Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ (Лебедевъ) († 1892 г.)
Слово въ день св. Апостола Андрея Первозваннаго
[1].

Се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Марк. 10, 28).

Однимъ изъ ревностнѣйшихъ Апостоловъ, преданнѣйшихъ Христу и пользовавшихся особенною близостію къ Нему, былъ покровитель св. храма сего и молящихся въ немъ св. Апостолъ Андрей Первозванный. Онъ первый, по указанію св. Предтечею на Христа, какъ на Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра (Іоан. 1, 29. 35-39), — первый, вмѣстѣ съ св. Іоанномъ Богословомъ, идетъ во слѣдъ Христа, и потому именуется Первозваннымъ. И тотчасъ же онъ благовѣствуетъ о Христѣ брату своему — Симону Петру (Іоан. 1, 41). Когда «пришелъ часъ прославиться Сыну человѣческому» (Іоан. 12, 23), святый Андрей, доселѣ раздѣлявшій труды другихъ Апостоловъ въ привлеченіи чадъ Авраамовыхъ ко Христу, — является вмѣстѣ съ Филиппомъ, первымъ посредникомъ между Христомъ и еллинами, желавшими видѣть Христа: онъ приводитъ ихъ ко Христу (Іоан. 12, 29-30). Это былъ первый шагъ его дальнѣйшей благовѣстнической дѣятельности среди язычниковъ. И сколько трудовъ, скорбей, лишеній, опасностей, страданій претерпѣлъ онъ, благовѣствуя Христа язычникамъ! Гдѣ-гдѣ не былъ онъ съ благовѣстническою проповѣдію своею! Только, быть можетъ, св. Апостолъ Павелъ — апостолъ языковъ по преимуществу — превосходилъ его трудами своими. Виѳинія, Пропонтида, Греція, Македонія, Ѳракія, Скиѳія, Иверія, Сомхетія, Сванетія, Абхазія, Осетія, все вообще, — и европейское, и азіатское, побережье Чернаго моря, Кіевъ и другіе города и области, входящіе нынѣ въ составъ царства Русскаго, были оглашены проповѣдію св. Андрея Первозваннаго. Народы Кавказа даже неоднократно видѣли среди себя великаго Апостола въ качествѣ благовѣстника Христова. Какіе труды нужно было св. Апостолу подъять, какіе подвиги совершить, какія лишенія, опасности, скорби, страданія претерпѣть, при совершеніи имъ великаго служенія своего въ однѣхъ нашихъ странахъ, — странахъ дикихъ, среди горъ, вертеповъ и пропастей земныхъ, и нынѣ даже неудобопроходимыхъ, среди народовъ, большею частію, грубыхъ, дикихъ, свирѣпыхъ, не легко принимавшихъ ученіе Христово! И св. Андрей все претерпѣлъ во славу Божію, совершилъ великіе подвиги, благовѣствуя міру Христа, и завершилъ свою многострадальную, подвижническую жизнь величайшимъ подвигомъ — ужасною смертію. Въ Ахайскомъ городѣ Патрахъ, по приказанію начальника области Эгеата, злаго язычника, св. Андрей распятъ на крестѣ и два дня переносилъ невыносимыя страданія крестныя. Великій Апостолъ! Великій благовѣстникъ! Великій подвижникъ и страдалецъ за вѣру Христову!

Дивные люди были св. Апостолы Христовы! Изумительные подвиги, невозможные и для необыкновенныхъ людей, не укрѣнляемыхъ благодатною силою Божіею, совершили они, при благовѣствованіи Христа. При изумительныхъ подвигахъ апостольскихъ изумительны были и плоды этихъ подвиговъ. Уже при жизни Апостоловъ, весь міръ былъ засѣянъ сѣменами слова Божія; во всѣхъ концахъ земли насаждено ученіе Христово. Отъ хижины до дома Кесарева (Флп. 4, 22), — вездѣ уже были святые, т. е. вѣрующіе во Христа. Ничто не могло положить преградъ распространенію ученія Христова чрезъ Апостоловъ даже среди грубыхъ язычниковъ: истина Христова торжествовала вездѣ, во всѣхъ концахъ міра принималась всѣми народами. Таковы плоды великихъ благовѣстническихъ трудовъ и подвиговъ св. Апостоловъ Христовыхъ! Такова была побѣдоносная сила истины Христовой, возвѣщаемой Апостолами, благодати Божіей, укрѣплявшей благовѣстниковъ и привлекавшей народы къ вѣрѣ во Христа!

Мы всѣ — пастыри Церкви, и вы, питомцы этого духовнаго вертограда, готовящіеся быть пастырями Церкви, — преемники апостольскаго служенія, продолжатели святаго труда апостольскаго. Мы должны возвѣщать ту же истину Христову, которую проповѣдали и они, современнымъ намъ христіанамъ: мы должны возвѣщать и укрѣплять въ мірѣ христіанскомъ то, что насадили въ немъ святые Апостолы. Не должно ли быть желательнымъ для всѣхъ насъ проходить святое служеніе свое съ ревностію и успѣхомъ, подобными апостольскимъ? Преемники апостольскаго служенія, — не должны ли мы быть преемниками и того духа, которымъ вдохновлялось и оживлялось служеніе св. Апостоловъ? Конечно, возвыситься до Апостоловъ въ служеніи нашемъ — выше силъ нашихъ. Такихъ подвиговъ, какіе совершили они, — намъ не совершить; такимъ успѣхомъ, какимъ вѣнчались ихъ благовѣстническіе труды, наши труды не увѣнчаются. Они были служители Бога вышняго необычайные, исключительные, и по высотѣ призванія, и по обширности полномочій, и по ревности, и по бдагодатнымъ дарамъ своимъ. Но уподобляться имъ, по мѣрѣ силъ своихъ, мы обязаны. Мы обязаны проникнуться ихъ духомъ; должны отличаться ревностію къ своему служенію, готовностію страдать за Христа, безстрашіемъ, — по возможности подобными апостольскимъ. Мы должны всемѣрно заботиться объ успѣхѣ своего служенія, о плодотворности своей дѣятельности, по возможности подобныхъ апостольскимъ. Безъ духа апостольскаго, безъ дѣятельности спасительной для ввѣренной намъ паствы, мы не будемъ преемниками служенія апостольскаго. Какъ же намъ уподобиться св. апостоламъ въ своемъ служеніи? Въ чемъ тайна ихъ необычайнаго самоотверженія и успѣха? Что давало имъ силу совершить апостольскіе подвиги, и благоуспѣшно послужить во спасеніе народовъ? Тайна ихъ самоотверженной и благодатной дѣятельности, кромѣ благодатной силы Божіей, дѣйствовавшей въ нихъ, заключается въ беззавѣтной любви св. Апостоловъ къ своему служенію, къ своему дѣлу. Эта любовь окриляла ихъ среди апостольскихъ подвиговъ; она же сообщала имъ то дивное ясновидѣніе, которое содѣлало ихъ благоуспѣшными благовѣстниками. Главною же силою, укрѣплявшею Апостоловъ въ благовѣстническихъ трудахъ и вѣнчавшею благимъ успѣхомъ подвиги ихъ, была благодать Божія. Безъ этой силы, невозможно совершеніе не только великихъ подвиговъ спасительныхъ, но и ничего истинно добраго (Флп. 2, 13). Потому главная виновница славныхъ дѣлъ апостольскихъ — благодать Божія. Чрезъ Іисуса Христа Господа нашего Апостолы получили благодать и апостольства, чтобы во имя Его покорить вѣрѣ всѣ народы (Рим. 1, 5), и силою этой благодати покорили Христу народы. «Я наименьшій изъ Апостоловъ и недостоинъ называться Апостоломъ, потому что гналъ Церковь Божію», — говоритъ о себѣ св. Апостолъ Павелъ. «Но благодатію Божіею есмь то, что есмь, и благодать Его во мнѣ не была тщетна, но я болѣе всѣхъ ихъ потрудился: не я впрочемъ, а благодать Божія, которая со мною» (1 Кор. 15, 9-10). Силою же благодати сильны были и всѣ другіе св. Апостолы. Тою же силою божественною, благодатною можемъ быть сильны и мы въ своемъ служеніи апостольскомъ. Благодатная именно помощь дастъ намъ силы къ перенесенію трудовъ и скорбей пастырскаго служенія, мудрость для благовѣствованія убѣдительнаго, для руководства властнаго и искуснаго, и увѣнчаетъ благимъ успѣхомъ труды наши. Потому прежде всего благодать Божію должны мы стяжать, если желаемъ служенія непостыднаго, благоплоднаго, о ней должны молить Господа, ее испросить и потомъ ее возгрѣвать трудомъ своего служенія. И Господь, по молитвѣ нашей, «возниспослетъ намъ Божественную благодать и даръ Святаго Духа», и укрѣпитъ, и умудритъ насъ въ служеніи нашемъ.

Богъ производитъ въ людяхъ облагодатствованныхъ и хотѣніе, и дѣйствіе, по своему благоволенію (Флп. 2, 13); но необходимо участіе и самихъ людей, необходимы и ихъ собственныя усилія, труды и подвиги для благоуспѣшнаго исполненія своихъ обязанностей. Что-же сдѣлаетъ людей способными къ этимъ подвигамъ? Вмѣстѣ съ благодатною силою, любовь самаго человѣка къ своему служенію наиболѣе всего помогаетъ ему въ достойномъ прохожденіи своего служенія.

Любовь къ своему служенію, къ извѣстнаго рода труду и занятію, побуждаетъ человѣка и даетъ ему силы къ перенесенію всѣхъ трудовъ, лишеній и опасностей, ради своего служенія, ради своего дѣла. Посмотрите на людей науки, страстно ей преданныхъ: какихъ трудовъ не переносятъ они, какихъ лишеній не претерпѣваютъ, какимъ опасностямъ не подвергаются для удовлетворенія своей любознательности, для совершенія открытій въ области науки! Одни, въ интересахъ науки, предпринимаютъ далекія, трудныя и опасныя путешествія въ страны, населенныя народами дикими и кровожадными, терпятъ всевозможныя лишенія, подвергаются страшнымъ опасностямъ и часто гибнутъ, дѣлаясь жертвами своей любви къ наукѣ. Все это они охотно и безстрашно переносятъ, чтобы изучить народы, неизвѣстные или мало извѣстные, изслѣдовать невѣдомыя страны, моря, рѣки, горы, лѣса, съ ихъ живыми обитателями, долины съ ихъ растительностію. Другіе труженики науки безстрашно совершаютъ опыты надъ веществами, легко воспламеняющимися, взрывчатыми, угрожающими смертію изслѣдователю, разрушеніемъ громаднымъ зданіямъ, при малѣйшей неосторожности изслѣдователя. Иные забываютъ и сонъ, и пищу, и все окружающее, не щадятъ ни силъ, ни самой жизни при сосредоточенномъ изученіи человѣческаго духа, силъ и законовъ мірозданія, при изученіи свѣтилъ небесныхъ. Воодушевляемые пламенною любовію къ своему труду и изслѣдованію, — страстные любители науки не останавливаются ни предъ чѣмъ, — ни предъ какими трудами, лишеніями и опасностями, — для достиженія преслѣдуемыхъ ими цѣлей. Тоже самое, въ высшей мѣрѣ и степени, нужно сказать и о святыхъ Апостолахъ. Пламенная любовь ихъ къ Господу Іисусу Христу и къ возложенному на нихъ Христомъ апостольскому служенію, давала имъ силы къ сокрушенію всѣхъ преградъ, встрѣчавшихся имъ при исполненіи своего долга, дѣлала ихъ безстрашными предъ лицемъ всѣхъ бѣдъ и опаспостей, влекла ихъ отъ подвига къ подвигу. «Намъ, послѣднимъ посланникамъ», — говоритъ объ Апостолахъ св. Апостолъ Павелъ, — «Богъ судилъ быть какъ-бы приговоренными къ смерти; потому что мы сдѣлались нозорищемъ для міра, для Ангеловъ и человѣковъ... Мы въ безчестіи. Даже должны терпѣть голодъ и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословятъ насъ, мы благословляемъ; гонятъ насъ, мы терпимъ; хулятъ насъ, мы молимся; мы какъ соръ для міра, какъ прахъ, всѣми попираемый донынѣ» (1 Кор. 4, 9-13). Какія поруганія, гоненія, злоключенія, лишенія терпятъ Апостолы Христовы за благовѣстіе Христово, и — любовь къ апостольскому служенію дѣлаетъ ихъ нечувствительными ни къ какимъ скорбямъ, лишеніямъ и опасностямъ, ни на минуту не колеблетъ ихъ мужества при несеніи своего креста. «Я увѣренъ», — говоритъ тотъ же святый Апостолъ о себѣ самомъ, — «что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божіей во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ» (Рим. 8, 38-39).

Такъ любовь ко Христу и къ служенію своему содѣлала Апостоловъ способными къ перенесенію всѣхъ трудовъ и скорбей апостольскаго служенія. Въ ней — въ любви — разгадка ихъ поразительнаго мужества, самоотверженія, терпѣнія... Какъ скоро и мы воспитаемъ въ себѣ подобную же любовь къ своему служенію, и въ насъ обрѣтется желаніе перенесенія всѣхъ трудовъ, огорченій, скорбей, лишеній, злоключеній, неразлучныхъ съ служеніемъ пастырскимъ.

Любовь къ своему служенію не только дѣлаетъ человѣка способнымъ къ перенесенію всѣхъ трудностей служенія, но и обезпечиваетъ успѣхъ служенія. Любовь къ своему дѣлу даетъ человѣку какъ бы ясновидѣніе, особую способность къ пониманію своего служенія, — ясному, отчетливому и основательному, — къ изысканію средствъ и мѣръ, для достойнаго исполненія своего долга, къ развитію и усовершенствованію своего дѣла, къ успѣшному совершенію его. Посмотрите на различныя области знанія: кому обязаны наука, промышленность, искусство разнообразными открытіями, изобрѣтеніями, важнѣйшими произведеніями? — Людямъ науки и труда, съ горячею любовію изучающимъ свое дѣло. Природа ревниво хранитъ свои тайны и сокровища, и — ключъ отъ своихъ сокровищницъ и тайниковъ даетъ только тѣмъ, которые съ неослабѣвающей любовію ищутъ этого ключа, стараются проникнуть въ тайники природы, познать ея тайны, ея силы и законы. Потому-то всѣми открытіями въ области науки и искусства человѣчество обязано труженикамъ науки и искусства, кромѣ генія, проникнутымъ пламенною любовію къ своему дѣлу. Обыкновенные, заурядные жрецы науки и искусства могутъ только развивать, усовершать открытое другими, — открытія же дѣлаютъ самоотверженные, любящіе служители науки и искусства. Любовь же, — любовь къ апостольскому служенію сдѣлала святыхъ Апостоловъ совершеннѣйшими благовѣстниками ученія Христова. И yаиболѣе пламенные изъ нихъ являлись совершеннѣйшими выразителями и истолкователями ученія Христова, благоуспѣшнѣйшими проповѣдниками истины Христовой. Апостолъ любви св. Іоаннъ Богословъ и любвеобильнѣйшій Апостолъ языковъ св. Павелъ, окрыляемые наибольшею любовію, вознеслись на крайнюю высоту христіанскаго созерцанія. Сынъ громовъ (Марк. 3, 17) возгремѣлъ, Апостолъ любви провѣщалъ, и — предъ нами открылись сокровеннѣйшія тайны существа и жизни Тріѵпостаснаго Божества, Бога — Любви, и тайны искупленія міра Сыномъ Божіимъ. Святый Апостолъ Павелъ, съ поразительною силою и ясностію раскрылъ предъ нами тайну домостроительства Божія въ дѣлѣ нашего спасенія, тайну нашего духа, умерщвляемаго ядомъ грѣха и обновляемаго благодатію. Такъ апостольская любовь къ апостольскому служенію проникала сама въ тайны вѣры и открывала ихъ людямъ, — благовѣствуя имъ, возвѣщая имъ эти тайны. И благовѣстіе апостольское было тѣмъ благоуспѣшнѣе, что любовь къ апостольству помогала Апостоламъ проникать не только въ тайны ученія Христова и познавать ихъ, но и проникать въ тайники душъ, просвѣщаемыхъ свѣтомъ истины Христовой, и возвѣщать имъ ее приспособительно къ ихъ разумѣнію, нравственному настроенію, воспріимчивости ихъ. Вотъ разгадка того дивнаго, таинственнаго явленія, что народы, погрязавшіе въ нечестіи, въ идолопоклонствѣ, въ служеніи низкимъ страстямъ, преклонялись предъ строгою истиною Христовою, принимали ее и преображались обновленіемъ ума, воли, жизни своей. Апостольская любовь, при своемъ ясновидѣніи, во всей ясности постигала истину Христову и примѣнительно къ ясно сознаннымъ силамъ людей вразумляемыхъ предлагала эту истину имъ, и — истина Христова благоуспѣшно усвоялась вѣрующими... И намъ слѣдуетъ только вседушевно полюбить пастырское служеніе свое, святую вѣру Христову, и — любовь облегчитъ для насъ разумное постиженіе истины Христовой и благоуспѣшное благовѣствованіе ея паствамъ нашимъ.

Возлюбите, юноши, служеніе апостольское, служеніе пастырское всею душею своею, и вы содѣлаетесь достойными преемниками Апостоловъ, продолжателями служенія апостольскаго. Любовь поможетъ вамъ и съ самоотверженіемъ, мужественно переносить трудность служенія пастырскаго, и съ успѣхомъ постигать и благовѣствовать истину Христову и руководить вѣрующихъ ко спасенію. Возлюбите будущее служеніе свое еще до вступленія на поприще этого служенія, чтобы не принять его на себя безъ приготовленіи къ нему, безъ расположенія къ нему. Горе человѣку тому, который дѣлается пастыремъ Церкви безъ приготовленія къ многотрудному, тяжело-отвѣтственному, высокому служенію пастырскому, безъ любви къ нему. Скорби пастырства бываютъ невыносимы для него; святѣйшее служеніе становится тягостнымъ, ненавистнымъ для него. Онъ начинаетъ задыхаться въ непривычной атмосферѣ, въ служеніи, не пользующемся сочувствіемъ его. Онъ начинаетъ искать утѣшенія себѣ или въ корыстолюбіи, въ исключительномъ попеченіи о житейскихъ выгодахъ, или въ предосудительныхъ, часто преступныхъ удовольствіяхъ и развлеченіяхъ. Онъ начинаетъ губить и себя, и паству: готовитъ и ей погибель, оставляя ее коснѣть въ невѣдѣніи Бога и въ грѣхахъ, и ужаснѣйшую гибель готовитъ себѣ, впадая въ руки Мстителя-Бога, Который кровь, гибель овецъ духовныхъ взыщетъ отъ руки пастыря преступнаго. Горе пастырю-наемнику: а онъ неизбѣжно сдѣлается худшимъ изъ наемниковъ, не питая любви и къ своему служенію, и къ своему стаду.

Возлюбите, юноши, служеніе пастырское. И трудно ли возлюбить его, воспитать любовь къ нему? Оно такъ высоко, такъ благотворно, такъ сладостно для души, способной понять и оцѣнить высоту и благотворность его. Оно такъ много радостей, — величайшихъ радостей, — даетъ вкусить пастырю доброму. — Не радость ли, не наслажденіе ли величайшее — просвѣщать людей свѣтомъ истины, наставлять на спасительный путь добродѣтели, исправлять, усовершать, спасать. Пастырское служеніе уподобляетъ простого служителя Божественному Пастырю — Христу, вводитъ его въ дѣло Христово, въ трудъ Христовъ, и даетъ ему право на участіе во славѣ Христовой, — во славѣ Христа-Искупителя міра, Пастыря всего міра. Чаще помышляйте о всемъ этомъ, усерднѣе и сердечнѣе изучайте слово Божіе и пастырское служеніе, и — вы полюбите его.

Теперь къ вамъ слово, братіе и сестры, не принадлежащіе къ духовному вертограду сему, но почтившіе своимъ присутствіемъ нашъ праздникъ. Да будутъ и для васъ достоподражательными образцами св. Апостолы Христовы, и въ частности св. Андрей Первозванный. Каждый христіанинъ, превосходящій другихъ своихъ ближнихъ умственно и нравственно, — по отношенію къ симъ послѣднимъ, родители — по отношенію къ дѣтямъ, старшіе въ семьѣ — по отношенію къ младшимъ, начальники — по отношенію къ подчиненнымъ, — всѣ они — апостолы добра: должны внушать добро тѣмъ, кто стоитъ ниже ихъ по возрасту, образованію, положенію. Всѣ должны быть проводниками истины, правды, святости въ слои людей, надъ которыми они возвышаются. Дѣйствующіе такъ, содѣйствующіе просвѣщенію людей свѣтомъ истины и святости, войдутъ въ трудъ апостольскій и получатъ за то праведную мзду отъ нелицепріятнаго Мздовоздаятеля — Бога. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 30 Ноября 1883 года, въ Тифлисской Семинарской Андреевской церкви.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи, Синодальнаго Члена, Экзарха Грузіи, Павла Архіепископа Карталинскаго и Кахетинскаго, произнесенныя въ Грузіи. — Тифлисъ: Типографія Канц. Главноначальствующаго Гражданскою частію на Кавказѣ, 1885. — С. 75-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0