Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ недѣлю православія.
Главные признаки истинныхъ чадъ Церкви.

Властію Богомъ данною Святая Церковь нынѣ торжественно произноситъ свой судъ надъ врагами православія. Она отлучаетъ отъ себя тѣхъ людей, которые упорно противятся истинѣ, не желаютъ свой разумъ плѣнить въ послушаніе Церкви и Христу. Она вмѣстѣ съ тѣмъ восхваляетъ и ублажаетъ всѣхъ плѣняющихъ разумъ свой въ послушаніе Божественному Откровенію и подвизавшихся за оное. Свой судъ она заключаетъ трогательнымъ моленіемъ ко Святой Троицѣ о противникахъ своихъ, чтобы они обратились и пришли въ познаніе истины.

Братія! Жалокъ тотъ, кому Церковь не мать. Блаженъ, кто въ мирѣ съ Церковію, кто живетъ ея жизнію, кто не пересталъ быть сыномъ Церкви. Какіе-же главные признаки истинныхъ чадъ Церкви?

Добрый христіанинъ всѣмъ сердцемъ любитъ св. вѣру православную. Нѣтъ для него сокровища болѣе цѣннаго. Онъ старается получше узнать ученіе Церкви. Какъ бы ни былъ высокъ его умъ, онъ смиряется предъ голосомъ Церкви. Онъ знаетъ, что въ настоящей жизни мы можемъ познать истину только отчасти, можемъ познать ее настолько, насколько Богъ благоволилъ ее открыть слабому уму человѣческому. Смиряясь предъ голосомъ Церкви, онъ не сочиняетъ своей вѣры, не увлекается всякимъ вѣтромъ ученія. Онъ никогда не усумнится въ томъ, что истина Христова пребудетъ во вѣкъ. Онъ увѣренъ въ томъ, что торжество православія не временное было, и Церковь будетъ стоять непоколебимо въ родъ и родъ. Глава тѣла церковнаго — Христосъ Спаситель. Онъ хлѣбъ жизни, Онъ лоза истинная, и ни одинъ человѣкъ не можетъ жить истинною жизнію духа, если не будетъ питаться отъ хлѣба сего, если не будетъ хранить своей живой связи съ Божественною лозою Христомъ. Зная это, христіанинъ усердно ищетъ себѣ помощи во св. таинствахъ и во всѣхъ средствахъ, какія предлагаетъ Церковь.

Въ своемъ подвигѣ христіанинъ не одинокъ: онъ — членъ тѣла Христова, членъ Церкви. Его ободряетъ живое сознаніе того, что еще прежде его подъ сѣнію Церкви прошли безчисленыые ряды вѣрующихъ и достигли вѣчно блаженной жизни. И теперь сонмъ вѣрующихъ своею вѣрностію Христову Евангелію, своими молитвами, своимъ прямымъ или косвеннымъ воздѣйствіемъ поддерживаетъ жизнь духовную въ каждомъ отдѣльномъ собратѣ.

Ревностному христіанину нѣтъ бóльшей радости, какъ видѣть, что истина Христова распространяется больше и больше. Своимъ словомъ, своимъ трудомъ, своими пожертвованіями онъ содѣйствуетъ распространенію свѣта Христова на землѣ, привлеченію блуждающихъ во тьмѣ невѣдѣнія въ нѣдра Церкви. Добрый христіанинъ, дорожа сокровищемъ вѣры, всегда стремится сдѣлать обладателями сего сокровища и ближнихъ своихъ, всѣхъ, кого только возможно.

Для него радость великая — посѣщеніе храма Божія, участіе въ общецерковной молитвѣ. Кто охладѣлъ ко храму Божію, кто и въ праздники церковные не спѣшитъ туда, кто не испытываетъ уже радости въ тѣ часы, когда слухъ вѣрующихъ оглашается торжественнымъ исповѣданіемъ вѣры, кто не можетъ умилиться сердцемъ при покаянной молитвѣ своихъ собратьевъ, — тотъ можетъ ли сказать, что и онъ живетъ духомъ и духомъ ходитъ? Не угасилъ ли онъ духа? По крайней мѣрѣ — не угашаетъ ли онъ духа? Не порываются ли послѣднія связи его съ Церковію? Да избавитъ насъ Господь отъ такого состоянія. Кто свѣта не ищетъ, кто свѣта не любитъ или не замѣчаетъ, тотъ находится въ самомъ опасномъ состояніи.

Если мы искренно вѣруемъ, то и дѣла вѣры творимъ. Дерево узнается по плодамъ. Не можетъ быть, чтобы вѣрующій во Христа сознательно допускалъ невѣрность Христу, упорствовалъ въ невѣрности закону Христову. Вѣра и вѣрность нераздѣльны. Истинный ученикъ Христовъ любитъ ближняго своего, какъ и Христосъ сказалъ: О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). Чужая скорбь для христіанина является своею, и онъ старается отереть слезы скорбящаго. Подобно тому, какъ въ древности христіане часто являлись щедрыми жертвователями въ пользу нуждающихся братій, по силѣ и паче силы доброхотными, и нынѣ добрые христіане идутъ на встрѣчу нуждѣ частной и общей, словомъ и примѣромъ возбуждая другъ друга къ братолюбію. Чувство зависти, ненависти, склонность ко мщенію христіанинъ подавляетъ въ себѣ по мѣрѣ силъ своихъ. Всякое дѣло любви къ ближнему, всякій отдѣльный случай самопожертвованія укрѣпляютъ въ человѣкѣ истинную любовь христіанскую; и добрый ученикъ Христовъ ищетъ такихъ случаевъ.

Добрый христіанинъ стремится къ тому, чтобы подавлять въ себѣ всякое проявленіе самолюбія, всякое движеніе прихотливой чувственности, всякую страсть, и воля Божія освѣщаетъ предъ нимъ трудный путь борьбы съ самолюбіемъ и чувственностію. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми! (Гал. 5, 24). Духъ подвижничества всегда отличаетъ истинно вѣрующихъ людей и въ нѣкоторыхъ изъ нихъ достигаетъ особеннаго напряженія. Православная Церковь сильна этимъ духомъ. Множество чадъ ея просіяли въ мірѣ особенною высотою подвижнической жизни. Кто отрицаетъ необходимость и смыслъ подвижничества, тотъ не понимаетъ смысла и красоты христіанства. Говорятъ, что многіе подвижники живутъ сами для себя, только для собственнаго спасенія. Какъ несправедливъ, какъ неоснователенъ этотъ укоръ! Все, что только возможно, сдѣлать для собственнаго спасенія — развѣ это не высокая цѣль? Радость бываетъ на небѣ и объ одномъ грѣшникѣ кающемся. Но думая о собственномъ спасеніи, человѣкъ долженъ искать тѣхъ средствъ, какія особенно пригодны для его цѣли. Стремясь къ этой цѣли путемъ уединеннаго подвига, бѣгая людей ради спасенія, христіанинъ ужели порываетъ духовную связь съ человѣчествомъ? Ужели изъ глубины пустыни не возсіявалъ свѣтъ доброй жизни, не раздавалось вслухъ многихъ людей, вслухъ даже не одной страны, не одного поколѣнія мудрое и могучее слово совѣта о путяхъ жизни духовной или утѣшенія среди скорбей? А одна мысль о томъ, что гдѣ-нибудь въ пустынномъ уединеніи живетъ христіанинъ глубоко вѣрующій, возложившій упованіе на промыслъ Божій, отказавшійся отъ всякихъ утѣхъ и удобствъ житейскихъ, ежедневно распинающій себя духомъ, пламенѣющій любовію къ Богу и добру, достигшій высшей степени безстрастія, ужели эта мысль сама по себѣ не имѣетъ великаго значенія въ дѣлѣ духовнаго обновленія человѣчества? А теплая молитва истинныхъ рабовъ Божіихъ за весь міръ не есть ли одинъ изъ высокихъ видовъ служенія міру? А посмотрите на собранія истинныхъ подвижниковъ. Они нелицемѣрною и чистою любовію любятъ другъ друга, всегда смиряются, даютъ одинъ другому примѣръ въ добродѣтеляхъ всякаго рода и словомъ опытной мудрости содѣйствуютъ взаимному совершенствованію. Высокій строй жизни цѣлаго сонма такихъ подвижниковъ, изъ которыхъ каждый самъ по себѣ можетъ быть образцомъ добродѣтели, оказываетъ неотразимое доброе воздѣйствіе на тѣхъ, кому удается видѣть этихъ ангеловъ во плоти. Чѣмъ больше такихъ иноческихъ общинъ, чѣмъ больше въ нихъ иноковъ, тѣмъ выше должно думать о духовномъ совершенствѣ всего христіанскаго общества, выдѣляющаго членовъ своихъ на особенное служеніе Богу, какъ жертву пріятную, какъ воню благоуханія. Кто осмѣлится отрицать, что во всѣ вѣка подвижничество въ самыхъ разнообразныхъ видахъ было отличительною чертою истинной Церкви, что безъ него немыслимо представить Церковь! И это есть великое, многовѣтвистое древо, отъ котораго прямо или косвенно заимствуютъ духовную пищу и отраду, наставленіе и ободреніе истинные сыны Церкви. Благоговѣніе предъ подвижничествомъ, стремленіе по возможности уподобиться строгимъ подвижникамъ, плоть распять со страстями и похотями никогда не изсякаетъ въ нѣдрахъ истинной Церкви.

Братія! Приложимъ къ себѣ сказанное. Возлюбимъ ученіе Святой Церкви и будемъ усердно поучаться въ законѣ Господнемъ. Глаголамъ Божіимъ не будемъ предпочитать суетныхъ мудрованій человѣческихъ. За вѣру Христову православную будемъ держаться какъ за якорь спасенія. Будемъ всѣми возможными средствами содѣйствовать распространенію вѣры среди невѣрующихъ и утвержденію въ вѣрѣ колеблющихся. Возлюбимъ благолѣпіе храма Божія, не будемъ уклоняться отъ церковныхъ собраній. Вѣруя во Христа, сохранимъ и вѣрность Христу. Не забудемъ, что вѣрный въ маломъ будетъ вѣренъ и въ великомъ. Будемъ любить ближняго всею душею, не любимъ словомъ ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18). Будемъ подавлять въ себѣ самолюбіе, чувственность, все нечистое. Распиная свою плоть, совлекаясь ветхаго человѣка съ дѣяніями его, будемъ облекаться въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины. Будемъ во всѣ дни нашей жизни благодарить Господа Бога, что принадлежимъ къ чадамъ Церкви Христовой. Только никогда при этомъ не будемъ забывать слова св. Апостола Павла: Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Аминь.

1901 г.

Источникъ: Проповѣди синодальнаго ризничаго Архимандрита Палладія. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1901. — С. 27-31.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0