, какъ и для святыхъ апостоловъ Андрея и Симона и для великаго святителя Іоанна Златоустаго, — слава Божія и благо и спасеніе ближнихъ дороже самой жизни нашей, да содѣлаются наши заботы о спасеніи нашихъ ближнихъ заботами и трудами цѣлой жизни нашей, и — Господь возлюбитъ насъ и будетъ помощникомъ и покровителемъ нашимъ.

Грѣхи наши навлекаютъ опустошеніе, разрушеніе и поруганіе на святыни наши. Какъ часто величественные и прекрасные храмы Божіи стоятъ полуразрушенными, покрытыми пылью и грязью, лишенными своихъ священныхъ украшеній и священныхъ сокровищъ, обнаженными отъ своихъ покрововъ, невозглавленными крестомъ Христовымъ — главнымъ священнымъ украшеніемъ храмовъ христіанскихъ, отверстыми и доступными для животныхъ, часто самыхъ нечистыхъ, подвергающимися поруганію, оскверненію, обращенными въ убѣжища для скота. Но... вотъ благочестивая рука начинаетъ возвращать святынѣ подобающую ей красоту, и — запустѣнію полагается конецъ. Благочестіе возсоздаетъ св. храмъ, возвращая ему видъ, подобающій ему по плану, покрываетъ его благолѣпнымъ и прочнымъ кровомъ, возглавляетъ крестомъ Христовымъ, ограждаетъ прочными запорами отъ нечистыхъ вторженій, очищаетъ, обновляетъ, украшаетъ священными изображеніями, обогащаетъ связанною утварью, освящаетъ его молитвами и священнодѣйствіемъ священно-служителей. И храмъ Божій, стоявшій въ запустѣніи, вновь является во всемъ величіи и благолѣпіи, подобающемъ жилищу Божію. Подобно обновленію храма Божія, должно совершаться и обновленіе храмовъ душъ нашихъ, часто пребывающихъ въ полномъ запустѣніи и оскверненіи... Въ душахъ нашихъ грѣхъ производитъ еще бóльшія и ужаснѣйшія опустошенія, чѣмъ въ храмахъ Божіихъ — видимыхъ. Наши души часто омрачаются и оскверняются скотскими страстями; наша разсѣянность открываетъ души для всѣхъ внѣшнихъ соблазновъ; наше небреженіе о спасеніи попускаетъ возникать изъ грѣховной бездны нашего духа самымъ преступнымъ помысламъ, вожделеніямъ, страстямъ. Образы Бога и святыхъ Его изъ душъ нашихъ изглаждаются, и души наши наполняются образами нечистыми, грѣховными. Всѣ духовныя сокровища нашего духа, — св. чувства, расположенія, стремленія и навыки, — исторгаются изъ нашего духа врагами нашего спасенія. Часто благодатный покровъ и сила крестная отвергаются людьми, не ограждаютъ ихъ: люди, по развращенію и нерадѣнію своему, отвергаютъ ихъ и открываютъ храмы душъ своихъ для погибельныхъ ученій по стихіямъ міра сего, а не по Христу, а предъ судомъ сихъ ученій слово крестное — соблазнъ и безуміе (1 Кор. 1, 18-24) и потому пренебрегается людьми, ищущими погибели. И Господь, вселяющійся въ насъ при крещеніи, часто оставляетъ храмы нашихъ душъ, оскверненные грѣхами, и осуждаетъ ихъ на конечное запустѣніе и гибель, если мы не раскаемся. О, какъ необходимо спѣшить обновленіемъ храмовъ душъ нашихъ, чтобы не допустить ихъ до совершеннаго запустѣнія!.. Слезами раскаянія, благодатною силою покаянія — долженъ каждый изъ насъ начать обновленіе своего духовнаго храма. Бдительностію, трезвенностію, смиреніемъ, благочестивымъ трудомъ и молитвою, долженъ каждый подавлять въ себѣ нечистые помыслы и страсти, отгонять, отрѣвать отъ себя соблазны и обогащать себя добрыми чувствами и стремленіями. Путемъ богомыслія, постояннаго памятованія о Богѣ и святыхъ Его, каждый долженъ восходить на нравственную высоту, по указанію Закона Божія и по примѣру святыхъ Его, украшать свой духъ образами Бога и святыхъ Его и обогащать себя духовными сокровищами. Вѣрою, смиреніемъ, послушаніемъ и самоотверженіемъ, жизненнымъ крестоношеніемъ долженъ каждый увѣряться въ томъ, что слово крестное по истинѣ есть Божія сила и премудрость (1 Кор. 1, 24) и по примѣру Христа, по указанію и силою слова крестнаго и благодати Божіей содѣлаться крестоносцемъ, распявшимъ плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Любовію къ Тріѵпостасному Богу и ко всему, что Онъ любить повелѣваетъ, — каждый долженъ содѣлать себя обителью Господа, обителью Отца и Сына, храмомъ Духа Святаго... Если совершится такое обновленіе храма душъ нашихъ; то мы содѣлаемся возлюбленными чадами Божіими, которыхъ Онъ будетъ охранять какъ зѣницу ока...

Заключимъ свое слово. Заключимъ его благодареніемъ и благословеніемъ Благочестивѣйшему Государю нашему Императору Александру Александровичу, благоволившему изречь свою волю объ обновленіи св. храма сего, и обезпечившему дальнѣйшее благолѣпное существованіе его обильными средствами, дарованными на поддержаніе храма и братіи его. Молитва о Благочестивѣйшемъ Государѣ и о всемъ царствующемъ Домѣ да будетъ непрестанною молитвою всѣхъ, для кого дóрогъ этотъ св. храмъ. Заключимъ свое слово благодареніемъ и благословеніемъ всѣмъ властямъ и духовнымъ, и мірскимъ, — особенно высшей власти нашего края, — за попеченіе объ обновленіи св. храма сего и за испрошеніе обильныхъ средствъ на содержаніе его. Призовемъ благословеніе Божіе на святую Пантелеимоновскую Аѳонскую обитель, на дщерь ея — Ново-Аѳонскую Симоно-Кананитскую обитель и на руководящихъ старцевъ ея, вложившихъ и свои души и вещественныя средства въ святое дѣло возобновленія храма сего и принимающихъ на себя постоянное попеченіе о семъ. Да воздастъ имъ Господь за св. дѣло всѣми благами и временными, и вѣчными. Да благословитъ Господь и всѣхъ благотворителей св. храма сего и весь русскій православный народъ, вмѣстѣ съ слившимися съ нимъ Грузіей и Абхазіей, не жалѣющій средствъ своихъ на благоустроеніе святыхъ обителей и храмовъ Божіихъ. А самый Пицундскій храмъ Божій да стоитъ вѣчно въ своемъ священномъ величіи, въ своей священной красотѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 3 Сентября 1885 года въ Пицундскомъ Успенскомъ Соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи, Синодальнаго Члена, Павла Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго. — Казань: Типографія Г. М. Вечеслава, 1889. — С. 532-541.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0