Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Бесѣда въ недѣлю по Просвѣщеніи
[1].

Покайтеся, приближися бо царство небесное (Матѳ. 4, 17).

Съ явленіемъ Господа нашего Іисуса Христа на землю и особенно со вступленіемъ Его на проповѣдь евангельскую, дѣйствительно приблизилось къ людямъ царство небесное, — сдѣлалось близкимъ явленіе святой Церкви Христовой, для основанія которой Господь явился на землю. Святая Церковь — царство дѣйствительно небесное, хотя и существуетъ на землѣ и вмѣщаетъ въ себѣ членовъ земныхъ и даже грѣшныхъ. — Она — царство небесное, и по своему Основателю, по своей небесной Главѣ, — Господу нашему Іисусу Христу, и по Духу Святому, всегда въ ней обитающему, оживляющему ее и управляющему ею. Она — царство небесное, и по своей цѣли, и стремленіямъ къ небу, къ приведенію всѣхъ въ обители Отца Небеснаго, и по многимъ членамъ своимъ, живущимъ неземною, небесною, святою жизнію. Это-то небесное царство — Церковь начинаетъ созидаться, тотчасъ по вступленіи Христа на проповѣдь и чрезъ три съ половиною года вполнѣ основывается Христомъ. Основывается оно ученіемъ, жизнію, страданіями, смертію, воскресеніемъ Іисуса Христа изъ мертвыхъ, вознесеніемъ Его на небо и ниспосланіемъ Святаго Духа, сошествіе Котораго завершаетъ основаніе Церкви. Поистинѣ близко было къ людямъ царство небесное, при вступленіи Іисуса Христа на проповѣдь евангельскую.

Приступая къ основанію царства небеснаго — Церкви изъ людей, Христосъ призываетъ въ него всѣхъ людей, — не только іудеевъ, которые, имѣя законъ и пророковъ, должны были знать прямой путь въ это царство, но и язычниковъ, блуждавшихъ по распутіямъ заблужденія и грѣха. Но такъ какъ царство небесное — Церковь есть царство праведности и мира и радости въ Святомъ Духѣ (Рим. 14, 17); то не всякій изъ людей, живущихъ въ грѣшномъ мірѣ семъ, можетъ и вступить въ него достойно, и, вступивши въ него, быть истиннымъ членомъ его, — дѣйствительнымъ причастникомъ царства небеснаго. Нужно отказаться отъ жизни по духу міра сего, отъ жизни неправой, отъ грѣховныхъ треволненій и попеченій, отъ злобы и отчаянія: только въ такомъ случаѣ становится близкимъ къ человѣку небесное царство, и человѣкъ къ этому царству; только въ такомъ случаѣ возможно вступленіе въ него и пребываніе въ немъ. Поэтому-то, начиная евангельскую проповѣдь, и приступая къ основанію царства Своего, Господь прежде всего призываетъ людей къ покаянію и какъ-бы такъ говоритъ имъ: «образумтесь, исправтесь, перемѣните жизнь, чтобы быть достойными небеснаго царства, которое уже близко и готово открыться». Покайтеся, приближися бо царство небесное.

Что же нужно разумѣть подъ покаяніемъ, о которомъ здѣсь говоритъ Господь? — Вопросъ этотъ нужно разрѣшить съ полною основательностію. Отъ правильнаго или неправильнаго понятія о покаяніи будетъ зависѣть и правильность или неправильность самаго покаянія нашего, а съ тѣмъ вмѣстѣ и наше вступленіе въ царство Христово — наше спасеніе, или уклоненіе отъ него. Очевидно, необходимо составить такое понятіе о покаяніи, при которомъ для насъ сдѣлалось бы доступнымъ спасительное покаяніе.

Конечно, прежде всего покаяніе человѣка состоитъ и должно состоять въ сознаніи имъ своей грѣховности, въ скорби о ней, и въ стремленіи къ исправленію, измѣненію и усовершенствованію своей жизни. Это первый покаянный шагъ человѣка. Но само собою разумѣется, этого перваго шага, этого человѣческаго покаянія, далеко недостаточно для того, чтобы вступить въ царство небесное. Недостаточно было для сего и усиленнаго покаянія, сопровождавшагося крещеніемъ Іоанновымъ, какъ засвидѣтельствовалъ это и самъ Іоаннъ Креститель, признававшій необходимость и другаго крещенія — Христова. Я крещу васъ водою, — говорилъ Іоаннъ народу, — но идетъ сильнѣйшій меня, у Котораго я недостоинъ развязать ремень обуви; Онъ будетъ крестить васъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Лук. 3, 16). И понятна причина того, почему недостаточно, для вступленія въ царство небесное — Церковь, одного человѣческаго раскаянія, даже въ соединеніи съ крещеніемъ Іоанновымъ. Человѣкъ, предоставленный только своимъ силамъ, необлагодатствованный, всегда, даже въ высшихъ своихъ стремленіяхъ, остается плотію и можетъ только стремиться къ исправленію, но исправиться, — сдѣлаться праведнымъ, духовно-мирнымъ и радостнымъ, не можетъ. Для того, чтобы человѣкъ могъ покаяться, одуматься, измѣниться вполнѣ и затѣмъ войти въ царство небесное — Церковь, — для него необходимо возрожденіе, полное благодатное обновленіе его. Оно — возрожденіе и составляетъ то покаяніе, котораго требуетъ Христосъ отъ людей, для вступленія въ царство небесное.

Возрожденіе, обновленіе наше — двухъ родовъ: возрожденіе по существу и возрожденіе по личности. Такъ какъ въ человѣкѣ различаются существо и личность; то и возрожденіе человѣка состоитъ въ возрожденіи какъ его существа, такъ и его дѣятельности личной. Возрожденіе человѣка по существу, въ которомъ совмѣщается и личность человѣка, служитъ основаніемъ, корнемъ возрожденія человѣка; а возрожденіе человѣка личное есть послѣдстніе, приложеніе и вмѣстѣ завершеніе обновленія въ святой личной дѣятельности. Возрожденіе бываетъ полнымъ и спасительнымъ только тогда, когда въ человѣкѣ совмѣщается возрожденіе по существу, и личной дѣятельности. Возрожденіе по существу служитъ сѣменемъ, корнемъ, основаніемъ всего возрожденія, но не спасетъ безъ возрожденія личнаго; а личное возрожденіе совершенно и невозможно безъ возрожденія существа человѣческаго, какъ невозможно растеніе безъ сѣмени.

Возрожденіе человѣка, составляющее истинное спасительное покаяніе, начинается возрожденіемъ человѣка по существу, — обновленіемъ его ума, воли, всѣхъ силъ и способностей души, всѣхъ чувствъ человѣка и самаго тѣла его, безъ возрожденія котораго возрожденіе человѣка, состоящаго изъ души и тѣла, было бы неполнымъ возрожденіемъ по существу. Какъ же совершается это возрожденіе? Оно совершается подобно тому, какъ совершалось и совершается и плотское рожденіе человѣка. Богъ создалъ первозданнаго человѣка Адама изъ праха земнаго; вдунулъ въ лице его дыханіе жизни, и сталъ человѣкъ душею живою (Быт. 2, 7). Потомъ навелъ Господь Богъ на человѣка крѣпкій сонъ; и, когда онъ уснулъ, взялъ одно изъ ребръ его, и закрылъ то мѣсто плотію. И создалъ Господь Богъ изъ ребра, взятаго у человѣка, жену и привелъ ее къ человѣку (Быт. 2, 21-22). И благословилъ ихъ Богъ и сказалъ имъ Богъ: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Но прежде, нежели, во исполненіе сей заповѣди, люди начинаютъ размножаться, происходитъ роковое, плачевное событіе: прародители наши, преступивъ заповѣдь Божію, падаютъ (Быт. 3, 1-21). Отъ падшихъ родителей происходятъ грѣшные и потомки, — происходятъ путемъ рожденія. Отъ Адама и Евы раждаются первые люди, а затѣмъ путемъ же рожденія размножается и весь родъ человѣческій. Подобно плотскому рожденію людей совершается и возрожденіе ихъ по естеству. Въ послѣдніе дни является на землю новый Адамъ, — воплощается отъ Духа Святаго и Пречистыя Дѣвы Маріи Сынъ Божій. Онъ является на землю, для того, чтобы содѣлать людей новою тварію (2 Кор. 5, 17), новыми людьми (Ефес. 2, 15), дать бытіе новому, облагодатствованному роду людей. Послѣ крестныхъ страданій, Онъ засыпаетъ сномъ смерти, прободается въ ребра, и изъ ребръ Его истекаетъ кровь и вода (Іоан. 19, 34). Какъ изъ ребра перваго Адама сотворена первая жена — Ева; такъ изъ ребра Адама втораго создается Невѣста Христова — Церковь, — святая и непорочная, освященная и очищенная банею водною (Ефес. 5, 26-27). Отъ духовнаго союза Христа съ Церковію происходятъ обновленные, вбзродившіеся по естеству люди. Какимъ же образомъ совершается это возрожденіе людей, это рожденіе ихъ отъ Христа и Церкви? Люди грѣшные входятъ въ воды, въ купель крещенія, и — изъ этой утробы Церкви исходятъ обновленными, родившимися водою и духомъ. Что именно такъ совершается возрожденіе человѣка по существу, — это ясно указалъ Господь въ бесѣдѣ Своей съ Никодимомъ о возрожденіи людей. Когда на слова Спасителя: истинно, истинно говорю тебѣ: если кто не родится свыше, не можетъ увидѣть царствія Божія (Іоан. 3, 3), — Никодимъ возразилъ: какъ можетъ человѣкъ родиться, будучи старъ? неужели можетъ онъ въ другой разъ войти въ утробу матери своей и родиться? — Іисусъ отвѣчалъ: истинно, истинно говорю тебѣ: если кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5). «Да; — какъ бы такъ сказалъ Христосъ, — для того, чтобы родиться свыше, возродиться, — должно войти во утробу матери своей, — но матери не плотской, а духовной, — Церкви. Купель крещенія — вотъ утроба Церкви; входящій въ нее съ вѣрою раждается свыше, раждается отъ воды и Духа, и, какъ рожденное отъ Духа, становится духомъ и входитъ въ царствіе Божіе». Такимъ образомъ наше возрожденіе по существу совершается чрезъ крещеніе; воды крещенія, св. купель — та утроба Церкви, въ которой зачинается и изъ которой, раждается новый человѣкъ, новая тварь съ новыми силами и началами для жизни духовной. Потому всѣ мы, какъ сподобившіеся крещенія, по своему существу возрождены; всѣ мы вошли въ основанное Христомъ на землѣ царство Божіе, и принадлежимъ къ церкви Христовой, всѣ мы — чада ея. Основаніе нашему спасенію положено. Это возрожденіе людей водою и Духомъ, это благодатное обновленіе и измѣненіе ихъ къ лучшему составляетъ существенную часть того покаянія, о которомъ говорится въ сегодняшнемъ евангельскомъ чтеніи; это возрожденіе, потому, есть необходимѣйшее условіе вступленія нашего въ царство небесное.

Но какъ ни важно возрожденіе человѣка водою и Духомъ, по существу, составляющее существенную составную часть спасительнаго покаянія, полнаго возрожденія, — одно оно, безъ возрожденія личнаго, не спасаетъ человѣка, уже и вступившаго въ нѣдра Церкви. Возрожденный только по существу, безъ возрожденія личнаго, — еще не совершенный новый человѣкъ. Дитя уже и при рожденіи, — по природѣ, человѣкъ, называется человѣкомъ. Но человѣкомъ въ истинномъ, въ полномъ смыслѣ становится человѣкъ только тогда, когда развиваеть свои тѣлесныя и духовныя силы, и начинаетъ дѣйствовать сознательно, разумно и свободно. И въ обыкновенной рѣчи чевловѣкомъ называютъ того, кто достигъ добраго развитія своихъ силъ, кто направляетъ свои силы къ добрымъ цѣлямъ, кто занялъ приличное положеніе въ обществѣ. О подобномъ человѣкѣ говорятъ: «это — человѣкъ». Между тѣмъ, если человѣкъ небрежетъ о своемъ развитіи, направляетъ свои способности къ цѣлямъ дурнымъ, срамитъ себя позорными поступками; — его способности меркнутъ, онъ становится недостойнымъ имени человѣка, его душа теряетъ свое истинное достоинство и цѣну. Душа человѣка, по самой природѣ своей, дороже цѣлаго вещественнаго міра (Матѳ. 16, 26); но ее можно исказить такъ, что она сдѣлается ни къ чему негодною, худшею самой малоцѣнной вещи. Самый лучшій драгоцѣнный камень, худо оправленный, исцарапанный и испорченный, теряетъ свою цѣну; потому что теряетъ свой привлекательный блескъ, свою воду, за которую дорого цѣнится. Тоже самое нужно сказать и о человѣкѣ, возрожденномъ по существу. Изъ купели крещенія онъ выходитъ новымъ человѣкомъ, — чистымъ, прекраснымъ, — но человѣкомъ только въ сѣмени, въ зачаткѣ. Если онъ небрежетъ о развитіи своихъ обновленныхъ силъ; то новый, духовный человѣкъ въ немъ не только не ростетъ, не развивается, но и повреждается, искажается. Во всякомъ случаѣ новый человѣкъ въ немъ спитъ, бездѣйствуетъ, а господствовать и дѣйствовать въ немъ начинаетъ снова ветхій человѣкъ, который не только не живетъ по закону Христову, но и вооружается противъ него. Человѣкъ возрожденный, духовный, — онъ снова становится плотію. Это мы часто видимъ въ людяхъ крещенныхъ, но не христіански живущихъ. Нѣтъ, чтобы возрожденіе было полнымъ и совершеннымъ, кромѣ возрожденія по естеству, необходимо и личное возрожденіе. Оно совершается тогда, когда человѣкъ, при помощи благодати Божіей, всемѣрно старается развить свои обновленныя, при возрожденіи водою и Духомъ, силы и постоянно жить и дѣйствовать такъ, чтобы своею жизнію и дѣятельностію служить Христу и отображать въ себѣ Христа. Онъ долженъ достигнуть того, чтобы для него настала своего рода пятдесятница и преобразила его такъ, какъ пятдесятница преобразила апостоловъ. Апостолъ Петръ, по природѣ своей былъ человѣкъ пламенный, увлекающійся, и потому, до возрожденія своего, являлся то исповѣдникомъ Божества Христова, то человѣкомъ, иногда неразумно отважнымъ, иногда малодушнымъ. По своей пылкости онъ, предъ толпою воиновъ, не убоялся отсѣчь ухо первосвященническому рабу Малху (Іоан. 18, 10), но скоро отрекся отъ Христа предъ служанкою первосвященника (Марк. 14, 66-70). Но какимъ мы видимъ его послѣ возрожденія? Онъ твердъ въ исповѣданіи Христа какъ скала, неутомимо дѣятеленъ въ проповѣди евангелія, мужественно переноситъ за Христа гоненія, темничныя узы и ужасную крестную смерть! Святый Іоаннъ Богословъ отличался кроткимъ, любящимъ характеромъ и тихою искреннею любовію ко Христу и до возрожденія; но при этомъ духъ его нечуждъ былъ властолюбія, честолюбія. Послѣ возрожденія любовь его становится пламенною, чистою и возвышенною, до послѣднихъ предѣловъ любви человѣческой. Его сердце всецѣло принадлежитъ Христу, властолюбіе изгнано; его умъ всецѣло посвященъ созерцанію Божества. Онъ является величайшимъ среди всѣхъ апостоловъ учителемъ любви и богословія. Св. апостолъ Павелъ до возрожденія отличался любовію къ Божественной истинѣ и стремился къ ней съ неутомимою ревностію, но ревность его сдѣлалась ревностію неразумною, фанатическою. Онъ жестоко гналъ тѣхъ, кого ошибочно считалъ противниками истины. Послѣ возрожденія онъ становится еще болѣе ревностнымъ послѣдователемъ истины, неустаннымъ ея проповѣдникомъ, но совмѣщающимъ съ ревностью по истинѣ миръ, любовъ, терпѣніе и снисхожденіе. Вотъ образцы, которымъ долженъ подражать возрожденный по естеству человѣкъ, чтобы возрожденіе его стало полнымъ и совершеннымъ. Эти образцы показываютъ намъ, что для вступленія въ царство небесное навсегда, необходимо намъ всѣ силы наши, и естественныя, и благодатныя, направлять по закону Христову, и содѣлаться чистыми и непорочными во всей жизни своей.

Итакъ истинное покаяніе, полное обновленіе и измѣненіе наше къ лучшему, могущее сдѣлать насъ истинными сынами царства Божія, совершается только тогда, когда мы, при возрожденіи по естеству, заботимся и о личномъ возрожденіи, развиваемъ свои благодатныя силы и направляемъ ихъ такъ, чтобы въ насъ отображался Христосъ. Въ противномъ случаѣ и съ христіанами нашего времени можетъ произойти и часто происходитъ тоже, что случалось и съ современными ап. Петру нечестивцами. Апостолъ Петръ о современныхъ ему нечестивцахъ, которые, возродившись въ купели крещенія и познавъ пути правды, снова уклонились къ прежнему нечестію и порочной жизни, говоритъ: съ ними случается по вѣрной пословицѣ: песъ возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идетъ валяться въ грязи (2 Петр. 2, 21-22). Такъ и всякій христіанинъ, возродившійся по естеству въ купели крещенія, но небрегущій о возрожденіи личномъ, о святомъ развитіи и направленіи своихъ обновленныхъ силъ, о дѣятельности, сообразной съ евангеліемъ, снова погрязаетъ во грѣхахъ, снова оскверняетъ свою обновленную природу... Что же ожидаетъ такихъ людей? — На этотъ вопросъ отвѣчаетъ св. апостолъ Павелъ. Если отвергшійся Закона Моѵсеева, — говоритъ онъ, — при двухъ или трехъ свидѣтеляхъ, безъ милосердія наказывается смертію: то сколь тягчайшему наказанію повиненъ будетъ тотъ, кто попираетъ Сына Божія и не почитаетъ за святыню кровь завѣта, которою освященъ, и Духа благодати оскорбляетъ? Страшно впасть въ руки Бога живаго (Евр. 10, 28. 29. 31). Измѣняющихъ Христу ждетъ кара страшная!..

Постараемся же, братіе и сестры, быть достойными царствія небеснаго, постараемся сдѣлать наше покаяніе, наше духовное обновленіе полнымъ. Не ограничимся только возрожденіемъ существа нашего, но потщимся и жить, и дѣйствовать, какъ подобаетъ людямъ, возрожденнымъ, дабы содѣлаться сынами царствія Божія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 13 января 1880 года въ кишиневскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Томъ 3-й. — [СПб, 1881.] — С. 12-21.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0