Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Рѣчь къ новой паствѣ въ Спасо-Преображенскомъ Владикавказскомъ Соборѣ
[1].

При мысли о Кавказѣ, прежде всего приходятъ на умъ величавыя Кавказскія горы. Ночной мракъ, среди котораго я прибылъ во Владикавказъ, и утренній туманъ настоящаго дня не дали еще мнѣ возможности насладиться величественнымъ зрѣлищемъ Кавказскихъ горъ; но уже и одни разсказы о нихъ и художественныя изображенія ихъ на полотнѣ достаточны для того, чтобы составить высокое понятіе о величіи ихъ... Онѣ теперь занимаютъ мою мысль, я горю желаніемъ видѣть ихъ и благоговѣйно преклониться предъ Всемогущимъ Творцомъ, создавшимъ этихъ великановъ творенія. Онѣ возбуждаютъ въ душѣ моей разнообразныя думы, которыми я и желаю подѣлиться съ тобою, моя богодарованная паства, при моемъ вступленіи въ твои предѣлы.

Какъ живо чувствуется, при видѣ величественныхъ горъ, ничтожество человѣка и величіе Божіе!.. Въ самомъ дѣлѣ, какимъ пигмеемъ представляется себѣ человѣкъ, когда стоитъ у подошвы исполинской горы и смотритъ на ея величавую вершину! Какими едва замѣтными точками кажутся люди съ горныхъ вершинъ! Какими карточными домиками представляются съ горныхъ высотъ самыя величавыя сгроможденія человѣческія! И въ тоже время какъ подавляютъ своимъ величіемъ исполинскія горы!.. Но и величавыя горы, и даже все твореніе — ничто предъ Творцомъ всемогущимъ, призвавшимъ изъ небытія къ бытію все существующее. Онъ коснется горъ и онѣ воздымятся; онѣ поникнутъ предъ Нимъ своими величавыми главами и исчезнутъ. Такъ ничтожно предъ Богомъ все: и человѣкъ, и всѣ исполины творенія. И это ничтожество особенно ясно сознается, при видѣ величавыхъ горъ, производящихъ на человѣка подавляющее впечатлѣніе. А если такъ, то для васъ, братіе и сестры, постоянныхъ созерцателей горъ высокихъ, легче, чѣмъ для кого-бы то ни было, научиться горняя мудрствовать, а не земная (Кол. 3, 2), думать всего болѣе о Богѣ! Какъ желательно, чтобы житейская суета не поглощала всѣхъ вашихъ заботъ и попеченій, а чтобы вы, чаще помышляя о своемъ ничтожествѣ и суетности всего мірскаго, возносились умомъ и сердцемъ горѣ — къ Богу, единому великому и сильному и вѣчное спасеніе всѣмъ пріуготовляющему!..

Не случалось мнѣ восходить на горы, по своей высотѣ подобныя Кавказскимъ. Но восходилъ я на горы довольно высокія. Трудно восхожденіе на нихъ; дыханіе затрудняется, все тѣло подвергается изнеможенію. А на горахъ высочайшихъ, разсказываютъ, воздухъ такъ разрѣженъ, что становится невозможнымъ дышать. Но труднѣе восхожденія на горы самыя высокія нравственное восхожденіе человѣка къ горнему Іерусалиму — Царству небесному. Сколько страстей нужно препобѣдить, сколько ступеней нравственнаго усовершенствованія нужно пройти, чтобы достигнуть подобающаго совершенства и вселиться на гору Господню — въ область Отца Небеснаго! Но нравственное восхожденіе отличается отъ восхожденія на высокія горы тѣмъ, что чѣмъ выше нравственно восходитъ человѣкъ, тѣмъ лучше и легче онъ чувствуетъ себя, и, если не падетъ чрезъ гордость, достигаетъ полнаго блаженства на наибольшей нравственной высотѣ, — близъ Престола Христова. Преграды, подобныя тѣмъ, которыя представляетъ восходящему на высочайшія горы разрѣженный воздухъ, при восхожденіи на величайшую нравственную высоту, не встрѣчаются. Благодать Божія устраняетъ всѣ преграды.

Вершины высокихъ горъ покрыты вѣчными снѣгами и льдами. Лучи солнечные, скользя по этимъ вершинамъ, не согрѣваютъ ихъ живительною теплотою своею. Зрѣлище горныхъ вершинъ, покрытыхъ вѣчнымъ снѣгомъ и льдомъ, — зрѣлище плѣнительное для глазъ, особенно если снѣжныя вершины горъ озаряются яркимъ солнечнымъ свѣтомъ. Трудно оторвать глаза отъ этого зрѣлища. Но, при красотѣ своей, снѣжныя вершины горъ безплодны, не произращаютъ ничего. А плодоносны тѣ долины, которыя скромно раскинулись при подошвахъ горъ. Долины принимаютъ на себя согрѣвающіе лучи свѣта, горделиво отвергаемые горными вершинами, и, подъ благодатнымъ вліяніемъ живительной теплоты, приносятъ обильные плоды. То-же и въ нравственной жизни. Гордый человѣкъ подобенъ величавой горѣ, покрытой вѣчнымъ снѣгомъ и льдомъ. Онъ представляется великимъ, славнымъ, блестящимъ; но онъ безплоденъ нравственно. Ничего истинно-добраго ни для себя, ни для другихъ онъ не дѣлаетъ. Холодъ и смерть живутъ въ его душѣ; онъ неспособенъ ни воспринимать благодатные дары Божіи, ни совершать спасительныя дѣла. Не таковъ человѣкъ смиренный. Онъ подобенъ плодоносной долинѣ. Онъ настойчиво истребляетъ въ своемъ сердцѣ плевелы гордыни и другихъ страстей и настойчиво-же, при помощи благодати, возращаетъ въ своей душѣ добродѣтели за добродѣтелями. Богъ даетъ смиренному благодать и, силою этой благодати, въ долинѣ смиреннаго сердца возращаются, подобно цвѣтамъ, прекраснымъ и благоуханнымъ, и плодамъ сладкимъ, святыя мысли и чувства, и святыя дѣла. Какая великая сила нравственнаго плодоношенія сокрыта въ смиреніи! И какъ безплодна, или вѣрнѣе, какіе смертоносные плоды духовные приноситъ гордыня!

Отъ души желаю, братіе и сестры, чтобы вы, при видѣ величавыхъ горъ Кавказскихъ, — горняя мудрствовали, а не земная (Кол. 3, 2) и, подражая любителямъ восхожденія на высокія горы, не лѣностно восходили, со ступени на ступень, на гору нравственнаго совершенства и достигли горняго вѣчнаго жилища, уготованнаго Богомъ праведникамъ. Трудитесь въ борьбѣ съ грѣхомъ и въ нравственномъ преуспѣяніи, отвергайте гордыню, убивающую нравственную жизнь, возлюбите святое смиреніе и Богъ, гордымъ противящійся, смиреннымъ-же дающій благодать (1 Петр. 5, 5), сдѣлаетъ васъ плодоносными для царствія Божія и введетъ васъ въ горній Іерусалимъ — Царство небесное. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 28 Сентября 1882 года.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи, Синодальнаго Члена, Экзарха Грузіи Павла Архіепископа Карталинскаго и Кахетинскаго, произнесенныя въ Грузіи. — Тифлисъ: Типографія Канц. Главноначальствующаго Гражданскою частію на Кавказѣ, 1885. — С. 1-4.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0