Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Митр. Палладій Раевъ († 1898 г.)
Слово въ день св. благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и тезоименитства благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича
[1].

Вси путіе Господни милость и истина, взыскающимъ завѣта Его, и свидѣнія Его (Псал. 24, 10).

Что это за пути у Безпредѣльнаго и Вездѣсущаго, — пути милости и истины? — Святый пророкъ и царь израильскій такъ называетъ здѣсь различныя дѣйствія Божественнаго Провидѣнія. Господь, владѣющій судьбами царствъ и народовъ, управляющій всѣми событіями въ мірѣ нравственномъ и физическомъ, сообразно съ своими премудрыми цѣлями, — являетъ во всемъ и всегда дѣйствія, съ одной стороны, своей милости, а съ другой — своей правды, или истины. Посылаетъ ли кому несчастія и разныя испытанія? Это есть Его правда и истина. Ущедряетъ ли какими благами? Это есть милость. — Вотъ сію-то истину св. царь-пророкъ, ясно усмотрѣвъ ее и убѣдившись въ ней изъ безчисленныхъ опытовъ своей собственной жизни и судьбы царства своего, и исповѣдуетъ, когда говоритъ: вси путіе Господни милость и истина.

Потому-то онъ такъ часто и воспѣваетъ то особенно милость Господню: милости Господни исполнь вся земля (Псал. 102, 8); то истину Божію, или правду: правда Твоя, Господи, правда во вѣкъ (Псал. 118, 142); то вмѣстѣ то и другое въ неразрывномъ ихъ союзѣ между собою: милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася (Псал. 84, 11).

Если и мы, благочестивые слушатели-соотечественники, съ вѣрою въ Божественное Провидѣніе, проникнемъ внимательно въ судьбы возлюбленнаго отечества нашего, то не можемъ не усмотрѣтъ и здѣсь тѣхъ же Господнихъ путей милости и истины, которые непрерывно срѣтаются въ исторіи отечества нашего. Пути истины и правды — это тѣ бѣды и напасти, которыя Господъ нерѣдко попускалъ и посылалъ на насъ, чтобы очистить насъ отъ неправдъ нашихъ и укрѣпить въ православной вѣрѣ и христіанскомъ благочестіи; пути милости — это тѣ благодѣянія, которыя Господь непрестанно являлъ намъ, подавая свою всесильную помощь среди бѣдственныхъ обстоятельствъ и разныхъ испытаній, посылая намъ во время благопотребное мудрыхъ царей и правителей, которые были видимыми Его орудіями, истинными ангелами-хранителями отечества, сохраняя въ насъ постоянно сѣмя святое, которое, по слову Пророка, есть стояніе міра (Ис. 6, 13).

Вотъ въ настоящій день, слушатели благочестивые, мы свѣтло совершаемъ празднество въ честь св. благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго, воспоминая перенесеніе честныхъ и многоцѣлебныхъ мощей его въ царствующій градъ сей и на мѣсто сіе. Представимъ себѣ ту пору изъ давно минувшихъ дней отечества нашего, когда жилъ св. князь сей, и мы ясно увидимъ въ событіяхъ того времени поборающую по Россіи десницу Божію, увидимъ истинно поучительное зрѣлище Господнихъ путей правды и милости. Являя правду свою, Господь посѣтилъ тогда жезломъ своимъ беззаконія предковъ нашихъ и ранами неправды ихъ, наведши на нихъ языкъ безстуденъ, безчеловѣчныхъ и нечестивыхъ монголовъ. Въ тоже время, съ другой стороны, сосѣдніе народы, шведы, ливонцы и Литва, пользуясь неустройствами и слабостію порабощенной и угнетенной Россіи, постоянно дѣлали разорительные набѣги на предѣлы ея. Среди сихъ-то грозныхъ путей правды Божіей, въ тѣ дни всеобщихъ бѣдствій отечества, когда казалось для него уже все погибающимъ, — какъ ангелъ хранитель, какъ ангелъ-утѣшитель, явился св. благовѣрный князь Александръ, и Господь удивилъ въ немъ милость свою (Псал. 30, 22) къ Россіи. Правда, св. Александръ не свергъ тяготѣвшаго надъ нею ига, — ибо не пришло еще предназначенное къ сему время, — но спасъ ее отъ совершенной погибели и приготовилъ будущее ея избавленіе. Другіе же враги, за побѣды надъ которыми онъ получилъ названіе Невскаго, отражены имъ и не смѣли при немъ нарушать покой отечества нашего. Вмѣстѣ съ симъ св. Александръ врачевалъ и внутри раны отечества, собиралъ расточенныхъ гражданъ, выкупалъ плѣнныхъ, возстановлялъ разрушенные города и веси, храмы Божіи и обители иноческія, и всѣмъ жертвовалъ для блага отечества. — За то въ какой многосвѣтлой славѣ возсіяваетъ имя его! При жизни всѣ питали къ нему любовь и преданность безпредѣльную, называли его отцемъ и спасителемъ отечества, а по кончинѣ рыдали о немъ безутѣшно и взывали: «зайде солнце земли русскія!»

Но дивный во святыхъ своихъ премилосердый Господь и по кончинѣ князя праведника продолжаетъ въ немъ свою милость къ Россіи, явивши въ немъ на небѣ усерднаго предстателя и непрестаннаго молитвенника за земное отечество, прославивши его нетлѣніемъ честныхъ мощей и разными чудотвореніями; потому-то св. Церковь наша по достоянію ублажаетъ его, «яко заступника и утвердителя россійстѣй земли и чудесъ подателя обильнаго» [2]. Особенно мы, коимъ Господь судилъ провождать жизнь въ царствующемъ градѣ семъ, и всѣ обитатели страны здѣшней должны благодарно чувствовать великую Божію милость, явленную и являемую намъ въ праведникѣ семъ съ того времени, какъ перенесено цѣльбоносное и нетлѣнное тѣло его на мѣсто сіе. По милости Божіей, и мы, обитатели одного изъ юнѣйшихъ городовъ земли русской, не лишены величайшаго счастія видѣть у себя и благоговѣйно чествовать нетлѣнные останки Божія человѣка; и мы имѣемъ въ праведникѣ семъ постоянно во очію нашею какбы живой поучительнѣйшій образецъ истинной вѣры и добродѣтелей, и — чтó особенно важно, имѣемъ въ немъ ближайшаго предъ Богомъ нашего ходатая и заступника. Безъ сомнѣнія, по его преимущественно предстательству и покрову возросъ, укрѣпился и процвѣтаетъ градъ сей; по его заступленію и насъ грѣшныхъ Господь милуетъ, не смотря на недостоинство наше. Съ какими же, послѣ сего, усердными молитвами и моленіями мы должны всегда обращаться къ нему во всѣхъ нашихъ бѣдахъ и нуждахъ, наипаче въ семъ святомъ храмѣ, гдѣ почиваетъ самое «честное тѣло его, тѣло драгое, тѣло преславное, тѣло для всѣхъ вѣрныхъ чудеса источающее!» [3]

Созерцая пути правды и милости Божіей къ Россіи въ прошедшемъ, утѣшительно обратить, слушатели, вниманіе и на настоящее. Кто не видитъ въ другомъ Александрѣ, тезоименитомъ Невскому, благочестивѣйшемъ Государѣ нашемъ избранника Божія, предназначеннаго Всевышнимъ Промысломъ къ совершенію великихъ дѣяній для блага Россіи? Кто не видитъ, какъ ясно открываются въ царственной его жизни и дѣятельности Господни пути милости и истины, правды и мира? При возшествіи его на прародительскій престолъ, отечество наше проходило тяжкую годину испытанія, грозные пути Божіи виднѣлись на немъ; Господь за грѣхи наши попустилъ врагамъ сильнымъ возстать на насъ и озлобить насъ тяжкою войною. Но благочестивѣйшій Государь вскорѣ восторжествовалъ надъ ними своимъ великодушіемъ, и извелъ отечество изъ губительной войны въ покой. И съ тѣхъ поръ пути милости Божіей все болѣе и болѣе просіяваютъ въ многочисленныхъ его подвигахъ по благоустроенію отечества. Если пройдемъ мыслію совершившійся десятилѣтній періодъ царствованія благочестивѣйшаго Государя нашего, увидимъ, сколько въ эти десять благодатныхъ лѣтъ сдѣлано имъ для Россіи всякаго добра! Сколько принято дѣятельныхъ средствъ къ упроченію внѣшняго благосостоянія отечества; сколько издано новыхъ лучшихъ или дополнено прежнихъ узаконеній, направленныхъ къ благоустроенію внутренняго порядка и спокойствія, а въ послѣднее время начато преобразованіе и самыхъ судилищъ введеніемъ въ нихъ судопроизводства болѣе разумнаго, открытаго и скораго; какъ разширены и облегчены пути къ народному образованію и просвѣщенію, какъ по его высочайшему указанію устрояются и приходитъ къ бóльшему и бóльшему совершенству разные виды службы общественной, — вообще съ какимъ отеческимъ попеченіемъ онъ объемлетъ жизнь, безопасность, довольство, нравы всего своего народа. Особенно, можно ли при семъ прейти молчаніемъ тотъ великій, безпримѣрный въ лѣтописяхъ всемірной исторіи, подвигъ любви великодушнаго и благосердаго Государя нашего къ своему народу, когда болѣе двадцати милліоновъ его подданныхъ получили новыя, драгоцѣнныя для каждаго человѣка, права — свободу гражданскую? Съ этимъ важнѣйшимъ событіемъ въ отчествѣ нашемъ взошло новое начало къ движенію жизни на родной, болѣе правомѣрному, въ духѣ взаимной любви, въ духѣ человѣколюбія. Но солнце чѣмъ выше и выше восходитъ, тѣмъ обильнѣе и животворнѣе разливаетъ свѣтъ свой по землѣ, и свѣтило Россіи — Самодержецъ нашъ чѣмъ болѣе царствуетъ, тѣмъ болѣе и болѣе являетъ благотворныхъ дѣйствій своей мудрости и благости; такъ что каждый годъ видимъ новыя царственныя его дѣянія ко благу отечества, каждый годъ пользуемся новыми доказательствами его отеческой любви къ намъ, — и чрезъ то крѣпче и крѣпче онъ привязываетъ въ себѣ сердца наши. — Такъ, Россія справедливо видитъ въ благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ Александрѣ II великаго избранника Божія и виновника всего лучшаго для нея. Господь утвердилъ есть на Немъ свою милость (Псал. 102, 11), — а чрезъ Него благоволеніе Господне почіетъ въ настоящихъ судьбахъ и всего отечества нашего.

Приникнемъ, благочестивые слушатели, отъ прошедшаго и настоящаго и къ грядущимъ судьбамъ возлюбленнаго отечества нашего — съ упованіемъ, да и въ нихъ срѣтаются всегда пути истины, а наипаче милости Божіей, да не оставитъ Господь народъ русскій и въ преднее время своими благодѣяніями. Нынѣ мы празднуемъ также тезоименитство благовѣрнаго Государя Наслѣдника Цесаревича Александра Александровича, въ рукахъ котораго грядущая судьба отечества: будемъ надѣяться, что и въ его царствованіе поживемъ тихое и безмолвное — благоденственное — житіе (1 Тим. 2, 2). Вѣрный, утѣшительный залогъ сего мы видимъ въ благопопечительномъ, въ духѣ отечественномъ, въ духѣ вѣры и благочестія, воспитаніи его и приготовленіи къ прохожденію высокаго царскаго служенія, волею Божіею ему предназначеннаго. Благочестивѣйшій Государь, прозорливо предусматривая и — на будущее время для возлюбленной ему Россіи все лучшее для ея счастія и благоденствія, когда Всевышнему въ неисповѣдимыхъ судьбахъ правды своей угодно было восхитить изъ среды живыхъ первенца Его, блаженной памяти цесаревича Николая Александровича, — перенесъ все свое неусыпное попеченіе, какъ Государь и отецъ, на нынѣшняго Наслѣдника своего, заботясь всѣми средствами приготовить въ немъ достойнаго себѣ преемника. И что особенно благознаменательно — это великое царственное приготовленіе освящено общею всенародною молитвою и важнымъ священнодѣйствіемъ. Такъ — Церковь и народъ русскій недавно праздновали день совершеннолѣтія Наслѣдника Цесаревича, когда Его Высочествомъ торжественно принесена была и присяга на вѣрность и служеніе Государю и отечеству; — въ достопамятный день сей Церковь и народъ русскій усердно молились, да будетъ новый Наслѣдникъ всероссійской державы, какъ тезоименитый ему, св. витязь невскій, славою и честію Россіи, да будетъ онъ подобенъ державному Родителю своему по дѣяніямъ во благо отечества, по любви къ своему народу и благосердію. Буди намъ по упованію нашему! Будемъ молиться и надѣяться, что Господь, благословивый судьбы отечества нашего въ прошедшемъ, благословитъ оныя и въ грядущее время.

Но, благочестивые сыны богохранимаго отечества, чтобы имѣть благую надежду на сіе, необходимо для насъ съ своей стороны стараться быть достойными благодѣяній Господа, присно намъ благодѣющаго. Путіе Господни — милость и истина, говоритъ царь-пророкъ, — но присовокупляетъ: взыскающимъ завѣта Его, и свидѣнія Его. Чтó же мы должны дѣлать, чтобы быть достойными благоволенія Божія, — чѣмъ оно пріобрѣтается и сохраняется? Поучимся сему у благочестивыхъ предковъ нашихъ, а особенно у ближайшаго наставника нашего, съ сего священнаго покоища неумолкно насъ поучающаго. Чѣмъ они низводили на себя Божію милость? — Всецѣлою преданностію и усердіемъ къ св. вѣрѣ, глубокимъ искреннимъ благочестіемъ, послушаніемъ матери нашей — Церкви православной, чистотою нравовъ, простотою обычаетъ, также пламенною любовію къ престолу и всеусерднымъ служеніемъ отечеству. Вотъ вѣковыя завѣтныя добродѣтели русскаго народа, и вмѣстѣ съ тѣмъ необходимыя условія благоденствія нашего. И исторія дѣйствительно показываетъ, что когда онѣ были у насъ тверды, неколеблемы, тогда особенно ясно виднѣлись пути милости Божіей нъ судьбахъ отечества нашего, тогда оно преимущественно благоденствовало, было сильно и страшно врагамъ. Когда же онѣ ослабѣвали, тогда Господь, по непреложной своей правдѣ, отымалъ благодѣющую свою десницу, и на землю русскую находили разныя бѣдствія и несчастія. Отсюда видно, какъ высоко мы должны цѣнить наши основныя начала народной жизни, начала религіозныя, нравственныя и общественныя, опираясь на которыя Россія благополучно прожила цѣлое тысящелѣтіе. Мы должны дорожить ими, какъ неоцѣненнымъ сокровищемъ, какъ единственнымъ залогомъ нашего благоденствія, и слѣдовательно всѣми мѣрами стараться сохранить ихъ навсегда неизмѣнными.

Потому, стремясь нынѣ подражать и заимствовать многое у просвѣщенныхъ иноземныхъ народовъ, опередившихъ насъ преспѣяніемъ въ жизни внѣшней, мы должны при семъ всячески остерегаться, чтобы не навыкнуть ихъ дѣламъ невѣрія, нечестія, буйству страстей, противленію властямъ предержащимъ, и не поработать истуканнымъ ихъ — безмѣрному корыстолюбію, роскоши, чувственности. Но пусть, при заимствованіи добраго и полезнаго, неприкосновенными останутся у насъ наши завѣтныя, отъ предковъ наслѣдованныя, добродѣтели, нравы и обычаи, возрасшіе подъ вліяніемъ вѣры православной и незамѣнимыя никакою внѣшнею образованностію.

Мы имѣемъ въ этомъ и надежнаго ближайшаго руководителя въ лицѣ сего же великаго угодника Божія древней Руси, здѣсь почивающаго. Кто знаетъ святые подвиги его во благо Церкви и отечества, тому извѣстна непоколебимая его преданность православію, которое онъ хранилъ, какъ драгоцѣннѣйшее сокровище царства своего, готовый лучше умереть, чѣмъ показать изъ страха, или изъ-за-выгодъ, хотя тѣнь измѣны вѣрѣ. Равно его постоянныя и усиленныя заботы о сохраненіи цѣлости Россіи и о неприкосновенности народныхъ нравовъ и обычаевъ, служатъ для насъ побудительнымъ примѣромъ уваженія къ своимъ народнымъ доблестямъ, лучше которыхъ не найдемъ нигдѣ. О, даруй Господи, чтобы этотъ поучительный примѣръ одушевлялъ всегда всѣхъ сыновъ отечества! И тогда царство русское, по благословенію Божію, еще болѣе возвысится и процвѣтетъ.

Возблагодаримъ же, благочестивые сыны благословеннаго отечества, — возблагодаримъ Всевышняго, всегда отъ самыхъ древнихъ временъ являющаго въ судьбахъ Россіи пути своей неизреченной милости и истины, постоянно болѣе и болѣе возводящаго ее чрезъ своихъ избранныхъ на степень величія и славы, и, моля Господа, да не оставитъ Онъ отъ насъ своей милости и въ вѣка грядущіе, поревнуемъ быть достойными благодѣяній, изливаемыхъ на насъ свыше.

Ты же, праведниче Божій, св. благовѣрный княже Александре! Не оставляя земнаго отечества твоего духомъ любви твоея, не престай молиться, дабы державѣ сродниковъ твоихъ богоугодной быть; не престай молиться о тезоименитомъ тебѣ, возлюбленномъ Монархѣ нашемъ, благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ Александрѣ Николаевичѣ, да даруетъ своему избраннику Господь на многая лѣта житіе со здравіемъ благоденственное, да продолжаетъ выну на Немъ свои благодѣянія и Самъ да управитъ всѣ Его царственныя предначинанія и дѣянія во славу своего имени и для истиннаго блага отечества; не престай молиться и о другомъ тезоименитомъ, благовѣрномъ Государѣ Наслѣдникѣ цесаревичѣ Александрѣ Александровичѣ, — первой нынѣ нашей по Царѣ надеждѣ, да возведетъ Его Господь въ мужа совершенна, да ниспошлетъ Ему мудрость и добродѣтели и сохранитъ Его на всѣхъ стезяхъ жизни на радость благочестивѣйшимъ Родителямъ и утвержденіе державы русской; не престай молиться, дабы и всѣмъ сыновомъ россійскимъ спастися. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ Александроневской лаврѣ 30 августа 1865 г.
[2] Служба св. Александру Невскому, Августа 30, пѣснь 3 и 5.
[3] Служба св. Александру Невскому, Ноября 23. Мин. мѣсяч. л. 272.

Источникъ: Палладій епископъ Вологодскій и Устюжскій. Слово въ день св. благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и тезоименитства благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1872. — Томъ III. — С. 155-161.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0