Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архіеп. Парѳеній Чертковъ († 1853 г.)
Первое слово предъ присягою на безпристрастный выборъ Судей.

И почто въ семъ храмѣ Господнемъ, въ мѣстѣ селенія славы Божіей, почто столь многочисленное, блистательное, великоименитое Сословіе? — Вотъ, и мечи при бедрахъ — почесть или доблести подвизавшейся за благо отечества противу враговъ внѣшнихъ, или правды, поборающей по истинѣ противу коварства въ огражденіе мирныхъ гражданъ! Вотъ, и блистающія на персяхъ отличія — стяжаніе достохвальныхъ заслугъ, или тяжкихъ, кровавыхъ подвиговъ! Почто весь сей блескъ знаменитости, достоинствъ и благородства? — Но для чего вопрошаю? Се крестъ Святый и Евангеліе — наидрагоцѣннѣйшій залогъ всемірнаго Искупителя! Такъ, здѣсь должны быть произнесены клятвенные обѣты; — должны: ибо кончилось трехлѣтнее поприще призванныхъ на дѣло общеполезнаго служенія, и чреда — вступить на подобное поприще тѣмъ, на коихъ падетъ жребій избранія. Но для чего клятвенные обѣты? Уже ли честь, долгъ и совѣсть не достаточны къ утвержденію истины въ безпристрастномъ и нелицепріятномъ избираніи? для чего? —

Клятва не есть вымыселъ человѣческаго ума, или дальновидной политики. Во всѣ времена и у всѣхъ просвѣщенныхъ народовъ она была священнѣйшимъ долгомъ. Начало ея и установленіе истекаетъ отъ Высочайшаго, Вседержавнаго Законодавца. Изрекши устами Пророка сію непрерѣкаемую святую волю: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому Единому послужиши, и къ Нему прилѣпишися, приложилъ Онъ и сію заповѣдь: и именемъ Его клянешися (Втор. 6, 13). Убо сколь непремѣнна обязанность благоговѣть предъ Господемъ, яко Вездѣсущимъ, Всевѣдущимъ, и вся Собою исполняющимъ, служить Ему, какъ Создателю и Верховному Владыкѣ всяческихъ, всѣмъ сердцемъ любить Его, яко Бога сердца нашего, яко Отца щедротъ, и Бога всякія утѣхи: столь же непремѣнная обязанность — запечатлѣвать свидѣтельство истины святѣйшимъ Его именемъ.

Нужны ли примѣры? Кто былъ праведнѣе Авраама, отца вѣрующихъ, когда Самъ Господь благоволилъ именовать Себя Богомъ Авраамовымъ? Кто былъ угоднѣе Богу Вождя Израилева и Пророка Моѵсея, удостоившагося бесѣдовать съ Нимъ лицемъ къ лицу, и нареченнаго Боговидцемъ? Кто былъ любезнѣе Господу Давида, избраннѣйшаго изъ всѣхъ Царей земныхъ? — но и сіи святѣйшіе мужи, когда требовала важность дѣла, клялись Господемъ Богомъ небесе и Богомъ земли (Быт. 24, 3).

Да умолкнетъ мудрованіе, будто бы клятва несовмѣстна съ благороднымъ духомъ, съ истинною честію и съ правою совѣстію! Напротивъ, она освящаетъ, она печатлѣетъ ихъ, и полагаетъ конецъ всякому прерѣканію, всякому недовѣрію, по слову Божію: всякому прекословію въ подтвержденіе истины кончина клятва есть (Евр. 6, 16). Къ чести Россіянъ вѣрность и правота совѣсти были ихъ отличительнымъ характеромъ. Вмѣсто тяжкой отвѣтственности и наказанія наши предки тому угрожали однимъ безславіемъ и стыдомъ, на кого падало подозрѣніе въ несоблюденіи вѣрности: Да будетъ тому стыдно. Такъ! — ты благороденъ, и добросовѣстенъ, ты дорожишь своею честію; но тебѣ не вѣрятъ. Чѣмъ же удостовѣришь подозрѣвающаго, какъ не призваніемъ во свидѣтельство твоей вѣрности Всевысочайшаго Имени, какъ не клятвою? И какое сильнѣе, какое разительнѣе можетъ быть для тебя побужденіе къ соблюденію истины и правоты? Такъ Великій Князь Владиміръ Мономахъ, благопоспѣшный распространитель сего Града, ему соименитаго, въ назидательномъ завѣщаніи дѣтямъ своимъ внушая, чтобы утверждая клятву крестнымъ цѣлованіемъ, не преступали оныя, подалъ имъ собою убѣдительный примѣрь вѣрности въ храненіи клятвы: Братья сказали мнѣ: изгонимъ Ростиславичей, и возьмемъ ихъ область; или ты, намъ не союзникъ? но я отвѣтствовалъ: не могу забыть крестнаго цѣлованія [1]. Такъ Смоленскій Князь Мстиславъ Давыдовичь, учинивъ договоръ съ иноплеменными, заключилъ оный угрозою прещенія Божія: кто изъ Россіянъ или Нѣмцевъ нарушитъ нашъ уставъ, будетъ противенъ Богу [2]. Вотъ сколь важны, сколь святы были и должны быть клятвенные обѣты для незазорной совѣсти, для благороднаго духа! —

Но не видимъ ли, скажетъ оскорбленное неправдою прямодушіе, не знаемъ ли изъ опытовъ, что клянущіеся Именемъ Божіимъ не рѣдко дѣйствовали, и дѣйствуютъ не по правдѣ, а по движенію страстей, или корысти и честолюбія, или лицепріятія, или ненависти? Ахъ! кого обманетъ предатель истины? Собратій своихъ? Нѣтъ! они преслѣдуютъ его укоризнами и презрѣніемъ. Могу ли быть съ тобою въ одномъ мѣстѣ, говорилъ Великій Князь Мстиславъ Изяславичь матери Князя Владиміра Мстиславича, могу ли, когда сынъ твой смѣется надъ святостію крестныхъ обѣтовъ? Вельможи, продолжаетъ исторія, устыдились повиноваться клятвопреступнику [3]. Гнушаясь самъ собою, отверженный всѣми, несчастный обратился къ Святому и Благовѣрному Князю Андрею Боголюбскому; сей далъ ему убѣжище, но не хотѣлъ видѣть. Обманываетъ ли Бога, ложно призывающій Его во свидѣтели? но Онъ Сердцевѣдецъ. Очи Его на всѣхъ путехъ: ни сокровенна отъ лица Его беззаконія (Іер. 16, 17). Рано ли, поздо ли, но открывается гнѣвъ Божій съ небесе на всякое нечестіе и неправду человѣковъ (Рим. 1, 18). — Не великъ былъ крестъ [4], говорилъ съ посмѣяніемъ Князь Галицкій Владимірко посланному отъ Великаго Князя Изяслава боярину, который напоминалъ о клятвѣ, запечатлѣнной крестнымъ цѣлованіемъ; не великъ былъ Крестъ, возразилъ ему посолъ, но сила онаго велика; и, вѣроломный, пользуясь совершеннымъ здравіемъ, постигнутъ былъ внезапною смертію. Богъ нашъ есть Богъ отмщеній (Псал. 93, 1): судьбы Его бездна многа (Псал. 35, 7). Долготерпѣливъ? но долготерпѣніе Его для нераскаянныхъ усугубляетъ тяжесть наказанія. Клятвы лживыя не любите; зане вся сія возненавидѣхъ, глаголетъ Господь Вседержитель (Зах. 8, 17).

И такъ, Почтеннѣйшее Сословіе, познавъ важность клятвенныхъ обѣтовъ, устройте сердца ваши ко истинѣ; заставьте умолкнуть страсти недостойныя истинной чести, и благородства; одушевитесь правотою совѣсти, и въ чувствѣ страха Божія, въ чувствѣ глубочайшаго благоговѣнія къ Сердцевѣдцу, призирающему на ваши клятвы, клянитесь; Благодать же Божія да будетъ съ вами! Аминь.

Говорено 17 дня, Декабря 1826 года.

Примѣчанія:
[1] Истор. Росс. Госуд. Томъ II, стр. 162.
[2] Росс. Ист. Томъ III. стр. 214.
[3] Ист. Росс. Госуд. Томъ II. стр. 310-311.
[4] Ист. Росс. Госуд. Томъ II. стр. 262-263.

Источникъ: Слова на случай выборовъ по Владимірской Губерніи Чиновниковъ, при собраніи Владимірскаго Дворянства, говоренныя Владимірскаго Архіерейскаго Дома въ Хрісторождественской церкви Епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ и Кавалеромъ Парѳеніемъ. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1827. — С. 3-9.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0