Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ день Срѣтенія Господня.
Радость праведнаго Сѵмеона Богопріимца предъ отшествіемъ изъ этого міра.

Къ концу приближается жизнь старца Сѵмеона, праведнаго и благочестиваго, чаявшаго утѣхи Израилевой и отъ Духа Святаго получавшаго дивныя откровенія. И бѣ ему обѣщано Духомъ Святымъ не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. Настало время исполненія этого обѣщанія. Родился Христосъ Спаситель и въ сороковой день по рожденіи вносится Пречистою Матерію во храмъ Іерусалимскій: надобно было исполнить все по обычаю законному. И старецъ Сѵмеонъ, въ восхищеніи пророческомъ, пріемь Его на руку своею, и благослови Бога и рече: Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей, свѣтъ во откровеніе языкомъ и славу людей Твоихъ Израиля. Удивляются этимъ глаголамъ Марія и Іосифъ и слышатъ новыя слова благословенія и пророчества. И благослови я Сѵмеонъ, и рече къ Маріи Матери Его: се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многихъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо: и Тебѣ же самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 25-35).

Великою радостію радуется праведный Сѵмеонъ при видѣ пришедшаго въ міръ Спасителя міра. Онъ теперь готовъ умереть съ миромъ. Ему открылось то, чего чаяла его душа, къ чему его подготовляла праведная и благочестивая жизнь на протяженіи многихъ, многихъ лѣтъ. Но не за себя радуется праведный старецъ. Его пророческое, любовію къ человѣчеству проникнутое, сердце въ своемъ прозрѣніи обнимаетъ все человѣчество. Онъ видитъ свѣтъ Христовъ, разгоняющій мглу заблужденій языческихъ. Онъ видитъ истинную славу народа Израильскаго. Онъ видитъ очами вѣры спасеніе, уготованное Христомъ Спасителемъ всѣмъ людямъ. Прозрѣваетъ праведный старецъ и орудіе спасенія — страданія Христовы, прозрѣваетъ и раздѣленія изъ-за Него: одни спасаются, другіе падаютъ, иные безъ конца спорятъ о значеніи пришествія въ міръ Христа Господа. Однако это не нарушаетъ мира душевнаго, посѣтившаго старца Сѵмеона: онъ радуется, что спасеніе уготовано предъ лицемъ всѣхъ людей, хотя и не всѣ спасаются, ибо противъ воли никто не можетъ наслѣдовать спасенія.

Братія мои и сестры! Вдумайтесь въ настроеніе души праведнаго Сѵмеона, срѣтившаго Господа предъ концомъ своего земного житія. Праведною и благочестивою жизнію подготовленный, онъ срѣтилъ Богомладенца во храмѣ и возрадовался, что пришелъ въ міръ Спаситель міра. Онъ преисполненъ великой радости и мира, не смущаясь нисколько при мысли о близкомъ отшествіи своемъ въ жизнь вѣчную. Не за себя лишь онъ теперь спокоенъ, не за себя одного благодаритъ Господа: явился уже Спаситель всѣхъ людей, началось дѣло общаго спасенія всѣхъ, теперь могутъ наслѣдовать спасеніе всѣ, кому будетъ желательно. Своею любовію праведный старецъ обнимаетъ не одинъ лишь свой народъ, но и все человѣчество. Радость о спасеніи желающихъ спастись, миръ глубокій и неотъемлемый, живѣйшая преданность волѣ Божіей наполняютъ душу старца Сѵмеона, увидѣвшаго предъ своею кончиною исполненіе своихъ благочестивыхъ чаяній.

Праведная и благочестивая жизнь Сѵмеона Богопріимца дивно увѣнчана была предъ своимъ концомъ. Каждый изъ насъ желалъ бы сподобиться подобной кончины, желалъ бы умереть съ миромъ и радостію, съ живою вѣрою въ Бога спасающаго и полною преданностію волѣ Божіей. Чтобы предъ кончиною своей намъ хотя нѣсколько усвоить себѣ радость и миръ старца Сѵмеона, мы должны всегда возгрѣвать въ себѣ праведное и благочестивое настроеніе Сѵмеоново, должны усвоять волю Божію, руководиться ею въ жизни, должны искать себѣ утѣшенія и успокоенія лишь въ Богѣ и Его благодати. Много средствъ предлагаетъ намъ Святая Церковь для нашего очищенія и укрѣпленія, для постепеннаго приближенія къ живому лицезрѣнію Бога, къ совершенному успокоенію души въ Богѣ. И многіе пользуются этими святыми средствами и достигаютъ блаженной кончины. Праведная и благочестивая жизнь даетъ человѣку возможность предъ концомъ земнаго странствованія увидѣть близость Бога спасающаго.

Умираетъ праведникъ: трепещетъ и онъ при воспоминаніи грѣховъ, содѣянныхъ въ жизни, но онъ скоро начинаетъ ощущать и неисчерпаемое милосердіе Божіе, пріемлющее его покаяніе. Умираетъ праведникъ: мысль о судьбѣ близкихъ ему людей нѣсколько смущаетъ его духъ, но онъ очами вѣры видитъ уже и руку Божію, промышляющую о близкихъ его и готовую какъ-бы принять ихъ отъ руки умирающаго съ вѣрою. Умираетъ праведникъ: размышленіе о томъ, что не все сдѣлано имъ для людей такъ, какъ онъ желалъ, что не закончены его благія предпріятія на пользу человѣчества, что онъ могъ бы провести свою жизнь съ большимъ назиданіемъ для ближнихъ, посѣщаетъ и его душу въ послѣдніе дни жизни, но онъ утѣшается смиреннымъ сознаніемъ того, что и добрые люди не могутъ сдѣлать для ближнихъ многаго, а Богъ Самъ спасаетъ людей и можетъ возрастить и тѣ сѣмена добра и правды, чистоты и святости, какія умирающимъ только посѣяны. И за себя, и за близкихъ по плоти и по духу, и за всѣхъ людей праведникъ умирающій благодаритъ Бога, смиренно предавая всѣхъ и все волѣ Божіей, любви и благодати Господней. Не такая кончина постигаетъ людей, для которыхъ въ теченіе ихъ земной жизни законъ Господень не былъ свѣточемъ, которые жили въ отчужденіи отъ воли Божіей, въ рабствѣ своимъ прихотямъ и страстямъ, въ рабствѣ грѣху и діаволу. Сознаніе приближенія къ нимъ новой жизни, имъ непонятной, имъ чуждой, близко и имъ, но вызываетъ въ нихъ только смущеніе, безпокойство, страхъ великій, не давая имъ мира и радости. Рѣдко у нихъ явится живая потребность въ исповѣди, въ послѣднемъ напутствіи. Мысль объ общемъ благѣ людей, о духовномъ ихъ преуспѣяніи, о своихъ ошибкахъ и недочетахъ въ дѣятельности общественной не особенно сильно ихъ безпокоитъ, но иногда приводитъ въ раздумье и ихъ, вызывая въ такихъ случаяхъ лишь раздраженіе или жгучее раскаяніе, безъ надежды на Божію всепрощающую любовь: они не находятъ въ своихъ сердцахъ основы вѣры и преданности Богу, на которой они могли бы создать покаянный вопль, съ рѣшительнымъ обращеніемъ къ Богу хотя въ послѣдніе часы жизни, подобно разбойнику благоразумному. Сердце такого человѣка иногда и предъ кончиною волнуется заботою о судьбѣ семьи, но не можетъ найти утѣшенія въ мысли о промышленіи Божіемъ. Впрочемъ мысли о другихъ и даже о близкихъ не особенно часто наполняютъ души умирающихь грѣшниковъ, отступившихъ отъ Бога: самолюбіе и страхъ предъ новымъ видомъ бытія больше всего отличаютъ послѣднее время жизни земной грѣшниковъ нераскаянныхъ. Хочется имъ еще протянуть свою жизнь на землѣ, боятся они перейти черезъ грань этой жизни и жизни новой, имъ всецѣло чуждой, смущеніе ихъ растетъ и увеличиваетъ тѣлесныя ихъ страданія. Ужасъ охватываетъ все ихъ существо. Надежды на лучшее у нихъ нѣтъ. Опереться не на что. Утѣшающаго не найти имъ. Слово священника имъ ненавистно и иногда не доходитъ до нихъ по винѣ окружающихъ ихъ людей, проникнутыхъ невѣріемъ и еще не пораженныхъ страхомъ предъ отверстыми вратами вѣчности. Примѣры такой грустной кончины въ наше время, къ несчастію, встрѣчаются чаще и чаще. Да избавитъ Господь всѣхъ насъ отъ этихъ ужасовъ, съ которыми ничто не можетъ сравняться. Будемъ молиться, чтобы страшный часъ смерти не засталъ насъ въ невѣріи, въ небреженіи о спасеніи, въ отчужденіи отъ тѣхъ благодатныхъ средствъ, которыми Церковь утѣшаетъ, очищаетъ и укрѣпляетъ вѣрныхъ и искренно кающихся чадъ своихъ.

Братія и сестры! Утѣшимся блаженною кончиною Сѵмеона Богопріимца. Ради такой кончины постараемся усвоить себѣ праведное и благочестивое настроеніе Сѵмеоново. Ради будущаго блаженства готовы будемъ съ вѣрою и мужествомъ, съ радостію и упованіемъ нести свой крестъ, нести иго Христово. Ради нетлѣнныхъ благъ отречемся отъ всѣхъ грѣховныхъ утѣшеній, которыя скоро проходятъ и лишь горечь въ душѣ оставляютъ. Ради того, чтобы прославиться со Христомъ въ вѣчномъ царствѣ Его, будемъ сраспинаться Ему здѣсь. Будемъ прежде всего искать утѣшенія Христова, и Христосъ приблизится къ намъ, и мы почувствуемъ эту близость, и радость и миръ наполнятъ навсегда нашу душу. Аминь.

1911 г.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 116-122.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0