Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Бесѣда о долгѣ христіанина усердно изучать слово Божіе и особенно Св. Евангеліе.

Было время, когда не черезъ письмена, а непосредственно Богъ бесѣдовалъ съ людьми. Блаженны были Ной, Авраамъ и его потомки, блаженны Іовъ и Моисей: съ ними непосредственно бесѣдовалъ Богъ. Какъ были счастливы современники земной жизни Господа Іисуса, изъ устъ Господнихъ слушавшіе слово благовѣстія, своими очами видѣвшіе и любовь Господа Іисуса къ людямъ и великія Его чудеса! Особенно много высокихъ истинъ и уроковъ доброй жизни слышали отъ Господа св. апостолы. Въ памяти своей, въ сердцахъ своихъ они слагали эти незабвенныя бесѣды Божественнаго Учителя. Всю вселенную они должны были просвѣтить ученіемъ Христовымъ. Въ помощь имъ Господь Іисусъ обѣщалъ послать Духа Святаго, когда предъ разлукой съ ними сказалъ: Утѣшитель Духъ Святый, Егоже послетъ Отецъ во имя Мое, Той вы научитъ всему и воспомянетъ вамъ вся, яже рѣхъ вамъ (Іоан. 14, 26). Духомъ Божіимъ просвѣщаемые, апостолы всюду проходили со словомъ благовѣстія, чтобы людей привлечь ко Христу и сдѣлать достойными сынами Царства Христова.

Для того, чтобы люди имѣли живое и вѣрное воспоминаніе о жизни Господа и спасительномъ Его ученіи, апостолы оставили міру въ наслѣдіе свои боговдохновенныя писанія. И жизнь Господа Іисуса они изобразили, и наставленія Его повторили, и показали еще, какъ мы можемъ приложить къ жизни ученіе Господне. Изъ ихъ писаній мы видимъ и то, какъ жили первые христіане, пламенѣвшіе любовію къ Господу Іисусу и жизнь свою полагавшіе за вѣру святую. Ихъ писанія указываютъ намъ отчасти и то, что будетъ съ міромъ и съ нами въ будущемъ.

Какое духовное богатство содержится въ сокровищницѣ апостольскихъ писаній! Здѣсь законъ Христовъ и исполненіе закона въ лицѣ самого Законодателя. Здѣсь свѣтъ для нашихъ очей, чтобы въ настоящей жизни не ходить намъ во тьмѣ заблужденій и грѣха. Здѣсь предъ нами нѣсколько приподнимается завѣса, за которою сокрыта наша будущая участь. Слабый находитъ здѣсь поддержку. Всякій видитъ здѣсь указаніе того пути, по которому онъ долженъ идти. Какъ бы ни былъ тяжелъ нашъ жизненный крестъ, писанія апостольскія облегчатъ и усладятъ для насъ его несеніе: передъ нами возсіяетъ свѣтъ отъ креста Христова, и лучъ надежды проникнетъ въ душу скорбящую.

Поистинѣ, всѣ писанія апостольскія составляютъ одно непрерывное евангеліе, благовѣстіе. Но основа этого апостольскаго благовѣстія дана въ той книгѣ, которая составилась изъ повѣствованій о жизни и ученіи Господа Іисуса Христа четырехъ апостоловъ — Матѳея, Марка, Луки и Іоанна Богослова и которая такъ и называется Евангеліемъ. Какъ близко и дорого человѣку то, о чемъ повѣствуетъ Евангеліе! Единородный Сынъ Божій сталъ человѣкомъ, воплотившись отъ Духа Святаго и Маріи Дѣвы. Онъ училъ людей, свѣтилъ имъ примѣромъ святѣйшей жизни и высочайшей любви, пострадалъ за нихъ и умеръ, воскресъ и вознесся на небо, чтобы и человѣчество привести къ Отцу Небесному. Св. Іоаннъ Златоустъ превосходно объясняетъ слово евангеліе въ первой бесѣдѣ своей на святаго Матѳея Евангелиста. Вотъ эти дивныя слова великаго учителя: «Свое произведеніе Матѳей справедливо назвалъ евангеліемъ. Въ самомъ дѣлѣ, онъ всѣмъ, — врагамъ, невѣждамъ, сидящимъ во тьмѣ, — возвѣщаетъ конецъ наказанія, разрѣшеніе грѣховъ, оправданіе, освященіе, искупленіе, всыновленіе, наслѣдіе небесъ и сродство съ Сыномъ Божіимъ. Что же можетъ сравниться съ такимъ благовѣстіемъ? Богъ на землѣ, человѣкъ на небѣ; все въ соединеніи: ангелы составили одинъ ликъ съ людьми, люди соединились съ ангелами и прочими горними силами. Очевидно стало, что древняя брань прекратилась, что совершилось примиреніе Бога съ нашимъ естествомъ, діаволъ посрамленъ, демоны изгнаны, смерть связана, рай отверстъ, клятва упразднена, грѣхъ истребленъ, заблужденіе удалено, возвратилась истина, повсюду сѣется и растетъ слово благочестія, небесная жизнь насаждена на землѣ, горнія силы пребываютъ въ дружественномъ общеніи съ нами, ангелы непрестанно сходятъ на землю, и великая явилась надежда на будущее. Вотъ почему Матѳей и назвалъ свою исторію евангеліемъ, какъ бы давая знать, что все другое, какъ, напр., богатое имущество, величіе власти, начальство, слава, почести и все прочее, почитаемое людьми за благо, составляетъ одни лишь пустыя слова, а обѣтованія, данныя черезъ рыбарей, должны называться въ собственномъ и преимущественномъ смыслѣ благовѣстіемъ. И это не потому только, что они — блага прочныя и постоянныя, и превосходятъ наше достоинство, но и потому, что они даны намъ безъ всякаго труда съ нашей стороны. Не трудами и пóтомъ, не усиліями и страданіями получили мы то, что имѣемъ, а единственно по любви къ намъ Бога» (Твор. Іоанна Златоуста, т. 7-й, Петербургъ 1901, стр. 7-8). Тоже надобно сказать и о прочихъ трехъ Евангелистахъ, благовѣствующихъ намъ о небѣ и о пути къ небу, о томъ, что Богъ сдѣлалъ для насъ, и о томъ, что намъ самимъ остается еще сдѣлать для себя, чтобы не лишиться обѣтованныхъ намъ благъ.

Братія и сестры! Будемъ дорожить сокровищницею апостольскихъ писаній. Будемъ съ благоговѣніемъ и усердіемъ читать эти писанія, особенно Св. Евангеліе. И въ праздникъ и въ будни, и въ церкви и дома, среди трудовъ и во время досуга, въ радости и среди скорбей, всѣ вмѣстѣ и каждый въ отдѣльности будемъ внимать слову Евангельскому. Если мы дорожимъ этимъ словомъ, ничто не воспрепятствуетъ изученію его. Великая скорбь наполняетъ душу, когда вспомнишь, что есть много людей, даже не чуждыхъ вѣры, которые никогда не читаютъ Евангелія, которые не хотятъ даже пріобрѣсти для себя эту святую книгу. Они сами себя губятъ голодомъ духовнымъ. Какъ они могутъ думать о Богѣ и вѣчной жизни, если не читаютъ Евангелія! Какъ они могутъ утвердиться въ вѣрѣ, понять свое несовершенство, почувствовать свои грѣхи, измѣнить не только внѣшнюю свою жизнь, но и желанія и чувствованія свои, если не читаютъ Евангелія! Чѣмъ оправдать ихъ? Недостаткомъ времени? Но, вѣдь, чтеніе Евангелія — дѣло столь важное, что безъ него не можетъ человѣкъ духовно совершенствоваться. Св. Евангеліе подкрѣпило бы оскудѣвающія силы тѣхъ тружениковъ, у которыхъ слишкомъ много дѣла. Св. Евангеліе дало бы возможность безропотно и даже съ радостію нести жизненный крестъ тѣмъ, кто изнемогаетъ отъ скорбей, отъ несчастій, отъ неудачъ, отъ гнетущей бѣдности. Боже мой, мы должны исполнять данный Тобою законъ, а у насъ нѣтъ времени даже читать Евангеліе. Любители всякихъ развлеченій не жалѣютъ ни силъ, ни средствъ, ни времени, чтобы не пропустить ни одного часа удовольствій, готовы, ради удовольствій, ночи проводить безъ сна, а именующіе себя христіанами, не находятъ времени для чтенія книги, въ которой заключены глаголы жизни вѣчной. Святитель Іоаннъ Златоустъ упрекалъ своихъ современниковъ слѣдующими словами отеческой любви къ нимъ: «Богъ повелѣваетъ не только слушать, но и исполнять то, что намъ говорится, а мы не хотимъ и выслушать. Когда же, скажи мнѣ, начнемъ мы исполнять то, что намъ повелѣвается, когда примемся за дѣла, если мы не хотимъ даже и слушать о нихъ, если негодуемъ и досадуемъ даже на самое краткое пребываніе въ храмѣ? Когда мы, разговаривая о предметахъ ничего не стоющихъ, замѣчаемъ въ собесѣдникахъ невниманіе, то считаемъ это себѣ за обиду. А о томъ не думаемъ, что оскорбляемъ Бога, когда Онъ говоритъ намъ о столь важныхъ предметахъ, а мы пренебрегаемъ Его словами и смотримъ въ сторону?» (Твор. Іоанна Злат., т. 7-й, стр. 15). Эти слова Златоуста пусть вразумятъ и насъ и обратятъ наше вниманіе къ Слову Божію.

Нѣкоторые христіане говорятъ, что они потому съ малымъ усердіемъ читаютъ Слово Божіе, что многаго въ немъ не понимаютъ. и сердце ихъ остается холоднымъ при этомъ чтеніи. Да, безъ сомнѣнія, и высокій умъ не все въ Словѣ Божіемъ можетъ понять, но и обыкновенному человѣку здѣсь многое понятно и назидательно. Чѣмъ глубже онъ будетъ проникать въ это неисчерпаемое море Божественной мудрости, тѣмъ болѣе будетъ просвѣщаться его умъ, тѣмъ сильнѣе огонь любви ко Христу и Его Святой волѣ будетъ разгораться въ его сердцѣ. Дѣло христіанина — слушать, читать, поучаться, размышлять, провѣрять Евангеліемъ свои мысли и чувствованія, желанія и дѣйствія, а остальное сдѣлаетъ Божественная благодать. Усердно читающій Слово Божіе постепенно обновляется, совершенствуется въ познаніи воли Божіей, растетъ духовно. Душа его болѣе и болѣе очищается отъ всякой скверны грѣховной, и, по мѣрѣ этого очищенія, просвѣтляется и зрѣніе духовное.

Итакъ, братія и сестры, любя Христа Спасителя и желая себѣ спасенія, будемъ внимать Слову Божію, будемъ съ усердіемъ читать писанія апостольскія и особенно Св. Евангеліе, будемъ у Бога просить помощи для уразумѣнія глаголовъ жизни вѣчной, будемъ молиться и о томъ, чтобы намъ не только слушать и читать Св. Евангеліе, но и исполнять Евангельскія повелѣнія, ради Христа, ради обѣщанныхъ намъ благъ, ради царства небеснаго. Аминь.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 125-131.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0