Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.
Первообразъ христіанскаго воспитанія
[1].

Когда Пресвятой Дѣвѣ исполнилось три года, Ея праведные родители Іоакимъ и Анна рѣшились посвятить Ее на служеніе Богу, какъ обѣщали въ своихъ молитвахъ еще до рожденія Ея. При храмѣ іерусалимскомъ было много жилищъ, въ которыхъ пребывали особо дѣвы, до времени на службу Богу отданныя, особо — вдовицы, отказавшіеся для служенія Богу отъ новаго брака, особо — мужи назореи, проводившіе при храмѣ безсупружную жизнь. Трудясь для храма, всѣ они отъ храма получали и средства къ жизни. Были здѣсь и храмины для пришельцевъ и странниковъ. издалека приходившихъ на поклоненіе. Торжественно введенная во храмъ своими родителями въ сопутствіи множества отроковицъ съ зажженными свѣчами, Дѣва Марія поселилась при храмѣ вмѣстѣ съ обитавшими тамъ дѣвами. Для обученія Ея Священному Писанію и рукодѣлію къ Ней приставлены были другія дѣвы, старшія возрастомъ и искусныя въ Писаніи и рукодѣліи. Скоро навыкла она Писанію и рукодѣлію, болѣе же всего упражнялась въ молитвѣ. Молилась Она по тогдашнему обычаю въ началѣ дня до третьяго, по нашему — девятаго, часа, потомъ занималась чтеніемъ и рукодѣліемъ, а отъ девятаго часа снова усердно молилась до вечери. Впослѣдствіи Пресвятая Дѣва такъ возлюбила молитву, что отдавалась молитвенному дѣланію цѣлыя ночи и большую часть дня. Изъ рукодѣлій Она любила особенно тѣ, отъ которыхъ могла быть польза священникамъ въ ихъ служеніи при храмѣ. Съ бѣдными и странниками Она дѣлилась своею пищею и всегда ихъ жалѣла. Во всѣхъ добродѣтеляхъ Пресвятая Дѣва достигла высокаго совершенства и приготовила себя Христу Спасителю въ божественное жилище.

Вотъ первообразъ воспитанія христіанскаго. Отсюда добрые христіане брали и должны брать уроки для воспитанія дѣтей. Каждое христіанское дитя во святомъ крещеніи посвящается Богу. Родители должны стараться привести дѣтей именно къ сознанію того, что они Богу посвящены, что сердца ихъ — храмы Духа Божія, что надобно эти живые храмы украшать добродѣтелями и очищать отъ всякой грѣховной нечистоты. Живое сознаніе себя христіаниномъ, обязаннымъ поступать всегда по Евангелію, по заповѣдямъ Божіимъ, не можетъ вдругъ явиться у человѣка: оно постепенно зрѣетъ въ душѣ дитяти подъ воздѣйствіемъ окружающей обстановки, въ соотвѣтствіи съ тѣми заботами, какія прилагаютъ для его раскрытія старшіе. Духовный ростъ дитяти въ своей постепенности едва поддается наблюденію, какъ и тѣлесное его возрастаніе, какъ и развитіе всякаго живаго существа, даже растенія. Здѣсь не можетъ быть скачковъ, здѣсь все имѣетъ значеніе: и слово родителей, и ихъ поступки, доступные наблюденію дитяти, и ихъ душевное настроеніе, и вся обстановка жизни, и домашнія благочестивыя упражненія, и посѣщеніе церкви.

У древнихъ христіанъ вся жизнь такъ слагалась, что дѣти въ самые юные годы получали множество чистыхъ, святыхъ впечатлѣній и скоро приходили къ живѣйшему сознанію того, что они — христіане, что ихъ отечество — не земля, а небо, что христіанинъ долженъ быть готовъ ради Христа претерпѣть всякія лишенія, страданія, даже смерть. Страданія множества святыхъ мучениковъ ясно показываютъ, какъ живо чувствовали дѣти въ первые вѣка христіанства свою принадлежность къ церкви, какъ охотно шли на смерть, чтобы на небѣ быть ближе ко Христу, какъ твердо и радостно они даже и родителей своихъ убѣждали не бояться смерти за вѣрность Христу. Раннее ознакомленіе дѣтей съ христіанскими вѣрованіями, чаяніями, обязанностями, не на урокахъ, а при всякой возможности, составляло одну изъ главныхъ заботъ родителей въ древнемъ христіанскомъ мірѣ и приносило богатые плоды. И эти добрые плоды скоро дѣлались замѣтными. Вспомните юность двухъ великихъ святителей четвертаго вѣка Василія Великаго и Григорія Богослова: воспитываясь среди язычниковъ, они знали лишь двѣ дороги — въ храмы святые и въ школы своихъ наставниковъ и высотою своей жизни были назидательнымъ, увлекательнымъ примѣромъ для сверстниковъ. Добрыя старанія благочестивыхъ родителей объ утвержденіи дѣтей въ христіанской жизни иногда временно и не имѣли успѣха, но послѣ приводили, наконецъ, къ тому, что юноши какъ бы перерождались духовно и восходили на высоту добродѣтелей, — вспомните напримѣръ жизнь блаж. Августина.

Въ настоящее время всѣ ли родители заботятся о томъ, чтобы привести дѣтей своихъ къ сознанію того, что они христіане, что они обязаны сознательно посвятить себя Богу, какъ были посвящены въ крещеніи помимо ихъ воли и сознанія? Всѣ ли родители считаютъ это своимъ долгомъ? Признаютъ ли они необходимымъ усердно знакомить дѣтей съ вѣрованіями, чаяніями и обязанностями христіанскими? Не говоримъ о томъ, что часто жизнь современныхъ христіанъ рѣзко расходится съ Евангеліемъ, съ уставами Церкви. Это печально, но еще печальнѣе то, что такая жизнь оправдывается, что родители не хотятъ сознать свою вину и не стѣсняются въ присутствіи дѣтей высказывать такіе взгляды на жизнь, въ которыхъ слышится прямое противорѣчіе съ Христовымъ ученіемъ. Отъ такихъ рѣчей долженъ образоваться особенно опасный осадокъ въ дѣтской душѣ. Надобно скорбѣть и молиться о тѣхъ родителяхъ, которые не даютъ своимъ дѣтямъ истинно христіанскаго воспитанія потому, что сами не одушевлены христіанскими чаяніями, сами на дѣлѣ чрезмѣрно ослабили или даже совершенно порвали свою связь съ Церковію, съ Евангеліемъ. Какъ несчастны ихъ дѣти! Умышленно воспитывая дѣтей безъ вѣры въ Бога и безъ любви къ Богу, отстраняя дѣтей отъ свѣта Христова, подобные люди совершаютъ тяжкое преступленіе: они готовятъ своимъ дѣтямъ несчастную жизнь еще здѣсь, на землѣ. Страшный грѣхъ берутъ на себя тѣ люди, которые словомъ печатнымъ или устнымъ содѣйствуютъ этому жестокому дѣлу воспитанія дѣтей безъ вѣры въ Бога, безъ надежды на вѣчную жизнь. О, если бы они прозрѣли и другихъ не вводили въ заблужденіе!

Что же вамъ дѣлать, родители христіане, вѣрные Христову Евангелію и желающіе чадъ своихъ видѣть добрыми сынами Церкви Православной, наслѣдниками Царства небеснаго? Было бы великимъ заблужденіемъ полагать, что не нужно дѣтей пріучать къ молитвѣ, водить въ церковь, освящать таинствами, учить главнымъ истинамъ вѣры, пока не раскроется ихъ сознаніе, пока они сами не будутъ въ состояніи молиться по своему произволу, молиться разумно. Ожидать всего отъ школы, куда еще не скоро поступятъ дѣти, очень неблагоразумно. Вопросы почему и зачѣмъ такъ свойственны дѣтямъ. Добрыя чувства такъ легко зарождаются въ дѣтскихъ сердцахъ. Ко всему окружающему дѣти такъ воспріимчивы. Дитя ищетъ пищи для ума и сердца, и было бы жестоко не дать ея. А какая духовная пища можетъ быть лучше той, какую даетъ Св. Церковь! Христосъ Спаситель поставилъ дѣтей въ примѣръ для всѣхъ ищущихъ Царства небеснаго (Матѳ. 18, 3; 19, 14). Душа дитяти подобна мягкому воску, на которомъ искусная рука можетъ неизгладимыми письменами начертать много, очень много добраго. Времени болѣе благопріятнаго для утвержденія дѣтей въ любви къ Богу и ко всему доброму не можетъ быть. Необходимо возможно чаще бесѣдовать съ дѣтьми о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ, о Христѣ. Спасителѣ грѣшнаго рода человѣческаго, о благодати Духа Святаго, намъ вспомоществующей въ дѣланіи добра, о нашей Ходатаицѣ на небесахъ Пресвятой Богородицѣ, о святыхъ мученикахъ и исповѣдникахъ, святителяхъ и преподобныхъ, потрудившихся на землѣ и вѣнецъ нетлѣнный пріявшихъ отъ Христа Бога. Добрый христіанинъ, какъ и древній израильтянинъ, обязанъ всегда помнить свой долгъ усердно возвѣщать и разъяснять дѣтямъ своимъ заповѣди Божіи. Да будетъ для него правиломъ: да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о нихъ въ дому и идый, и лежа, и востая (Втор. 6, 7). Матери христіанки, какъ много вы можете сдѣлать для обогащенія ума дѣтей добрыми мыслями, сердца святыми чувствами! Возлюбите вѣру Христову, возлюбите духовное чтеніе, учитесь сами и дѣтей учите тому, чему учитъ Св. Церковь. Читайте съ ними слово Божіе, читайте и для себя, чтобы было чѣмъ подѣлиться съ ними. Молитесь чаще со своими дѣтьми, молитесь при нихъ и за нихъ. Добрые христіане, ваши домы должны всею обстановкою говорить дѣтямъ, что вы и они — чада Церкви Православной. Святыя иконы и священныя книги, всѣмъ видимыя, а не скрытыя и малозамѣтныя, должны быть въ каждомъ домѣ христіанскомъ. Бесѣдуя съ дѣтьми, съ благоговѣніемъ указывайте имъ на иконы, на св. Евангеліе, на Псалтирь. Тогда ваши дѣти привыкнутъ искать себѣ утѣшенія въ размышленіи о помощи свыше и о блаженствѣ будущемъ, а наставленія и разрѣшенія недоумѣній — въ чтеніи слова Божія.

Помните, что Христосъ Спаситель не отвергалъ дѣтей, а милостиво ихъ принималъ и благословлялъ. Не отвращайте же вы дѣтей вашихъ отъ храма Божія. Чаще берите ихъ сюда, особенно въ праздники, и не къ одной литургіи, а и къ другимъ службамъ. Дѣти любятъ храмъ Божій, если чей нибудь дурной примѣръ или слово злое не отвратятъ ихъ отъ храма. Не устаютъ они отъ молитвы, и сердце ихъ живо чувствуетъ всю правду и святость ученія Христова. Не нужно имъ много словъ, чтобы понять красоту и смыслъ богослуженія. А кто въ юномъ возрастѣ былъ далекъ отъ храма съ его незамѣнимыми впечатлѣніями, тому послѣ труднѣе будетъ почувствовать всю сладость общецерковной молитвы. Пріучайте дѣтей считать красоту храма близкою сердцу, своимъ примѣромъ учите ихъ заботиться о благоукрашеніи храма. А главное — усерднымъ посѣщеніемъ храма и благоговѣйнымъ здѣсь предстояніемъ подавайте добрый примѣръ дѣтямъ, и этотъ примѣръ на всю жизнь будетъ для нихъ однимъ изъ лучшихъ воспоминаній, будетъ спасительнымъ урокомъ.

Какъ Пресвятая Дѣва Марія никогда не бывала праздною, а проводила время въ молитвѣ, чтеніи и рукодѣліи, такъ и всѣ дѣти христіанскія съ самыхъ юныхъ лѣтъ должны пріучаться не только къ молитвѣ и чтенію слова Божія, но и къ труду полезному, конечно для нихъ посильному и не тягостному. Какъ Дѣва Марія своими руками приготовляла много потребнаго для священниковъ въ ихъ служеніи при храмѣ и хлѣбомъ своимъ дѣлилась съ нуждающимися, такъ и христіанскихъ дѣтей должно пріучать находить утѣшеніе въ томъ, чтобы хотя что либо доброе сдѣлать для храма или для бѣдныхъ.

Не забудьте, возлюбленные братія и сестры, этихъ немногихъ уроковъ изъ нынѣ празднуемаго событія. Молиться, слушать или читать слово Божіе, привыкать къ труду, утверждаться въ любви къ ближнему должны христіанскія дѣти. Чѣмъ ближе будутъ они ко храму Божію, чѣмъ чаще будутъ освящаться таинствомъ причащенія, а впослѣдствіи и очищать свое сердце исповѣдію, тѣмъ лучше. Надобно все дѣлать, чтобы дѣти, наконецъ ясно сознали и живо почувствовали, что они — христіане, чада Церкви Святой, наслѣдники Царства небеснаго, что только тогда они будутъ счастливы на землѣ, когда на небо будутъ очи свои возводить и у Господа помощи себѣ просить... Не отстраняйте же, братія и сестры, не отстраняйте дѣтей вашихъ отъ свѣта Христова, отъ таинствъ святыхъ, отъ подвига христіанской жизни. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ г. Москвѣ, въ Большомъ Успенскомъ соборѣ, за литургіей, 21 ноября 1902 года.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 78-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0