Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Слово въ четвертую недѣлю Великаго поста
[1].

Евангельское чтеніе настоящей недѣли (Марк. 9, 17-31) повѣствуетъ намъ о страшныхъ мученіяхъ, которымъ подвергалъ одного несчастнаго отрока овладѣвшій имъ духъ злобы, — духъ нѣмой и глухой. Вотъ что говоритъ Господу нашему Іисусу Христу несчастный отецъ о мукахъ страдальца-сына, приведеннаго имъ къ Врачу душъ и тѣлесъ — Христу для уврачеванія: гдѣ ни схватываетъ его духъ, повергаетъ его на землю, и онъ испускаетъ пѣну, и скрежещетъ зубами своими и цѣпенѣетъ (Марк. 9, 18). Многократно духъ бросалъ его и въ огонь и въ воду, чтобы погубитъ его (ст. 22). Страшныя слова несчастнаго отца тотъ-часъ же подтверждаются самымъ дѣломъ. Какъ скоро бѣсноватаго привели ко Христу и онъ увидѣлъ Господа, духъ сотрясъ его; онъ упалъ на землю и валялся испуская пѣну (20). Но и этихъ тяжкихъ страданій отрока недостаточно было для духа злобы. Духъ глухой и нѣмой терзалъ его еще нѣмотою и глухотою, лишивши его способности говорить и слышать то, что говорятъ другіе. И такія ужасныя муки несчастный страдалецъ терпѣлъ съ дѣтства въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ (21). И никто, — не исключая и учениковъ Іисусовыхъ, получившихъ отъ Христа даръ чудесныхъ исцѣленій, — никто не могъ уврачевать страшный недугъ несчастнаго, находившагося въ состояніи, худшемъ состоянія животныхъ, которыя безсловесны, но наслаждаются здоровьемъ, видятъ, слышатъ и даже, при помощи свойственныхъ имъ звуковъ, выражаютъ свои ощущенія. Но вотъ насталъ конецъ страданіямъ отрока. На помощь ему является Самъ Владыка твари, врачующій всякій недугъ и всякую язву человѣческую, заставляющій трепетать и повиноваться Себѣ и непокорныхъ сыновъ противленія — духовъ злобы, и — исцѣляетъ бѣсноватаго. Іисусъ запретилъ духу нечистому, сказавъ ему: духъ нѣмой и глухоій! Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, вышелъ: и онъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ (25-27). Духъ злобы оставилъ бѣсноватаго, и — онъ совершенно исцѣленъ Господомъ.

Ужасно, братіе и сестры, положеніе человѣка, тѣломъ котораго овладѣваетъ духъ злобы и отнимаетъ у тѣла силу и способность быть орудіемь души, въ ея внѣшней дѣятельности. Но еще ужаснѣе, несравненно ужаснѣе положеніе того человѣка, который попускаетъ духу злобы овладѣть своею душею, и сдѣлать ее рабою грѣха, рабою діавола. Овладѣвая тѣломъ человѣка, и даже связывая душу его узами — не рабства нравственнаго, грѣховнаго, а узами недуга какъ-бы естественнаго, — духъ злобы подвергаетъ и душу и тѣло страшнымъ мукамъ, но не влечетъ ихъ тѣмъ самымъ къ погибели; напротииъ, часто чрезъ изможденіе плоти бѣсноватаго спасается его духъ (1 Кор. 5, 5), хотя и онъ страдаетъ вмѣстѣ съ плотію. Но горе человѣку, душею котораго овладѣваетъ духъ злобы, порабощая человѣка грѣху, нечестію. Сатана, при такихъ условіяхъ, входя въ человѣка (Іоан. 13, 27), ведетъ его сначала, какъ привелъ онъ Іуду, къ грѣху, часто къ злодѣянію, а потомъ — къ отчаянію и погибели. Да избавитъ Господь и тѣло каждаго изъ насъ отъ овладѣнія духомъ злобы; но особенно да избавитъ Онъ души наши отъ овладѣнія исконнымъ человѣкоубійцею — діаволомъ! Бѣснованіе — ужасно; но овладѣніе духа злобы душею и ужасно, и весьма часто, большею частію погибельно. Нужно зорко слѣдить за тѣмъ, чтобы духъ злобы не овладѣлъ нашею душею черезъ грѣхъ; нужно молить Бога объ избавленіи насъ отъ этого несчастія. И при первыхъ же поползновеніяхъ духа злобы овладѣть нами нравственно, при первыхъ же обнаруженіяхъ его гибельнаго вліянія на нашъ духъ, мы должны стараться, при помощи Божіей, свергнуть съ себя его власть, освободиться отъ его тиранства.

Къ счастію нашему и благу, Промыслъ Божій не оставилъ насъ безъ указаній и руководства, при разрѣшеніи нами вопроса о томъ, не начинаетъ ли овладѣвать, или уже не овладѣлъ ли нашимъ духомъ духъ злобы, и вмѣстѣ безъ указанія средствъ къ освобожденію нашей души отъ духа злобы, овладѣвшаго нами или только еще старающагося нами овладѣть. Между прочимъ страшныя проявленія, обнаруженія бѣснованія могутъ служить для насъ наилучшими указаніями при опредѣленіи того, не овладѣлъ ли духъ злобы нашими душами; потому что бѣснованіе духовное, нравственное, грѣховное, должно естественно проявляться, обнаруживаться въ дѣйствіяхъ, подобныхъ проявленіямъ бѣсновавія тѣлеснаго. А средства къ изгнанію изъ себя духа злобы Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ указалъ въ молитвѣ и постѣ (Марк. 9, 29).

Евангельское повѣствованіе говоритъ о слѣдующихъ проявленіяхъ бѣснованія, которымъ страдалъ исцѣленный Господомъ бѣсноватый юноша: онъ страдалъ глухотою и нѣмотою; былъ повергаемъ діаволомъ на землю; былъ терзаемъ и мучимъ такъ, что испускалъ пѣну, скрежеталъ зубами и оцѣпенѣвалъ; былъ бросаемъ въ огонь и въ воду. Подобныя этимъ проявленіямъ бѣснованія должны быть и проявленія того страшнаго бѣснованія духовнаго, которому подвергается человѣкъ при нравственномъ овладѣніи его душею духа злобы.

Бѣсноватый отрокъ былъ пораженъ нѣмотою и глухотою. Величайшее лишеніе, величайшее несчастіе! Какъ естественно именно духу злобы быть виновникомъ этого несчастія! Нѣмота лишаетъ человѣка одного изъ высшихъ даровъ Божіихъ — дара слова, такъ явно и существенно отличающаго человѣка отъ всѣхъ другихъ тварей видимаго міра, и возвышающаго его надъ животными. Она лишаетъ человѣка дара, дающаго ему возможность прославлять Творца своего, молитвенно бесѣдовать съ Нимъ, и имѣть наилучшее общеніе оъ подобными себѣ, — изрекать слова мудрости, истины и любви. Глухота отнимаетъ у человѣка одно изъ лучшихъ средствъ къ совершенствованію, къ пріобрѣтенію познаній и расширенію круга ихъ. Развитіе человѣка, начиная съ пробужденія въ немъ самосознанія, возможное только при общеніи съ подобными ему людьми, при заимствованіи отъ нихъ новыхъ познаній и обмѣнѣ съ ними мыслями, весьма много зависитъ отъ слуха, отъ усвоенія сокровищъ человѣческаго знанія чрезъ слухъ. Всего этого лишаетъ человѣка глухота. Она лишаетъ человѣка и всѣхъ тѣхъ радостей и наслажденій, которыя доставляютъ человѣку человѣческое слово, человѣческое пѣніе, вообще пріятные, сладостные звуки. Врагъ человѣка — діаволъ, болѣе всего нежелающій того, чтобы человѣкъ былъ человѣкомъ, чтобы онъ могъ славить своего Творца словомъ, обогащаться знаніями, облагороживаться, быть истинно счастливымъ, — лишаетъ человѣка, которымъ овладѣваетъ, двухъ великихъ даровъ Божіихъ — дара слова и слуха, дѣлаетъ его нѣмымъ и глухимъ. Это проявленіе бѣснованія ясно говоритъ намъ, что, если нашъ духъ страдаетъ чѣмъ либо подобнымъ нѣмотѣ и глухотѣ, то имъ или уже огладѣлъ, или начинаетъ овладѣвать духъ злобы. Что же, братіе и сестры, не страдаемъ ли мы духовною нѣмотою и глухотою? Кь несчастію страдаемъ и тяжко страдаемъ. Какъ много между нами такихъ, которые боятся упоминать о Богѣ, страшатся и стыдятея призывать имя Его, прославлять величіе существа и дѣлъ Его! Какъ многіе избѣгаютъ всякихъ бесѣдъ богоугодныхъ, чистыхъ, нравственныхъ! Кто-то какъ будто связываетъ языкъ ихъ, когда они вздумали бы сказать что нибудь о Богѣ и дѣлахъ Его, и не даетъ имъ говорить. Какъ многіе не хотятъ слышать слово Божіе, и, слушая его, не слагаютъ въ сердцѣ своемъ. Рѣчи и бесѣды, самыя пустыя, слова гнилыя, пріятнѣе для нихъ словесъ Божіихъ, которыя слаще меда и сота. Такъ безслѣдно и безплодно касается ихъ слуха слово Божіе, что какъ будто они поражены глухотою духовною. Эта нѣмота и глухота души не есть ли глухота и нѣмота, причиняемая намъ духомъ злобы? Не служитъ ли она свидѣтельствомъ того, что духъ зла овладѣлъ нашею душею? Ахъ! поспѣшимъ избавиться отъ власти діавола, уже успѣвшей проявиться такъ гибельно!...

Бѣсноватый повергаемъ былъ діаволомъ на землю. Злому духу ненавистенъ, невыносимъ человѣкъ, твердо стоящій на ногахъ, съ выпрямленнымъ станомъ, съ обращенными къ небу головою и лицемъ. Этотъ видъ человѣка напоминаетъ діаволу объ общеніи, союзѣ человѣка съ небомъ, о его стремленіи къ нему, о стремленіи и нравственно также возвышаться надъ сею видимою тварію, какъ онъ возвышенъ надъ нею по своей природѣ. Діаволъ желаетъ, чтобы человѣкъ уподоблялся животному неразумному и даже падалъ ниже его, — не склонялся только головою своею къ землѣ, но всѣмъ тѣломъ своимъ повергался на землю. Особенно желаетъ духъ злобы, чтобы человѣкъ уподоблялся, по внѣшнему своему положенію, змѣѣ, осужденной самимъ Богомъ пресмыкаться по землѣ. И вотъ, овладѣвши человѣкомъ, онъ повергаетъ его на землю. Подобнымъ же образомъ проявляется и то бѣснованіе, которымъ начинаетъ недуговать человѣкъ, по овладѣніи его душею духа злобы. И какъ во многихъ христіанахъ замѣчаются признаки нравственнаго бѣснованія! Не бѣснованіе ли это, когда человѣкъ, вмѣсто того, чтобы, препоясавъ чресла свои истиною и облекшись въ броню нравственности и праведности (Ефес. 6, 14), твердо стоять на пути добра, и, все преодолѣвъ, устоять въ немъ (13), — падаетъ въ бездну грѣха? Не бѣснованіе ли это, когда человѣкъ, расторгая чрезъ грѣхъ союзъ съ Богомъ, порабощаетъ себя діаволу и начинаетъ совершать дѣла темныя? Не бѣснованіе ли это, когда человѣкъ вмѣсто того, чтобы поддерживать и возвышать достоинство своей природы жизнію разумною, святою, богоугодною, предается низкимъ порокамъ, плотоугодію, ставящему его ниже самихъ животныхъ, когда онъ пресмыкается и жалитъ ближняго подобно змѣѣ? Да; душами людей, подобнымъ образомъ живущихъ, овладѣлъ или овладѣваетъ духъ злобы, и нужно немедленно принять мѣры къ освобожденію ихъ отъ власти діавола.

Духъ злобы терзалъ бѣсноватаго, съ такою силою повергалъ его на землю, что онъ испускалъ изъ рта своего пѣну, скрежеталъ зубами и оцѣпенѣвалъ. Пѣна и скрежетъ зубовъ — проявленіе одновременно и крайняго безсилія, страданія, изнеможенія и, съ другой стороны, — озлобленія, ожесточенія — соединялись въ бѣсноватомъ и — все заканчивалось оцѣпененіемъ, какъ-бы смертію. Нѣчто подобное этимъ страшнымъ проявленіямъ бѣснованія замѣчаемъ мы и въ жизни и дѣлахъ многихъ людей, и — не можемъ не видѣть въ этомъ нравствеянаго бѣснованія. Какъ часто въ человѣкѣ, раздраженномъ неуспѣхами, неосуществленіемъ своихъ плановъ, обуреваемомъ ненавистію и злобою — соединяются безсиліе, изнеможеніе съ яростію и заканчиваются полнымъ оцѣпененіемъ его для жизни христіанской, для дѣлъ любви! Какъ часто пресыщенный, грубый порокъ истощаетъ всѣ силы человѣка не только для дѣятельности доброй, но и для дѣлъ порочныхъ, и — какъ неистовствуетъ тогда человѣкъ, при сознаніи своей немощи, своего безсилія, пока не заканчивается все нравственнымъ оцѣпененіемъ, или даже полною смертію! Какъ часто до изнеможенія трудится человѣкъ надъ устроеніемъ своего счастія и высокаго положенія средствами недобрыми; какъ часто впадаетъ, подъ тяжестію неудачъ, въ совершенное отчаяніе и, — съ яростію и ожесточеніемъ противъ всѣхъ и всего, совершаетъ окончательный разрывъ съ добромъ, съ нравственнымъ долгомъ, окончательно гибнетъ! Здѣсь нельзя не видѣть нравственнаго бѣснованія, овладѣнія нашею душею со стороны діавола.

Духъ злобы часто бросалъ бѣсноватаго отрока въ огонь и въ воду, чтобы его погубить. Какъ виновникъ появленія въ человѣчествѣ смерти, діаволъ — врагъ жизни, другъ смерти, уничтоженія. Его тяготитъ зрѣлище даже той печальной, кратковременной жизни, которая оставлена человѣку Богомъ для покаянія и исправленія; онъ старается немедленно, насильственно лишить жизни человѣка, которымъ онъ овладѣлъ. Онъ старается прекратить его жизнь смертію, соеднненною съ тяжкими страданіями, — или попалить, испепелить его огнемъ, или утопить его въ водѣ. Подобнымъ же образомъ дѣйствуетъ діаволъ и въ тѣхъ людяхъ, душами которыхъ онъ овладѣваетъ; такъ что нѣкоторыя проявленія нравственной жизни извѣстныхъ людей явно указываютъ на ихъ духовное, нравственное бѣснованіе... Посмотрите на людей, въ которыхъ яростно горитъ пламень страстей, уничтожая всѣ преграды къ обузданію ихъ и самую душу и тѣло ихъ испепеляетъ: не духъ ли это злобы, овладѣвши ихъ душею, повергаетъ ихъ въ этотъ пламень, съ цѣлію погубить ихъ? Посмотрите на людей лжемудрыхъ, которые своимъ холоднымъ разсудкомъ съ его заблужденіями и лжемудрованіями, колеблютъ и отвергаютъ одну истину за другою — до коренной истины бытія Божія, колеблютъ всѣ правила нравственности, всѣ убѣжденія, и, разрушивши твердое основаніе нравственной жизни своей и другихъ людей, заключающееся въ вѣрѣ и законѣ Христовомъ, и сами опираются и другихъ научаютъ опираться въ своей жизни на неустойчивыхъ, какъ вода, мнѣніяхъ и правилахъ человѣческихъ: не повергъ ли ихъ духъ злобы въ эту мутную воду лжеученія? Не онъ ли ведетъ ихъ къ погибели, ввергнувъ ихъ въ пучину невѣрія, лжевѣрія, распущенной жизни? Да; здѣсь видна рука духа злобы; нужно поспѣшить устранить эту подавляющую, потопляющую руку, и изъ бездны лжеученія, изъ пламени страстей выйти въ безопасное мѣсто, — въ положеніе, свободное и отъ огня страстей, и отъ воды лжемудрованія.

Но какъ обезопасить свою душу отъ овладѣнія ею бѣсовскаго, и какъ изгнать изъ нея духа злобы, если онъ успѣлъ овладѣть нашею душею и понуждаетъ ее къ нравственному, грѣховному бѣснованію? Есть ли благонадежныя средства къ обезопашенію своей души отъ вторженія въ нее духа злобы и къ освобожденію себя отъ врага нашего спасенія, успѣвшаго овладѣть нами?

Благодареніе Богу, средства къ достиженію этой цѣли есть, и — вполнѣ благонадежныя, указанныя Самимъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. По изгнаніи изъ бѣсноватаго духа глухаго и нѣмаго, Господь сказалъ апостоламъ, немогшимъ изгнать бѣса: сей родъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста (Марк. 9, 29). Итакъ молитва и постъ: — вотъ тѣ средства, при помощи которыхъ мы можемъ избавиться отъ обстоянія и обладанія бѣсовскаго.

Молитва, уже тѣмъ самымъ, что приводитъ насъ въ благодатное общеніе съ Богомъ, одинъ видъ Котораго страшенъ для демоновъ, отгоняетъ отъ насъ духовъ злобы. И чѣмъ настоятельнѣе и искреннѣе мы молимся, тѣмъ полнѣе освобождаемся мы отъ демонскаго обстоянія и обладанія. Такъ, прежде всего, молитва разрѣшаетъ узы нашего нѣмотствованія, разверзая наши уста и нашу душу для прославленія Бога и благодаренія Богу, для испрошенія Его милостей, для бесѣды съ Богомъ. Затѣмъ подобно тому, какъ и въ обыкновенномъ быту, ведя бесѣду съ другимъ, человѣкъ старается и самъ напрягать свой слухъ и внимательно слушать другихъ, — молящійся разверзаетъ свой слухъ для слышанія Бога, глаголющаго его духу и какъ во время молитвы, такъ и послѣ нея дѣлается внимательнымъ къ слову Божію, къ внушеніямъ св. Церкви, ко всякой бесѣдѣ душеспасительной. Духовный слухъ человѣка разверзается; глухота его разрѣшается... Далѣе молитва отрываетъ духъ человѣка отъ земли, къ которой влечетъ діаволъ, освобождаетъ его отъ земныхъ, грѣховныхъ пристрастій, отъ погруженія въ безднѣ грѣховной, отъ пресмыканія во грѣхѣ, и устремляетъ духъ его и всѣ его помыслы къ небу, къ Богу. Пламенно молящійся, какъ бы окрыленный, возвышается надъ землею, забываетъ ее съ ея благами, живетъ небомъ и на небѣ, живетъ съ Богомъ. Молитва какъ бесѣда съ Богомъ мира, любви, успокоиваетъ нашу душу, усмиряетъ страстныя движенія, погашаетъ пламень ихъ и неустойчивыя какъ вода мудрованія ума нашего замѣняетъ въ насъ вѣчною, непоколебимою истиною. Такъ мало по малу, при помощи молитвы, исчезаютъ проявленія бѣснованія духовнаго. А удержится ли въ душѣ человѣка духъ злобы, когда человѣкъ пламенно помолится Богу о избавленіи своей души отъ овладѣвшаго ею врага нашего спасенія и когда Господь, по молитвѣ духовно-страждущаго, скажетъ и теперь духу злобы тоже, что Онъ сказалъ духу овладѣвшему бѣсноватымъ: духъ нѣмый и глухій! Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него (Марк. 9, 25)!

Такое же, какъ молитва, дѣйствительное средство къ избавленію отъ духа глухаго и нѣмаго и — постъ. Въ обыденной жизни, — когда мы способны къ умному разговору, къ умной бесѣдѣ и къ слушанію важныхъ, полезныхъ рѣчей? — Не тогда ли, когда мы не пресыщены, когда наши сердца не отягчены объяденіемъ и пьянствомъ, и когда, вслѣдствіе воздержанія, голова наша свѣжа? Если жъ это такъ; то и для разрѣшенія нашего нѣмотствованія и глухоты духовной однимъ изъ лучшихъ средствъ служитъ постъ, дѣлающій насъ наиболѣе способными и къ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ, и къ слушанію слова Божія. Далѣе, постъ служитъ наилучшимъ условіемъ и нашего духовнаго паренія, возношенія надъ землею и ея приманками, духовнаго устремленія къ небу, къ Богу. Пресыщеннаго бремя пищи и питія клонитъ, приковываетъ къ землѣ, омрачаетъ, усыпляетъ духъ; а постъ дѣлаетъ людей боговидцами, подобно Моѵсею и Иліи. Пресыщаться — значитъ вливать масло въ огонь страстей, особенно плотскихъ; пресыщаться значитъ налагать на душу, на умъ нашъ новую тяжесть, могущую ускорить наше нравственное потопленіе въ водѣ лжемудрованія и нечестивыхъ правилъ. Постъ погашаетъ пламень страстей; постъ дѣлаетъ человѣка способнымъ ходить по пучинамъ лжемудрованія, — безвредно приражаться къ заблужденію и нечестію и отражать ихъ Христовою истиною и закономъ Христовымъ... Да, молитва и постъ — благонадежнѣйшія средства къ отраженію отъ нашихъ душъ духа злобы, къ изгнанію его изъ душъ, которыми овладѣлъ онъ.

Молитесь и поститесь, братіе и сестры, да не внидете въ напасть бѣсовскаго обстоянія и обдержанія! Нынѣ время особенно благопріятно для подвиговъ молитвы и поста; нынѣ церковь особенно усиленно зоветъ насъ къ нимъ, и сама съ нами проходитъ подвиги усиленной молитвы и поста усиленнаго. Молитесь и поститесь, пока время особенно къ тому благопріятно, да не внидете въ напасть со стороны духовъ злобы. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 18 марта 1873 года въ Кишиневскомъ Каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи Павла, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго. Томъ 1-й. — [СПб., 1879.] — С. 319-329.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0