Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Рѣчь, предъ панихидою, въ день погребенія въ Бозѣ почившаго Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича
[1].

Братья-соотечественники!

Итакъ Великій Крестоносецъ Русской земли, Царь-Мученикъ сегодня предается землѣ... Заходитъ подъ землю Красное Солнце земли Русской: — назовемъ этимъ именемъ и мы почившаго Царя своего — Свѣтолюбца, какъ называли тезоименитаго Ему Св. Великаго Князя Александра Невскаго современники Благовѣрнаго Князя... Сокроется нынѣ подъ землею Красное Солнце Русской земли навсегда, — до дня всеобщаго воскресенія... Не увидимъ мы уже никогда Его свѣтлаго, сіяющаго кротостію и добротою, лица; не увидимъ дивно-кроткаго взора Его; не услышимъ Его ласкающаго слова; не будемъ наслаждаться благодѣяніями Его... Не будетъ видѣть русскій народъ и священныхъ останковъ Его, лежащихъ во гробѣ, по свидѣтельству очевидцевъ, съ лицомъ кроткимъ и мирнымъ и послѣ тяжкихъ страданій, сведшихъ Его во гробъ, — съ лицемъ прекраснымъ и при тѣхъ ранахъ, которыми святотатственная рука убійцъ покусилась обезобразить царственный ликъ Его... Плачь русскій народъ! Рыдай земля Русская! Ты лишилась величайшаго сокровища своего. Преступныя исчадія, отверженцы твои похитили Его у тебя. Великаго Царя твоего не стало... Кровожадные убійцы останили тебѣ отъ возлюбленнаго Царя твоего только полурастерзанный трупъ Его, предаваемый нынѣ землѣ.

Одно только утѣшеніе остается намъ въ безутѣшной скорби нашей о безвременно отнятомъ у насъ Царѣ: это — сознаніе величія дѣлъ добрыхъ, совершенныхъ Великимъ Царемь во благо своего народа; сознаніе, что именно добро, Имъ совершенное, воспламенило ненависть къ Нему въ преступныхъ душахъ враговъ всякаго добра, и вѣра, что великое мздовоздаяніе ждетъ нашего Царя и въ благодарной памяти потомства, и въ блаженной вѣчности. Это неизмѣнный законъ нравственнаго, поврежденнаго грѣхомъ, міра: — великое добро не радости и мирное, невозмутимое счастіе приноситъ съ собою подвижникамъ добра, а скорби, гоненія, бѣдствія. Всѣ, желающіе жить благочестиво во Христѣ Іисусѣ, будутъ гонимы (2 Тим. 3, 12). Чѣмъ добро возвышеннѣе, необъятнѣе, тѣмъ большія гоненія навлекаетъ оно на виновниковъ добра: не рѣдко мученическою смертію заканчивается жизнь ихъ... Добро возвышенное, необъятное, сокрушительно потрясаетъ царство зла въ самыхъ его основаніяхъ. Сокрушительные удары наноситъ оно злу. Потому и зло, поражаемое имъ, напрягаетъ всѣ свои силы на борьбу съ добромъ и на отмщеніе ему за пораженіе и жестоко, убійственно, хотя только временно и несущественно, поражаетъ совершителей добра. Посмотрите на Божественнаго Крестоносца Іисуса Христа, честному кресту Котораго мы сегодня поклонялись. Онъ творилъ на землѣ одно только добро, и — добро, по истинѣ необъятное. Онъ ни въ чемъ неповиненъ, божественно чистъ и святъ; никакого грѣха не совершилъ Онъ. Онъ принесъ на землю Божественную истину, освободившую міръ отъ рабства заблужденію, разсѣявшую мракъ лжи. Онъ даровалъ людямъ возвышеннѣйшій законъ — законъ любви и святости, направляющій жизнь людей къ любви и святости. Вся жизнь Его была непрерывнымъ благотвореніемъ; неизсякающимъ потокомъ изливались на людей благодѣянія Его, — утѣшенія, чудодѣйственныя врачеванія. Любви, одной любви, любви вседушевной заслуживалъ Онъ отъ людей. И однако чтоже? Чѣмъ заплатили Господу Іисусу Христу люди за необъятное добро, совершенное Имъ на землѣ? Богъ во плоти, святѣйшій, любвеобильнѣйшій, — Онъ всю жизнь подвергался гоненіямъ отъ людей и закончилъ спасительную жизнь Свою ужаснѣйшими страданіями и страшною смертію — крестною. Весь адъ со всѣми слугами своими на землѣ возсталъ на Спасителя міра отъ власти діавола и грѣха, и, пораженный самъ въ голову, смертельно поразилъ Спасителя въ пяту, — причинилъ страшныя муки и смерть пречистой плоти Христовой... Подобная же участь постигла и великаго Царя нашего — Мученика... Вся жизнь Его была посвящена благу народа: освобожденію отъ рабства милліоновъ людей, возвышенію и облагороженію всѣхъ сторонъ жизни народной великими преобразованіями. Всѣ Его подданные, со всѣми ихъ нуждами и скорбями, были близки Его сердцу; Его завѣтною заботою было быть для всего народа Царемъ-Отцемъ. Я что же? Какое воздаяніе получилъ Онъ за Свою любовь къ народу Своему, за великую освободительную дѣятельность Свою?.. За дѣла любви Ему воздали крамолою, многократными покушеніями на жизнь Его. Крестный путь царственной жизни Его закончился мученическою смертію отъ руки убійцъ. Разнообразное зло, возмущенное и потрясенное преобразовательною дѣятельностію Его, — направило на Него всю свою злобу и ненависть и смертельно поразило тѣло Его... Но тотъ же законъ нравственнаго міра, по которому подвижники добра подвергаются гоненіямъ со стороны зла, имѣетъ, кромѣ этой мрачной, и свѣтлую сторону: зло торжествуетъ не существенно и не окончательно; окончательная побѣда составляетъ удѣлъ добра и добрыхъ дѣятелей. Добро поруганое, чѣмъ ужаснѣе бываетъ оно поругано, тѣмъ большей потомъ удостоивается славы, тѣмъ большимъ окружается ореоломъ... Что послѣдовало за уничиженіемъ Христа, за страшными страданіями и крестною смертію Его? Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, вознесся на небо, возсѣлъ одесную Бога-Отца; предъ Его именемъ преклоняется всякое колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Флп. 2, 10). Онъ спасъ, возродилъ родъ человѣческій, и — образованнѣйшіе народы міра прославляютъ Его, какъ Бога, пріемлютъ Его ученіе, содѣлали Его законъ закономъ жизни своей. Такъ кратковременныя, хотя и страшныя, страданія Христовы возвели Христа на недосягаемую высоту славы... Не посрамитъ насъ, думаемъ, и та надежда наша, что и великій нашъ Царь-Мученикъ, въ Своей освободительной дѣятельности подражавшій Подвигоположнику-Христу, получитъ великое мздовоздаяніе за дѣла любви Своей. Получитъ Онъ великое мздовоздаяніе и въ благодарной памяти потомства, и въ обителяхъ Отца Небеснаго. Чѣмъ ожесточеннѣе дѣйствовала по отношенію къ Царю-Благодѣтелю своего народа злоба убійцъ, чѣмъ ужаснѣйшимъ подвергла Его страданіямъ; тѣмъ дороже и достолюбезнѣе сдѣлался Онъ и всегда будетъ для Своего народа; тѣмъ дороже, священнѣе будетъ для Россіи святое дѣло, за которое Онъ пролилъ кровь Свою... Величайшимъ, возлюбленнѣйшимъ Монархомъ будетъ жить въ памяти народа Царь-Мученикъ. А небесное мздовоздаяніе?.. Царь-Мученикъ вошелъ во врата вѣчности, очистившись отъ грѣховъ Своихъ, вольныхъ и невольныхъ, въ таинствѣ покаянія, сподобившись тѣснѣйшаго единенія со Христомъ чрезъ двукратное предъ смертію пріобщеніе плоти и крови Христовой, украшенный дѣлами добрыми и страданіями мученическими, съ молитвою вѣрующаго разбойника на устахъ... Не будетъ ли Онъ съ Господомъ въ раи, не войдетъ ли въ радость Господа Своего?... Всеправедный и всеблагій Господь воздастъ Ему велакими благами за великія дѣла любви, совершенныя имъ...

Такъ наша скорбь о Царѣ, по отношенію къ Нему, умѣряется вѣрою въ великое мздовоздаяніе Ему и за великія дѣла Его, и за мученическую кончину Его... Но чѣмъ облегчить намъ скорбь свою о цареубійствѣ, совершенномъ среди народа русскаго, и потому въ извѣстной мѣрѣ падающемъ на весь народъ, хотя злодѣяніе совершено и отверженцами народа? Чѣмъ смягчить намъ скорбь свою объ этой винѣ народной?.. Народъ іудейскій, сшедшійся на зрѣлище крестныхъ страданій и смерти Христа, видя происходившее, возвращался бія себя въ грудь (Лук. 23, 48). Били себя въ грудь, конечно, многіе и изъ тѣхъ, которые такъ недавно легкомысленно кричали Пилату объ Іисусѣ: распни! распни Его! (ст. 21). И благо было тѣмъ изъ скорбѣвшихъ, которые искренно раскаялись: они получили прощеніе во грѣхѣ своемъ, и спасены всепрощающею Любовью — Господомъ Іисусомъ Христомъ. Но нераскаянныхъ постигла кара ужасная... Скоро вся страна іудейская была опустошена врагами; Іерусалимъ и храмъ разрушены; безчисленное множество народа погибло отъ голода, болѣзней и меча. Такъ покаралъ Господь избранный, но преступный народъ Свой за грѣхъ христоубійства, не очищенный истиннымъ покаяніемъ, хотя и оплаканный многими... Какой это страшныи урокъ всѣмъ намъ — сынамъ народа, среди котораго совершилось цареубійство!.. Много было слезъ, воздыханій, стоновъ, рыданій по всей землѣ Русской въ послѣдніе дни. Не осталось ни одного истинно русскаго глаза, не омоченнаго слезами. Изъ чьей истинно русской груди не исторгались воздыханія и стоны, при мысли о позорѣ, наложенномъ на русскую землю цареубійцами? Кто не билъ себя въ грудь, скорбно помышляя о звѣрски убитомъ Царѣ? Это — много, это — благо; но довольно ли всего этого для очищенія нашей совѣсти, для умиротворенія ея при зрѣлищѣ цареубійства? Нѣтъ, не одни воздыханія, слезы и стоны нужны намъ дла того, чтобы хотя нѣсколько умалить позоръ цареубійства, павшій на русскую землю: — нужно дла этого дѣло, — нужно всестороннее, искреннее, полное исправленіе наше... Убоимся и возлюбимъ всѣмъ сердцемъ Бога, Котораго весьма многіе забыли. Начнемъ жить въ страхѣ Божіемъ сами, и учить страху Божію другихъ, чтобы не повторялись на землѣ русской тѣ ужасы и злодѣйства, которые совершены людьми, Бога не боящимися. Возлюбимъ своего Царя любовію болѣе дѣйственною, дѣятельною и благопопечительною, нежели какою любили великаго Отца Его, Котораго мы не умѣли охранить отъ руки убійцъ... Возлюбимъ свои долгъ, свои обязанности и потщимся свято, съ полнымъ уваженіемъ къ закону, исполнять ихъ во благо общее... Потщимся воспитывать въ страхѣ Божіемъ, и въ любви къ Царю и отечеству, въ уваженіи къ власти и ко всякому авторитету наше юношество, развращенное дурнымъ воспитаніемъ и домашнимъ, и школьнымъ, и выдѣляющее изъ среды своей столько преступниковъ, выдѣлившее изъ среды своей цареубіицъ... Если наша скорбь о цареубійствѣ и о позорѣ, наложенномъ на русскій народъ цареубійствомъ, приведетъ насъ къ этому исправленію, перерожденію; то духъ Царя-Мученика примирится вполнѣ съ народомъ своимъ; примирятся съ нами и Богъ, и наша совѣсть... Тогда страдальческая кончина Царя будетъ началомъ нашего внутренняго обновленія, подобно тому, какъ подвиги Его царствованія положили начало внѣшнему, выразившемуся въ законодательствѣ и учрежденіяхъ, обновленію нашего народа... Тогда и о Царѣ нашемъ можно будетъ сказать тоже, что сказалъ о Себѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ предъ Своею смертію: если пшеничное зерно, павши на землю, не умретъ, то останется одно; а если умретъ, то принесетъ много плода (Іоан. 12, 24). Помолимся Господу Богу, да будетъ такъ...

Мысленно дадимъ послѣднее цѣлованіе предаваемому землѣ Царю-Мученику. Принесемъ теплыя молитвы Божественному Крестоносцу и Подвигоположнику — Христу со Отцемъ и Святымъ Духомъ за великаго Крестоносца и Труженика земли Русской — Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича, да даруетъ Ему Тріѵпостасный Богъ, послѣ крестнаго пути многотрудной жизни и страдальческой смерти, вѣчный покой въ обителяхъ райскихъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 15 марта 1881 года въ кишиневскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Томъ 3-й. — [СПб, 1882.] — С. 470-477.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0