Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ день Святителя Николая, Архіепископа Мирликійскаго Чудотворца.
Союзъ вѣры съ кротостію и воздержаніемъ
[1].

Правило вѣры и образъ кротости, воздержанія учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина (Тропарь Свят. Николаю).

Единодушно по веей вселенной этими словами прославляетъ Святителя Николая Св. Церковь. Всѣмъ православнымъ извѣстны эти слова, всѣ къ нимъ привыкли, всѣмъ слышится въ нихъ нѣчто родное, дорогое сердцу. Вдумаемся въ эти дивныя слова церковной пѣсни, чтобы плодъ многій принесло въ нашей жизни многократное ихъ повтореніе.

Самая истина, дѣлами свидѣтельствуемая, явила Святителя Николая правиломъ вѣры, образомъ кротости и учителемъ воздержанія. Какой это чудный союзъ добродѣтелей! Не одна вѣра сіяла въ жизни Святителя Христова: она порождала другія добродѣтели. Кротость и воздержаніе сопутствовали вѣрѣ, образуя съ нею яркое, привлекательное созвѣздіе. Вѣра не могла не сопровождаться кротостію и воздержаніемъ, а эти добродѣтели не могли бы ни появиться, ни окрѣпнуть, ни просіять лучезарнымъ свѣтомъ безъ вѣры глубокой, пламенной, непоколебимой. Возрастая и укрѣпляясь, вѣра давала возможность расти и крѣпнуть и сіять и кротости и воздержанію.

Такъ всегда было, такъ и будетъ всегда, дорогіе мои братія и сестры. Гдѣ вѣра во Христа искренняя, твердая, мужественная, тамъ и кротость, чуждая самолюбія, насилія, надменнаго презрѣнія, полная любви къ ближнему и дѣятельнаго о немъ попеченія. Гдѣ вѣра во Христа искренняя, вѣра, какъ довѣріе Христу, подчиненіе Его закону, вѣрность Христову Евангелію, тамъ и воздержаніе всестороннее, воздержаніе въ пищѣ и питіи, воздержаніе въ удовольствіяхъ. даже дозволенныхъ, воздержаніе въ самомъ отдыхѣ отъ трудовъ, воздержаніе въ стремленіяхъ и желаніяхъ, воздержаніе, какъ полное искренности стѣсненіе себя во всемъ, самоограниченіе ради Христа, ради Царства небеснаго, ради приближенія къ безстрастію и святости, ради нуждъ нашихъ ближнихъ.

Вспомнимъ многочисленные примѣры изъ житій святыхъ, и мы убѣдимся въ этомъ. Вспомнимъ и извѣстные каждому случаи изъ жизни обыкновенныхъ христіанъ, нечуждыхъ вѣры, и мы найдемъ не одно подтвержденіе этой истины. Возьмемъ христіанина, которому вѣра во Христа привита въ дѣтствѣ и который то забываетъ, что онъ Христовъ рабъ, то снова съ большею живостію вспоминаетъ объ этомъ. Не правда ли, возлюбленные мои, что въ часы болѣе живаго сознанія себя Христовымъ рабомъ и ученикомъ кротость проявляется полнѣе, ярче, чѣмъ въ то время, когда забывается наша связь съ вѣрою во Христа, когда мы готовы бываемъ сами себя ставить себѣ закономъ, правиломъ, образцомъ, когда мы начинаемъ уже сами себѣ покланяться, сами себя ставить вмѣсто Бога? Не правда ли, что вѣра во Христа, распятаго за міръ, молившагося за враговъ, за распинателей, всегда вызываетъ въ нашемъ сердцѣ болѣе кроткое, болѣе привѣтливое, болѣе любвеобильное отношеніе къ ближнимъ? Эта кротость является необходимымъ отзвукомъ вѣры и въ тиши уединенія, когда человѣкъ обдумываетъ свои отношенія, настоящія и будущія, къ людямъ. Просіяваетъ кротость по мѣрѣ восхожденія христіанина отъ вѣры въ вѣру и при всякомъ его общеніи съ людьми въ жизни семейной и общественной. Только истинный ученикъ Христовъ будетъ всегда истинно кроткимъ. Ему путь жизни освѣщаетъ слово Христово: Научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29).

При живой вѣрѣ во Христа растетъ и крѣпнетъ воздержаніе. Всегда исполняется слово Апостола: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Примѣръ Христа распятаго всегда въ сердцѣ христіанина пробуждаетъ стыдъ предъ наслажденіями плотскими, стыдъ предъ пьянствомъ, предъ объяденіемъ, предъ излишними заботами о себѣ, о своемъ покоѣ, стыдъ при мысли о томъ, что мы утопаемъ въ удовольствіяхъ и погружаемся сердцемъ въ разсѣяніе, въ суету, въ земныя попеченія, а не идемъ ко Христу и за Христомъ, не хотимъ себя ограничить въ пищѣ и питіи, въ удовольствіяхъ и отдыхѣ, въ стремленіи къ стяжанію земныхъ благъ. Только вѣрность Евангелію распятаго за насъ Христа можетъ явить чудные образы воздержанія полнаго, не обманывающаго, воздержанія не ропщущаго, спокойнаго и радостнаго, воздержанія, убивающаго страсти плотскія и самолюбіе во всѣхъ его видахъ и дающаго просторъ для высшихъ стремленій безсмертнаго духа. Вспомните святителей, вспомните преподобныхъ, вспомните добрыхъ христіанъ во всякомъ званіи. Вѣра во Христа поддерживаетъ духъ воздержанія и связанной съ нимъ чистоты даже въ людяхъ, которымъ богатство и здоровье могли бы позволить наслаждаться обиліемъ всевозможныхъ удовольствій, пиршествовать, веселиться. Развѣ не вѣра во Христа распятаго даетъ силу ограничивать себя во всемъ, лишать себя отдыха, сокращать часы усладительныхъ бесѣдъ съ домашними, съ друзьями, отказывать себѣ въ продолжительномъ наслажденіи даже красотами природы тѣмъ добрымъ христіанамъ, которые только во имя Христово, только изъ послушанія голосу Евангеліемъ просвѣщенной совѣсти съ самозабвеніемъ отдаются служенію на пользу ближнихъ. Безъ вѣры во Христа распятаго искреннее самоограниченіе въ продолженіе многихъ лѣтъ, когда есть полная возможность пить одну лишь чашу всякихъ удовольствій, было бы немыслимо, невозможно.

Братія мои и сестры! Можетъ быть вы услышите, что кротость и воздержаніе, какъ постоянное украшеніе жизни человѣка, возможны и безъ вѣры во Христа, безъ вѣрности Ему? Можетъ быть вамъ приведутъ яркіе образцы кротости и укажутъ стойкихъ учителей воздержанія безъ вѣры во Христа, безъ всякаго отношенія ко Христу? Провѣрьте эти возраженія опытомъ жизни, и вы убѣдитесь въ ихъ неосновательности. Спросите, подлинно ли предъ вами находятся образцы кротости и учители воздержанія безъ вѣры во Христа. Бываетъ кротость лицемѣрная, принявшая одну личину кротости ради пріобрѣтенія славы или выгодъ земныхъ и при измѣнившихся обстоятельствахъ рѣзко измѣняющаяся. Бываетъ кротость себя обманывающая и поэтому неустойчивая, непродолжительная. Дерево познается по плоду. Истинное достоинство внѣшней оболочки человѣка обнаруживается при встрѣчѣ съ искушеніями, съ соблазнами, съ опасностями, съ перемѣнами обстоятельствъ. Кротость полная самообмана не выдерживаетъ и малѣйшаго испытанія при встрѣчѣ съ дѣйствительностію. Кротость надѣвшая на себя личину скоро превращается въ презрѣніе, въ грубость, въ насиліе. Кому кланялись, кого прославляли, того хотятъ держать въ положеніи своего раба, своего плѣнника, когда прекратилась уже надъ этими лицемѣрными почитателями власть ихъ кумира. У кого искали наученія, въ комъ видѣли и другихъ заставляли видѣть учителя жизни, эти лицемѣрно предъ нимъ смирявшіеся люди своими грубыми руками отстраняютъ и отъ немногихъ утѣшеній, какія для него остались, отстраняютъ и отъ тѣхъ людей, которыхъ не лицемѣріе, не тщеславіе, не подражаніе другимъ, не расчетъ влекли къ нему...

Воздержаніе, если не подкрѣпляется вѣрою во Христа распятаго, не можетъ быть прочнымъ, устойчивымъ, глубокимъ, всестороннимъ. Оно безъ вѣры постоянно колеблется и часто мѣняетъ свой видъ, если бы человѣкъ и ставилъ его для себя обязательнымъ правиломъ. Оно часто обманываетъ и другихъ, нерѣдко хочетъ и себя обмануть, оно лишь даетъ новую и новую пищу тщеславію, самомнѣнію, не давая простора высшимъ стремленіямъ человѣческаго духа. Лицемѣрные или себя обмануть старающіеся учители воздержанія безъ вѣры во Христа не выдерживаютъ долго своего лицемѣрнаго подвига и нерѣдко впадаютъ въ необузданное служеніе чреву и всякимъ страстямъ. Обманъ и надменность, непостоянство и непослѣдовательность являются обычными спутниками такихъ учителей воздержанія, не связавшихъ себя обѣтомъ вѣрности Христу и послушанія Его закону и не укрѣпившихъ своей рѣшимости памятованіемъ о Христѣ распятомъ. Хотя бы отъ всего воздерживались иногда такіе людй, ихъ ревность скоро проходитъ. Хотя бы страшно истязали и мучили себя они своими подвигами безъ вѣры, они никакой доброй цѣли не достигнутъ, и эти подвиги останутся безцѣльными, безполезными для внутренней жизни упражненіями. Только вѣра во Христа распятаго даетъ значеніе и цѣну, красоту и привлекательность подвигу воздержанія. Только вѣра и влечетъ къ этому подвигу безъ примѣси тщеславія и корысти.

Братія мои и сестры! Безъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Безъ вѣры нельзя начать и подвигъ нравственнаго перевоспитанія себя. Безъ вѣры кротость и воздержаніе не будутъ имѣть для себя корня и влаги. Безъ вѣры человѣкъ замираетъ духовно и стремительно направляется къ погибели, хотя бы повидимому и къ истинѣ и духовному совершенству стремился. Безъ вѣры человѣка постигаетъ лишь тоска страшная, безъ вѣры онъ напрасно трудится надъ развитіемъ своего духа, безъ вѣры всѣ его добрыя стремленія оканчиваются полною неудачею, жалкимъ пораженіемъ, для всѣхъ очевиднымъ крушеніемъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ Пермскомъ Спасо-Преображенскомъ каѳедральномъ соборѣ за литургіей 6 декабря 1910 года.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 86-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0