Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы
[1].

Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй (Тропарь).

Назадъ тому почти девятнадцать вѣковъ, въ этотъ день, въ галилейскомъ городѣ Назаретѣ, родился младенецъ — Дѣва. Родители Дѣвы — Іоакимъ и Анна происходили изъ рода Давидова, нѣкогда славнаго и царственнаго, но теперь утратившаго власть и политическое значеніе и находившагося въ уничиженіи и бѣдности. Они были богаты благочестіемъ и вѣрою въ истиннаго Бога и велики и славны въ очахъ Бога, любящаго святость; но, въ глазахъ людей, они были бѣдны и незнатны и безвѣстно жили въ ничтожнѣйшемъ галилейскомъ городкѣ — Назаретѣ, о которомъ іудеи съ пренебреженіемъ говорили: изъ Назарета можеть ли быть что доброе (Іоан. 1, 46)? По видимому рожденіе Пресвятой Маріи могло исполнить радостію только сердца ея родителей и близкихъ сродниковъ ихъ; но не могло имѣть важнаго и радостнаго значенія для другихъ людей, для значительнаго круга ихъ. Но на самомъ дѣлѣ случилось не такъ; рожденіе Богоотроковицы имѣло всемірное значеніе, было радостотворно для всего человѣчества. Рождество Богородицы — Дѣвы радость возвѣстило всей вселенной.

Планета наша — земля такъ далеко отстоитъ отъ всѣхъ другихъ планетъ, что самая близкая изъ нихъ къ землѣ совершенно недосягаема для насъ. И еслибы, какимъ нибудь чудомъ, представилась возможность устроить лѣстницу или мостъ, достигающій до одной изъ планетъ и открыть сообщеніе съ нею; то это событіе произвело бы великій переворотъ въ судьбѣ міра, — бóльшій, чѣмъ открытіе новаго свѣта, — неизвѣстной прежде старому свѣту части земли. Это событіе произвело бы большое оживленіе и возбудило бы во всѣхъ великую радость. Но подобная лѣстница, конечно, мечта. Дѣтское предпріятіе потомковъ Ноя построить башню, досягающую небесъ, окончилось постыдною неудачей; оно имѣло своимъ послѣдствіемъ только смѣшеніе языковъ и разсѣяніе народовъ по всей землѣ. Современныя путешествія по воздуху на воздушныхъ шарахъ на ничтожную только высоту возносятъ воздухоплавателей надъ поверхностію земли. Но неизмѣримо дальше, чѣмъ земля отъ неба и свѣтилъ небесныхъ, отдалены были грѣшные люди — отъ Бога, отъ духовнаго неба. Человѣкъ своимъ грѣхомъ, какъ непроходимою бездною, удалилъ себя отъ Бога, и еслибы не сжалилось надъ нами безмѣрное милосердіе Божіе, человѣку грозила бы совершенная, вѣчная погибель въ отчужденіи отъ Бога. Но премилосердый Богъ, изрекая строгое наказаніе человѣку за грѣхъ, далъ ему и обѣтованіе примиренія, — какъ бы обѣщалъ построить лѣствицу, которая вновь соединила бы его съ Богомъ. Праведный патріархъ Іаковъ въ видѣніи зрѣлъ эту лѣствицу за-долго до дѣйствительнаго ея устроенія: лѣстнща стоитъ на землѣ, а верхъ ея касается неба, и вотъ ангелы Божіи восходятъ и нисходятъ по ней, и Самъ Господь стоитъ на ней (Быт. 28, 12-13). Лѣстницею этою, досягающею до небесъ и соединяющею небо съ землею, Бога съ людьми, Богъ благоволилъ содѣлать Пресвятую Дѣву Марію. При ея посредствѣ, принявши отъ нея плоть, Сынъ Божій соединилъ разъединенное, по видимому несоединимое, уничтожилъ бездну, отдѣлявшую небо отъ земли. По лѣствицѣ, устроенной Господомъ не только восходили и нисходили ангелы Божіи, для сообщенія воли Божіей, но можемъ восходить на небо и мы чрезъ вѣру въ Сына Приснодѣвы, — Сына Божія, чрезъ жизнь богоугодную. Неизъяснимое для насъ счастіе! Великая радость для міра! Лѣствица небесная не для того устроена, братіе и сестры, чтобы только смотрѣть на нее, любоваться ею. Когда она существуетъ, преступно было бы не восходить по ней на небо, куда зоветъ всѣхъ насъ Самъ Господь. Но, съ другой стороны, нужно знать, какъ восходить по этой лѣствицѣ, чтобы достигнуть неба, а не низринуться въ пропасть, отдѣляющую небо отъ земли. Обремененные тяжелою ношею грѣховъ не могутъ сдѣлать безопасно и первыхъ шаговъ по этой лѣствицѣ. Ноша грѣховъ удержитъ ихъ на землѣ. Отъ гордости и самонадѣянности можетъ закружиться у людей голова, и они низринутся съ лѣствицы въ пропасть. Но мы легко войдемъ по лѣствицѣ на небо, когда сбросимъ съ себя ношу грѣховъ и съ вѣрою, молитвою и смиреніемъ пойдемъ по ней, постепенно восходя съ одной ступени нравственнаго усовершенствованія на другую, по указанію преподобнаго Іоанна — списателя нравственной лѣствицы, ведущей къ небу. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 8 сентября 1873 г. въ кишиневскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Томъ 2-й. — [СПб, 1878.] — С. 90-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0