Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.)
Поученіе въ недѣлю православія.
Долгъ православныхъ христіанъ изучать православную вѣру и содѣйствовать ея распространенію.

Въ VIII вѣкѣ въ Византіи явились среди православныхъ христіанъ такіе, которые думали, что святыя иконы ничѣмъ не отличаются отъ идоловъ, и что поклоненіе воздавать имъ не слѣдуетъ. Имѣвшій такія мысли императоръ Левъ Исаврянинъ сталъ требовать отъ патріарха и народа прекращенія иконопочитанія, а кто не слушался его въ этомъ, тѣхъ онъ гналъ. За нимъ слѣдовали императоры Константинъ Копронимъ и Левъ IV — также иконоборцы. Многіе пострадали отъ нихъ за свою вѣрность древнему преданію церковному. Наконецъ, при благочестивой императрицѣ Иринѣ, собрался въ 787 году въ Никеѣ VII Вселенскій соборъ и своимъ постановленіемъ утвердилъ почитаніе святыхъ иконъ. Но потомъ опять находились враги почитанія иконъ. Три византійскихъ императора — Левъ Армянинъ, Михаилъ Косноязычный и Ѳеофилъ, въ IX вѣкѣ, были врагами поклоненія иконамъ. Но вотъ, по смерти Ѳеофила, при благочестивой императрицѣ Ѳеодорѣ, истина восторжествовала: Константинопольскій соборъ 842 года, принявъ съ благоговѣніемъ опредѣленія семи Вселенскихъ соборовъ, объявилъ поклоненіе иконамъ дѣломъ добрымъ, приличнымъ христіанину, и провозгласилъ анаѳему иконоборцамъ. Возстановленіе почитанія святыхъ иконъ было отпраздновано въ Константинополѣ очень торжественно. Это было 19 февраля 842 года. Константинопольскій соборъ опредѣлилъ, чтобы Церковь и на будущее время въ первый воскресный день великаго поста совершала празднованіе побѣды православія надъ иконоборцами и всѣми еретиками. Этотъ праздникъ съ того времени ежегодно совершается въ Православной Церкви.

Братія мои! Люди возстававшіе противъ почитанія святыхъ иконъ, по своему недомыслію, были увѣрены въ своемъ православіи, считали себя правомыслящими, а на самомъ дѣлѣ были далеки отъ православія. Не побуждаетъ ли это и насъ подумать о томъ, вѣрны ли мы православію? Мы называемъ себя православными христіанами. Но таковы ли мы на самомъ дѣлѣ? не можетъ ли Церковь Православная отречься отъ насъ, объявить насъ чуждыми ей? Если мы не истинно православные христіане, если при этомъ мы не поспѣшимъ покаяться, — горе намъ! Кого Церковь свяжетъ и не разрѣшитъ, кого она не признаетъ своимъ, тотъ не имѣетъ части со Христомъ.

Кто-же истинно православный христіанинъ? Тотъ, кто въ единомысліи съ Церковію Православною. Единъ Господь, едина вѣра. Держись той вѣры, какую содержитъ Православная Каѳолическая Церковь, всѣми мыслями и всѣмъ сердцемъ твоимъ усвой и возлюби эту вѣру. А чтобы возлюбить эту вѣру, надобно узнать ее возможно лучше. Вотъ первая обязанность каждаго изъ насъ. Замѣтьте это, братія. Мы должны узнать православіе, научиться отъ Церкви именно тому, чему она учила и учитъ всѣхъ и всегда. Помнятъ ли теперь этотъ долгъ тѣ люди, которые считаются православными? Многіе не только не употребляютъ усилій, чтобы узнать православную вѣру, но и не считаютъ себя обязанными узнать ее. Многіе изъ людей получившихъ нѣкоторое образованіе довольствуются тѣмъ понятіемъ о вѣрѣ, какое сложилось въ ихъ умѣ лишь отчасти подъ вліяніемъ церковнаго ученія, а больше подъ другими вліяніями, не отъ Церкви исходящими. Многіе имѣютъ именно свою вѣру, а не содержатъ вѣры православной. Не потрудились они надъ тѣмъ, чтобы православіе изучить столько, сколько это для нихъ доступно. Есть немало и такихъ людей, которые разсуждаютъ о вѣрѣ сегодня такъ, а въ другой день иначе, которые, не узнавъ православной вѣры, не составили никакого опредѣленнаго воззрѣнія на вѣру, а говорятъ о вѣрѣ лишь подъ вліяніемъ послѣдней прочитанной книги, послѣдней, на лету позаимствованной отъ другихъ, мысли. Позволительно ли такъ относиться къ истинѣ, къ тому сокровищу, которое всего дороже на землѣ, и которое только одно можетъ отверзть намъ врата царства небеснаго? Что будетъ со многими изъ насъ, со всякимъ, кто среди трудовъ и развлеченій не находитъ времени подумать о томъ, истинный ли онъ сынъ Православной Церкви! Братія, не полагайтесь на свой разумъ, на свое сужденіе, а у Церкви поучитесь. Если всякую человѣческую науку мы изучаемъ, пользуясь плодами трудовъ многихъ мыслителей, то какъ-же многіе изъ насъ вѣру православную изучить не хотятъ, а довольствуются своей, въ значительной части самоизмышленной, вѣрой, основанной лишь на жалкихъ, уцѣлѣвшихъ въ памяти, остаткахъ вѣры истинной? О, какъ непрочны человѣческія построенія подобнаго рода! Пусть такой человѣкъ спроситъ свою совѣсть, и онъ устыдится своего легкомысленнаго отношенія къ вопросамъ вѣры, онъ пойметъ, что многіе только на словахъ указываютъ на свою собственную вѣру, на свой собственный разумъ, и что въ сердцѣ своемъ они нисколько не полагаются на эту неясную, неполную, недоказуемую, смѣшанную вѣру, неизвѣстно какъ сложившуюся. Изучите вѣру православную, и вы возлюбите ее, вы получите отъ этой вѣры живое упованіе, которое будетъ крѣпнуть въ вашемъ сердцѣ по мѣрѣ того, какъ вы въ жизни своей будете приносить плоды вашей вѣры.

Еще одно слово. Кто позналъ истину, кто возлюбилъ ее всѣмъ сердцемъ, тотъ всегда стремится подѣлиться своею радостію о обрѣтеніи истины съ другими, другихъ привести къ сладкому ощущенію найденной истины. Егоже писа Моѵсей въ законѣ и Пророцы, обрѣтохомъ Іисуса сына Іосифова, Иже отъ Назарета, — съ великимъ восторгомъ говорилъ одинъ изъ первыхъ послѣдователей Христовыхъ — Филиппъ Наѳанаилу, желая и его сдѣлать ученикомъ Христовымъ (Іоан. 1, 45). Если мы истинно любимъ Христа, мы не будемъ равнодушно смотрѣть на духовную гибель нашихъ братьевъ. Мы пойдемъ съ словомъ братской рѣчи о Христѣ къ тѣмъ, кто забылъ о Христѣ, хотя и называетъ себя христіаниномъ. Мы при каждомъ случаѣ будемъ стараться помочь другимъ въ познаніи истины Христовой. Мы будемъ содѣйствовать распространенію знанія вѣры въ народѣ православномъ всѣми зависящими отъ насъ средствами. Не забудемъ конечно и того, что есть и въ отечествѣ нашемъ и за предѣлами его много людей, для которыхъ еще совсѣмъ не возсіялъ свѣтъ Христовъ. Если мы любимъ Христа, то безъ-сомнѣнія подумаемъ объ участи этихъ людей.

Есть въ Россіи Православное Миссіонерское Общество, распространяющее вѣру православную по мѣрѣ своихъ средствъ. Оно приготовляетъ и посылаетъ на проповѣдь благовѣстниковъ вѣры Христовой, оно строитъ для новокрещенныхъ училища и церкви, оно снабжаетъ эти училища и церкви книгами, священными облаченіями и всѣмъ необходимымъ, оно подаетъ посильную вещественную помощь новокрещеннымъ, отъ которыхъ отреклись, которыхъ даже тѣснятъ ихъ прежніе единовѣрцы, даже родичи. Чѣмъ лучше приготовлены будутъ благовѣстники вѣры Христовой, чѣмъ многочисленнѣе будетъ ихъ составъ, чѣмъ больше великолѣпныхъ храмовъ, благоустроенныхъ монастырей и добрыхъ школъ воздвигнется среди новокрещенныхъ и еще не крещенныхъ, чѣмъ больше книгъ о вѣрѣ будетъ распространено, чѣмъ замѣтнѣе будетъ общая ревность православныхъ русскихъ людей о насажденіи вѣры православной, о прославленіи имени Христова: тѣмъ больше мы успѣемъ въ обращеніи ко Христу невѣрующихъ, тѣмъ лучше утвердятся въ вѣрѣ уже просвѣщенные вѣрою. Если мы не откликнемся на призывъ Православнаго Миссіонерскаго Общества, если съ любовію не дадимъ на его святое дѣло отъ себя посильныхъ лептъ, хотя на всякія удовольствія и прихоти охотно тратимъ свои средства: не значитъ ли это, что мы мало любимъ Христа, что у насъ не только нѣтъ полнаго самоотверженія, но и совсѣмъ почти изсякла любовь къ человѣчеству? Кто любитъ Христа и человѣчество, тотъ конечно откликнется и посильную лепту принесетъ на великое дѣло насажденія вѣры православной, этого величайшаго на землѣ сокровища.

Авва Серапіонъ Синдонитъ, желая обратить ко Христу одно семейство комедіантовъ-язычниковъ, продалъ себя имъ за двадцать монетъ и, служа имъ, успѣлъ обратить всѣхъ ихъ ко Христу; послѣ этого онъ возвратилъ имъ деньги и ушелъ для новыхъ подвиговъ. Въ другой разъ авва Серапіонъ продалъ себя одному манихею и въ два года успѣлъ отклонить отъ ереси и присоединить къ Церкви его самого, его жену и весь домъ ихъ; преподавъ имъ много наставленій. онъ и отъ нихъ удалился, причемъ возвратилъ имъ и деньги, за которыя продалъ себя (Лавсаикъ, Палладія Епископа Еленопольскаго. Гл. 69 и 70. Въ русскомъ переводѣ съ греческаго, изд. второе, Спб. 1854, стр. 210-213). Вотъ самоотверженіе ради спасенія ближнихъ. О, если бы этотъ примѣръ пробудилъ и въ нашихъ сердцахъ любовь къ ближнимъ и желаніе служить дѣлу ихъ спасенія всѣми зависящими отъ насъ средствами!

Господу помолимся, да поможетъ Онъ намъ усвоить истину Христову, и да распространитъ Онъ и утвердитъ эту истину во всѣхъ предѣлахъ нашего дорогаго Отечества и за предѣлами его. Аминь.

1896 г.

Источникъ: Проповѣди синодальнаго ризничаго Архимандрита Палладія. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1901. — С. 23-27.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0