Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ день Богоявленія.
Необходимость продолжительнаго и правильнаго приготовленія къ жизни самостоятельной.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ до тридцати лѣтъ не выходилъ на поприще учителя. Лишь въ тридцать лѣтъ грядетъ Онъ къ Іоанну Предтечѣ на Іорданъ и смиренно принимаетъ отъ Іоанна крещеніе, и въ это время отверзлись небеса и послышался гласъ Отца небеснаго: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ, и Духъ Божій, въ видѣ голубя, носился надъ Крещаемымъ (Матѳ. 3, 16-17). Съ этого времени, послѣ сорокадневнаго поста и искушенія въ пустынѣ, Господь Іисусъ Христосъ выходитъ на проповѣдь, творитъ чудеса, являетъ Себя предъ людьми Сыномъ Божіимъ и Архіереемъ великимъ, прошедшимъ небеса. О жизни Господа до тридцатилѣтняго возраста въ Назаретѣ мало повѣствуетъ преданіе, еще меньше говоритъ Евангеліе. Евангелистъ Лука повѣствуетъ, какъ Отрокъ Іисусъ былъ съ Пречистою Своею Матерію и праведнымъ Іосифомъ въ Іерусалимѣ на праздникѣ Пасхи, какъ Онъ остался здѣсь, когда родители и другіе спутники пошли въ обратный путь, какъ они нашли Его здѣсь сидящимъ посреди учителей, слушающимъ и вопрошающимъ ихъ, какъ всѣ изумлялись Его разуму и отвѣтамъ, какъ на скорбный и вмѣстѣ радостный вопросъ Пречистой Матери Своей: Чадо, что сотвори намъ тако? Се отецъ Твой и азъ боляща искахома Тебе, Онъ отвѣтилъ имъ: Что яко искаста Мене? Не вѣста ли, яко въ тѣхъ, яже Отца Моего, достоитъ быти Ми? И та не разумѣста, егоже глагола има. И сниде съ нима, и пріиде въ Назаретъ: и бѣ повинуяся има, и Мати Его соблюдаше вся глаголы сія въ сердцы Своемъ. И Іисусъ преспѣваше премудростію и возрастомъ и благодатію у Бога и человѣкъ (Лук. 2, 41-52). Повиновался Господь Іисусъ родителямъ, трудился вмѣстѣ съ праведнымъ Іосифомъ, а по смерти его Своими руками снискивалъ пропитаніе Себѣ и Пречистой Своей Матери, но не являлъ еще людямъ Своей Божественной силы и мудрости, не давалъ имъ возможности увидѣть въ Немъ истиннаго Сына Божія. Смиреніе и терпѣніе, трудъ и усвоеніе премудрости, послушаніе родителямъ и забота о нихъ, — вотъ тѣ высокія качества; какими ознаменовалась жизнь Господа Іисуса въ Назаретѣ до тридцати лѣтъ, какія и намъ свѣтятъ и всему человѣчеству будутъ всегда свѣтить изъ скромнаго уединенія Назаретскаго, хотя оно и сокрыло отъ насъ много другихъ событій изъ жизни Господней.

Братія мои и сестры! Приникнемъ со страхомъ и трепетомъ и любовію къ этому времени жизни нашего Господа. Чѣмъ меньше знаемъ объ этихъ годахъ, тѣмъ больше вдумываться подобаетъ намъ во все то, что знаемъ. Подумайте: это умолчаніе Евангелія обо многомъ и это ясное свидѣтельство о немногихъ событіяхъ не говоритъ ли намъ очень много? не побуждаетъ ли насъ съ величайшимъ усердіемъ здѣсь, въ уединеніи Назаретскомъ и въ безвѣстной почти жизни воплотившагося Господа, искать себѣ назиданіе и утѣшеніе? Да, братія и сестры, и здѣсь мы находимъ себѣ спасительные уроки, и отсюда ярко свѣтитъ всѣмъ вѣкамъ Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, хотя и скрываетъ до времени Божества Своего лучи.

Почему Господь лишь въ тридцатилѣтнемъ возрастѣ выступаетъ на поприще открытаго служенія человѣчеству? Почему только въ это время, а не ранѣе, Отецъ небесный даетъ свидѣтельство о Сынѣ Своемъ тѣмъ, кому важно было слышать это Божественное свидѣтельство? Не было дозволено у древнихъ іудеевъ ранѣе тридцати лѣтъ принимать званіе учителя или священника. Чтобы другихъ вести за собою, слѣдовало быть болѣе мудрымъ, болѣе совершеннымъ, чѣмъ другіе. Требовалось многолѣтнее усвоеніе премудрости, удостовѣренное опытомъ жизни. Въ тиши уединенія, въ постоянномъ трудѣ, въ смиренномъ послушаніи наставникамъ и руководителямъ, въ благоговѣйномъ почтеніи къ родителямъ только и могла воспитываться истинная мудрость, способная вести за собою многихъ и признаваемая и старшими и младшими. Не спѣшили тогда объявлять себя зрѣлыми. Не было и преждевременнаго крушенія, какъ бываетъ съ тѣми, кому приходится выходить изъ тѣснаго круга семейнаго на широкое поприще общественнаго подвига. Выступленіе на поприще общественнаго служенія предварялось многолѣтнимъ приготовленіемъ и какъ бы съ намѣреніемъ задерживалось. Своимъ примѣромъ Господь Іисусъ Христосъ не осудилъ этотъ обычай, а освятилъ его. Онъ и въ этомъ намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его.

Посмотримъ, какъ люди въ настоящее время готовятся къ служенію человѣчеству, долго ли готовятся, достаточно ли правильно готовятся. Не правда ли, теперь всѣ спѣшатъ явить себя міру не только зрѣлыми тружениками, соработниками другихъ, но и руководителями, и судіями, и общими благодѣтелями, достойными поклоненія со стороны всѣхъ? Совершенно юные люди, далеко не преуспѣвающіе въ изученіи наукъ и не ознакомившіеся достаточно съ какимъ-нибудь искусствомъ или ремесломъ, никогда своимъ трудомъ не добывавшіе себѣ хлѣба и не бывавшіе опорою для родителей, не испытавшіе своихъ силъ на скромномъ поприщѣ труда, подъ мудрымъ руководствомъ, и не сдѣлавшіеся господами для самихъ себя, уже хотятъ быть руководителями общественнаго мнѣнія, уже требуютъ полнаго вниманія къ ихъ голосу, уже готовы бываютъ предписывать другимъ законы и правила, судить и осуждать всѣхъ и всякаго, разрушать существующіе обычаи и порядки. Они соглашаются принимать на себя лишь видный и почетный трудъ, не имѣя права нерѣдко даже и на болѣе скромное положеніе среди людей. Приготовляются теперь къ общественному служенію недолго, и это краткое время приготовленія употребляютъ не на дѣйствительное приготовленіе, а на прихоти свои, на служеніе своимъ страстямъ, своему самолюбію: добрая цѣль забывается, средства и не ведущія къ цѣли и сами по себѣ предосудительныя предпочитаются очень многими, цѣль не достигается, и человѣкъ, который могъ бы достигнуть высокаго духовнаго совершенства и быть дѣйствительнымъ руководителемъ людей, преждевременно теряетъ силы духовныя и тѣлесныя, дѣлается легкомысленнымъ и лѣнивымъ, предается тоскѣ, унынію и отчаянію. Увлекшись недостижимыми цѣлями, при томъ цѣлями не вполнѣ согласными съ закономъ Божіимъ и съ голосомъ совѣсти, преждевременно объявившій себя дѣятелемъ самостоятельнымъ иногда совсѣмъ сбивается съ пути, мѣняетъ одно предпріятіе на другое, теряетъ самообладаніе, опускаетъ руки, доходя нерѣдко до самаго позорнаго конца. Иной долго стремится преждевременно создать для себя такое положеніе въ обществѣ, какого большинству можно достигнуть лишь послѣ очень продолжительнаго и напряженнаго труда, даже и при бóльшихъ способностяхъ и нерѣдко завершаетъ свои исканія страшными преступленіями. Какъ часто мы видимъ у иныхъ людей недостатокъ терпѣнія въ стремленіи къ самостоятельному и широкому пути жизни: не хотятъ ожидать, не хотятъ понять, что терпѣливое ожиданіе принесло бы великую пользу не только имъ, но и тому дѣлу, которому они желаютъ отдать свои силы. Не научившись мудрости, многіе объявляютъ себя учителями мудрости, судіями чужихъ рѣчей и дѣйствій, судіями старшихъ и родителей, судіями начальствующихъ и всѣхъ, кого имъ угодно судить.

Если юность сама, по неопытности и горячности своей, стремится впередъ и впередъ, это еще понятно. Менѣе понятно и болѣе грустно, когда приходится видѣть, что даже родители и воспитатели не только не сдерживаютъ порывовъ юныхъ людей, но и сами поддерживаютъ ихъ въ ихъ стремленіи преждевременно броситься въ море житейскихъ бурь, опасное и для опытныхъ пловцовъ. Къ сожалѣнію, нерѣдко и старшіе не видятъ, какъ юность отцвѣтаетъ, когда еще и расцвѣсти вполнѣ не успѣла. Не видятъ, какъ гибнутъ лучшія дарованія, преждевременно устремившіяся во всѣ стороны и не взлелѣянныя заботливой рукою. Не видятъ, что своимъ лицемѣрнымъ одобреніемъ или равнодушнымъ молчаніемъ они толкаютъ юность на самый опасный путь, который многихъ приводитъ на край погибели. Слѣдуетъ дорожить временемъ, но преступно спѣшить. Слѣдуетъ годы юности своихъ питомцевъ беречь отъ опасностей, отъ соблазновъ и искушеній, отъ непосильнаго труда: эти годы должны лишь постепенно и всесторонне подготовить юное дарованіе ко встрѣчѣ съ дѣйствительностью, съ заботами и печалями, невзгодами и несчастіями самостоятельной жизни. Берегите юность своихъ питомцевъ отъ жгучихъ вѣтровъ безпощадной жизни, далекой отъ заповѣданной Христомъ Спасителемъ любви ко всѣмъ и кротости, отъ христіанскаго смиренія, чистоты и святости. Если среди добрыхъ людей и при достаточномъ времени трудно воспитать юношу въ направленіи вполнѣ христіанскомъ, то что можно сдѣлать для достиженія этой доброй цѣли, когда юношѣ даютъ полную свободу обращаться со всѣми, добрыми и недобрыми, свободуучиться и вмѣстѣ дѣйствовать, свободу учиться и вмѣстѣ всѣхъ судить и осуждать, свободу учиться и вмѣстѣ отъ другихъ требовать всего, чего онъ захочетъ, и никому ни въ чемъ не подчиняться! Такое отношеніе родителей и воспитателей, начальниковъ и руководителей къ дѣлу воспитанія приводитъ къ тому, что юность не привыкаетъ къ труду, терпѣнію и порядку, не привыкаетъ къ самообладанію и господству надъ своими страстями и прихотями, не научается внимательно относиться къ другимъ, почитать старшихъ, строго судить лишь себя. Преждевременное освобожденіе отъ всякихъ правилъ и обязательствъ не даетъ юношѣ возможности вполнѣ окрѣпнуть и достаточно подготовиться къ жизни совершенно самостоятельной и отвѣтственной, къ жизни полезной и плодотворной. Увы, эти печальныя явленія встрѣчаются слишкомъ часто, хотя многими и не замѣчаются или не чувствуются, не чувствуются именно потому, что люди къ нимъ стали привыкать или уже привыкли.

Братія мои и сестры! Кто долго и правильно готовится къ самостоятельной дѣятельности, тотъ потомъ въ самое короткое время можетъ сдѣлать очень много. Кто воспитывается въ добромъ христіанскомъ направленіи, въ постоянномъ памятованіи завѣтовъ Христова Евангелія, въ строгомъ послушаніи своимъ руководителямъ, въ почтеніи къ родителямъ и старшимъ, тотъ только и можетъ сдѣлаться истинно добрымъ дѣятелемъ на всякомъ поприщѣ. Доброе христіанское воспитаніе — основа доброй дѣятельности и счастливой жизни, основа истиннаго успѣха на всякомъ поприщѣ.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Свѣтъ Христовъ свѣтитъ намъ не только съ Ѳавора и изъ трехлѣтняго служенія Христова человѣчеству, но и изъ уединенія Назаретскаго. Смиреніе и терпѣніе, усвоеніе мудрости и преуспѣяніе во всемъ добромъ, послушаніе родителямъ, забота о нихъ, посильное сотрудничество и сорадованіе имъ, молчаливое и скрытое отъ взоровъ человѣческихъ приготовленіе къ общественной дѣятельности, постепенное духовное восхожденіе отъ силы въ силу, — вотъ тѣ качества, которыя должны бы были отличать и юныхъ христіанъ современныхъ, какъ и христіанъ всѣхъ вѣковъ. Христосъ оставилъ намъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его. Свѣтъ Христовъ да просвѣтитъ и согрѣетъ сердца нашихъ юношей любовію къ истинному совершенству, къ жизни мудрой и святой, единственно достойной человѣка. Аминь.

1911 г.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 108-116.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0