Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ
[1].

Книга родства Іисуса Христа сына Давидова, сына Авраамля (Матѳ. 1, 1).

Святый апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ начинаетъ евангеліе родословіемъ Господа нашего Іисуса Христа по Его Божеству. Онъ говоритъ о предвѣчномъ бытіи и рожденіи Слова отъ Отца и о Божествѣ Слова. Онъ говоритъ о томъ, что Слово, какъ Лице Божественное, было въ началѣ, что Оно въ началѣ, прежде всѣхъ вѣковъ, родилось отъ Бога Отца пребывающимъ образомъ, не отдѣляясь отъ Него, а пребывая въ лонѣ Его, и что Слово было Богъ. Онъ говоритъ, что Богъ Слово есть Творецъ всего, получившаго бытіе чрезъ твореніе, — Источникъ жизни для всего живущаго и Источникъ свѣта духовнаго для людей, какъ существъ, живущихъ жизнію разумною, духовною (Іоан. 1, 1-4). Это Слово Божественное, предвѣчно-рожденное отъ Отца, озаряло свѣтомъ боговѣдѣнія міръ и до пришествія Своего на землю во плоти, а потомъ содѣлалось плотію, человѣкомъ Іисусомъ Христомъ, не переставая быть Богомъ, Единороднымъ Сыномъ Божіимъ, и спасло міръ (Іоан. 1, 9-19). Такъ начинаетъ евангеліе св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ родословіемъ Христовымъ по Божеству. Иначе начинаетъ евангеліе св. евангелистъ Матѳей. Его благовѣстіе начинается родословіемъ Іисуса Христа по естеству человѣческому, перечисленіемъ предковъ Его отъ Авраама до мнимаго отца Іисусова Іосифа. Но и это родословіе, повидимому, говорящее только о человѣчествѣ Іисуса Христа, при внимательномъ его разсмотрѣніи, въ связи съ обѣтованіями и пророчествами ветхозавѣтными и съ содержаніемъ евангелія, необходимо ведетъ насъ къ тому заключенію и къ той вѣрѣ, что Іисусъ Христосъ — не простой человѣкъ, а Богочеловѣкъ, истинный Богъ.

Родословіе Іисуса Христа, по евангелисту Матѳею, начинается такъ: книга родства Іисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля. Спаситель нашъ, съ особымъ, очевидно, намѣреніемъ, какъ бы съ удареніемъ, называется здѣсь Сыномъ Давидовымъ, Сыномъ Авраамовымъ. Для чего? Съ какою цѣлію? Очевидно, не для того только, чтобы указать въ Немъ простаго потомка Авраама и Давида. Быть потомкомъ Авраама въ обыкновенномъ смыслѣ, не смотря на все нравственное величіе этого прародителя, — явленіе весьма обыкновенное, не имѣющее никакого особеннаго значенія. Цѣлые милліоны людей произошли отъ Авраама чрезъ Исаака, Измаила и дѣтей Авраамовыхъ отъ Хеттуры, и — это происхожденіе ихъ отъ Авраама нимало не возвышало ихъ предъ другими людьми, не давало имъ никакихъ особыхъ преимуществъ и особаго значенія въ средѣ рода человѣческаго. Не составляетъ особенной почести и происхожденіе отъ дома Давидова, принадлежность къ числу потомковъ Давида, въ обыкновенномъ смыслѣ. Сколько было въ Іудеѣ потомковъ Давида, — бѣдныхъ, не занимавшихъ важнаго положенія въ обществѣ, жившихъ скромнымъ трудомъ и проводившихъ жизнь, далеко несоотвѣтствующую происхожденію ихъ отъ знаменитаго предка — великаго царя. Очевидно отсюда, что если Іисусъ Христосъ называется въ родословіи потомковъ Авраама и Давида, то называется не въ смыслѣ обыкновеннаго потомка ихъ, а въ смыслѣ особенномъ, исключительномъ, — въ смыслѣ потомка чрезвычайнаго. Въ какомъ же смыслѣ? Какъ извѣстно, Господь далъ Аврааму обѣтованіе, что о Сѣмени его благословятся всѣ народы земные (Быт. 22, 18), и это обѣтованіе повторилъ Исааку (Быт. 26, 4) и подтвердилъ Іакову (Быт. 28, 14). Давиду обѣтовалъ Богъ, что престолъ его будетъ принадлежать его Сѣмени вѣчно, т. е. что одинъ изъ его потомковъ будетъ вѣчно царствовать (Псал. 44, 7; 88, 37; 131, 1; Ис. 9, 6-9). Если обратимъ вниманіе на эти обѣтованія Божіи Аврааму и Давиду, и если убѣдимся въ томъ, что обѣтованія эти ни къ кому не могутъ быть отнесены кромѣ Іисуса Христа, къ Которому они относятся во всей силѣ своей; то съ тѣмъ вмѣстѣ убѣдимся и въ томъ, что Іисусъ Христосъ называется Сыномъ Давидовымъ и Сыномъ Авраамовымъ въ особенномъ смыслѣ, что Онъ — не простой человѣкъ, какъ бы случайно явившійся въ міръ, а Лице обѣтованное. Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ потомковъ Авраама, кромѣ Іисуса Христа, можетъ быть названъ источникомъ благословеній для всѣхъ народовъ земныхъ? Ни всей массѣ потомковъ Авраамовыхъ, ни частнымъ потомкамъ отца вѣрующихъ не можетъ быть усвоено такое значеніе по отношенію къ судьбамъ рода человѣческаго. Лучшіе потомки его, чрезъ Исаака и Іакова, — евреи, какъ народъ, не только не приносятъ съ собою счастія, благословеній — тѣмъ народамъ, среди которыхъ живутъ они, но и вносятъ съ собою проклятіе, тяготѣющее на нихъ за христоубійство; — они раззоряютъ, развращаютъ народы, оказывающіе имъ гостепріимство, всюду вносятъ съ собою бѣдность, развращеніе, пороки. Тоже слѣдуетъ сказать и о потомкахъ Авраама — чрезъ Измаила, — арабахъ и туркахъ. И эти народы несли съ собою въ земли другихъ народовъ не благословеніе и счастіе, а раззореніе, порабощеніе, кровавую расправу. Гдѣ ступалъ своею ногою конь турка, тамъ трава не росла; господство турка губило благосостояніе народовъ, гражданственность ихъ. Очевидно, не о цѣлыхъ народахъ, происшедшихъ отъ Авраама идетъ рѣчь, когда говорится о сѣмени его, какъ источникѣ благословеній для народовъ земныхъ. Но не было и между частными людьми — потомками Авраама и Давида, кромѣ Іисуса Христа, лица, которое было бы источникомъ благословеній для народовъ и вѣчно царствовало въ дому Іакова и во всемъ мірѣ. Лучшій изъ потомковъ Авраама и Давида — Соломонъ — и не имѣлъ великаго вліянія на судьбы народовъ, не послужилъ для нихъ источникомъ благословеній, и давно уже умеръ, не царствуетъ вѣчно. Очевидно, только Іисусъ Христосъ есть Потомокъ Авраама и Давида, Сынъ ихъ въ особенномъ, исключительномъ смыслѣ. Къ Нему одному относится обѣтованіе Божіе Аврааму о Сѣмени, о которомъ благословятся всѣ народы земные (Гал. 3, 16). О Христѣ Іисусѣ дѣйствительно благословляются всѣ народы земные. Онъ спасъ людей отъ грѣха, проклятія и смерти (Гал. 1, 4; 3; 3; Кол. 1, 4; 1 Кор. 15, 54-55), примирилъ ихъ съ Богомъ — Источникомъ благословеній, озарилъ ихъ свѣтомъ истиннаго богопознанія, даровалъ имъ оправданіе и благодать, научилъ ихъ святой жизни и благочестію и уготовляетъ ихъ къ спасенію вѣчному. Онъ — вѣчный Царь, основавшій вѣчное царство — церковь, которая будетъ на землѣ существовать до скончанія міра, а потомъ преобразится въ безконечное царство славы... Если жъ такъ; если Іисусъ Христосъ есть особенный, за много вѣковъ до своего рожденія на землѣ обѣтованный Потомокъ Авраама и Давида и въ этомъ именно смыслѣ называется въ своемъ родословіи ихъ Сыномъ; то, очевидно, Онъ — не простой человѣкъ, не порожденіе человѣчества, а особенный избранникъ Божій, по изволенію Божію явившійся въ міръ, силою Божіею дарованный людямъ. Если же притомъ, Онъ — Источникъ всѣхъ благословеній для человѣческаго рода и Царь вѣчный; то Онъ — не простой даже избранникъ Божій въ такомъ смыслѣ, въ какомъ избранниками Божіими были Авраамъ, Моѵсей, Давидъ, Илія, Іоаннъ Креститель, а Лице Божественное. Только Лице Божественное можетъ быть средоточіемъ нравственной жизни міра, Источникомъ благословеній для людей. Только Богъ можетъ быть Основателемъ вѣчнаго царства — церкви, и вѣчнымъ Царемъ сего царства. Такъ наименованіе Іисуса Христа въ родословіи сыномъ Авраама и Давида, при разсмотрѣніи сего родословія въ связи съ ветхозавѣтными обѣтованіями и пророчествами и съ евангельскою исторіею, — приводитъ къ вѣрѣ, что сынъ Авраама и Давида — Христосъ есть истинный Сынъ Божій, Богъ.

Книга родства Іисуса Христа, по св. евангелисту Матѳею, и инымъ еще путемъ приводитъ насъ къ той истинѣ, что Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ.

При изученіи родословія Іисуса Христа нельзя не замѣтить, что по плоти Онъ произошелъ отъ рода хотя и добраго, но не безгрѣшнаго. Не чужды были грѣховной порчи и самые лучшіе изъ предковъ Его. Не безъ пятна нравственнаго былъ и отецъ вѣрующихъ, не чуждый многоженства; а Давидъ и Соломонъ запятнали себя тяжкими грѣхами: Давидъ — прелюбодѣяніемъ и убійствомъ, а Соломонъ — сладострастіемъ и идолопоклонствомъ (3 Цар. 11, 1-9). А многіе другіе предки Христа, — Ахазъ, Манассія и другіе, были люди нечестивые, преданные даже идолопоклонству. Одна Пресвятая Дѣва Марія была предочищена отъ грѣха первороднаго и содѣлалась свободною отъ грѣховъ произвольныхъ силою особенной благодати Божіей, чтобы Она могла содѣлаться Матерію Христа. И вотъ отъ такого рода, въ нѣкоторыхъ своихъ членахъ весьма грѣшнаго, а вообще небезгрѣшнаго, — раждается совершенно безгрѣшная отрасль, раждается Святѣйшій Святыхъ — Христосъ, свободный и отъ грѣха первороднаго, и отъ грѣховъ произвольныхъ. Онъ не сдѣлалъ никакого грѣха, и не было лести во устахъ Его (1 Петр. 2, 22). И не только былъ Онъ безгрѣшенъ, но и былъ образцемъ святости для другихъ и побѣдителемъ грѣха во всѣхъ искусительныхъ видахъ его. Козни искусителя — діавола, который пытался увлечь Его въ грѣхъ, остались совершенно безвредными для Христа и послужили къ посрамленію искусителя. Какъ же объяснить это непостижимое явленіе — безгрѣшность Христа, происшедшаго отъ грѣшнаго корня? Какимъ образомъ, происходя изъ небезгрѣшнаго рода Авраамова и Давидова, Христосъ является не только свободнымъ отъ первороднаго грѣха, который, повидимому, подобало бы Ему унаслѣдовать отъ Своихъ предковъ, но и во всей жизни, во всѣхъ дѣлахъ Своихъ сохраняетъ совершеннѣйшую святость и праведность? Свобода Его отъ грѣха первороднаго, не объясняется вполнѣ и рожденіемъ Его отъ Дѣвы, безъ мужа, по наитію Духа Святаго, — отъ Дѣвы, предочищенной Божественною благодатію и сдѣлавшейся достойною быть Матерію Господа. Самая эта чистота Матери и рожденіе Христа отъ Дѣвы и Духа Святаго, безъ мужа, скорѣе не есть ли условіе изволенія Чистѣйшаго Существа родиться на землѣ, чѣмъ причина безгрѣшности Христа? Та безграничная, всецѣлая, всесовершенная святость, которою отличался Христосъ, ясно говоритъ, что Онъ обусловилъ ею чистоту Своего рожденія, не могши какъ безгрѣшный родиться во грѣхѣ, а не чистота Его рожденія обусловила Его безгрѣшность... Такъ рожденіе безгрѣшнаго, Святѣйшаго Христа отъ корня небезгрѣшнаго, — свидѣтельствуетъ о томъ, что въ лицѣ Его отъ Авраама и Давида родился не простой человѣкъ, хотя бы то и избранникъ Божій, а Лице Божественное, и потому Святое и въ Своемъ рожденіи, и въ Своей жизни... Далѣе, откуда у Христа мудрость, превышавшая мудрость и Давида, и Соломона, — мудрость ни съ чьею мудростію несравнимая? Мудрость Соломонова, при всемъ ея величіи, есть мудрость земная даже въ сравненіи съ тѣмъ, что Христосъ называлъ земнымъ въ Своемъ ученіи, — въ сравненіи съ ученіемъ Христа о нашемъ возрожденіи и спасеніи крестомъ Христовымъ (Іоан. 3, 12). Что же сказать о мудрости Соломоновой по сравненію съ мудростію Христовою по отношенію къ небесному, — къ высшимъ тайнамъ Божества?.. Откуда же безграничная мудрость Христова? Она, очевидно, не наслѣдіе предковъ, — не наслѣдіе даже и Соломона; она — не мудрость даже пророка, а мудрость небесная, Божественная. Христосъ говоритъ о томъ, что знаетъ и свидѣтельствуетъ о томъ, что видѣлъ (Іоан. 3, 11), какъ сшедшій съ небесъ Сынъ человѣческій, сущій на небесахъ (Іоан. 3, 13), какъ Слово, полное благодати и истины, открывшее славу Свою, какъ славу Единороднаго отъ Отца (Іоан. 1, 14), какъ Единородный Сынъ Божій, сущій въ нѣдрѣ Отчемъ, видѣвшій и явившій людямъ Бога (Іоан. 1, 18). — Откуда, наконецъ, у Іисуса Христа и эта сила чудотворенія? — Откуда она у Потомка предковъ, изъ коихъ ни одинъ не творилъ чудесъ? Откуда у Него сила врачевать всякій недугъ и всякую язву въ людяхъ, прогонять бѣсовъ, повелѣвать бурямъ и вѣтрамъ, даже воскрешать мертвыхъ, и — всѣ эти необычайныя дѣла творить съ легкостію дѣлъ обыкновенныхъ?.. Во всемъ этомъ видѣнъ Богъ, Богочеловѣкъ. Іисусъ Христосъ съ Его безгрѣшностію, всесовершенною святостію, безграничною мудростію и всевѣдѣніемъ, съ Божескимъ всемогуществомъ — очевидно не есть только потомокъ Своихъ предковъ, а есть Лице Божественное, Богъ во плоти.

Съ какою же, братіе и сестры, цѣлію мы излагали предъ вами все это, доказывая Божество Іисуса Христа, на основаніи даже родословія Его по плоти?

Съ тою, во-первыхъ, цѣлію, чтобы расположить васъ вездѣ въ евангеліи искать указаній на ту истину, что Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ, вѣровать въ Него, какъ въ Бога истиннаго, и, вѣруя въ Него, стремиться къ жизни вѣчной во имя Его (Іоан. 20, 3).

Съ тою, во-вторыхъ, цѣлію мы говорили о рожденіи безгрѣшнаго Христа отъ грѣшнаго корня, чтобы внушить вамъ долгъ и желаніе — молить Господа, чтобы Онъ, благодатію Своею, очищалъ насъ отъ грѣха и приближалъ насъ, сколько это для насъ доступно, къ безгрѣшности и святости по подобію Христову и дѣлалъ насъ новою тварью во Христѣ.

Съ тою, наконецъ, — цѣлію излагали мы все это, чтобы расположить и васъ, и себя бороться съ живущимъ въ насъ грѣхомъ, всемѣрно ослаблять его, ограничивать его усиленіе и распространеніе, препобѣждать его, и жить по святому закону Христову и по ученію Его.

О, если бы мы вышли въ срѣтеніе грядущему съ небесъ Христу съ живою въ Него вѣрою, съ душею, очищенною отъ грѣха и исполненною любви къ Богу и добродѣтели! Такая наша встрѣча Христа въ настоящій праздникъ содѣлала бы праздникъ для насъ радостнѣйшимъ и состояніе нашего духа блаженнѣйшимъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 23 Декабря 1879 г. въ Кишиневскомъ Каѳедральномъ Соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи, Синодальнаго Члена, Павла Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго. — Казань: Типографія Г. М. Вечеслава, 1889. — С. 502-509.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0