|
||||||||||||||||||
|
Слово пастыря ![]() ![]() ![]() ![]() Русскіе проповѣдникиУказательА | Б | В | Г | Д | Е ![]() З | И | І | К | Л | М ![]() Н | О | П | Р | С | Т ![]() Ф | Х | Ш | Ѳ | N Біографіи Слова и поученіяВъ день Святой Пасхи![]() На праздники Господскіе ![]() На праздники Богородицы ![]() На праздники святыхъ ![]() На Четыредесятницу ![]() На дни Цвѣтной тріоди ![]() На воскресные дни ![]() На Новый годъ (1/14 янв.) ![]() На царскіе дни ![]() Въ дни рукоположеній ![]() Въ дни поминовеній ![]() Военныя проповѣди Святѣйшій СѵнодъГрамоты и посланіяПроповѣди прот. Г. ДьяченкоГодичный кругъ поученійПроп. архим. ПантелеимонаНа всѣ воскресные дни годаСоборъ 1917-1918 гг.Дѣянія Собора 1917-1918 гг.![]() Новые мученики Россійскіе Календарь на Вашемъ сайтѣСсылка для установкиПравославный календарьНовости сайта
2015-01-19 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.): Слово въ день Крещенія Господня 2015-01-19 / russportal Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.): Изъясненіе одного изъ пѣснопѣній Богоявленія 2015-01-07 / russportal Архіеп. Сергій (Спасскій) († 1904 г.): Слово въ день Рождества Христова 2015-01-07 / russportal Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.): Слово на день Рождества Христова 2014-12-13 / russportal Прав. Іоаннъ Кронштадтскій: Слово на день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго 2014-12-13 / russportal Архіеп. Павелъ (Лебедевъ): Слово въ день св. Апостола Андрея Первозваннаго Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
![]() НII. Пасха Христова.
Въ событіи Воскресенія Христова началомъ радости является то, что Онъ, проповѣдникъ божественной любви, отвергнутый, поруганный, распятый и умершій на крестѣ, — воскресъ и явился любящимъ Его — живымъ и торжествующимъ. Однако, не въ этомъ только радость Воскресенія Христова. Въ жизни міра бывали, хотя и рѣдко, и другіе случаи воскресенія умершихъ. Но тѣ воскресенія не измѣняли общаго хода жизни. Воскресшіе изъ мертвыхъ, хотя и продолжали свою прерванную смертію жизнъ, но въ свое время они вновь обязательно должны были подвергнуться смерти, которая продолжала господствовать въ мірѣ. Христосъ же Спаситель Своимъ воскресеніемъ ниспровергъ и побѣдилъ самую смерть окончательно и безповоротно не только лично для Себя, но и для всѣхъ насъ, вѣрующихъ въ Него. Ставъ человѣкомъ, Онъ сосредоточилъ въ Себѣ все человѣчество и сталъ Спасителемъ для всѣхъ людей, которые только пожелаютъ черезъ свою вѣру войти въ Его жизнь. Онъ ввелъ въ человѣчество новую божественную силу — способность къ воскресенію и къ вѣчной совершенной и блаженной жизни. Поэтому Св. Церковь и поетъ Ему: «Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси, Христосъ, Богъ насъ преведе, побѣдную поющія». Воскресеніе Христово является залогомъ и началомъ нашей личной побѣды надъ смертью, залогомъ вѣчной жизни для каждаго вѣрующаго въ Него. Смерть, хотя и продолжаетъ дѣйствовать въ каждомъ изъ насъ, но послѣ Воскресенія Христова, смерть потеряла всякую остроту и силу, ибо мы всѣ воскреснемъ, какъ воскресъ Первенецъ изъ мертвыхъ Христосъ Спаситель. Поэтому мы и восклицаемъ: «Гдѣ твое смерти жало, гдѣ твоя аде побѣда?» Вотъ эта Христова, а черезъ Него и наша, побѣда и наполняетъ наши души несказаннымъ веселіемъ. Мы всѣ, будучи по тѣлу смертными, должны пройти черезъ врата смерти, но, имѣя душу безсмертную и богоподобную, мы своимъ чувствомъ воспринимаемъ дарованную намъ Христомъ черезъ Его воскресеніе новую безсмертную жизнь. Для того, чтобы пріобщить насъ къ Своей жизни, сдѣлать насъ Ея участниками, Христосъ Спаситель прожилъ земную жизнь, указывая намъ путь новой жизни. Примѣромъ Своей земной жизни, участіемъ, страданіемъ, смертію и воскресеніемъ Господь обезпечилъ намъ, существамъ свободнымъ и разумнымъ, возможность черезъ подвигъ нашей собственной жизни, войти въ Его жизнь. Воспринимая эту новую жизнь, мы и радуемся тому, что въ лицѣ Господа Іисуса Христа воскресла наша собственная жизнь, ибо мы во Христа крестились и во Христа облеклись. Мы радуемся предверію блаженнаго вѣчнаго рая, который отверзаетъ намъ Господь Своимъ воскресеніемъ. Радость воскресенія нисходитъ въ наши души черезъ Св. Церковь, таинственно. Если мы по церковному подготовимъ себя къ празднику Воскресснія Христова, то въ самый праздникъ мы можемъ воспринять такой же свѣтъ и радость и миръ, которые озарили сердца св. Апостоловъ и Женъ Мѵроносицъ, когда явился имъ Воскресшій Господь и они убѣдились въ томъ, что Онъ предстоитъ предъ ними въ славѣ и торжествѣ. До нѣкоторой степени мы, грѣшные люди, можемъ прикоснуться даже къ тому божественному свѣту, который осіялъ Божію Матерь, когда Она послѣ Своихъ страданій при крестѣ, восприняла отъ Ангела вѣсть о воскресеніи Ея Божественнаго Сына. Съ благоговѣйнымь трепетомъ мы можемъ приблизиться къ тому сладостному Богообщенію, который отверзся для Пречистой Дѣвы, въ высочайшей степени, когда Она узрѣла воскресшимъ и въ божественной славѣ Своего Сына. Св. Церковь. съ мудрой осмотрительностью, по повѣствованію Евангелистовъ, не ставитъ Божію Матерь, какъ мать, въ числѣ свидѣтелей Его воскресенія, но черезъ Нее, родную намъ по человѣчеству, низводитъ въ міръ радость Воскресенія. «Ангелъ вопіяше благодатнѣй: чистая Дѣва, радуйся; и паки реку радуйся: Твой Сынъ воскресе тридневенъ отъ гроба, и мертвыя воздвигнувый, людіе веселитеся». Но для того, чтобы насладиться радостію Воскресенія Христова, чтобы не оказаться въ сторонѣ отъ невечерняго дня, отъ лучей божественной вѣчности, чтобы не остаться холодными и безразличными, мы должны принести Христу Спасителю и нѣчто лично отъ себя. «Аще кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится сего свѣтлаго и добраго торжества» — научаетъ св. Іоаннъ Златоустъ. Благочестіе — это почитаніе Господа Бога, какъ нашего Небеснаго Отца и Св. Церкви, какъ Невѣсты Христовой, какъ нашей матери. Боголюбіе — это любовь къ Богу, какъ къ живой Личности. Эти качества души возростаютъ и укрѣпляются черезъ подвигъ церковной жизни. Св. Церковь воспитываетъ своихъ чадъ благочестивыми и боголюбивыми и даетъ намъ возможность стать участниками Воскресенія Христова. Пусть же всѣ мы озаримся радостью Воскресенія и возвеличимъ въ сердцахъ нашихъ воскресшаго тридневно отъ гроба Христа Жизнодавца: «Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало, и играюще поемъ виновнаго, единаго благословеннаго отцевъ Бога и препрославленнаго».
Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 119-121.
|
||||
«Русскiй Порталъ» © 2004-2019 |