Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Бесѣда о великой важности для христіанина быть вѣрнымъ всегда и во всемъ Христову закону
[1].

Азъ есмь свѣтъ міру: ходяй по Мнѣ не имать ходити во тмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12).

Христосъ Спаситель называетъ себя свѣтомъ міру. Поистинѣ, свѣтъ Христовъ — единственный свѣтъ истинный, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9).

Кто очи свои къ этому свѣту устремляетъ, тотъ уже не во тьмѣ будетъ ходить, тотъ уже видитъ предъ собою свѣтъ жизни, свѣтъ, дающій жизнь духу человѣческому, согрѣвающій и очищающій сердце. Другого свѣта нѣтъ и не можетъ быть: внѣ свѣта Христова находится область тьмы, убивающая жизнь духа и не дающая никакой отрады человѣку. Своимъ Божественнымъ ученіемъ Спаситель просвѣщаетъ всѣхъ: этотъ свѣтъ всѣмъ доступенъ, всѣмъ безъ различія даетъ и указаніе пути къ небу, и могучую поддержку на этомъ пути, и отраду среди лишеній и скорбей. Этотъ свѣтъ никого не ослѣпляетъ чуднымъ сіяніемъ своимъ: простецъ и человѣкъ высокой мудрости, дитя и юноша, мужъ зрѣлыхъ лѣтъ и старецъ, кающійся грѣшникъ и великій праведникъ, всѣ одинаково имѣютъ возможность видѣть свѣтъ Христова Евангелія, воспринимать его, оживлять имъ душу свою. Чѣмъ больше человѣкъ просвѣщается свѣтомъ Христова Евангелія, тѣмъ больше онъ находитъ себѣ сокровищъ духовныхъ въ словѣ Божіемъ: слово Христово, давая каждому все потребное для его духовнаго укрѣпленія и роста, содержитъ въ себѣ неисчерпаемое богатство мудрости, и это богатство постепенно предстаетъ вѣрующему все въ большемъ и большемъ блескѣ, по мѣрѣ возрастанія духовной воспріимчивости человѣка.

Язычники и всѣ чуждые вѣры во Христа находятся во мракѣ: не видя и не зная истины, они блуждаютъ по опаснымъ путямъ, угнетаемые тягостнымъ сознаніемъ безвыходности своего положенія. Суевѣрія и предразсудки не замѣняютъ для нихъ вѣры истинной, не могутъ дать имъ яснаго различенія добра и зла, не могутъ вывести ихъ изъ окружающаго мрака. Смыслъ жизни и ея истинная красота совсѣмъ сокрыты отъ тѣхъ, кто чуждъ свѣта Христова. Какъ солнце — единственный источникъ свѣта и тепла въ природѣ, такъ и Спаситель нашъ — единственный источникъ духовнаго свѣта и жизни истинной для всего человѣчества. Онъ есть единственный Наставникъ и Учитель для всѣхъ. Всѣ другіе учители и наставники, проповѣдники истины и мудрецы могутъ быть признаны лишь тогда, когда они проповѣдуютъ въ полномъ согласіи со Христомъ, насколько ихъ ученіе есть раскрытіе Христова Евангелія. Они не учители въ собственномъ смыслѣ слова, они лишь слуги Христовы, если ревностно и точно, безъ прибавленій и убавленій, безъ искаженій и лжетолкованій, передаютъ людямъ истину Христову, во вѣкъ неизмѣнно пребывающую. Смиряя гордость фарисеевъ, любившихъ первенство и почетное имя учителей, Христосъ Спаситель даетъ заповѣдь своимъ апостоламъ: Вы же не нарицайтеся учителіе: единъ бо есть вашъ учитель, Христосъ: вси же вы братія есте. И отца не зовите себѣ на земли: единъ бо есть Отецъ вашъ, Иже на небесѣхъ. Ниже нарицайтеся наставницы: единъ бо есть наставникъ вашъ, Христосъ (Матѳ. 23, 8-10). Поэтому, если бы кто-нибудь сталъ искажать ученіе Христово, сталъ бы не по разуму Церкви, а по своему мудрованію объяснять Евангеліе, прибавляя нѣчто къ нему или убавляя, стараясь представить въ ложномъ освѣщеніи строгость евангельскихъ правилъ или ослабляя эту строгость соотвѣтственно вкусамъ и прихотямъ вѣка, принимая одну заповѣдь и отвергая другую, какъ бы уже ненужную или неисполнимую, христіане должны бы были съ ужасомъ бѣжать отъ такого проповѣдника, врага истины, врага спасенія, носителя разложенія духовнаго и смерти. Если бы и великаго ума человѣкъ сталъ проповѣдывать то, что противно ученію Христову; если бы даже священникъ сталъ вѣщать людямъ не то, что Христомъ оставлено міру въ наслѣдіе во Св. Евангеліи; если бы даже ангелъ иное ученіе сталъ проповѣдывать: отъ нихъ всѣхъ слѣдовало бы бѣжать, ихъ ученія не принимать, ихъ дерзости не бояться въ надеждѣ на помощь Христову. Вспомните ясное, твердое, рѣшительное слово св. Апостола Павла: Чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся отъ звавшаго вы благодатію Христовою во ино благовѣствованіе: еже нѣсть ино, точію нѣціи суть смущающіи вы и хотящіи превратити благовѣствованіе Христово. Но и аще мы, или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ. Якоже предрекохомъ, и нынѣ паки глаголю: аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 6-10).

Братія мои. Мы уже давно поучаемся въ законѣ Господнемъ во всѣ воскресные дни. Заповѣди Христовы вамъ извѣстны. Храните ихъ въ умѣ и сердцѣ своемъ. Не оправдывайте своихъ грѣховъ трудностію исполненія закона Христова и подъ предлогомъ исполненія одной заповѣди не уклоняйтесь отъ исполненія другой. Самъ Законодатель Христосъ облегчитъ для всѣхъ рабовъ Своихъ исполненіе воли Божіей. Кто изнемогаетъ подъ бременемъ борьбы съ грѣхомъ, тотъ пусть скорѣе идетъ за помощію къ самому Христу. Неложно слово Спасителя нашего: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененіи, и Азъ упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ; и обрящете покой душамъ вашимъ: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28-30). Не мы первые идемъ по пути евангельскому, ведущему къ блаженной вѣчности: множество подобострастныхъ намъ людей уже прошли этимъ путемъ и блаженство получили. Имъ было иногда очень трудно хранить вѣрность Христову закону, но они взывали ко Христу, и Господь услышалъ ихъ и отъ всѣхъ скорбей избавилъ ихъ. Только бы мы не ослабѣли въ своей вѣрѣ во Христа, только бы мы не впали въ малодушіе или самонадѣянность: Спаситель нашъ всегда укрѣпитъ насъ и поддержитъ, наставитъ и утѣшитъ. Церковь святая всѣмъ ищущимъ отверзаетъ источники духовнаго просвѣщенія, подкрѣпленія и врачеванія. Кто жаждетъ помощи, приди и прими то, что тебѣ потребно. Если ты въ чемъ-нибудь согрѣшилъ, то не отчаявайся, а скорѣе исправь свою ошибку, крѣпче возьмись за подвигъ, сильнѣе борись съ діаволомъ. Не падай духомъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ не думай и оправдывать себя: не говори, что это обычное дѣло; не ссылайся на примѣры другихъ; не искажай подлиннаго смысла Евангелія и не говори, что можно и съ такими грѣхами наслѣдовать царство небесное. Всякій грѣхъ дѣлается великимъ грѣхомъ, если человѣкъ не кается, не исправляется, не приноситъ плодовъ покаянія, не заботится объ огражденіи себя отъ прираженій грѣховныхъ. Послабленіе себѣ въ маломъ ведетъ къ нарушенію важнѣйшихъ заповѣдей и къ совершенному отступленію отъ закона Христова. Если человѣкъ постоянно грѣшитъ и не кается, не взываетъ къ Богу о помощи, не хочетъ воспрянуть духомъ и пробудиться отъ сна грѣховнаго, то благодать Божія насильно не спасетъ его, не повлечетъ на путь добра. Чтобы наслѣдовать спасеніе, надобно сдѣлаться сыномъ свѣта и прежде всего увѣровать во свѣтъ Христова Евангелія, увѣровать безраздѣльно, довѣриться съ любовію этому свѣту и рѣшиться ходить во свѣтѣ закона Христова. Помните, вѣра во Христа и вѣрность Христу нераздѣльны: вѣра даетъ основаніе вѣрности, а вѣрность питаетъ и ограждаетъ и хранитъ вѣру. Пока свѣтъ Христовъ съ нами, пока мы не потеряли еще воспріимчивости и любви къ этому свѣту, будемъ вѣровать во свѣтъ, будемъ вѣрны ему, не предпочтемъ свѣту Христова Евангелія тьмы заблужденій человѣческихъ. Примемъ и всегда будемъ помнить заповѣдь Христову: Еще мало время свѣтъ въ васъ есть: ходите, дондеже свѣтъ имате, да тма васъ не иметъ: и ходяй во тмѣ не вѣсть, камо идетъ. Дондеже свѣтъ имате, вѣруйте во свѣтъ, да сынове свѣта будете (Іоан. 12, 35-36). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказана послѣ вечерни и акаѳиста Спасителю въ Вольскомъ Іоанно-Предтеченскомъ каѳедральномъ викаріатскомъ соборѣ, въ качествѣ заключенія внѣбогослужебныхъ бесѣдъ на Евангеліе отъ Матѳея, наканунѣ отъѣзда въ гор. Пермь, къ новому мѣсту служенія, 14 декабря 1908 года.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 150-156.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0