Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ Великій пятокъ.
Слово Господне къ плачущимъ женщинамъ
[1].

Когда Господа Іисуса вели на распятіе, вслѣдъ за Нимъ шло множество людей. Шли и женщины іерусалимскія: онѣ плакали и рыдали о Немъ. Въ отвѣтъ на ихъ рыданія Господь, обратившись къ нимъ, сказалъ: Дщери іерусалимски, не плачитеся о Мнѣ, обаче себе плачите и чадъ вашихъ (Лук. 23, 27-28).

Вотъ утѣшеніе женамъ, вотъ и урокъ для нихъ. Христосъ Господь пришелъ на землю, чтобы пострадать за людей. Грѣха не сдѣлавшій Праведникъ тяжко страдаетъ, осуждается безъ вины на позорную смерть, распинается со злодѣями, умираетъ среди всякихъ поруганій, не видя и не слыша утѣшеній. Но эти страданія — источникъ блаженства для всего человѣчества, эта смерть — начало жизни для всѣхъ людей: изъ гроба Христова блаженство міру возсіяло. Нельзя было женамъ іерусалимскимъ не плакать при видѣ преданнаго на смерть Праведника, но не этихъ рыданій Онъ желалъ отъ нихъ. Не плачитеся о Мнѣ: Я исполняю волю Отца Моего. Если люди грѣхъ оставятъ, если вмѣсто всякихъ заблужденій возлюбятъ и на скрижаляхъ сердца напишутъ возвѣщенное Мною слово истины и спасенія, если пойдутъ за Мною со своимъ собственнымъ крестомъ на раменахъ своихъ: тогда и Я возрадуюсь о нихъ, тогда и на небесахъ будетъ радость великая при видѣ ихъ обращенія. Себе плачите и чадъ вашихъ. Если Мои страданія не послужатъ вамъ и имъ во спасеніе, если завтра вы забудете о своихъ слезахъ и предадитесь обычной суетѣ, будете ходить въ похотяхъ сердецъ вашихъ, не будете слѣдовать за Мною путемъ правды, будете преступать Мои заповѣди, вы достойны жалости и слезъ и рыданій, ибо отреклись отъ Свѣта, который вамъ возсіялъ; оставили Жизнь, за васъ на смерть осужденную: пренебрегли спасеніемъ своимъ, которое Мною было уже приготовлено вамъ. Плачьте о томъ, что дѣти ваши будутъ гонителями благовѣстниковъ правды, будутъ съ ожесточеніемъ идти противъ очевидной истины и не найдутъ себѣ утѣшенія и блаженства тогда, когда все сдѣлано для ихъ обращенія, просвѣщенія и спасенія...

Къ женамъ ли іерусалимскимъ только относились эти слова Спасителя? Конечно — нѣтъ. Это — урокъ для всѣхъ вѣковъ, для всѣхъ поколѣній. Приложимъ его особенно къ себѣ, братія христіане. Вотъ при чтеніи евангельскаго повѣствованія о страданіяхъ и смерти Господа сердце почти каждаго изъ насъ живо чувствуетъ тяжесть этихъ страданій, слышатся воздыханія, видны слезы. Конечно страданія Богочеловѣка только въ ожесточившемся сердцѣ не вызовутъ соболѣзнованія. Но не этого желаетъ Господь. Мало, если мы о Немъ будемъ плакать. Онъ страдалъ для нашего спасенія. Онъ воскресъ и вознесся на небо, чтобы намъ путь туда открыть. О своихъ грѣхахъ, удаляющихъ насъ отъ благодати Христовой и будущаго блаженства, мы должны плакать и рыдать.

Если мы составляемъ себѣ правила жизни не на основаніи Евангелія, если счастія ищемъ только на землѣ, если для достиженія своихъ честолюбивыхъ и корыстныхъ замысловъ не гнушаемся обманомъ, несправедливостію, жестокостію, если мы все дѣлаемъ лишь для того, чтобы насъ видѣли и прославляли, то не должны ли мы плакать о себѣ, плакать и о томъ, что наше противное Евангелію настроеніе душевное, наша нехристіанская жизнь, наше отчужденіе отъ заповѣдей Христовыхъ служатъ соблазномъ для другихъ, отдаляютъ ихъ отъ Бога и жизни вѣчной?

Христосъ Спаситель взялъ на Себя крестъ вольныхъ страданій изъ любви къ міру. Любимъ ли мы Его и изъ любви къ Нему готовы ли отказаться отъ своихъ грѣховныхъ привычекъ, отъ своего покоя, отъ своего самолюбія? Если нѣтъ, то плакать и рыдать мы должны о себѣ и о томъ что нашъ примѣръ можетъ оказывать худое дѣйствіе и на ближнихъ нашихъ.

Христосъ Спаситель возлюбилъ насъ и за насъ всѣхъ предалъ Себя. Любимъ ли мы ближнихъ? Готовы ли открыть свои сердца для ихъ скорбей и радостей, явиться къ нимъ на помощь ради Христа, а не ради самоуслажденія при видѣ малой жертвы нашей? Если нѣтъ, то плакать и рыдать мы должны о себѣ и о ближнихъ нашихъ, не столько потому, что не облегчаемъ ихъ странствованія по землѣ, сколько потому, что своимъ самолюбіемъ и холодностію къ другимъ ставимъ имъ нѣкоторую преграду на пути къ небу.

Христосъ Спаситель безъ всякой вины осужденъ на смерть. Готовы ли мы терпѣть обиды и всякія лишенія и страданія безропотно и радостно? Вспомните слово св. Апостола Петра: Понеже пріобщаетеся Христовымъ страстемъ, радуйтеся, яко да и въ явленіе славы Его возрадуетеся веселящеся (1 Петр. 4, 13). Если Господь страдалъ, то можемъ ли роптать на свои страданія мы, обремененные всякими грѣхами, хотя бы и тяжело и несправедливо страдать приходилось? Страданія эти очищаютъ насъ отъ пристрастія къ землѣ, лучше всего показываютъ намъ наши язвы душевныя и обнаруживаютъ предъ нами слабость нашей вѣры и упованія, несовершенство нашей любви къ ближнему, научаютъ насъ быть осторожнѣе въ отношеніяхъ съ другими, щадить покой и счастіе ближняго. Если мы ропщемъ среди страданій, если обиды отъ людей возбуждаютъ въ насъ равнодушіе и ненависть къ ближнему, если онѣ ослабляютъ нашу ревность въ трудѣ на благо ближняго, то не должны ли мы плакать о себѣ, что далеки мы отъ духа евангельскаго, что не пріобщаемся мы страданіямъ Христовымъ, что недостойны и той славы, которой сподобятся истинные ученики Христовы, изъ любви ко Христу радостно несущіе свой крестъ?

Христосъ Спаситель пролилъ за насъ честную кровь Свою, чтобы омыть беззаконія наши и очистить грѣхи наши. Часто ли мы исповѣдуемъ грѣхи свои предъ священникомъ, чтобы и себѣ вмѣстѣ съ другими испросить прощеніе? Часто ли мы приступаемъ къ божественной трапезѣ, причащаемся Св. Таинъ тѣла и крови Христовой? Если нѣтъ, то плакать и рыдать мы должны, ибо сами себя добровольно отчуждаемъ отъ источника жизни и святыни, сами себѣ по собственному легкомыслію и нерадѣнію заграждаемъ путь къ блаженству. Оплакиваемъ ли мы свои вольныя и невольныя прегрѣшенія, за которыя Христосъ страдалъ? Если грѣховъ своихъ не оплакиваемъ, то слезъ и рыданій достойны мы, и время уже намъ оплакивать ожидающую насъ въ будущемъ участь, если мы не измѣнимся къ лучшему.

Когда жены іерусалимскія горько плакали при видѣ страданій Спасителя, онѣ услышали изъ устъ Его заповѣдь: не плачитеся о Мнѣ, обаче себе плачите и чадъ вашихъ. Если слезы ихъ были искреннія, онѣ конечно не могли не возмущаться при видѣ той несправедливости и той жестокости, какими отъ начала до конца сопровождались судъ и казнь Господа. Но отъ Спасителя, Который Самъ молился за враговъ, онѣ получаютъ заповѣдь плакать о себѣ и о чадахъ своихъ: на себѣ самихъ, на чадахъ своихъ онѣ должны были теперь сосредоточить свое вниманіе. Господь призываетъ ихъ заглянуть въ глубину собственнаго ихъ сердца, посмотрѣть на собственную свою жизнь, спросить себя, не бываетъ ли и у нихъ такихъ же чувствъ, какими водились мучившіе Его. Онѣ должны были позаботиться о своемъ исправленіи, объ исправленіи и чадъ своихъ. Если вдуматься въ урокъ Спасителя плачущимъ женамъ, то не трудно понять его особенное значеніе именно для нашего времени. Теперь болѣе, чѣмъ въ прежнія времена, люди негодуютъ при видѣ чужихъ преступленій, пороковъ, заблужденій. Надъ чужими беззаконіями, надъ чужими мнѣніями и убѣжденіями произносятъ слишкомъ смѣлый судъ, почти слезы проливаютъ при видѣ чужаго несовершенства. И это дѣлается изъ лицемѣрія, это все — потому, что свое сердце не очищено, о себѣ плакать не хотятъ, своимъ домомъ управлять не могутъ, своихъ чадъ въ духѣ христіанскаго благочестія терпѣливо воспитывать не желаютъ. Себя бы прежде всего слѣдовало каждому оплакивать и себя исправлять. Свою душу каждому надобно очищать отъ примѣси самолюбія, самомнѣнія, корысти, чувственности и другихъ пороковъ. Каждый долженъ о себѣ самомъ позаботиться, чтобы не быть чуждымъ страданій Христовыхъ, чтобы не лишить себя блаженства, которое для всѣхъ Христосъ принесъ, но отъ котораго многіе добровольно удаляются. Если свои грѣхи каждый будетъ оплакивать, то не останется уже времени для злобныхъ пересудовъ, для лицемѣрнаго плача надъ беззаконіями другихъ: тогда скорѣе будетъ идти христіанинъ къ духовному совершенству, и его слово будетъ имѣть большую силу у ближнихъ, подкрѣпляемое его добрымъ примѣромъ...

Братія и сестры, со страхомъ и трепетомъ приступимъ ко гробу Христову и съ любовію облобызаемъ сіи язвы Господа: здѣсь начало нашей жизни вѣчной, здѣсь намъ исцѣленіе и отрада. Приступимъ всѣ и не будемъ за грѣхи и недостатки другъ друга осуждать, а дадимъ лучше обѣтъ не полагать брату претыканія и соблазна. Будемъ молить Господа, да будутъ для каждаго изъ насъ спасительны Его страданія, да укрѣпитъ Онъ насъ крестомъ Своимъ для терпѣливаго несенія нашего креста, да дастъ намъ здѣсь пріобщаться страданіямъ Его и сраспинаться съ Нимъ, чтобы за гробомъ быть общниками Его божественной славы во вѣки вѣчные Человѣколюбче Христе Боже, прегрѣшеній даруй оставленіе покланяющимся вѣрою пречистымъ страстемъ Твоимъ (сѣдаленъ въ вел. понед. на утрени, по 3-мъ стихословіи). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ г. Москвѣ, въ Большомъ Успенскомъ соборѣ, за вечерней Великаго пятка въ 1903 году.

Источникъ: Палладій, епископъ Пермскій и Соликамскій. Проповѣди. Выпускъ второй. — Пермь: Типографія Н-ковъ Каменскаго, 1912. — С. 65-72.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0