Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Бесѣда о томъ, что нужно дорожить званіемъ христіанина
[1].

Когда во времена гоненій языческіе судьи спрашивали христіанина: какого ты званія? гдѣ твое отечество? имъ очень часто приходилось слышать отъ мужественныхъ исповѣдниковъ Христа только слѣдующія слова: я христіанинъ, отечество наше на небѣ. И какъ настойчиво ни допрашивали христіанъ о ихъ званіи, они повторяли тотъ-же отвѣтъ: мы христіане. Конечно и у древнихъ христіанъ были различныя занятія и званія мірскія: кто былъ воиномъ, кто ремесленникомъ, кто земледѣльцемъ, кто служилъ при дворѣ царскомъ, кто былъ воспитателемъ дѣтей и пр. Но всѣ судимые за имя Христово забывали о своихъ земныхъ преимуществахъ и правахъ: дороже всего было званіе христіанина, объ этомъ званіи только и помнили на судѣ. Маленькія дѣти съ такимъ-же мужествомъ повторяли: мы христіане, мы кланяемся Христу распятому и воскресшему, мы хотимъ быть съ нашимъ Господомъ, отечество наше на небѣ. И дѣти готовы были пострадать вмѣстѣ съ родителями, чтобы только не лишиться званія христіанина, чтобы быть со Христомъ.

Вамъ понятно, братія мои, почему древніе христіане такъ дорожили именемъ христіанина, почему они не хотѣли предъ судіями упоминать о своемъ земномъ званіи, о своихъ земныхъ правахъ, о земномъ отечествѣ. Званіе христіанина есть единственное вѣчное достояніе наше: никто не можетъ отнять у насъ этого званія до гроба, оно пойдетъ съ нами и на судъ Божій, — Господь будетъ судить насъ какъ христіанъ. И тотъ, кто на землѣ жилъ какъ истинный христіанинъ, тотъ будетъ послѣ этого суда сонаслѣдникомъ Христовымъ въ царствѣ небесномъ. Если же окажется, что христіанинъ жилъ недостойно своего званія, не хотѣлъ исполнять заповѣди Христовы, не хотѣлъ сдѣлаться любящимъ и кроткимъ, смиреннымъ и самоотверженнымъ рабомъ Христовымъ, забывалъ о своемъ небесномъ отечествѣ, искалъ радостей только на землѣ, служилъ не Христу, а своимъ страстямъ, лишь по имени, а не по дѣламъ былъ христіаниномъ: то онъ потеряетъ свои христіанскія права послѣ суда Божія, онъ будетъ отдѣленъ отъ торжествующей Церкви Христовой, онъ будетъ вѣчно страдать въ удаленіи отъ Христа, Котораго имя хулилъ своею недостойною жизнію. Да, званіе христіанина — такое званіе, по которому и судить насъ будетъ Господь, званіе, котораго никто отъ насъ не отниметъ до самаго суда Господня. А всякое другое званіе еще здѣсь на землѣ можетъ быть отнято у насъ людьми, или мы сами можемъ оставить это званіе, перемѣнить его на другое, принять на себя и другія обязанности. Ты можешь отречься и отъ своего званія христіанскаго, можешь совсѣмъ отпасть отъ Церкви Христовой; но на судѣ Господь спроситъ тебя о томъ, почему ты не исполнялъ своихъ христіанскихъ обязанностей, почему отрекся отъ Христа мыслію, словомъ или на дѣлѣ.

Пока мы носимъ какое-либо земное званіе, мы не всѣми днями и часами своей жизни привязаны къ этому званію. Вотъ ты занимаешься торговлею: но ты приходишь домой, забываешь о своихъ торговыхъ дѣлахъ, заботахъ и выгодахъ, ты становишь-ся такимъ-же человѣкомъ, такимъ-же членомъ семьи, какъ и твой отецъ или братъ, занятые другими дѣлами. А вотъ другой человѣкъ служитъ обществу въ званіи судіи; въ извѣстные часы къ нему во множествѣ стекаются имѣющіе въ немъ нужду люди, онъ долго и наединѣ занимается дѣлами своей службы, но наконецъ и судія получаетъ отдыхъ отъ своихъ дѣлъ: онъ становится какъ и всѣ, обыкновеннымъ человѣкомъ, онъ въ кругу близкихъ на время можетъ забыть о своемъ общественномъ положеніи, можетъ отдаться всѣмъ сердцемъ своей семьѣ. Или вотъ каждый въ часы досуга отъ исполненія обязанностей своего званія занимается какимъ-либо постороннимъ дѣломъ, или просто думаетъ о чемъ-либо, или бесѣдуетъ съ окружающими. Онъ въ это время собственно не торговецъ, не судія, не чиновникъ, не воинъ, не учитель. Но что бы мы ни дѣлали, какъ бы мы ни проводили часы досуга, о чемъ бы мы ни думали, о чемъ бы ни бесѣдовали другъ съ другомъ: мы всегда должны поступать и думать и говорить какъ христіане, мы или исполняемъ свой христіанскій долгъ, или нарушаемъ его. Вотъ ты вмѣсто отдыха предаешься такимъ забавамъ и развлеченіямъ, какія могутъ лишь утомить и разслабить твое тѣло, развратить твою душу. Вотъ ты увлекаешься праздностію, и уже трудъ служитъ для тебя какъ-бы отдыхомъ отъ ничегонедѣланія. Вотъ праздность твоя является причиною запущенія возложенныхъ на тебя дѣлъ, она довела тебя до бѣдности и соединенныхъ съ нею страданій, такъ что и другимъ становится тяжело отъ твоей праздности; семья твоя страдаетъ, и ты видишь это, и уже не хочешь или не можешь исправиться. Очевидно, ты, будучи христіаниномъ, велъ себя недостойно своего званія, ты забылъ, что ты христіанинъ, а Господь будетъ судить тебя какъ христіанина. Ты предаешься честолюбивымъ замысламъ, завидуешь тѣмъ, кто выше тебя, презираешь низшихъ, ты мечтаешь о томъ, чтобы безъ Бога создать себѣ счастіе на землѣ, ищешь себѣ опоры въ людяхъ и имъ угождаешь болѣе, нежели Богу, надѣешься достигнуть своихъ цѣлей при помощи обмана, хитрости и коварства: во всемъ этомъ ты, будучи христіаниномъ, поступаешь недостойно своего званія, и небесный Судія будетъ судить тебя какъ христіанина, какъ человѣка, который, имѣя высокія права христіанина, не хотѣлъ исполнять свои христіанскія обязанности, не хотѣлъ всегда и во всемъ, въ дѣлахъ и помышленіяхъ быть вѣрнымъ своему Владыкѣ, Господу и Благодѣтелю.

Когда мы исполняемъ обязанности своего земнаго званія, мы должны исполнять ихъ какъ христіане, какъ вѣрные ученики Христа распятаго, какъ имѣющіе себѣ Судію на небеси, не предъ очима точію работающе, аки человѣкоугодницы, но въ простотѣ сердца, боящеся Бога (Кол. 3, 22). Что бы ни дѣлали, мы должны дѣлать отъ души, со всѣмъ усердіемъ и вниманіемъ, якоже Господу, а не человѣкомъ, не изъ-за земныхъ выгодъ, а ради воздаянія отъ Господа (Кол. 3, 23-24). Истинный христіанинъ всегда бываетъ и вѣрнымъ слугою Царя и Отечества. За это уважали христіанъ даже языческіе цари. И на всякомъ поприщѣ общественнаго служенія мы, будучи христіанами, можемъ дѣйствовать или какъ христіане, или недостойно нашего христіанскаго званія. Все, еже аще что творите, словомъ или дѣломъ, вся во имя Господа Іисуса Христа (Кол. 3, 17). Такъ должно быть у христіанъ. Горе намъ, если не такъ бываетъ.

Да, братія, вѣчное званіе — званіе христіанина: оно всегда съ нами, хотя бы мы и забывали, что мы христіане. А какія блага ожидаютъ истиннаго христіанина! Онъ еще здѣсь на землѣ испытываетъ такую радость, какой не имѣютъ тѣ, кто не съ Господомъ живетъ. Онъ радуется даже среди всякихъ лишеній и страданій. Онъ не отчаявается среди самыхъ трудныхъ обстоятельствъ жизни, когда его всѣ оставили, когда онъ лишился и любившаго его отца, и нѣжно ласкавшей его матери, и дорогихъ друзей, и всѣ смотрятъ на него какъ на чужаго, когда его гнететъ страшная бѣдность, когда у него отнято любимое его дѣло, когда на землѣ для него нѣтъ ни опоры, ни утѣшенія: онъ уповаетъ на Господа, онъ Ему предаетъ себя и всю жизнь свою, у Господа ищетъ наставленія и утѣшенія, опоры и заступленія. И упованіе христіанина не посрамитъ его. Истинный христіанинъ всегда готовъ воскликнуть съ псалмопѣвцемъ: Господь просвѣщеніе мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся? (Псал. 26, 1). Христіанина никто не можетъ отвлечь отъ Господа, разлучить съ Господомъ, и онъ готовъ страдать ради возлюбившаго его Христа, восклицая со св. апостоломъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вмѣнихомся якоже овцы заколенія. Но во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за Возлюбльшаго ны (Рим. 8, 35-37). Самая смерть не страшна для христіанина: она только соединитъ его съ Господомъ. Умирающій христіанинъ скажетъ съ апостоломъ Павломъ: Время моего отшествія наста. Подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ. Прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. 4, 6-8). Да, тамъ за гробомъ ожидаютъ рабовъ Христовыхъ великія и неизреченныя блага, ихже око не видѣ и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Тамъ не будетъ уже ни болѣзни, ни печали, ни воздыханія. Тамъ рабы Христовы вѣчно будутъ славить Святую Троицу. Тамъ всѣ будутъ воспѣвать сладостную пѣснь Сыну Божію, искупившему человѣческій родъ, приведшему его къ Своему Отцу, увѣнчавшему праведныхъ неувядаемымъ вѣнцомъ славы. Никто не можетъ ясно представить себѣ будущаго блаженства. Но тотъ, кто постоянно исполняетъ заповѣди Божіи, кто трудится надъ очищеніемъ своего сердца, кто изгналъ зависть изъ своей души, кто кротокъ и смиренъ, кто всѣхъ любитъ любовію Христовою, кто предается безмолвной молитвѣ: тотъ можетъ ощутить сладость общенія съ Богомъ, тотъ еще на землѣ можетъ въ малой степени вкусить вѣчнаго блаженства...

Братія христіане! помните о высокомъ званіи христіанина, исполняйте ваши христіанскія обязанности, вышнихъ ищите, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя, горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 1-2). Высоко наше званіе: нѣтъ званія выше его. О, если бы намъ не потерять этого званія на судѣ Божіемъ! Проникнемся, братія мои, сознаніемъ того, что мы прежде всего христіане, прежде всего должны помнить свои христіанскія обязанности, должны всегда и во всемъ думать и говорить, чувствовать и поступать именно какъ христіане, какъ рабы Христовы, какъ сонаслѣдники Христовы. Будемъ старательно изучать, чтó Богъ сдѣлалъ для насъ, и чтó мы должны дѣлать ради Него и для себя самихъ, для своего спасенія. Книга закона Христова пусть всегда будетъ съ нами. Но горе тому, кто будетъ только умомъ изучать законъ Христовъ, не захочетъ приникнуть къ нему всѣмъ сердцемъ, не захочетъ исполнять его. Самъ Господь нашъ учитъ насъ: Той рабъ, вѣдѣвый волю господина своего и не сотворивъ по воли его, біенъ будешъ много (Лук. 12, 47). Свят. апостолъ Іаковъ увѣщаваетъ христіанъ: Бывайте творцы слова, а не точію слышатели, прельщающе себе самѣхъ... Приникій же въ законъ совершенъ свободы и пребывъ, сей не слышатель забытливъ бывъ, но творецъ дѣла, сей блаженъ въ дѣланіи своемъ будетъ (Іак. 1, 22. 25).

Но не скажетъ ли кто-нибудь, что лучше не знать закона Божія, если знающему и не исполняющему предстоитъ бóльшее наказаніе? О, братъ мой возлюленный, не говори этого. Вѣдь если самъ не захочешь слушать ученіе Христово, то не войдешь въ царство Божіе. Представьте себѣ, что кто нибудь отъ свѣта и тепла удалился бы въ мрачное, совсѣмъ лишенное свѣта, холодное и сырое подземелье только потому, что онъ боится, что увидятъ его худыя дѣла: такой человѣкъ былъ бы очень жалокъ. Но во сколько разъ болѣе жалокъ былъ бы человѣкъ, который сталъ бы удаляться отъ Христа Свѣта истиннаго, просвѣщающаго и освящающаго всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, удаляться отъ изученія Его святой воли, Его Божественнаго Слова, только потому, что боится будущаго наказанія за нарушеніе Христовыхъ заповѣдей! Вѣдь въ этомъ случаѣ человѣкъ самъ себя наказываетъ, самъ себя обрекаетъ на муку вѣчную, удаляясь отъ Источника жизни и блаженства.

Возлюбимъ-же, братія, Христа, возлюбимъ наставленіе въ законѣ Христовомъ, возлюбимъ исполненіе закона Христова. Будемъ всегда помнить, что мы христіане и призываемся къ вѣчному блаженству. Вотъ сегодня вы собрались въ семъ святомъ храмѣ, чтобы послушать слово назиданія. Вы слушаете со всѣмъ вниманіемъ одно поученіе за другимъ. Возблагодарите Господа, что Онъ далъ вамъ такое усердіе. Просите у Него помощи въ исполненіи Его закона. О, если бы и другіе, видя, какъ вы оставляете все и приходите во храмъ слушать наставленіе въ законѣ Господнемъ, вспомнили, что и они христіане, что и они должны изучать ученіе Христово, чтобы наслѣдовать вѣчное блаженство за гробомъ, чтобы не терзаться духомъ здѣсь на землѣ! Будемъ молиться, чтобы любовь къ изученію Слова Божія болѣе и болѣе утверждалась среди христіанъ. Услышимъ глаголъ Божій, грозный для нераскаянныхъ грѣшниковъ: Понеже звахъ, и не послушасте, и простирахъ словеса, и не внимасте, но отметасте Моя совѣты, и Моимъ обличеніемъ не внимасте: убо и Азъ вашей погибели посмѣюся, порадуюся же, егда пріидетъ вамъ пагуба (Прит. 1, 24-26). О, да не будетъ это страшное слово обращено къ намъ! Вспомнимъ и другое слово Божіе, страшное для нераскаянныхъ грѣшниковъ, утѣшительное для тѣхъ, кто со страхомъ и трепетомъ содѣваетъ свое спасеніе, кто отъ всей души стремится къ угожденію Богу. Вотъ это страшное и вмѣстѣ утѣшительное слово: Звахъ васъ, и не послушасте; глаголахъ, и преслушасте, и сотвористе лукавое предо Мною, и яже не хотѣхъ, избрасте. Сего ради тако глаголетъ Господь: се работающіи Ми ясти будутъ, вы же взалчете; се работающіи Ми пити будутъ, вы же возжаждете; се работающіи Ми возвеселятся въ веселіи сердца, вы же возопіете въ болѣзни сердца вашего, и отъ сокрушенія сердца восплачетеся (Ис. 65, 12-14).

Боже, помоги намъ познать волю Твою святую, помоги намъ исполнить ее, помоги намъ и другихъ привести ко спасенію. Господи, помоги намъ быть христіанами не по имени только, но и на дѣлѣ, по мыслямъ и чувствамъ и желаніямъ. Тебѣ, Христе Боже, предаемъ себя и всю жизнь нашу, и отъ Тебя помощи просимъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена въ Вологодскомъ каѳедральномъ соборѣ 24 октября 1893 года, послѣ вечерни.

Источникъ: Проповѣди синодальнаго ризничаго Архимандрита Палладія. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1901. — С. 89-95.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0