Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.)
Рѣчь при погребеніи законоучителя первой гражданской гимназіи протоіерея Александра Ѳеодоровича Орлова, сказанная 10 сентября 1870 года въ концѣ отпѣванія.

Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща!

Поразительна и полна глубокаго назиданія, братія и сестры, внезапная кончина усопшаго собрата и сослужителя нашего! Какъ живо чувствуется при этомъ гробѣ, что и на каждаго изъ насъ можетъ внезапно найти страшный часъ смерти, и быть можетъ, многихъ изъ насъ встрѣтитъ неготовыми предстать съ добрымъ отвѣтомъ на страшномъ судилищѣ Христовомъ! Съ какою силою этотъ гробъ внушаетъ намъ постоянное памятованіе о часѣ смертномъ и христіанское приготовленіе къ срѣтенію Жениха и Судіи нашего, Господа Іисуса Христа! Вотъ, по видимому, достаточно здоровый и сильный для того, чтобы священнодѣйствовать, почившій собратъ нашъ приступаетъ къ совершенію богослуженія, совершаетъ бóльшую часть его, и внезапно, не кончивъ начатаго имъ святаго дѣла, переходитъ изъ временной жизни въ вѣчную. Женихъ душъ нашихъ приходитъ къ нему въ полунощи, — внезапно — и поемлетъ его съ собою изъ здѣшняго дольнаго міра въ обители небесныя.

Уповаемъ, братія, что — въ обители небесныя! Въ этой внезапной кончинѣ собрата нашего данъ поразительный, строгій урокъ духовнаго бодрствованія, конечно, только намъ живущимъ. Самъ почившій, вѣруемъ, блаженъ и во внезапной кончинѣ своей. Не въ успокоительное ли для насъ свидѣтельство того, что Божественный Женихъ, и явившись внезапно, обрѣлъ раба своего бдящимъ, воззвалъ Онъ почившаго къ Себѣ въ то время, когда собратъ нашъ молитвенно совершалъ бдѣніе всенощное? Вся жизнь почившаго ручается намъ за то, что онъ помнилъ послѣдняя своя и постоянно помышлялъ о часѣ смерти и о жизни вѣчной.

Если бы наша мысль стала искать священнослужителя, достойнаго своего высокаго служенія, — священнослужителя благоговѣйнаго, важнаго и строгаго безъ гордости и жесткости, глубоко вѣрующаго и строго нравственнаго, возбуждающаго любовь и уваженіе и по своимъ личнымъ достоинствамъ, и по своему служенію: то она смѣло и радостно могла бы остановиться на почившемъ, какъ на священнослужителѣ, совмѣщавшемъ въ себѣ всѣ изчисленныя нами добрыя качества. Внѣшній видъ почившаго, его движенія, бесѣды, писанія, поступки, — все свидѣтельствовало о благоговѣйномъ, важномъ пастроеніи души его, о любви его къ размышленіямъ и созерцаніямъ чистымъ, святымъ, къ наблюденіямъ и урокамъ жизни назидательнымъ. Одинъ внѣшній видъ его — безъ словъ и увѣщаній — уже назидалъ и располагалъ другихъ къ серьезности и степенности. Особенно благоговѣйнымъ и чистымъ настроеніемъ, конечно, проникался духъ его въ святыя и торжественныя минуты священнодѣйствія. Какъ же не думать, что, переселившись изъ временной жизни въ вѣчную въ минуты священнодѣйствія, онъ явился въ міръ загробный съ благоговѣйною настроенностію души? Какъ не думать, что онъ явился здѣсь не страннымъ и пришельцемъ, но приснымъ Богу и сожителемъ святымъ (Ефес. 2, 19), явился въ мірѣ, не чуждомъ ему, а родномъ и любимомъ?..

Трудолюбіе и добросовѣстность служебная отличали усопшаго во всю его жизнь, во всѣхъ мѣстахъ его служенія. Не по мѣрѣ только силъ, но нерѣдко и выше мѣры противъ силъ своихъ, трудился онъ при исполненіи своего долга, рабомъ вѣрнымъ и усерднымъ былъ онъ у Господа Бога своего. Самая болѣзнь, какъ можно судить по внезапной кончинѣ его среди исполненія своего долга, не удерживала его отъ служебныхъ трудовъ своихъ. Особенно любилъ онъ службу Божію; онъ пѣлъ Богу своему, доколѣ жилъ (Псал. 103, 33). Возвышенная пѣснь Богоматери, въ которой Она прославляла предъ св. Елисаветою Бога Спаса своего, призрѣвшаго на смиреніе рабы своей, и сотворившаго Ей величіе быть Матерію Господа (Лук. 1, 40-53), была послѣднею пѣснію, послѣднимъ словомъ въ этомъ мірѣ смиреннаго и трудолюбиваго священнослужителя. Не усладилась ли Господу, которому онъ пѣлъ, доколѣ жилъ, бесѣда его (Псал. 103, 33-34)? Не воздастъ ли Онъ почившему, за всѣ труды жизни его и за трудъ прославленія Господа, вѣчнымъ покоемъ и неизреченною радостію — вѣчно воспѣвать съ ликами святыхъ пресвятое и великолѣпное имя Отца и Сына и Святаго Духа?

Какая кротость, какое незлобіе и смиреніе отличали усопшаго во всей его жизни, во всѣхъ сношеніяхъ съ ближними! Вотъ, подлинно, онъ надломленной трости не переломилъ, и льна курящагося не угасилъ (Матѳ. 12, 29). Своею внезапною смертію не въ первый ли, быть можетъ, разъ онъ привелъ другихъ въ смятеніе, потрясъ, поразилъ? Но и въ поразительномъ концѣ жизни его, какъ вѣрно сохранился и отразился характеръ всей его жизни! Урокъ духовнаго бодрствованія данъ имъ грозный и поразительный. Такъ, необычайно грозенъ урокъ; но обычно кротокъ дающій его! Чѣмъ и какъ поразилъ онъ насъ? Тѣмъ, что внезапно смежилъ очи свои, и смерть наложила мертвое молчаніе на уста его. Не наслѣдуетъ ли кроткій собратъ нашъ блаженства, кроткимъ обѣщаннаго?

Не скорбите же, любящіе и чтущіе память почившаго; не смущайтесь внезапною смертію его! Умереть среди совершенія дѣла святаго: это прекрасная, вожделѣнная смерть!

Не скорбите, не плачьте, осиротѣвшія дѣти, о томъ, что не слышали послѣдняго завѣта, не получили послѣдняго, предсмертнаго благословенія вашего отца! Его завѣтъ вамъ — вся его честная, прекрасная жизнь. Что, кромѣ благословеній, могли изречь вамъ, и въ послѣдніе часы жизни, эти кроткія уста, всегда отверзавшіяся для благословеній вамъ? Конечно, полная любви къ вамъ мысль его благожелательно останавливалась на васъ, когда онъ приступалъ къ богослуженію, въ пѣспопѣніяхъ и евангеліи котораго съ такою силою, такъ умилительно высказываются трогательнѣйшія материнскія чувства трехъ святыхъ матерей: св. Приснодѣвы-Богоматери, св. Анны и св. Елисаветы.

Дадимъ, братія, послѣднее цѣлованіе умершему, и будемъ постоянно просить у Господа добраго отвѣта на страшномъ судищѣ Христовомъ и почившему и намъ самимъ, когда Господь призоветъ насъ къ Себѣ! Будемъ готовиться къ вѣчности доброю, святою жизнію, и стараться о томъ, чтобы Господь, пришедши къ намъ, обрѣлъ насъ бдящими. Аминь.

Источникъ: Протоіерей Александръ Ѳеодоровичь Орловъ. (Некрологъ). // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1870. — Томъ IV. — С. 303-305.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0