Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово въ недѣлю о самарянынѣ (Іоан. 4, 5-42)
[1].

Въ бесѣдѣ Господа нашего Іисуса Христа съ самарянынею обращаетъ на себя вниманіе и назидаетъ не только содержаніе бесѣды — весьма важной, но и личность собесѣдницы. О важныхъ истинахъ бесѣдуетъ Іисусъ Христосъ съ самарянынею: о живой водѣ Своего ученія и Своей благодати, освѣжающей, оживляющей человѣка, утоляющей его духовную жажду; объ истинномъ поклоненіи, благоугожденіи Богу, — о поклоненіи Ему на всякомъ мѣстѣ, духомъ и истиною; о значеніи для Христа, а потому и для каждаго христіанина исполненія воли Божіей, — какъ брашна; о Себѣ, какъ Мессіи. Но для того, чтобы вести подобную важную бесѣду, требовалась собесѣдница, способная оцѣнить и понять ее. И Господь призналъ самарянку удовлетворяющею этому требованію и — вотъ бесѣдуетъ съ нею.

Съ перваго раза можетъ показаться непонятнымъ, почему самарянка удостоилась бесѣдовать съ Христомъ? Это была женщина, принадлежавшая къ полуязыческому народу, представлявшему изъ себя смѣсь іудеевъ и язычниковъ. Народъ этотъ въ религіозномъ отношеніи — страдалъ многими заблужденіями, а въ нравственномъ — не отличался чистою жизнію. Въ нечистой же, чувственной жизни обличена Іисусомъ Христомъ и сама собесѣдница — самарянка; она имѣла уже пять мужей и теперь жила съ мужемъ, который не былъ ея мужемъ законнымъ. И, не смотря на все это, Господь нашъ Іисусъ Христосъ удостоиваетъ ее Своей бесѣды — и бесѣды въ высшей степени важной, духоносной. Чѣмъ же заслужила это жена самарянка? Какія въ ней были добрыя качества, ради которыхъ Господь Іисусъ Христосъ не возгнушался ея, а — Самъ чистѣйшій — благоволилъ бесѣдовать съ нею и притомъ о предметахъ самыхъ важныхъ?

Первымъ достохвальнымъ качествомъ жены самарянки, снискавшимъ ей благоволеніе Спасителя, — была ея снисходительность къ людямъ другой націи и другихъ религіозныхъ воззрѣній и понятій. При тѣхъ враждебныхъ отношеніяхъ, которыя существовали между іудеями и самарянами, можно было ожидать, что Господь на просьбу дать Ему пить — услышитъ отъ самарянки грубый, презрительный отказъ. Въ самомъ дѣлѣ, вражда эта имѣла весьма острый характеръ; — она основывалась частію на разности ихъ религіозныхъ вѣрованій и убѣжденій, а частію на историческихъ причинахъ. Нѣкогда самаряне противодѣйствовали іудеямъ при возстановленіи Іерусалима и въ построеніи іерусалимскаго храма... И съ тѣхъ поръ іудеи возненавидѣли самарянъ, и при всякомъ случаѣ выказывали имъ эту ненависть. Такъ Самарія лежала на пути изъ Іудеи въ Галилею; и когда іудеямъ нужно было идти въ Галилею, они только въ крайнихъ случаяхъ рѣшались идти туда чрезъ Самарію; а обыкновенно шли другимъ путемъ — дальнѣйшимъ, лишь бы только обойти и миновать ненавистную имъ Самарію. — Самаряне платили іудеямъ такимъ же точно чувствомъ. Когда однажды Іисусъ Христосъ, на пути своемъ изъ Галилеи въ Іерусалимъ, проходилъ чрезъ Самарію, самаряне не приняли Его именно потому, что Онъ шелъ въ Іерусалимъ. Ненависть свою къ іудеямъ въ этомъ случаѣ они перенесли и на Іисуса Христа, не смотря на то, что чтили Его и за Его ученіе, и за Его чудеса. Самарянка, видимо, не раздѣляла этой ожесточенной ненависти къ іудеямъ своихъ соотечественниковъ; при встрѣчѣ съ Іисусомъ Христомъ она не обнаруживаетъ къ Нему никакого враждебнаго чувства. Напротивъ — она, видимо, сама удивляется тому, что Іисусъ Христосъ, будучи іудеемъ, рѣшился вступить съ нею — самарянкою въ общеніе и попросилъ у нея воды... Эта-то снисходительность, съ которою самарянка съ первыхъ же словъ отнеслась къ чужестранцу-іудею, была однимъ изъ тѣхъ добрыхъ качествъ самарянки, ради которыхъ Господь благоволительно отнесся къ ней и удостоилъ ее счастія бесѣдовать съ Нимъ и услышать отъ Него слово спасенія. — Эта снисходительность душъ избранныхъ, не смотря на ихъ временныя паденія и заблужденія, проявляется сострадательностію къ другимъ людямъ, даже къ падшимъ, порочнымъ и заблуждающимъ — не потому, чтобы избранныя души равнодушны были къ пороку, а потому, что, зная слабость человѣческой природы и испытавъ нерѣдко эту слабость — собственнымъ опытомъ, они стараются въ сношеніяхъ съ другими быть кроткими и общительными и отыскивать въ другихъ людяхъ больше хорошія стороны, чѣмъ дурныя. Нужно ли говорить о томъ, какое важное нравственное значеніе имѣетъ снисходительность добрая? Она приводитъ человѣка въ соприкосновеніе съ обширнымъ кругомъ людей съ разными воззрѣніями и убѣжденіями, расширяетъ его кругозоръ умственный, уясняетъ и укрѣпляетъ его собственныя воззрѣнія и убѣжденія, и даетъ ему возможность благотворно дѣйствовать на людей съ другими убѣжденіями. Этотъ законъ проявился и въ бесѣдѣ Іисуса Христа съ самарянкою. Она являетъ готовность выслушать, по духу снисходительности, и принять спасительное слово отъ іудея; а Господь преподаетъ ей Свое ученіе, съ надеждою, что оно и ею будетъ выслушано и усвоено, и другимъ — соотечественникамъ ея будетъ возвѣщено... Такъ, добрая снисходительность содѣлала самарянку собесѣдницею Господа.

Второю доброю чертою, благодаря которой самарянка удостоилась бесѣдовать съ Іисусомъ Христомъ, была ея святая любознательность, любовь къ религіозному размышленію. — Сначала рѣчи Спасителя, видимо, не совсѣмъ понятны ей. Его ученіе о живой водѣ превышаетъ ея понятіе. Ея духовное разумѣніе настолько еще скудно, что отъ воды естественной она не можетъ перейти къ мысли о водѣ живой, духовной. Но какъ только она поняла, изъ обличенія Іисусомъ Христомъ ея нечистой жизни, что она бесѣдуетъ съ великимъ Пророкомъ, — она сама переходитъ къ бесѣдѣ религіозной и сейчасъ же обращается ко Христу съ вопросомъ о томъ: какъ и на какомъ мѣстѣ лучше всего покланяться Богу? Этотъ вопросъ, очевидно, много занималъ ея душу, и — чувственность, нечистая жизнь не вытѣснили изъ ея духа сознанія долга и желанія благоугождать Богу. Она съ надеждою ждетъ, что прійдетъ Мессія и разрѣшитъ для нея этотъ вопросъ; но въ тоже время пользуется каждымъ случаемъ, и до пришествія Мессіи, по возможности, разъяснить его для себя. Эта-то добрая святая любознательность, стремящаяся узнавать истину не только отъ людей, принадлежащихъ къ тѣсному кругу своихъ, близкихъ людей, но и отъ людей, принадлежащихъ къ другимъ кругамъ, — удостоила самарянку бесѣды съ Господомъ. Господь всегда идетъ со Своею истиною и благодатію на встрѣчу ищущимъ св. истины и благодати, милостиво даетъ имъ дары свои и устрояетъ ихъ спасеніе, а черезъ нихъ и спасеніе другихъ. И для самарянки Онъ разрѣшаетъ важные вопросы богопочтенія потому, что она вседушевно разрѣшенія ихъ желаетъ и разрѣшенію ихъ для другихъ содѣйствовать можетъ.

Наконецъ третья привлекательная черта въ характерѣ самарянки — это любовь ея къ ближнимъ, къ своимъ согражданамъ. — Великаго счастія она удостоилась: съ нею бесѣдовалъ Самъ Мессія Господь Іисусъ Христосъ. Чтоже? будетъ ли она только одна наслаждаться тѣмъ, что она увидѣла и что она узнала? Поступитъ ли и она такъ, какъ Марія, которая, сидя у ногъ Іисуса Христа и слушая Его слово, — забыла весь міръ? Нѣтъ: у самарянки иной характеръ, — самарянка думаетъ не о себѣ одной. Высока любовь и Маріи, забывшей всѣхъ и все, когда она слушала ученіе Господа, — забывшей не по холодности къ людямъ, а по преимущественности любви къ Господу и Его ученію. Высока любовь и къ ученію Христову, и къ ближнимъ и въ самарянкѣ. Она знаетъ, — что въ ея родномъ городѣ много другихъ людей, подобно ей озабоченныхъ рѣшеніемъ вопроса объ истинномъ поклоненіи Богу, и подобно ей ожидающихъ пришествія Мессіи и рѣшенія Имъ этого вопроса. И вотъ, когда она узнала, что предъ нею — Самъ Мессія, — она оставляетъ Мессію и съ любовію устремляется въ городъ — возвѣстить и другимъ о томъ счастіи, котораго она удостоилась; она хочетъ, чтобы и другіе сподобились видѣть Того, Кого она видѣла, и слышать то ученіе, которое она слышала. И какое же благотворное было слѣдствіе ея святаго порыва любви къ ближнимъ: Спаситель съ любовію принимается самарянами и находитъ среди ихъ многихъ послѣдователей! Какая прекрасная доля досталась той, которая отличалась снисходительностію къ разномыслящимъ, святою любознательностію и любовію къ ближнимъ! Она привлекаетъ на собесѣдованіе съ собою Господа, узнаетъ отъ Него высокія истины, узнаетъ въ Немъ Мессію и дѣлается орудіемъ обращенія ко Христу многихъ ближнихъ своихъ!

Намъ, братіе и сестры, остается только подражать этимъ прекраснымъ качествамъ самарянки. Кто изъ насъ не подвергался паденію, если не дѣломъ, то мыслію? Но никто да не коснѣетъ во грѣхѣ, да непозволитъ чувственности изгнать изъ души его св. вопросы, св. стремленія. Пусть каждый, подобно самарянкѣ, хранитъ въ сердцѣ своемъ любовь къ Богу и любовь къ ближнимъ. Тогда Онъ, подъ завѣсою обычныхъ сношеній съ людьми, можетъ встрѣтить Бога, ищущаго его спасенія, подобно какъ самарянка встрѣтила Его у колодца Іаковлева, и получить назиданіе. — Пусть всякій думаетъ о спасеніи души и среди обыденныхъ житейскихъ заботъ. Господь часто именно тогда является людямъ, когда они, исполняя обязанности обыденной жизни, въ тоже время помышляютъ о добрѣ, о своемъ спасеніи. Если мы будемъ такъ вести себя, то Господь прійдетъ къ намъ и наставитъ насъ на всякую истину. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ кишиневскомъ каѳедральномъ соборѣ 24 апрѣля 1877 года.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Томъ 1-й. — [СПб, 1878.] — С. 444-449.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0