Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Бесѣда о томъ, что христіанинъ долженъ всегда внимать себѣ
[1].

Если бы кто-нибудь изъ насъ, братія мои, пройдя большое разстояніе, увидѣлъ, что онъ по своей неосмотрительности шелъ не тѣмъ путемъ, какимъ нужно было: какое недовольство самимъ собою явилось бы въ его душѣ! Если бы при этомъ ему уже поздно было отыскивать надлежащій путь, и здѣсь его настигла бы холодная ночь: недовольство его самимъ собою было бы больше. Если бы кто-нибудь, потрудившись съ напряженіемъ всѣхъ силъ надъ какимъ-либо дѣломъ, понялъ, что онъ дѣлалъ совсѣмъ не то, что нужно было, а времени больше не остается, и у него требуютъ уже отчета: какъ велико было бы его раскаяніе! Но все ли потеряно для этихъ людей? Нѣтъ, они терпятъ лишь временный ущербъ, и затѣмъ могутъ снова идти къ своей цѣли, снова трудиться и — не безъ успѣха.

Но, братія мои, есть путь, по которому можно идти только впередъ; есть дѣло, которое дѣлается долго, но только одинъ разъ, и если его сдѣлать не какъ слѣдуетъ, его не возвращаютъ для исправленія. Этотъ путь, это дѣло — наша земная жизнь.

Вотъ ты видишь, что не вѣчно люди живутъ на землѣ, они умираютъ. Слово Божіе и твоя совѣсть свидѣтельствуютъ тебѣ, что Господь призоветъ умершихъ на судъ, потребуетъ у нихъ отчета въ томъ, какъ они провели свою жизнь: Устроится Господь на судъ и поставитъ на судъ люди Своя (Ис. 3, 13). Еще въ годы отрочества ты начинаешь сознавать, что и ты съ каждымъ днемъ приближаешься къ смерти, а потомъ тебѣ предстоитъ или вѣчное блаженство или вѣчное наказаніе: все будетъ зависѣть отъ того, какой судъ о твоихъ дѣлахъ произнесетъ Праведный Судія, всѣмъ бо явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10). Послѣ этого безконечно справедливаго суда тебѣ уже нельзя будетъ родиться снова, начать иную жизнь: мы проходимъ путь земной жизни только одинъ разъ и — не возвращаемся. Ты знаешь это, возлюбленный братъ мой. Но всегда ли ты живо представляешь себѣ тотъ стыдъ, то мучительно горькое — но, увы! безполезное — раскаяніе, тѣ страшныя муки, все то горькое и ужасное, что ты долженъ будешь испытывать во вѣки вѣчные, если теченіе настоящей жизни совершишь не такъ, какъ Богъ велитъ, какъ внушаетъ тебѣ совѣсть? Подумай-же, братъ мой, о тѣхъ безконечныхъ вѣкахъ, какіе предстоятъ намъ за гробомъ. Подумай въ уединеніи, когда ничто не развлекаетъ тебя; подумай особенно тогда, когда ты самъ чувствуешь, что никакое земное наслажденіе, даже лучшія радости земныя, ничто не можетъ удовлетворить тебя, ничто земное не можетъ дать тебѣ мира душевнаго. Знай, что эти часы посылаются тебѣ Богомъ для того, чтобы ты отъ земнаго и тлѣннаго возвелъ очи свои къ вѣчному, къ небу, къ Господу Богу, отъ Котораго только и можно ожидать себѣ помощи. На небо очи свои возведи, братъ мой возлюбленный, и потомъ посмотри на себя самого, посмотри въ глубину своего духа, разсмотри свои дѣла, свои мысли и чувства и желанія. При свѣтѣ Слова Божія спроси себя, насколько путь твой правиленъ, тѣмъ ли путемъ ты идешь, какой можетъ привести тебя къ небу, къ блаженству вѣчному. Смотри, не идешь ли ты тѣмъ путемъ, о которомъ Святое Писаніе говоритъ: Есть путь, иже мнится человѣкомъ правъ быти, послѣдняя же его приходятъ во дно ада (Прит. 14, 12). Внемли себѣ (Втор. 15, 9).

О, если бы, братія мои, мы чаще вспоминали, что Господь потребуетъ у насъ самаго точнаго отчета въ томъ, какъ прожили мы на землѣ, какъ воспользовались тѣми дарами, какими Онъ надѣлилъ насъ, какое добро сдѣлали другимъ, какъ боролись съ грѣхомъ, достигли ль того нравственнаго совершенства, какое было возможно для насъ при нашихъ силахъ, при Божіей помощи! Во всякомъ словѣ праздномъ мы должны будемъ дать отвѣтъ. Всякое худое помышленіе вмѣнится намъ наравнѣ съ самымъ дѣломъ. Внемли себѣ, да не будетъ слово тайно въ сердцѣ твоемъ беззаконія (Втор. 15, 9). Если мы могли сдѣлать добро и не сдѣлали его, то и это не останется безъ осужденія. Какъ внимательны мы должны быть къ себѣ! Горе, горе невнимательному! Внемли себѣ, если хочешь спастись.

Уклоняться съ праваго пути при немощи нашей естественно. Но чѣмъ внимательнѣе мы будемъ, тѣмъ легче намъ предохранить себя отъ этихъ уклоненій, тѣмъ легче снова утвердиться на истинномъ пути. Когда разовьется въ нашемъ тѣлѣ болѣзнь, уже трудно излечить ее: когда болѣзнь только начинается, съ нею бороться не такъ трудно. Если дерево пустило корни глубоко въ землю, его уже не легко вырвать: если оно недавно посажено, его безъ затрудненія можно извлечь изъ земли. Подобнымъ образомъ и борьба съ застарѣвшимъ порокомъ всегда бываетъ трудна. Но нужно быть внимательнымъ, и ты легко усмотришь всякій грѣхъ, когда онъ еще только приражается къ твоей душѣ, когда онъ еще не свилъ себѣ гнѣзда въ твоемъ сердцѣ, не сроднился со всѣмъ существомъ твоимъ. Ты можешь такъ привыкнуть къ извѣстному грѣху, что совершать его для тебя будетъ уже почти такъ-же необходимо, какъ дышать воздухомъ. Всегда спасительно помнить мудрое изреченіе преподобнаго Ефрема Сирина: «ничтожная причина часто бываетъ виною всякихъ золъ: слѣдствіемъ малаго нерадѣнія бываютъ великія и неисцѣльныя язвы».

Не случалось ли вамъ, возлюбленные братія, замѣчать, какъ долго мы выдерживаемъ борьбу съ тѣмъ или другимъ грѣхомъ, когда еще ни разу не были побѣждены имъ: намъ жалко утратить чистоту душевную, мы боимся прогнѣвать Бога. Если мы будемъ внимательны, если всегда будемъ помнить, что мы христіане и призваны къ блаженству вѣчному — эта боязнь грѣха будетъ лучшимъ предохраненіемъ отъ него, какъ слабой птичкѣ робость ея всегда служитъ во благо. Но если мы не внимаемъ себѣ, если предались разсѣянности: мы можемъ совершенно незамѣтно для себя впасть въ тотъ грѣхъ, отъ какого удерживались. Это будетъ началомъ долгаго — если только не постояннаго — рабства грѣху. Кто, согрѣшивъ однажды, не стремился къ повторенію грѣха? Чѣмъ чаще повторяется грѣхъ, тѣмъ ближе онъ становится къ природѣ нашей: онъ какъ-бы роднится съ нами, его отсѣчь бываетъ такъ же больно, какъ отнять отъ тѣла тотъ или другой членъ. Будемъ внимательны, братія мои, чтобы не довести себя до такого состоянія, когда мы сроднимся со всякими грѣхами и не будемъ знать, какой грѣхъ начать искоренять, и какой бы ни стали искоренять, намъ будетъ больно и тяжело, и борьба будетъ почти непосильной. Вотъ почему надобно всегда быть внимательными къ себѣ. Что бы мы ни предпринимали, мы должны спрашивать себя: угодно ли это Богу, не грѣхъ ли это? Если грѣхъ сильно станетъ искушать насъ, не будемъ думать, что можно одинъ разъ сдѣлать уступку грѣху: нѣтъ, и одна уступка ослабитъ насъ до того, что мы не только этому грѣху противиться будемъ уже не въ силахъ, но и съ другими грѣхами борьба будетъ уже труднѣе. Предъ однимъ врагомъ ты дозволилъ себѣ малодушіе: будь увѣренъ, что другіе будутъ для тебя еще страшнѣе, и ты безъ борьбы имъ уступишь, имъ отдашься. Въ жизни нашей все тѣсно связано. Нѣтъ ни одного дѣйствія, ни одного слова, ни одной мысли, ни одного чувства, ни одного желанія, которыя оставались бы одинокими, оставались бы безъ вліянія на дальнѣйшую жизнь нашу. Сдѣланный грѣхъ окрашиваетъ своимъ мрачнымъ цвѣтомъ всю нашу душевную жизнь, лишаетъ насъ той чистой радости, какая свойственна добрымъ христіанамъ. Дурная мысль, удержанная въ сердцѣ, помрачаетъ наше духовное зрѣніе и препятствуетъ войти въ душу добру, если Господь направляетъ въ нее добрый помыслъ, чистое чувство, святое желаніе: добро борется съ живущимъ уже въ душѣ грѣхомъ, омрачается, слабѣетъ. Несомнѣнно, что всякое дѣйствіе человѣка оставляетъ въ его душѣ болѣе или менѣе замѣтный слѣдъ, подобно тому какъ и въ тѣлѣ нашемъ ни одно движеніе, ни одно волненіе, ни одна болѣзнь не проходятъ безслѣдно для всего тѣлеснаго состава нашего, и всякое переживаемое нами чувство кладетъ уже свою печать на нашемъ лицѣ... Внемли себѣ, если хочешь спастись.

Но вотъ, возлюбленный братъ, ты слышишь, что Господь стоитъ у дверей сердца твоего и стучитъ въ нихъ: Онъ хочетъ вечеряти съ тобою (Апок. 3, 20). Ты чувствуешь, что тебѣ хочется сдѣлать что-нибудь доброе. Будь внимателенъ, чтобы не отвергнуть небеснаго Гостя, чтобы не заглушить зарождающейся въ тебѣ любви къ Нему. Какъ часто среди житейскихъ попеченій, среди шума мірской суеты мы бываемъ глухи даже къ тому добру, какое возникаетъ по дѣйствію Божественной благодати въ глубинѣ нашего духа! Какъ часто возникшія въ душѣ добрыя чувства и святыя желанія замираютъ отъ нашего невниманія подобно цвѣтамъ, которые только что распустились и по неосмотрительности садовника рано подверглись дѣйствію вреднаго имъ холода! Будемъ внимательны, братія мои, чтобы не оказаться намъ виновными въ томъ, что отъ нашего небреженія заглохли наши добрыя стремленія!

Не допуская грѣха въ свою душу, стремясь къ тому, чтобы добро болѣе и болѣе водворялось въ нашемъ сердцѣ, будемъ, возлюбленные братія, бояться, какъ бы не подать въ чемъ-либо соблазна ближнему. Будетъ жить среди братій нашихъ, ни едино ни въ чемъ-же дающе претыканіе, да служеніе безпорочно будетъ, но во всемъ представляюще себе якоже Божія слуги (2 Кор. 6, 3-4). О какъ часто неосторожное слово разстраиваетъ доброе состояніе души ближняго! Какъ часто наше не вполнѣ христіанское поведеніе возбуждаетъ недобрыя чувства въ другихъ, отвлекаетъ людей отъ Христа и Его Святой Церкви! Какъ часто наше молчаливое отреченіе отъ Христа, когда мы не хотимъ высказать наше христіанское убѣжденіе, бываетъ причиною того, что существующіе нравственные недостатки въ жизни нашего общества еще болѣе усиливаются, обнаруживая отчужденіе нашихъ братій отъ Христа, отъ Церкви, отъ жизни Божіей! О, если бы мы всегда съ такимъ-же мужествомъ исповѣдывали свои христіанскія убѣжденія предъ нашими братьями о Христѣ, съ какимъ древніе христіане свидѣтельствовали свою вѣрность Христу предъ языческими властями, мудрецами и народомъ! Они до смерти были вѣрны Господу, и чрезъ это все болѣе и болѣе невѣрующихъ обращалось ко Христу. О, если бы намъ своимъ открытымъ исповѣданіемъ нашихъ христіанскихъ убѣжденій поддержать вѣру въ слабыхъ нашихъ братьяхъ, привлечь къ вѣрѣ того, кто, называясь христіаниномъ, не можетъ сказать, что христіанскаго осталось въ его мысляхъ, въ его чувствахъ, въ его жизни! Но помните, возлюбленные, что если мы желаемъ укрѣпить въ вѣрѣ братьевъ нашихъ, то жизнь наша во всемъ должна согласоваться съ заповѣдями Христа Спасителя. Мы должны сами искренно любить чтеніе Слова Божія, посѣщеніе святыхъ храмовъ, соблюденіе уставовъ церковныхъ, должны быть смиренными, самоотверженными и любвеобильными ко всѣмъ. Помните заповѣдь св. апостола Петра: Возлюбленніи, молю, яко пришельцевъ и странниковъ, огребатися отъ плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу: житіе ваше имуще добро во языцѣхъ, да о немже клевещутъ васъ аки злодѣевъ, отъ добрыхъ дѣлъ видѣвше, прославятъ Бога въ день посѣщенія (1 Петр. 2, 11-12). Но бойтесь, христіане, чтобы не исполнилось на васъ слово Божіе: Васъ ради присно имя Мое хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5). Внемли себѣ, христіанинъ.

Будемъ внимательны, братія мои, чтобы наслѣдовать спасеніе, чтобы и другихъ привести ко спасенію. Будемъ при свѣтѣ Слова Божія испытывать свою совѣсть, тщательно провѣрять свои поступки, свои мысли, чувства и желанія. Будемъ и утромъ и вечеромъ давать себѣ отвѣтъ на вопросъ: христіане ли мы? исправляемся ли мы? совершенствуемся ли мы? Братія! Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ, діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити: емуже противитеся тверди вѣрою (1 Петр. 5, 8-9). Пусть путеводителями нашими ко спасенію будутъ святые подвижники, которые въ тиши уединенія строго испытывали свою совѣсть, оплакивали свои самыя незначительныя уклоненія съ пути добра, благодарили Господа за помощь въ добрѣ, и совершенствуясь восходили отъ силы въ силу. Братія! Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5). Не собразуйтеся вѣку сему, но преобразуйтеся обновленіемъ ума вашего, еже искушати вамъ, что есть воля Божія благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24). Такъ будемъ жить, чтобы намъ исполнить волю Божію и сподобиться царства небеснаго. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена въ Вологодскомъ каѳедральномъ соборѣ 10 октября 1893 года, послѣ вечерни.

Источникъ: Проповѣди синодальнаго ризничаго Архимандрита Палладія. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1901. — С. 83-88.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0