Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Палладій Раевъ († 1898 г.)
Слово при вступленіи на С.-Петербургскую паству, произнесенное въ Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ, 21-го ноября 1892 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Спаситель рода человѣческаго Господь нашъ Іисусъ Христосъ, посылая святыхъ апостоловъ на всемірную проповѣдь Евангелія, сказалъ имъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ, долженствующимъ продолжать апостольское служеніе: якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы (Іоан. 20, 21).

Какъ преемникъ того же апостольскаго служенія, и въ семъ пастырскомъ моемъ пришествіи къ тебѣ, Богомъ ввѣренная духовному моему водительству чрезъ Благочестивѣйшаго Самодержца нашего, знаменитая паства царствующаго града, я слышу какъ бы тотъ же божественный гласъ, указующій мнѣ новый жребій пастырства въ странѣ сей и въ престольномъ градѣ семъ.

Съ тою же благоговѣйною преданностію указанію свыше, которая руководила мною въ неожиданныхъ перемѣнахъ жизни моей до сего времени, уповая на благодатную Божію силу, вся немощная врачующую и оскудѣвающая восполняющую, пріемлю, хотя не безъ смущенія въ сердцѣ, новую судьбу мою, новое сіе назначеніе. Да будетъ всегда и во всемъ всесвятая, премудрая и благая воля Небеснаго Пастыреначальника Господа Іисуса Христа, Который благоволилъ именовать Себя путемъ (Іоан. 14, 6) и дверью овцамъ двора (Іоан. 10, 7) великаго благодатнаго дома Своего.

По заповѣди Господа (Матѳ. 10, 12), я привѣтствовалъ врученную мнѣ отъ Него паству, при первомъ срѣтеніи нашемъ въ Святой Лаврѣ приснаго молитвенника и предстателя за страну сію святаго благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго. Теперь паки пастырски привѣтствую васъ, братіе, апостольскимъ привѣтствіемъ мира и благодати въ семъ главномъ святолѣпномъ храмѣ паствы. Миръ Христовъ и Божіе благословеніе Богохранимой паствѣ моей, — пастырямъ и пасомымъ въ ихъ неразрывномъ духовномъ союзѣ между собою. Благодать и миръ вамъ отъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа (Рим. 1, 7). Миръ вамъ да будетъ во всякомъ образѣ (2 Сол. 3, 16); благодать Божія да вселяется преизобильно въ сердцахъ нашихъ (Флп. 4, 7). Нынѣ въ знаменательный день праздника Введенія во храмъ Пресвятыя Дѣвы Богородицы, совершилъ я здѣсь божественную литургію, принесши первую безкровную жертву. Нынѣ Господь какъ бы вводитъ мое пастырство въ дѣло служенія новой паствѣ; нынѣ молитвеннымъ общеніемъ и принесенною мною въ таинствѣ Евхаристіи святѣйшею жертвою запечатлѣнъ союзъ пастыря съ пасомыми; нынѣ пріемлю я на стражу свою души ваши, да соблюдаю ихъ во имя Твое, Отче Святый, да ни едина отъ нихъ погибнетъ (Іоан. 17, 12). Нынѣ же, по долгу пастыря и учителя, я долженъ начать общеніе съ вами и словомъ благовѣстія. Чтó же возвѣщу въ назиданіе вамъ — людямъ отъ Господа порученнымъ пастырскому моему водительству?

Широка заповѣдь Господня зѣло (Псал. 118, 26); равно и долгъ пастырскій весьма разнообразенъ, и потребности нравственныя пасомыхъ необъятно обширны и многосторонни, особенно здѣсь въ центрѣ жизни и дѣятельности для всего великаго Отечества нашего, на нивѣ, воздѣланной и удобренной человѣческою мудростію. Съ чего же начну слово благовѣствованія? Какой изберу предметъ для перваго моего поученія?

Всѣ вы, возлюбленные братіе, по милости Божіей, рождены и воспитаны въ святой вѣрѣ Христовой; всѣ вы, скажу словами Апостола, — званія небеснаго причастницы, — сынове свѣта есте и сынове дне (1 Сол. 5, 5). А потому первое слово мое къ вамъ — о такомъ предметѣ, который наиболѣе близокъ и необходимъ вѣрующимъ во Христа, чадамъ свѣта, долженствующимъ ходить во всякой благостынѣ, и правдѣ, и истинѣ — именно объ освященіи Божественною истиною нашего ума, нашего сердца и всей нашей дѣятельности.

Отче Святый! Овяти ихъ во истину: слово Твое истина есть (Іоан. 17, 11. 17).

Въ сихъ словахъ Господа Іисуса Христа подъ истиною разумѣется Божественное Откровеніе, данное человѣку для его спасенія, вся истина, возвѣщенная свыше во всѣхъ ея образахъ и чистѣйшемъ ея видѣ; въ частности же святая вѣра Христова съ ея ученіемъ, спасительными таинствами и нравственными правилами. — Отъ полноты сердца желаю, чтобы вы, братіе, проникались и освящались этою Божественною истиною и прежде и паче всего утверждали ее въ умахъ и сердцахъ своихъ. — Вѣра Христова, вѣра въ Господа Спасителя нашего, какъ единаго Ходатая Бога и человѣковъ, вѣра въ Евангеліе Его, въ благодать Его и святыя таинства, есть основаніе нашей духовной нравственной жизни и спасенія, есть необходимое условіе къ наслѣдію Царства Небеснаго, къ которому мы призваны благоволеніемъ Бога Отца, уготованы крестною смертію и воскресеніемъ Сына Божія и освящены благодатію Святаго Духа. Вѣруйте во Евангеліе (Марк. 1, 16), — было первое слово Начальника и Совершителя спасенія нашего. Вѣруйте въ Бога и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1) — возвѣщалъ Онъ; вѣруяй въ Сына, имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 36); се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе Единаго Истиннаго Бога и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). Такъ же учить Господь заповѣдалъ и Своимъ Апостоламъ, которые въ своихъ посланіяхъ подробно и изъяснили необходимость вѣры, говоря, что праведный отъ вѣры живъ будетъ (Рим. 1, 17), что всѣ мы спасаемся чрезъ вѣру, и — сіе не отъ насъ, но Божій даръ (Ефес. 2, 8). А дезъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 5); безъ вѣры христіанинъ не христіанинъ, онъ носитъ одно только имя, безъ силы и значенія. — Правая же вѣра Христова, проповѣданная Апостолами, утвержденная святыми соборами, во всей чистотѣ и непререкаемой истинѣ сохраняется и преподается единою, святою соборною и апостольскою Церковію, т. е. церковію православною, которая есть, по ученію Апостола, столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15). Итакъ, братіе, просвѣщайте умы свои и освящайте сердца вѣрою и исповѣданіемъ святой Церкви православной, вѣрной хранительницы истины Христовой, удаляясь отъ всякихъ уклоненій, сомнѣній и колебаній и твердо соединяясь тождествомъ святыхъ убѣжденій облагодатствованнаго ума и чаяній христіанскаго сердца. Соединяясь другъ съ другомъ единою вселенскою истиною православной вѣры, мы, какъ часть цѣлаго состава Церкви, будемъ въ союзѣ со всѣми истинно вѣрующими, разсѣянными по всей вселенной, и съ Самимъ Господомъ — Главою Церкви. О такомъ единеніи Онъ Самъ молилъ Отца небеснаго: да вси едино будутъ, яко же Ты, Отче, во Мнѣ и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 21).

Но вѣра истинная есть вѣра благоплодная, исполненная дѣлъ чистой, пламенной любви къ Богу и ближнимъ, дѣлъ правды, благочестія, милосердія и всякой добродѣтели. Добрыя дѣла составляютъ необходимое проявленіе истинной вѣры, подобно тому, какъ древо доброе естественно творитъ плоды добры (Матѳ. 7, 17); и та вѣра, которая не проявляется въ соотвѣтственныхъ дѣлахъ, не есть дѣйствительная, живая. Вѣра безъ дѣлъ мертва есть, по-выраженію Апостола (Іак. 3, 26). Такимъ образомъ истина Христова, просвѣщая ваши умы и освящая ваши сердца, да выражается и во всей вашей нравственной жизни, во всемъ вашемъ поведеніи, во всѣхъ видахъ вашей дѣятельности.

И прежде всего да проникается общественная дѣятельность наша истинною благоговѣйною любовію и преданностію Державному Благоустроителю и Верховному Вождю Отечества — Благочестивѣйшему Монарху нашему, Великому Государю Императору Александру Александровичу, Престолу Котораго присуща въ самомъ широкомъ смыслѣ истина и правда. Будучи вѣрноподданными Царя своего, вмѣстѣ съ тѣмъ мы будемъ и истинными сынами Отечества на томъ мѣстѣ, гдѣ каждый изъ насъ поставленъ Промысломъ Божіимъ. И эта истина, которая свѣтло сіяетъ намъ съ высоты Престола, да освящаетъ и направляетъ всѣ наши дѣйствія на общую пользу. Да святится истина и правда въ высшихъ членахъ общества, призванныхъ устроять общее благо просвѣщеннымъ умомъ, добрымъ примѣромъ и данною имъ властію. Да руководятся истиною начальствующіе въ вѣрности закону и долгу: подчиненные — въ уваженіи поставленныхъ надъ ними властей и въ усердномъ исполненіи своихъ обязанностей, воздавая всѣмъ должное. Судящіе — да творятъ судъ въ истинѣ и правдѣ, помня, что они не человѣческій творятъ судъ, но Господень (2 Пар. 19, 6) и что есть на небеси общій для всѣхъ Судія. Призванные трудиться въ вертоградѣ Господнемъ, пасти духовное стадо, да ревнуютъ истиною о спасеніи ввѣренныхъ имъ душъ, да являютъ себя истинными провозвѣстниками вѣры и благочестія, словомъ и примѣромъ; пасомые да водятся истиною въ послушаніи пастырямъ, слѣдуя духовному руководительству ихъ. Наставники и воспитатели юношества и всѣ дѣятели науки, имѣйте въ умѣ и сердцѣ Того, Который есть источная Истина (Іоан. 14, 6), въ Которомъ суть вся сокровища премудрости и разума сокровена (Кол. 2, 3) и отъ лица Котораго исходитъ познаніе и разумъ (Прит. 2, 6); истина Христова да освящаетъ вашъ умъ и ваше сердце, и тогда дѣятельность ваша принесетъ плодъ многъ на пользу отечественнаго просвѣщенія и воспитанія юношества. Продающіе и куплю дѣющіе истинствуйте въ правдѣ и честности, трудящіеся и дѣлающіе — воодушевляйтесь истиною и правдою въ успѣхѣ благаго дѣланія и въ обильномъ плодѣ труда праведнаго. И тѣмъ усерднѣе мы должды желать и искать истины и проникаться ею, тѣмъ пламеннѣе молить Господа объ освященіи насъ ею, что въ наши дни шатанія умовъ и распущенности нравовъ чувствуется и возбуждаетъ справедливыя жалобы ослабленіе, а по мѣстамъ и совершенное исчезновеніе добрыхъ нравственныхъ свойствъ, — правды, честности и искренности. Да святятся же истиною всѣ общественные дѣятели, чтобы быть достойными званія, въ неже призваны (Ефес. 4, 1).

Христіане-братіе! Истина Христова да будетъ руководительницею и въ частной вашей дѣятельности, въ правильномъ, свойственномъ добрымъ христіанамъ, образѣ вашей жизни. Такъ да святится истина въ благопопечительной любви родителей къ дѣтямъ, и въ полномъ повиновеніи и почитаніи дѣтей къ родителямъ; да заботятся родители объ истинномъ воспитаніи дѣтей своихъ во свѣтѣ вѣры и нравственныхъ правилъ, а дѣти съ усердіемъ и любовію да пріемлютъ этотъ свѣтъ истины и озаряютъ имъ умы и сердца свои. Да пребываетъ истина въ искренней, нелицемѣрной любви супружеской и христіанскомъ цѣломудріи и да престанетъ среди васъ неразумное и неполезное препровожденіе времени, соединенное со вредомъ душевнымъ и тѣлеснымъ, да уничтожится также роскошь, расточительность, невоздержаніе и пресыщеніе удовольствіями плоти, растлѣвающее и губящее душу и тѣло.

Такъ, да святятся, проникаются и воодушевляются истиною всѣ и каждый въ своей жизни и дѣятельности для общаго блага и частнаго своего счастія. Больши и я, смиренный пастырь вашъ, не имамъ радости, да слышу, да вижду чада моя во истинѣ ходяща (3 Іоан. 1, 4). И иже отъ истины суть, послушаютъ гласа моего (Іоан. 18, 37).

Но, къ прискорбію, есть на нивѣ паствы сей не мало и такихъ, которые не суть отъ истины, или, скажу словами Евангелія, есть и ины овцы, яже не суть отъ двора сего (Іоан. 10, 16). Разумѣю, прежде всего, отдѣляющихся отъ единости вѣры (Іуд. 19), которые не слушаютъ единой святой, соборной и апостольской Церкви, Самимъ Богомъ поставленной учительницею и руководительницею въ дѣлѣ спасенія нашего (1 Тим. 3, 15), не признаютъ законнаго пастырства и не повинуются ему, но избираютъ себѣ самозванныхъ учителей, не входящихъ дверьми, но прелазящихъ инудѣ (Іоан. 10, 1), растлѣнныхъ умомъ и не искусныхъ въ вѣрѣ (2 Тим. 3, 8). Уклонившись отъ истины Божіей къ неправдѣ, они оставиша источникъ воды живой и ископаша себѣ кладенцы сокрушенные, иже не возмогутъ содержати воды (Іер. 2, 13), и отъ того влаются всякимъ вѣтромъ ученія во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней льщнія (Ефес. 4, 14). О, еслибы гласъ истины достигъ слуха этихъ ослѣпленныхъ и, открывъ имъ духовную слѣпоту ихъ, возвратилъ отъ пути заблужденія на спасительную стезю православія.

Есть также самозванные и глубоко прельщенные лжеучители особаго рода, которые въ гордости и самомнѣніи мнятъ себя великими провозвѣстниками какой-то новой, очищенной вѣры, но которые, въ дѣйствительности, извращаютъ ученіе Господа нашего Іисуса и Его Апостоловъ, дерзаютъ измышлять какое-то новое евангеліе, привнося ереси и разныя суемудрія отъ произвола сердецъ своихъ въ чистое ученіе святой православной вѣры. И, къ сожалѣнію, эти погибельные люди пріобрѣтаютъ себѣ не мало послѣдователей, поселяя разъединеніе между вѣрующими. Берегитесь, истинствующія чада вѣры, льщенія этихъ лжеучителей и извратителей чистой Христовой истины, отвергающихъ священный авторитетъ Церкви и руководство ея въ дѣлахъ вѣры. Помните слова Спасителя: аще кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17). Будьте во всемъ согласны съ непререкаемымъ и всегда самому себѣ тождественнымъ ученіемъ святой Церкви; а потому вмѣстѣ съ Апостоломъ молю вы, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, да будете утверждени въ томъ же разумѣніи и въ тойже мысли (1 Кор. 1, 10).

Не слушайте, возлюбленные, и тѣхъ лживыхъ рѣчей, которыя нынѣ нерѣдко случается слышать, будто все равно какъ ни вѣровать, согласно-ли съ истиною православія, или съ другимъ какимъ-либо христіанскимъ исповѣданіемъ и обществомъ, или какъ кто хочетъ, по такъ называемому убѣжденію. Такая холодность, безразличіе въ вѣрѣ — тяжкій и очень распространенный недугъ нашего времени. Нѣтъ, чѣмъ важнѣе и драгоцѣннѣе для насъ спасеніе душъ нашихъ и чѣмъ необходимѣе для спасенія и наслѣдія Царствія Небеснаго святая вѣра Христова, тѣмъ въ большей чистотѣ, цѣлости и неповрежденности мы должны беречь это неоцѣненное сокровище истины, тѣмъ менѣе можемъ мы допустить въ ней и малѣйшее поврежденіе, уклоненіе и извращеніе.

Господи, не доброе ли сѣмя сѣялъ еси на селѣ своемъ; откуду убо имать плевелы? спрашивали апостолы. Онъ же рече: спящимъ человѣкомъ пріиде врагъ и всѣя плевелы посредѣ пшеницы (Матѳ. 13, 25. 27. 28). Вотъ, братіе, откуда плевелы ересей и раскола, плевелы невѣрія, лжевѣрія, суемудрія и суевѣрія. Врагъ человѣческаго спасенія, пользуясь нашимъ сномъ душевнымъ, нашею безпечностію и обольщая разными прилогами, совращаетъ многія души съ пути спасительной истины и увлекаетъ ихъ въ свои сѣти, всѣми средствами стараясь всюду сѣять плевелы лжи и зла. Потому-то святый Апостолъ болѣе всего и заповѣдуетъ намъ бодрствованіе духовное: бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13).

Видите, братіе сослужители, нива паствы нашей представляетъ обширное поле для пастырской нашей дѣятельности. Содѣйствуйте же архипастырю своему бодрственнымъ сотрудничествомъ вашимъ и посильною помощію, какъ вѣрные и благіе дѣятели въ вертоградѣ Господнемъ, чтобы пастырское бремя мое было, если не легкимъ, то, по крайней мѣрѣ, удобоносимымъ, чтобы служеніе наше было непостыдно предъ Богомъ (2 Тим. 2, 15) и благотворно ввѣренной намъ паствѣ нашей, да вси достигаютъ въ соединеніе вѣры (Ефес. 4, 13) и крѣпко, непоступно держась Божественной истины, съ упованіемъ идутъ въ пристанище вѣчнаго спасенія.

Богъ же всякія благодати, призвавый насъ въ вѣчную Свою славу о Христѣ Іисусѣ, Той да совершитъ ны, да утвердитъ, да укрѣпитъ, да оснуетъ (1 Петр. 5, 10).

Небесный Пастыреначальниче, Христе Спасителю нашъ! Призри съ высоты святыя Своея на люди Твоя сіи и, по предстательству Заступницы усердныя рода христіанскаго, сохраняя ихъ въ мирѣ и благоденствіи отъ всѣхъ золъ, бѣдъ и скорбей, отъ лжевѣрія и невѣрія, отъ ересей и раскола, святи ихъ во истину Твою, да не только они твердо и неуклонно пребываютъ въ ней, но и возрастаютъ и утверждаются въ ней крѣпче и крѣпче и преизбыточествуютъ паче и паче, такъ, чтобы во всей нашей жизни и дѣятельности ясно выражалась святая истина Твоя, а отъ насъ и чрезъ насъ проникала и къ самымъ невѣрующимъ, прельщеннымъ и заблуждающимъ, да и тіи съ нами едиными усты и единымъ сердцемъ славятъ всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источникъ: Слово при вступленіи на С.-Петербургскую паству, произнесенное въ Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ высокопреосвященнымъ Палладіемъ, митрополитомъ С.-Петербургскимъ и Ладожскимъ, 21-го ноября 1892 года. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 49. — 5 Декабря 1892 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1892. — С. 1733-1739.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0